Роль категорий связности и целостности в обеспечении организации современного английского текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:19, дипломная работа

Описание

Цель исследования заключается в установлении роли категорий связности и целостности в обеспечении организации современного английского текста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

ГЛАВА 1 ТЕКСТ КАК ЗАКОНЧЕННОЕ ИНФОРМАТИВНОЕ И СТРУКТУРНОЕ ЦЕЛОЕ …………………………………………..
Структура текста…………………………………….
Категории текста……………………………

ГЛАВА 2

ЦЕЛОСТНОСТЬ И СВЯЗНОСТЬ КАК КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

2.1 Понятие целостности текста в современной лингвистике........

2.2 Общая характеристика различных видов связности текста...........

2.3 Средства связности современного английского текста……………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.docx

— 71.17 Кб (Скачать документ)

Остановим наше внимание на абзацном членении, которое может носить как объективный, так и субъективный характер.

Объективное членение текста обусловлено прагматической установкой самого текста – подчинено структурной логике развертывания содержательно–фактуальной информации. Так, например, абзацы в тексте, оформляя его линейное развертывание, могут прояснять логику изложения.

Субъективное членение текста, напротив, обусловлено прагматической установкой автора, связано с его  субъективными потребностями в  сегментации текста, а именно в  стремлении передать свое отношение  к описываемому,  усиливая для этого логичность построения текста или, наоборот, нарушая ее за счет использования композиционно-стилевых приемов членения текста, носящих субъективный характер; к таким приемам и относится абзац, при помощи которого автор может подчеркнуть особо значимую, с его точки зрения, деталь.

Итак, абзацное членение преследует одну общую основную цель – выделить значимые компоненты – части текста, что, несомненно, облегчает восприятие сообщения и усиливает воздействие на читающего.

Функции абзаца:

  1. Функция графического выделения (разграничение реплик в диалогически построенном тексте; отделение сложных синтаксических целых и фрагментов-блоков, что предполагает выполнение следующей функции).
  2. Логико-смысловая (прояснение структурно-смысловой организации текста, обозначение перехода от одной мысли к другой: абзац включает определенное сложное синтаксическое целое, выделяет его микротему – ступень в развитии темы); указывает на тесную смысловую связь между сложными синтаксическими целыми, объединяя их).
  3. Экспрессивно-эмоциональная функция (эмоциональное подчеркивание, прежде всего в художественной и публицистической речи, важных в композиционном и смысловом отношении деталей).
  4. Функция ритмического оформления  текста (акцентно-выделительная). Ритм текста создается абзацными паузами, которые длиннее пауз, соответствующих точке. Дробное абзацное членение текста ведет к прерывистому ритму (прозаический абзац сближается со стихотворной строкой), что создает динамику речи. Замедления ритма, придающего плавность речи, достигают отказом от абзацного членения: тематические переходы затушевываются, детали размываются, на 1-й план выходит общее впечатление от описания.
  5. Буду проводить частично деление, не каждого абзаца. Это нужно или нет?.

Это членение перекрещивается  с другим видом членения, которое  мы назовем контекстно-вариативным». В последнем Гальперин выделяет следующие формы речетворческих актов:

1) речь автора: повествование,  описание природы, персонажей, обстановки, ситуации, места действия и пр., рассуждения автора;

2) чужая речь: диалог (с  вкраплением авторских ремарок), цитация; 

3) несобственно-прямая речь. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

Подчеркивается взаимообусловленность  обоих видов членения: «членение  любого текста (художественного, делового, газетного, научного) имеет двоякую  основу: раздельно представить читателю отрезки для того, чтобы облегчить восприятие сообщения и для того, чтобы автор для себя уяснил характер временной, пространственной, образной, логической и другой связи отрезков сообщения. Никонова, М.Н. Теория текста: учеб. пособие / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 240 с.

В первом случае явно ощутима  прагматическая основа членения, во втором – субъективно-познавательная... Оба  типа членения текста – объемно-прагматический и контекстно-вариативный – в основном запрограммированы, т. е. обусловлены намерением автора» [с. 50–64].Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

Таким образом, с одной  стороны, членимость имеет субъективную природу. Автор, воспринимая действительность в ее непрерывности и структурности, стремится выразить свои представления о ее организованности в характере воплощаемых в тексте эпизодов, событий, фрагментов, отбирая, вычленяя нечто существенное с его точки зрения. Кроме того, восприятие текста характеризуется стремлением адресата преодолеть линейность текста, выявить в его организации важнейшие компоненты.

С другой стороны, членимость имеет объективную природу, так как обусловлена необходимостью отражения мира в его упорядоченности и устроенности и напрямую связана с особенностями человеческого мышления, включающего одновременно операции синтеза и анализа поступающей информации. Никонова, М.Н. Теория текста: учеб. пособие / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 240 с.

