Роль языкового портфеля при обучении письменной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание

Главная задача при обучении иностранным языкам - сделать возможными для учащихся межкультурную коммуникацию и взаимодействие на новом для них языке. Акцент делается на создании мотивации к изучению языка и развитию положительного отношения к другим языкам, народам и культурам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И СОМОКОНТРОЛЯ
2.МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЯЗЫКОВЫМ ПОРТФЕЛЕМ
3.ВЛИЯНИЕ ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ НА НАВЫКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
4.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
5.ТРУДНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 59.50 Кб (Скачать документ)

Европейский языковой портфель выполняет  следующие функции:

1) Социальная. Европейский языковой портфель демонстрирует способности владельца этого портфеля по иностранным языкам. Портфель служит в качестве приложения к аттестатам и дипломам, предоставляет дополнительную информацию и конкретные свидетельства её/его достижений в области иностранного языка.

2) Педагогическая. Языковой портфель разработан так же для того, чтобы сделать процесс обучения прозрачным для учащихся. Он помогает учащимся развивать свои мыслительные способности и самооценку. В этом случае учащиеся постепенно всё больше ощущают свою ответственность за учёбу. Эта функция соответствует задаче Совета Европы: способствовать развитию автономности учащегося в изучении языков на протяжении всей жизни.

Европейский языковой портфель позволяет  ученику, а также учителю оценить, в какой степени учащийся способны общаться на иностранном языке. Он позволяет  проинформировать других о языковой компетенции ученика в терминах, принятых Советом Европы и понятных на всем европейском пространстве. Портфель поможет объяснить любому, где и как изучались языки. Это может быть важно, если ученик, например, сменил школу или поступает  на работу. Работа с языковым портфелем  вносит в учебный процесс специфическую  систему взаимодействия между преподавателем и учащимся. Это взаимодействие носит  характер переговоров, консультаций, определенных учебных ситуаций, в которых оба  субъекта разделяют ответственность  за решение задач учебной деятельности практически поровну. При этом учащийся проявляет себя как субъект учебной  деятельности, в полной мере ответственный  за результат овладения изучаемым  языком. Таким образом, используя  языковой портфель, мы обеспечиваем аутентичные  условия взаимодействия в системе  ученик — учитель — учебная  группа.

Языковой портфель представляет собой  реальный личностный образовательный продукт, который учащийся создает в процессе изучения языка и культуры. В настоящее время существует три версии типового портфеля для трех возрастных групп. На их основе разрабатываются национальные версии. Европейский языковой портфель был разработан и пилотирован Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге в 1998-2000 годах. Он был запущен в пилотирование по всей Европе во время проведения Общеевропейского года языков как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычности. Российская версия европейского языкового портфеля, разработанная специалистами из Московского государственного лингвистического университета, была представлена в феврале 2001 года в Лунде на официальной церемонии открытия Европейского года языков. Учащийся самостоятельно оценивает свои языковые умения и навыки, пользуясь дескрипторами для уровней А - С. Кроме того учитель может оценить реальные умения и навыки учащегося. Это позволит создать более объективную картину. Как ученик, так и учитель могут планировать дальнейшее развитие специфических языковых умений конкретного учащегося для достижения, им намеченного уровня. Через определённый промежуток времени (например, четверть, год, в конце периода обучения) ученик/ учитель делают повторный/ финальный замер умений и навыков, чтобы увидеть положительную динамику.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методика работы с языковым портфелем

 

Формы работы с языковым портфелем  в практике преподавания иностранного языка могут быть различными в  зависимости от поставленной цели. В методических статьях, посвящённых  использованию языкового портфеля, подчеркивается, что вряд ли правомерно говорить об «одном правильном способе» работы с языковым портфелем в  том или ином образовательном  контексте. По своей сути языковой портфель является гибким учебным средством, и может быть адаптирован практически  к любой учебной ситуации. Вариации могут быть по цели обучения, возрасту учащихся, этапу или уровню овладения  иностранным языком, условиям обучения, индивидуальным особенностям учащегося  и индивидуальному стилю учебной  деятельности, а также используемым методам и средствам обучения. Возможны также комбинации указанных  видов языковых портфелей для  достижения различных целей работы над изучаемым языком.

