Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа
Изучение иностранных языков составляет несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.
Часто в школах преподавание грамматики ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает.
Поэтому не случайна тема нашей работы: « Применение схем-опор при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку».
Введение
Глава 1. Процесс формирования грамматических навыков английского языка на начальном этапе обучения
1.1 Возрастные особенности развития младших школьников
1.2 Этапы формирования грамматических навыков
1.3 Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке
1.4 Схемы – опоры, символы и их роль в обучении английскому языку
Вывод
Глава 2. Применение символов при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения
2.1 Методика проведения опытно-исследовательской работы
2.2 Диагностика уровня сформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса
2.3 Описание хода проведения опытно-исследовательской работы
2.4 Анализ и описание достигнутых результатов
Вывод
Заключение
Список литературы
Трудности возникают и при определении значения и употреблении того или иного грамматического явления, поскольку при объяснении они редко увязываются с речевыми функциями, свойственными данной грамматической структуре. Игнорирование речевой функции при объяснении косвенно приводит к тому, что форма и значение, не «привязанные» к конкретному речевому контексту, быстро забываются или вступают в противоречие и путаются с близкими по форме или значению структурами.
Для
того, чтобы правильно организовать
ознакомление с грамматической структурой
и ее тренировку, предвосхитить и
максимально сократить
Соловова
Е.Н. [10,107] классифицирует возможные
трудности при обучении грамматике
с позиции возникновения
Межъязыковая интерференция.
В любом языке при изучении грамматики выделяют морфологию и синтаксис. В морфологии изучают различные части речи, словообразование и т.д. Синтаксис рассматривает вопросы построения простых и сложных предложений, пунктуацию, прямую и косвенную речь и многое другое.
В то же время, например, при изучении раздела «Имя существительное» в русском, английском, немецком, испанском и французском языках можно найти много особенностей, свойственных только одному из этих языков.
Со изучение родного и иностранного/иностранных языков неизбежно приводит к определенной межъязыковой интерференции, когда правила из одного языка механически переносятся на другой, что и приводит к появлению ошибок.
Внутриязыковая интерференция.
В
изучаемом языке существует достаточно
большое количество грамматических
явлений, которые учащиеся могут перепутать,
особенно если при этом данные явления
полностью или частично отсутствуют в
родном языке. Так, например, при изучении
английского языка трудно различаются
учащимися временные формы глаголов, особенно
формы перфекта и продолженных времен,
которых нет в русском. Настоящее, будущее
и прошедшее время в английском языке
может быть выражено различными временными
формами. Для русскоязычных учащихся такое
обилие временных форм, а также связанное
с ними явление согласования времен не
может не представлять трудностей и не
способствовать появлению ошибок.
1.4
Схемы – опоры, символы и
их роль в обучении
В методике преподавания иностранных языков символы широко используются в обучении лексике и грамматике. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике и формировании грамматических навыков заключается в том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала. Выражение в символах грамматического содержания или формы высказывания есть не что иное, как переход к теоретическому воспроизведению действительности, анализу смысла высказывания, его структуры, созданию модели высказывания. Создание образно-символических форм, используемых в обучении лексике и первичной грамматике (существительное - треугольник, модальный глагол - круг, смысловой глагол - прямоугольник и т.д.) имеет особое вспомогательное значение в раннем обучении иностранному языку, поскольку при исследовании уровня умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста из всей совокупности показателей, определяющих этот уровень, в первую очередь выделяется показатель развития наглядно-образного мышления, которое наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Для закрепления глаголов или иных грамматических структур уместно использовать динамические наглядные пособия типа логарифмической линейки. На линейке и движках нанесены символы смысловых глаголов, существительных, прилагательных и т.д., которые можно менять или группировать в зависимости от прохождения определенных грамматических конструкций. Данное пособие позволяет показать изменение конструкции повествовательного предложения в конструкцию вопросительного.
Обучение
грамматике и формирование грамматических
навыков отличается широким использованием
графической наглядности. В качестве примера
можно указать на возможности использования
в обучении глаголу так называемой «шкалы
времен» для объяснения соотнесенности
временных форм. «Момент говорения» (настоящее
время) обозначается на шкале нулем. Действия,
совершившиеся до этого момента, откладываются
с левой стороны шкалы (-), действия, которые
совершатся в будущем, - с правой (+).
Как показала практика, использование
структурных формул облегчает учащимся
и усвоение, и запоминание грамматических
явлений, так как позволяет нагляднее
представить их существенные компоненты.
