Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:17, курсовая работа
Цель перевода (как ее определяет А. В. Федоров) – как можно ближе познакомить читателя (или слушателя), не знающего ИЯ, с данным текстом (или содержанием устной речи).
Я.И. Рецкер дал переводу следующее определение: «Перевод – это точное воспроизведение подлинника средствами другого языка с сохранением единства содержания и стиля. Этим перевод отличается от пересказа, в котором можно передавать содержание иностранного подлинника, опуская второстепенные детали и не заботясь о воспроизведении стиля.
ВВЕДЕНИЕ ………...……………………………………………………….……..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Определение понятия и термина «авторский неологизм»….....6
1.2. Уяснение значения авторского неологизма………….………....9
1.3. Перевод авторских неологизмов…………………….….………20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Образование семантических неологизмов..……………..……..24
2.2. Образование путем словосложения…………………………….27
2.3. Аффиксальный способ образования…..…………….….………34
2.4. Заимствование из других языков………………………………..37
2.5. Образование неологизмов-телескопных слов…..……......…..…39
2.6 Образование неологизмов-сложносокращений……..…....…….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...………….42
ПРИЛОЖЕНИЕ ...………………..……………………………..….……44
Хотя эквиваленты-кальки «страдают» буквализмом, краткость и потенциальная терминологичность делает их весьма привлекательными для использования в газетно-публицистических и общественно-научных работах.
1.3.3. описательные эквиваленты
Описательные
эквиваленты относятся к
ФИЯ ФПЯ ФИЯ ФПЯ
калькирование описательный эквивалент
Другими словами, описательный перевод состоит в передаче значения английского слова при помощи более или менее распространенного объяснения. Этот способ можно применять как для объяснения значения в словаре, так и при переводе неологизмов в конкретном тексте.
1.3.4. Функциональная замена.
Прием
функциональной замены наиболее часто
употребляется для перевода авторских
неологизмов, т.к. он является особенно
актуальным в случае так называемой безэквивалентной
лексики, т.е. когда ни одно из соответствий
предлагаемых словарем, не подходит к
данному контексту. Новые слова в стремительно
развивающейся современной цивилизации
не менее стремительно возникают и бытуют
для обозначения предметов и явлений,
с которыми сталкиваются отдельные народы
или целые группы стран. Никакие новые
словари или дополнения или приложения
к словарям не успевают за таким потоком
словообразования, и, по существу именно
переводчикам первым приходится принимать
«удар на себя», изобретать функциональные
соответствия, которые впоследствии могут
оказаться либо удачными и войти в словарь
переводящего языка, а вслед за этим –
и в двуязычные словари, либо менее удачными,
пригодными только для разового употребления.
Глава II. Практическая часть
В этой части рассмотрены способы словообразования и приемы перевода авторских неологизмов на примерах их употребления. Для уяснения значений слов из контекста представлены небольшие отрывки романов Дж. Роуллинг. Для анализа приведены из словарей наиболее подходящие по контексту слова, даны переводы различных переводчиков, рассмотрены всевозможные аллюзии и ассоциации.
2.1. Образование семантических неологизмов
Особенно много слов, которые приобрели новые значения, Дж. Роулинг использовала для номинации явлений и предметов, связанных с квидишем, колдовской игрой на метлах.
Так слово seeker – «человек, ищущий что-либо; исследователь; самонаводящийся снаряд» получает в произведениях о Гарри Поттере новые значения «ищейка» и «ловец» (в разных переводах) – игрок, который должен найти и поймать Золотого проныру (Golden Snitch) раньше Ищейки из другой команды.
Для перевода авторского неологизма были применены: в первом варианте – дословный перевод, во втором варианте – функциональная замена, так как здесь в отличие от значения исходного слова, выражающего первую задачу игрока (найти), в зависимости от контекста акцентируется внимание на выполнение игроком его второй, основной задачи (поймать).
It's the Seeker's job to catch it.
Задача Ищейки — найти и схватить его.