Учитывая сложность природы  самого текста, а также обозначенные выше причины (факторы) его членения, и исходя из указанной двойственной природы членимости, невозможно использовать единое основание классификации текстовых единиц, чего требует научное осмысление категории членимости (выделение на одном основании структурных, формально выраженных однотипных частей); следовательно, принимая предложенное И.Р. Гальпериным членение текста на два типа:

1) объемно-прагматическое (традиционно  называемое композиционным), единицы:  абзацы, параграфы, разделы, главы и др.);

2) контекстно-вариативное (единицы – разного рода формы речетворческих актов: речь автора (повествование, описание, рассуждение), чужая речь (монолог, полилог, диалог, цитация, внутренний монолог, внутренний диалог), несобственно-прямая речь, необходимо выделить в особую разновидность членение на ССЦ (сверхфразовые единства), т. к. при этом учитывается не только объем (размер) частей и установка на внимание читателя, но в первую очередь внутреннее содержательное и структурно-композиционное устройство ССЦ.

Такое членение определяется как третий тип: структурно-смысловое  или семантико-структурное с такими единицами, как высказывание, межфразовое  единство, фрагменты-блоки.

Также необходимо говорить о четвертом – коммуникативной организации текста с такими единицами как: тема-рематические компоненты высказывания и коммуникативные регистры.

На наш  взгляд, для  построения текста также  важно  актуальное  членение  предложения:  последовательность  тем  составляет каркас  текста;  последовательность  рем обеспечивает  введение  новой  информации (сюжет). Связным считается «такой  отрезок текста,  который  содержит  в  себе  информацию,  заложенную  в  предшествующих  компонентах текста» (с. 250 Брчакова Д. О связности в устных коммуникатах // Синтаксис текста. – М., 1979. – С. 248–262.). Формирование текста  происходит  в  общем  плане  в  русле установления  связности, через экспликацию связей между мыслительными конструкциями  и  поверхностными  структурами,  что  в лингвистике принято называть установлением отношений когезии (с. 110 Холлидей М.К. Когезия  в английском языке / Холлидей М.А.К., Хасан Р. // Исследования по теории  текста:  реферативный  сборник. – М., 1979. – С. 108–115.).

Построение любого текста определяется темой, условиями общения, задачами конкретного сообщения, избранным  стилем изложения, при этом каждый текст  ориентирован на языковую систему и  представляет собой выбор языковых средств из имеющегося набора их в  языке, осуществленный автором в  соответствии с его замыслом и  отражающий его знания и представления о мире. Текст как семантико-структурно-функциональное единство обладает определенными правилами построения. (Н.С. Валгина) Валгина Н.С.ТЕОРИЯ ТЕКСТА Учебное пособие Москва, Логос. 2003 г. –280 c.

В  речеязыковом  произведении  все единицы языка находятся в достаточно сложном взаимодействии. Вместе они образуют  текст,  в котором проявляются их функции и семантическая сущность. В логически связанном, лексически  и грамматически оформленном тексте  есть  все уровни речеязыковой  иерархии.  По  протяженности текст может быть  сверхфразовым единством (сказка,  легенда,  рассказ)  и отдельным высказыванием (пословица, предисловие,  афоризм).  В зависимости от  коммуникативной направленности  текст может быть  диалогической и монологической направленности. В отличие от  монолога  диалогический текст является  двунаправленным,  коммуниканты по  очереди берут на себя  функцию говорящего  и слушающего.  Для литературного произведения  характерен  письменный  художественный  диалог.  Коммуникативный речевой акт является  важной  частью  художественного текста,  т.к.  выражает  замысел автора в полной мере отразить мысли и чувства героев, изобразить его речь с индивидуальной манерой повествования. В художественном  тексте  диалог  представлен в виде композиционно-речевой формы,  в которой каждая  реплика может быть  монологичной, а каждый  монолог может быть  репликой большого  диалога.  А.А.  Леонтьев  рассматривает  речевой  акт  как  минимальное  звено речевой деятельности, а первое речевое высказывание в нем – как начало речевого акта (с. 27 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.). По мнению Е.С. Кубряковой, речевая деятельность  представляет  собой такую совокупность речевых действий и речевых операций  со  стороны говорящего,  создающего  речь  или речевой акт,  и слушающего,  ее  воспринимающего,  которая вызывается  определенными потребностями,  ставит  перед собой определенную  цель  и совершается в конкретных условиях (с. 10) Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности / Отв. ред. Серебренников Б.А. – 2-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 160 с.