В зависимости от основной функции  и цели языкового портфеля будут  определяться и содержание, и структура  каждого его вида, в том числе  предлагаемые учащемуся средства самооценки и характер материалов, включаемых учащимся в языковой портфель.

Примерное содержание языкового  портфеля может быть следующим:

  1. Титульная страница.
  2. Краткая история успехов ученика по предмету.
  3. Записи, доклады, домашние работы.
  4. Контрольные, самостоятельные работы.
  5. Тесты.
  6. Использование информационных технологий.
  7. Групповой проект.
  8. «Моя любимая работа».
  9. Оценка родителей/рецензента.

Большое значение имеет то, что  последовательная работа над созданием  языкового портфеля ученика дает возможность развить у учащихся способность к рефлексивной и  достаточно адекватной самооценке, что  является одним из наиболее важных показателей учебной компетенции  и автономии учащегося в учебной  деятельности, направленной на овладение  языком и культурой. Модель рефлексивного  овладения иностранным языком основана на том, как оценивают сами учащиеся степень сформированности коммуникативных  умений и уровень коммуникативной  компетенции в видах речевой  деятельности, как они анализируют  свои проблемы в данной области, отслеживают  свой прогресс посредством серии  промежуточных и итоговых контрольных  срезов, и как они используют предлагаемые рекомендации по самостоятельной работе. Их учебная деятельность и ответственность  за свой труд становятся все более  осознанными. Немаловажным фактором является то, что родители и независимые  эксперты принимают активное участие  в этом процессе. Это дает возможность  создания целостной картины объективного продвижения ученика в той  или иной области. Реальная значимость и личная вовлеченность учащегося  в процесс управления учебной  деятельностью и ее оценки (позиция  «я — учитель») обеспечивают повышение  мотивации учащегося не только на практический результат использования  изучаемого языка, но и на процесс  овладения им. Это, как известно, является наиболее высоким и наиболее эффективным уровнем мотивации  учебной деятельности и свидетельствует  о ее продуктивном творческом характере. Работа с языковым портфелем способствует формированию такого важного показателя продуктивной учебной деятельности, как накопление эффективного опыта  использования и овладения иностранным  языком и перенос его в новые  ситуации. Языковой портфель предполагает долговременную работу с этим учебным  средством, которая может и должна перейти в привычку постоянно  фиксировать свой речевой и учебный  опыт в области изучения языка  и культуры, оценивать его, внося  необходимую коррекцию. Таким образом, анализ педагогических возможностей языкового портфеля как средства рефлексивного обучения иностранным языком показывает, что его использование в самостоятельной работе учащегося позволяет обеспечить:

— личностно ориентированный характер обучения иностранному языку, при котором для учащегося складываются условия осознания и реализации, реальных личностно значимых потребностей в изучении языка и культуры;

  •    направленность на создание личностного образовательного продукта и включение процесса овладения иностранным языком непосредственно в создание учащимся личностного образовательного продукта в формате языкового портфеля, что обеспечивает ситуацию развития и условия для продуктивной учебной деятельности учащегося в области изучения языка и культуры;
  •    аутентичность в обучении иностранному языку, включая аутентичность коммуникативного поведения и межкультурного общения, аутентичность учебной деятельности учащегося с учетом его реальных мотивов и потребностей, аутентичность взаимодействия в системе учащийся — преподаватель — учебная группа;

— формирование учебной компетенции и развитие реальной самостоятельности учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком и иноязычной культурой;

  •      условия для проявления креативности учащегося и его творческой самореализации в языковой, информационной и образовательной среде;
  •     непрерывное изучение языка и культуры в условиях вариативного языкового образования.

 

 

 

 

3. Влияние языкового портфеля на навыки письменной речи

 

        Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать тот факт, что роль письменной коммуникации в современном мире чрезвычайно велика. Письмо служит нам незаметно, но верно. Как и говорение, письмо является продуктивным видом деятельности, но еще более осложненным целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения.

