Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа
Актуальность данной работы в том, что речевая ситуация, являясь универсальным методом обучения говорению, до сих пор недостаточно широко используется в школе. Учителя сознательно избегают использования ситуаций, чтобы сэкономить время, не прилагать лишних усилий. Мы считаем такой подход неверным. С нашей точки зрения, в обучении иностранному языку очень важно комбинирование различных типов заданий, включая и речевые ситуации, так как это помогает учащимся лучше усвоить материал. Более того, для обучения фразам повседневного обихода, манере поведения в стране с иностранной культурой ситуации просто незаменимы.
Вторую главу нашего исследования мы посвятим речевым ситуациям как средству обучения иноязычному говорению. Нами будет рассмотрено само понятие речевой ситуации, различные классификации речевых ситуаций в современной методике обучения ИЯ, способы создания речевых ситуаций, а также проблемы, возникающие при их использовании в обучении иноязычному говорению.
Глава 2. Речевые ситуации как средство обучения говорению
2.1. Понятие речевой
ситуации и ее место в
Рассмотрев в предыдущей главе нашего исследования общие понятия- деятельность, речевую деятельность, говорение перейдем к более частному и являющемуся объектом данной работы понятию- речевой ситуации.
Проблема создания на уроке
условий, приближенных к реальному
общению, остается одной из центральных
в методике обучения устной речи. Важнейшей
стороной реальной коммуникации является
речевая ситуация – такие условия
и обстоятельства, которые, являясь
личностно-значимыми для
Попытаемся раскрыть понятие ситуации и речевой ситуации.
Ситуация, как основа вербального общения, представляет собой совокупность как речевых, так и неречевых условий, необходимых и достаточных для совершения речевого действия.
Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых поступков. [25]
Главная задача, реализуемая на занятиях, - уточнение и накопление представлений о предметах и явлениях окружающего мира, развитие понимания речи и активизация словаря. На начальных этапах работы над пониманием речи необходимо организовать определенные ситуации, требующие от участников действий на основе словесной инструкции. Эта работа ведется на всех этапах обучения, предшествуя работе по развитию экспрессивной речи, а затем – протекая параллельно ей.
Речевая ситуация с методической точки зрения представляет собой динамическую систему взаимоотношений. Эта динамическая система основывается на отображении объектов внешнего мира и порождает потребность в целенаправленной деятельности. [23]
Ситуация общения рождает цели и мотивы, которые направляют деятельность, определяя смысл действий и тему сообщения. Всякое речевое действие воплощается в определенном виде сообщений, каждый из которых характеризуется только ему присущими структурными компонентами. Собственно, ситуация создается для того, чтобы побудить участников процесса к высказыванию.
Ясно, что учебный процесс не может провести учащихся через все возможные реально существующие ситуации общения, следовательно, речевые умения должны развиваться на основе упражнений в условиях учебно-речевой ситуации, моделирующей реальное речевое общение.
В учебном процессе учебно-речевая ситуация должна служить:
От естественных речевых ситуаций учебные речевые ситуации отличаются следующими признаками:
Как видно из вышесказанного, одна и та же речевая ситуация может многократно использоваться в процессе обучения. Также она легко может быть перестроена с учетом индивидуальных особенностей конкретных учащихся, так как в ее основе лежат определенные элементы. Различаются ситуации наполняемостью этих элементов.
Итак, в речевой ситуации есть участники, среди которых можно выделить главных и второстепенных. Главных участников речевой ситуации принято называть говорящим и слушающим (адресатом). Помимо говорящего и адресата, в речевой ситуации могут участвовать и другие — те, кто является как бы свидетелем происходящего, оценивая все со стороны. Присутствие таких свидетелей в большей или меньшей степени, но повлияет на речь общающихся. [20, c.182]
Говоря об отношениях между говорящим и адресатом, имеют в виду, прежде всего, не отношения в бытовом смысле слова, а социальные роли участников общения. Примером может служить следующая ситуация: отец, только что беседовавший со своим сыном за завтраком, выступает в институте в роли преподавателя своего отпрыска. В первом случае отношения между ними определяются как отношения «родитель — ребенок», во втором — «преподаватель — студент». Соответственно, и речевые роли, и речевые ситуации, и речевые события будут совершенно разные. Если человек не знает или не понимает своей социальной роли и не владеет соответствующей ей речевой ролью в речевой ситуации, неминуемы проблемы.