При конструировании текста используются максимальные единицы  языка (предложения), которые становятся минимальными единицами речи (высказываниями), объединяемыми в семантико-структурные  блоки. В основе этих блоков лежат  разные виды высказываний, которые, сочетаясь  друг с другом, и образуют разные виды текста.

Высказывание – это  актуализированная, реализованная в речи единица языка-предложение, т. е. лексически наполненная, выражающая конкретную целеустановку единица речи. Так, одно и то же предложение как единица языка может реализоваться как несколько высказываний-единиц речи в соответствии с конкретными коммуникативными заданиями, в определенном контексте / конситуации, о чем свидетельствуют, в частности, акценты (логические ударения). Никонова, М.Н.Теория текста: учеб. пособие / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 240 с.

Предложение – это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. Валгина Н. С. Современный русский язык.

В структуре межфразового единства, сложного синтаксического целого, большую конструктивную роль играет и первая фраза-зачин, определяющая тематическую и строевую перспективу всего межфразового единства. Фраза-зачин автосемантична, т.е. самодостаточна в смысловом отношении, даже будучи вырванной из контекста целого.

Фраза-зачин может иметь  и такую специфику: в нем есть слово (или слова), вмещающее все  содержание последовательно перечисляемых  компонентов сложного синтаксического  целого. Такое единство строится по схеме предложения с однородными членами, при которых имеется обобщение.

Фразы-зачины (первые высказывания межфразовых единств) выполняют  важную роль и в структурном, и  в смысловом отношении: они представляют собой тематические вехи текста. Каждая фраза-зачин – новая микротема. По мнению Валгиной Н.С., если в порядке эксперимента стянуть первые фразы-зачины в единый текст, опустив все другие компоненты межфразовых единств, то получится сжатый рассказ без детализации, пояснений и разъяснений.Н.С.ТЕОРИЯ ТЕКСТА Учебное пособие Москва, Логос. 2003 г.-280 c. С-27

Что вы посоветуете  переделать, добавить или убрать с  данного раздела? Может стоит что-то поменять местами или на чем-то акцентировать внимание?

 

1.2 Категории текста

 

И.Р. Гальперин утверждал, что нельзя говорить о каком-либо объекте исследования, в данном случае о тексте, не назвав его категорий. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

В сфере научной и философской  мысли категория понимается как  «предельно общее понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения объективной  действительности и познания, последний  результат абстрагирования от предметов  их особенных признаков» [с. 481]Новиков  А.И. Семантика текста и ее формализация. – М., 1983.. Следовательно, назвать  текстообразующие категории – значит выделить существенные, дифференциальные признаки текста, позволяющие отграничить его от других единиц, в частности от случайного соположения предложений в том или ином акте коммуникации.

 Изучение отдельных  текстовых категорий связано  с их вычленением из сложно  организованной текстовой ткани,  где категории функционируют  в тесном взаимодействии: «...грамматические  категории текста обычно настолько  переплетены, что подчас трудно  отделить одну категорию от  другой. Более того, в одном «блоке»  текста можно усмотреть разные  категории. Важно определить ведущую  категорию, не теряя из виду  других, подчиненных ей» [с. 109]. 34. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

В составе текстообразующих, несмотря на формально-смысловую и функциональную нерасторжимость текста, выделяются и рассматриваются поаспектно содержательные и формально-структурные (формальные и функциональные) категории, причем взаимообусловленные: «Формально-структурные категории имеют содержательные характеристики, а содержательные категории выражены в структурных формах» [с. 5] Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981..

Деление это достаточно условно  и определяется наличием того или  иного доминирующего компонента, который и выполняет классифицирующую функцию.

Категории текста являются универсальными, так как присущи  текстам разных типов. Каждая категория  имеет план содержания (значения) и  план выражения (языковые средства). Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

На этапе становления  лингвистики текста как раздела  общего языкознания И.Р. Гальперин  отмечал, что в характеристике текста существенным является параметр объема или количественный параметр. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

У многих исследователей имеется  своя точка зрения на размеры отрезка  письменной/ устной речи, который выделяется как текст. Некоторые трактуют в  качестве текста любое двустороннее языковое образование (от одной графемы  или одного слова до целостного множества  предложений-высказываний) [с. 23] Накорякова К.М. Литературное редактирование. – М., 2004.. Отлично от этой точки зрения мнение А.И. Новикова, который считает, что текст не может состоять из одного предложения: «Это всегда некоторая последовательность связанных между собой предложений, которые реализуют содержательное развертывание замысла» [с. 213]. Новиков А.И., Сунцова Н.Л. Концептуальная модель порождения вторичного текста // Обработка текста и когнитивные технологии. – 1999. – № 3. – С. 158– 166.

Информация о работе Роль категорий связности и целостности в обеспечении организации современного английского текста