Использование наглядности не исключает,
а предполагает активную мыслительную
деятельность учащихся, в основе которой
лежит единство аналитической и синтетической
форм мышления. Подобного рода символические
наглядности помогают ребенку достаточно
быстро вспомнить заученные фразы и небольшие
предложения, способствуют формированию
всех видов навыков, а также грамматических
и использовать их в речи.
Вывод
В ходе решения поставленных нами задач мы пришли к следующим выводам:
Глава 2. Применение символов при формировании
грамматических навыков у младших
школьников на начальном этапе обучения
2.1
Методика проведения опытно-
Базой исследования явилась школа №1241 города Москвы Центрального Административного округа. В исследовании принимали участия учащиеся 3 «А» класса.
Целью исследования было на практике убедиться в том, что символы эффективно влияют на формирование грамматических навыков у младших школьников. В ходе проведения опытно- исследовательской работы предстояло решить следующие задачи:
Основным методом исследования выступил метод эксперимента, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На каждом из этих этапов применялись частные методы, в том числе эмпирические:
Математически-
Графические (диаграммы).
Всего
было проведено 12 уроков английского
языка, на каждом из которых были использованы
и символы. Все эти уроки были
направлены на формирование и совершенствование
грамматических навыков.
2.2
Диагностика уровня сформированности
грамматических навыков у учащихся 3 «А»
класса
Диагностика
сформированности грамматических навыков
проводилась в ходе констатирующего
этапа опытно-
В связи с тем, что упражнения должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников, был подобран тест, состоящий из 2 заданий: 3 вопроса, на которые нужно было дать краткий утвердительный ответ и 5 предложений, в которых нужно было выбрать правильный ответ (см. Приложение №1). Проверялись следующие грамматические темы: глагол в Present Simple в 3 л. ед. числе; модальный глагол can; to be в Present Simple и Past Simple.
В зависимости от качества выполнения теста были выделены три уровня сформированности грамматических навыков:
Низкий - учащиеся не справились с выполнением заданий, допустили максимум ошибок, не написали ответы на вопросы.
Средний - учащиеся допустили минимум ошибок, дали правильные краткие ответы к вопросам.
Высокий - учащиеся не допустили ошибок, дали правильные ответы на вопросы.
В
ходе обработки полученных данных на основе
показателей сформированности грамматических
навыков у учащихся были выявлены следующие
уровни:
Фамилия, имя учащегося | Уровни сформированности грамматических навыков | |||
низкий | средний | высокий | ||
1 | Войнич Артур | + | ||
2 | Вовченко Ксения | + | ||
3 | Вольная Елизавета | + | ||
4 | Колеса Анна | + | ||
5 | Разина Софья | + | ||
6 | Реунин Георгий | + | ||
7 | Цой Александр | + | ||
8 | Цымбалова Мария | + |
Данные по выявлению уровня сформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса также отражены в диаграмме. (см. Приложение №2)
Из приведенных выше данных видно, что на констатирующем этапе из восьми учащихся двое имели низкий уровень сформированности грамматических навыков, трое - средний уровень, трое учащихся – высокий уровень.
Исходя
из полученных данных и анализа трудностей,
которые испытывали учащиеся при выполнении
данных заданий, была спланирована дальнейшая
работа, предполагающая применение символов
для формирования новых грамматических
навыков и совершенствования уже сформированных.
2.3
Описание хода проведения опытно-исследовательской
работы
На
формирующем этапе исследования
было разработано и проведено 8 уроков,
в течение которых при
В этой связи была разработана система упражнений, которые были направлены на решение следующих задач: избежать излишней терминологии; чередовать формы работы, которые бы вызывали активность всех учащихся; сделать процесс обучения грамматике интересным, познавательным. При этом учитывались следующие требования: уровень сложности заданий находился в зоне ближайшего развития учащихся; данные задания были посильны всем учащимся; задания были связаны с темой урока.
На
уроках учитель постепенно вводил символы,
которыми заменялись члены предложений.
Сначала учитель объяснял, что каждый
символ означает, и какие слова он может
заменить. Для закрепления материала предлагалось
представить предложения в виде модели.
Когда значения символов были усвоены,
задания изменились – теперь надо было
составить предложения по заданным моделям.
На первом уроке учитель предложил детям рассказать о себе и своем друге, используя модели:
Данное задание показало, что детям легко с ним справиться, потому что, во-первых, у них есть план, а во-вторых, слабым ученикам легче запомнить порядок слов в предложении.