Еще один важный элемент речевой ситуации — цель, намерения участников. Цель говорящего — это тот результат, который говорящий сознательно или неосознанно хочет получить от своей речи. [там же, с. 183]
И, наконец, последнее, о чем следует упомянуть, рассматривая элементы речевой ситуации, — это условия и обстоятельства. Они определяют ее, но не имеют прямого отношения к «действующим лицам». Условия могут повлиять на стиль речи, употребление лексических единиц. Все это в какой-то степени повлияет на процесс общения.
Речевая ситуация занимает важное место в обучении иноязычному говорению. Поэтому мы считаем нужным рассмотреть функции речевой ситуации.
На уроке учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Эти ситуации должны создаваться с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений, только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Часто бывает и так, что созданной учителем на уроке ситуацией может стать ситуация молчания или формального участия (боязнь получит плохую отметку). Психологи установили, что в подростковом возрасте интересные для учащихся разговоры – это, во-первых, такие, в которых сообщаются новые факты и сведения из разных областей; во-вторых, это разговоры об отношениях, поступках. [17, с.30]
Очень важно обеспечить содержательность высказываний на изучаемом языке, исключить высказывания, не имеющие связи с действительностью, не соответствующие ей. Необходимо постоянно привлекать внимание учащихся к тому, о чем говорится: “Do you really think so?”, “Do you agree?”, “You don’t say so!”, и другие.
Необходимо научить учащихся тому, чтобы они могли успешно корректировать высказывания друг друга (исправлять, задавать уточняющие вопросы). Далее коммуникативные действия можно реализовать с помощью реплик – согласия или несогласия:
Right you are; I think the same; As for me I think…; I am afraid you are mistaken; I like it…
Реплик, дополняющих говорящего:
Moreover I think… ; besides,…
Фраз, уточняющего характера:
As for me, I think…; I suppose…; I believe…
Обобщающих суждений:
On the whole; in general; to sum up; let’s come to a conclusion; so what is the result?
Эмоциональных реакций:
That is rather strange (awful, nice); Brilliant; Great; Well done.
Реплик, выражающих просьбу:
May I…? Can you…? Will you…? Please, don’t do it.
Реплик, дающих отрицательную оценку:
I find it bad; I find it not very good.
Реплик удивления:
Is it? Do you? Are you? Really? You don’t say so!
Речевая ситуация должна (по
возможности) быть адекватной реальной
ситуации общения; предельно ясной
учащимся; воспитывать у них внимательное
отношение к одноклассникам, чувство
коллективизма, инициативности; должна
стимулировать мотивацию
Речевые ситуации способствуют также закреплению лексических единиц, грамматических структур. Нельзя забывать и о том, что в общении участвуют не абстрактные субъекты, исполняющие какие-то роли и осуществляющие совместную деятельность, а живые люди, личности со всеми присущими им свойствами. Включение учащегося в иноязычную деятельность общения – не только важная практическая задача, её решение является важным вкладом в формирование личности учащегося. Как уже отмечалось, ситуация – единица содержания обучения, “русло” общения. Участвуя в работе на уроке, учащийся формируется как личность с активной жизненной позицией.
Обобщая вышесказанное, речевая ситуация является основой коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. Это часть речевой деятельности, связанная с участниками коммуникационного процесса и возникающая на основе воздействия или создания определенных условий, обстоятельств. Элементами речевой ситуации являются ее участники, их цели (тот результат, который они надеются получить в результате общения), а также условия и обстоятельства, на фоне которых осуществляется речевая деятельность. На уроке речевые ситуации выполняют стимулирующую и обучающую функции, причем важным аспектом при формировании речевых ситуаций является сформированность речевых навыков учащихся.