Каковы эти условия и вытекающие отсюда качества письменной речи?

Между говорением и письмом есть существенные различия и в психологическом, и в лингвистическом планах. Профессор Е.И. Пассов говорит о том, что, прежде всего, следует отметить отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи. Говорящий видит непосредственную реакцию слушающего на каждую фразу, это регулирует его речь; пишущий может эту реакцию лишь предугадывать, поэтому его речь более обоснована, развернута. Пишущий должен часто сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Это также заставляет его описывать все более полно, иначе он будет неверно понят.

Пишущий лишен возможности выразительно интонировать свою речь, поэтому он должен более тщательно синтаксически  построить фразу, подобрать более  адекватные средства.

Говорящий чаще всего находится  в условиях острого дефицита времени; пишущий практически во времени  не ограничен. Поэтому его внимание направлено не только на содержание, но и на форму речи. Перечитывая написанное, мы всегда проверяем, насколько адекватно  использованная форма передает заданное содержание, смысл. Пишущий часто  пользуется, так сказать, долгосрочным планированием своей речи, отчего она более логична. Он может подобрать  точное слово, разнообразить лексический  состав своей речи.

        Пишущий не может использовать жесты, мимику, не может недоговаривать фразы, поэтому его речь грамматически оформлена всегда более строго.

Все условия функционирования письменного  общения и качества письменной речи обусловливают не только определенную трудность или легкость, но и специфику  работы по обучению письму.

Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Tricia Hedge). Именно продуктивной стороне письма пока еще мало обучают на уроках иностранного языка. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня  обученности другим видам речевой деятельности.

 И  именно  поэтому очень  важно использование языкового  портфеля при обучении письменной  речи, так как он повышает мотивацию учащихся, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения школьников к процессу обучения и его результатам. Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс, учит анализировать учебный процесс совместно с учениками, исходя из самооценки учащегося, его потребностей и мотиваций, корректировать содержание обучения, находить индивидуальный подход к учащимся. Перспектива этого документа совершенно очевидна.

Задачи портфеля:

  1. отмечать языковые способности, умения, навыки учащегося;
  2. отслеживать опыт межкультурного общения учащегося;
  3. исследовать развитие учащегося в течение определённого времени;
  4. изучить особенности себя как личности и развивать самоуверенность;
  5. развивать письменные навыки;
  6. обеспечивать преемственность в процессе обучения (при переходе в другое учебное заведение, изучение языков на протяжении всей жизни);
  7. подготавливать к поступлению в среднее/ высшее учебное заведение и на работу.

Также одними из наиболее важных разделов портфеля являются:

- автобиографические записи;

- стихи и рассказы, написанные  учащимся;

- работы, выполненные на компьютере;

- письма – деловые и личные;

- письменные доклады, рефераты; которые также имеют огромное  значение для письменной речи.

Стоит отметить, что портфели учащихся служат не только средством неформального оценивания достижений учащихся по предмету, но также повышают их мотивацию в дальнейшем совершенствовании навыков владения иностранным языком, учат их аккуратно вести записи и организовывать их в папку, развивают навыки письменной речи учащихся. Но более важно, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты.

Следовательно, портфель может быть использован учителями разных предметов, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта учащихся.

Если мыслить более глобальными  категориями, то языковой портфель учащегося  делает образовательный процесс  более открытым (для других учащихся, учителей, администрации, родителей). «К системам открытого обучения предмету могут быть отнесены те, в которых  обеспечиваются возможности самооценки уровня знаний, умений и навыков и имеется объективная система накопления и публикации оценочных мероприятий по учебному прохождению и успешности обучения каждого обучаемого». Именно это имеет место быть в технологии ведения портфеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Цели и задачи обучения письменной речи

     

     Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий  для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых  графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать  мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения, формирование аутентичных представлений о  предметном содержании, речевом стиле  и графической форме письменного  текста.

Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практически  пользоваться иноязычным письмом как  способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым  программным уровнем овладения  иностранным языком.

Информация о работе Роль языкового портфеля при обучении письменной речи