Слово chaser («охотник, преследователь, истребитель, морской охотник») относится к семантическому полю «преследующий кого-либо или что-либо», и, хотя относится к тому же семантическому полю в книгах Роулинг, оно в разных версиях перевода получает новые значения «охотник» или «нападающий» – один из трех игроков в команде для игры в квидиш (Quidditch), задача котoрых – передавать друг другу кваффл (Quaffle), постаравшись забросить его в одно из трёх колец противника и зарабoтaть своей команде по десять очков при каждом попадании. Для перевода в первом варианте был применен дословный перевод, т.к. есть соответствие в переводящем языке; во втором варианте – функциональная замена, т. к. здесь у переводчиков, вероятно, возникла ассоциация с нападающим в футболе, потому что его основная задача, как и у нападающего в квиддише, – забить гол.
“…The Chasers throw the Quaffle to each other and try and get it through one of the hoops to score a goal…”
Охотники бросают его друг другу и стараются забить гол в одно из колец, это приносит десять очков.
Слово beater происходит от английского слова beat («бить») и имеет значение «битник» (разг.), «чемпион» (разг.), «загонщик» (охот.). Также оно обозначает лицо или предмет, которое бьет, взбивает, отбивает и т. п. – по значению глагола beat (ср. drum-beater – барабанщик, egg-beater – взбивалка для яиц). В разных изданиях романов Дж. Роуллинг на русском языке неологизм beater переведен как «отбивала», «отбивающий» или «загонщик» – это игрок квидишной команды, задача которого – защищать свою команду от мячей-нападал (Bludger), отбивая их специальной битой. Для перевода второго и третьего варианта был применен дословный перевод, для первого варианта применен прием функциональной замены (т.к. нет соответствия в переводящем языке) и создан окказионализм.
“There are two Beaters on each team who carry clubs to beat the Bludgers away from their side.”
«В каждой
команде по два отбивающих, у которых есть
биты, которыми они отбивают бладжеры
со своей половины».
Слово catcher происходит от английского глагола catch (ловить, хватать, поймать) и имеет значение «игрок в бейсболе, стоящий у «домашней» базы (home base) и принимающий мяч; керновательное устройство; ограничитель; улавливатель; уловитель и др.». В романах о Гарри Поттере оно становится неологизмом и означает прежнее название «охотника» (Chaser) в игре квидиш (Quidditch). Переводится как «Хвататель». Для перевода использован прием функциональной замены, т.к. создан окказионализм
“We enjoyed a spirited game of Kwidditch last Saturday night, though poor Gunhilda was not up to playing Catcher, and we had to use Radulf the blacksmith instead.”
«В прошлую субботу мы смогли насладиться игрой в куиддич – и это несмотря на то, что Гунхильда не могла быть Хватателем, и ее пришлось заменить кузнецом Рэдальфом».
В английском языке есть несколько переводов слова bludger – «сутенер; сводник; сачок, бездельник, тунеядец; нахлебник, прихлебала (австрал., новозел.)» Если проследить историю этого слова с указанным значением «сутенер», мы увидим, что оно с таким же значением образовано от слова bludgeoner, которое в свою очередь произошло от bludgeon (дубинка; бить дубинкой). Сравнивая полученное значение со значением слова bludger в романах о Гарри Поттере – железный мяч, который в игре квиддиш преследует любого игрока и пытается его сбить с метлы, а отбивалы (Beater) отгоняют его от игроков своей команды с помощью специальных бит (clubs) – мы можем найти общий семантический признак «бить, сбивать». В различных изданиях этот неологизм переведен как «нападала» или «бладжер». Для перевода в первом случае использовался прием функциональной замены, т.к. создан окказионализм (т.е. нет соответствий в переводящем языке).
“The Bludgers rocket around, trying to knock players off their brooms. That's why you have two Beaters on each team — the Weasley twins are ours — it's their job to protect their side from the Bludgers and try and knock them toward the other team.”
«…Нападалы гоняют вокруг и пытаются сшибить игроков с метел. Поэтому в каждой команде есть два Отбивалы — у нас это двойняшки Уэсли — их задача защитить свою команду от Нападал и отогнать их к другой команде...»
В романах Дж. Роуллинг слово squib (сквиб/шваб) имеет значение «человек, рожденный в колдовской семье, но не имеющий никакой магической силы», а в английском словаре перевод его – «ничтожество; низкий или худой человек; трус, трусливый человек (австрал. сленг)». Из двух вариантов перевода слов можно выделить общий семантический признак: «презираемый окружающими людьми человек, пренебрежительное, если не презрительное, отношение», т.е. данный авторский неологизм является стилистическим. Для перевода первого варианта применен прием транскрибирования, для второго варианта – прием функциональной замены. Значение неологизма squib также можно понять из контекста:
“Well—it's not funny really—but as it's Filch, he said. “A Squib is someone who was born into a wizarding family but hasn't got any magic powers.”