В следующем параграфе мы рассмотрим классификации речевых ситуаций в современной методике обучения иностранному языку.
2.2. Классификации
речевых ситуаций в
Для более осмысленного анализа
речевой ситуации как методического
явления, необходимо, как мы считаем,
рассмотреть современную
По отношению к реальной действительности различают естественные (реальные) и искусственные (воображаемые) речевые ситуации.
В условиях школьного обучения естественные речевые ситуации возникают в том случае, когда имеет место обмен новой для учащихся информацией при обсуждении какого-либо факта из жизни школьников, при обмене мнениями по поводу просмотренного фильма, прочитанной книги, во время беседы о текущих событиях. Поскольку одни только естественные ситуации не могут обеспечить планомерную работу по развитию речи, то большое значение придается созданию воображаемых ситуаций на уроках иностранного языка.
И естественные, и воображаемые ситуации являются учебными, так как они реализуются средствами иностранного языка в определённых учебных целях. Воображаемые ситуации, однако, имеют определенные отличительные черты: в них даются детализированные обстоятельства. Они развивают воображение. Такие ситуации могут разыгрываться неоднократно, что очень важно для организации учебного процесса.
По способу создания различают экстралингвистические (внеязыковые) и вербальные (языковые) ситуации. Первые создаются с помощью иллюстраций, макетов, фильмов и т. п. Вторые — с помощью словесного описания. [16, c. 59] Ситуации вербального характера используются для обучения диалогической и монологической речи и имеют самые различные задания: от несложных преобразований до самостоятельных речевых сообщений. Вербально-изобразительные ситуации предполагают использование рисунков, кадров диафильмов, настенных тематических картин с одновременным восприятием звучащего и видимого текста, содержательных (план, реплики под рисунками) или формальных (ключевые слова, образцы, словосочетания) опор. Изобразительные ситуации не имеют содержательных или формальных опор. Направленность мысли создается здесь с помощью словесно сформулированной задачи. [8, c. 200]
По объему высказывания (речевому продукту) различают микро- и макроситуации. Первая соотносится с минимальным речевым произведением, вторая — со связным высказыванием. На основе микроситуаций можно обучать способам взаимосвязи смежных реплик диалога.
По методической цели можно различать ситуации, лежащие в основе акта репродукции и акта рецепции. Они различаются расстановкой участников общения и формой их связи (однонаправленная, двунаправленная). Ситуации репродукции мотивируют говорение (или при необходимости письменную речь). Ситуации рецепции применимы как способ мотивации чтения и аудирования. [16, с. 60]
По уровню стабильности различают
стандартные (или стабильные) и вариабельные
(или переменные) ситуации. В стандартных
ситуациях поведение человека (вербальное
и невербальное) жестко регламентируется.
В вариабельных речевых ситуациях
форма речи не столь тесно связана
с содержанием, а обусловлена
социально-личностными
Большое значение для обучения неподготовленной устной речи имеют систематически и преднамеренно создаваемые проблемные ситуации, способствующие возникновению мотива и потребностей высказывания, выдвижению гипотез, предположений, активизации мыслительной деятельности. Создание проблемной ситуации определяется видами речевой деятельности, источниками информации и характером вербальных и невербальных опор, конкретными приемами обучения, предполагающими определенные соотношения между мнемической и мыслительно-творческой деятельностью.
Таким образом, в современной методике обучения ИЯ существует, по меньшей мере, пять типологий речевых ситуаций: по отношению к реальной действительности, по способу создания, по объему высказывания, по методической цели, по уровню стабильности и т.д.
Информация о работе Роль речевых ситуаций в развитии умений и навыков говорения на иностранном языке