«Ну... на самом деле это не смешно... но раз уж речь о Филче,» – не вполне связно заговорил он, – «швахом называют того, кто родился в колдовской семье, а сам не имеет никакой магической силы».
2.2. Образование путем словосложения
2.2.1. Образование сложных слов из словосочетаний
Сложное слово quick-quotes (quill) (принципиарное перо или прямоцитирующее перо в другом переводе) состоит из основ quick – «быстрый, скорый», quote – «цитировать; ссылаться; брать в кавычки; кавычки» и окончания множественного числа -s. Для перевода использован прием функциональной замены. Так как значение слова малопонятно из перевода его компонентов, вероятно, слово переведено при уяснении контекста:
“You won't mind, Harry, if I use a Quick-Quotes Quill? It leaves me free to talk to you normally...”
Harry hooked down quickly at the quill. The moment Rita Skeeter had spoken, the green quill had started to scribble, skidding across the parchment.
«Ты не возражаешь, Гарри, если я воспользуюсь принципиарным пером? Тогда мы сможем свободно разговаривать...»
Гарри быстро перевёл взгляд на перо. Оно, стоило Рите заговорить, принялось строчить, скача по пергаменту.
Сложное слово nose-biting (teacups) (кусающие за нос чашки) состоит из основ nose– «нос», bite – «кусать, жалить; укус; след укуса» и окончания образованного от глагола сложного прилагательного –ing. Для перевода применен прием распространения.
They left Zonko's with their money bags considerably lighter than they had been on entering, but their pockets bulging with Dungbombs, Hiccup Sweets, Frog Spawn Soap, and a Nose-Biting Teacup apiece.
Когда они ушли от Зонко, кошельки их сильно полегчали, зато карманы отяжелели от навозных бомб, леденцов-икунцов, мыла из лягушачьей икры и кусающих за нос чашек.
Сложное слово wit-sharpening (potion) (умострильное зелье) состоит из основ wit – «разум, ум», sharp – «заострять; точить, затачивать» и окончания образованного от глагола сложного прилагательного -ing. Для перевода применен прием функциональной замены, т.к. методом словосложения образован окказионализм.
Hermione gave them a sarcastic smile and a wave, and she, Harry, and Ron started unpacking the ingredients they would need for their Wit-Sharpening Potion.
Гермиона саркастически улыбнулась и помахала им рукой, после чего, вместе с Гарри и Роном, принялась доставать компоненты, необходимые для умострильного зелья.
Конструкция blast-ended (skrewt) (взрывастые (драклы) или огнеплюй-мантикраб) состоит из основ blast – «взрыв; взрывчатка; взрывать», end – «конец» и окончания Participle I –ed. Пользуясь случаем, разберем также слово skrewt, хотя оно и не относится к данному пункту классификации. Оно является окказионализмом, образованным по непродуктивной модели вероятно или от английского слова screw – «винт, шуруп, тиски для больших пальцев (орудие пытки); скручивать, сжимать», или от голландского kruit – «взрывчатое вещество», или от Screwtape – имени беса, героя книги Клайва Льюиса «Письма Баламута» (Screwtape letters). Для перевода авторского неологизма использовался прием функциональной замены. Как уже неоднократно говорилось, контекст помогает понять значение данной конструкции, так как сама Дж. Роуллинг дает описание этого волшебного существа:
Each of them was now approaching six feet in length. Their thick gray armor; their powerful, scuttling legs; their fire-blasting ends; their stings and their suckers, combined to make the skrewts the most repulsive things Harry had ever seen.
Каждый дракл достигал шести футов в длину. Их серые панцири, мощные крабьи ноги, жала, присоски и плюющие огнём хвосты делали драклов самыми отвратительными созданиями, когда-либо виденными Гарри.
2.2.2. Образование сложных слов по моделям
a) образование нового сложного слова как наименование для определенного явления реальной действительности
Например,
слово hinkeypunk переведёно в разных
вариантах как «финтиплюх»/«болотняник»/«