Роль языкового портфеля при обучении письменной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание

Главная задача при обучении иностранным языкам - сделать возможными для учащихся межкультурную коммуникацию и взаимодействие на новом для них языке. Акцент делается на создании мотивации к изучению языка и развитию положительного отношения к другим языкам, народам и культурам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И СОМОКОНТРОЛЯ
2.МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЯЗЫКОВЫМ ПОРТФЕЛЕМ
3.ВЛИЯНИЕ ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ НА НАВЫКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
4.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
5.ТРУДНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 59.50 Кб (Скачать документ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

АДЫГЕЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет иностранных  языков

 

Кафедра английской филологии

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по теории обучения иностранным языкам

 

РОЛЬ И  МЕСТО ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ ПРИ  ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

 

 

 

Выполнил  студент

АЛИМОВА Я.Ю.

Группа «А»,IV курс

 

Научный руководитель

Женетль Н.Х.

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  1. ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И СОМОКОНТРОЛЯ……………………………………7
  2. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЯЗЫКОВЫМ ПОРТФЕЛЕМ……………. 13
  3. ВЛИЯНИЕ ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ НА НАВЫКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ………………………………………………………………………16
  4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ……………..20
  5. ТРУДНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ…………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25

Список  использованной литературы…………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Главная задача при обучении иностранным  языкам - сделать возможными для  учащихся межкультурную коммуникацию и взаимодействие на новом для  них языке. Акцент делается на создании мотивации к изучению языка и  развитию положительного отношения  к другим языкам, народам и культурам.

Развитие способности к межкультурной  коммуникации требует, чтобы учащийся осознавал как важность и ценность межкультурного общения, так и прагматическую значимость изучаемых языков. Для  этого он должен иметь реальную возможность  участвовать в межкультурном  общении. И в этом контексте представляется важным помочь каждому учащемуся  осознать приобретаемый опыт общения  и вместе с тем обеспечить его  осознанную, заинтересованную деятельность по изучению предмета и тем самым  формировать самостоятельность обучающегося. Важно, чтобы ученик мог адекватно оценивать свои знания, поступки, возможности. Однако умению правильно оценивать собственные достижения, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования так же необходимо учить, как и знаниям, умениям, навыкам. Поэтому задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств может стать Языковой портфель («портфолио» в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”).

Языковой портфель – это  инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика. Это  комплект документов, самостоятельных  работ учащегося, который разрабатывается  учителем и предусматривает: задания  учащимся по отбору материала в портфель; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ; анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного портфеля. Языковой портфель может отражать не только академические успехи, но и коммуникативные, культуру поведения, спортивные успехи и т.п.   Работа с языковым портфелем вносит в учебный процесс специфическую систему взаимодействия между преподавателем и учащимся. Это взаимодействие носит характер переговоров, консультаций, определенных учебных ситуаций, в которых оба субъекта разделяют ответственность за решение задач учебной деятельности практически поровну. При этом учащийся проявляет себя как субъект учебной деятельности, в полной мере ответственный за результат овладения изучаемым языком. Таким образом, используя языковой портфель, мы обеспечиваем аутентичные условия взаимодействия в системе ученик — учитель — учебная группа. Отсюда следует, что языковой портфель представляет собой реальный личностный образовательный продукт, который учащийся создает в процессе изучения языка и культуры. С точки зрения специалистов, ценность работы над языковым портфелем заключается в том, что он дает возможность формирования у школьников способности к объективной самооценке и умения делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.       

Основными принципами данной технологии являются:

- Самооценка результатов (входных, промежуточных, итоговых) овладения конкретными видами коммуникативной деятельности;

- Систематичность и  регулярность самомониторинга, который подразумевает необходимую коррекцию письменных работ, их тщательный анализ, отбор наиболее интересных с точки зрения ученика работ, краткую самооценку, а также, по возможности, свое мнение по поводу оценки учителя, учащихся группы или родителей.

- Структуризация материалов  портфеля, логичность и лаконичность  всех письменных пояснений (постановка задач и цели; определение критериев отбора материала; подбор средств самопроверки и самоконтроля; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ; анкета для родителей, которая предполагает внимательное ознакомление с работами ученика; анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного портфеля).

- Аккуратно и эстетично  выполненное оформление портфеля.

- Целостность, тематическая  завершенность представленных в  портфеле материалов.

- Наглядность и обоснованность  презентации портфеля ученика.

Подходы к созданию портфеля могут  быть разными в зависимости от этапа обучения, уровня владения предметом, сроков создания портфеля, возраста учащихся и т. п. 

Актуальность данной курсовой работы заключается ещё и в том, что  использование Языкового Портфеля в самостоятельной работе учащегося  позволяет обеспечить  личностно-ориентированный характер обучения иностранному языку, при котором для учащегося складываются условия осознания и реализации реальных, личностно-значимых потребностей в изучении языка и культуры. В данной курсовой работе мы рассмотрим новые подходы к самооценке деятельности учащихся при изучении иностранного языка, которые связаны с разработкой и внедрением в школу и ВУЗ особого методического инструмента «Языковой Портфель».

Цель работы: изучить особенности языкового портфеля, как средства самооценки учащихся и его влияния на навыки письменной речи.

Предметом данной работы является роль и место языкового портфеля при обучении письменной речи.

Объектом является процесс формирования у учащихся адекватной самооценки результатов овладения определёнными видами коммуникативной деятельности посредством применения технологии языкового портфеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Языковой портфель как одна из форм организации контроля и самоконтроля

 

    Языковой портфель - это личный документ, который позволяет ученику оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и его контакты с другими культурами.

Он включает:

  1. языковой паспорт, в котором отражены языковые навыки, описанные на основе уровней «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком», сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения, перечень сертификатов и дипломов, обзор индивидуальных компетенций в языке/-ах в данный период времени. Основываясь на Общеевропейской шкале уровней владения языками, паспорт включает самооценку и оценку учителем или языковым институтом языковых компетенций учащегося. Указывает, когда и кем была сделана оценка. Кроме того, включает формальные квалификации и описание опыта межкультурного общения.
  2. языковую биографию - способствует развитию навыков планирования, рефлексии и самооценки в процессе изучения языка. Развитие полиязычности, компетенции в ряде языков. Что я умею делать на других языках? Каков мой языковой и культурный опыт в учебном контексте и во внеаудиторное время?;
  3. досье - материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта, описанных в паспорте и языковой биографии. Владелец собирает работы, свидетельствующие о его достижениях в самостоятельном изучении языка.

Цели ведения портфеля:

  1. показать таланты и лучшие работы учащегося;
  2. развивать у учащегося навык рефлексии по поводу проделанной работы;
  3. дать возможность учителям понять, какие курсы и задания оказали наибольшее влияние на учащегося, и лучше понять его личность.

 Задачи портфеля:

  1. углубление взаимопонимания среди граждан Европы;
  2. уважение разнообразных культур и стилей жизни;
  3. защита и развитие лингвистического и культурного разнообразия;
  4. развитие полиязычности на протяжении всей жизни;
  5. формирование способности самостоятельно изучать языки;
  6. создание прозрачных программ изучения языков;
  7. развитие мобильности благодаря чёткому описанию языковых навыков.

Функции портфеля:

  1. самооценки (учащийся оценивает свой языковой уровень с целью совершенствования специфических умений и навыков);
  2. оценки (отслеживает реальный языковой уровень учащегося);
  3. педагогическая (учитель отслеживает самостоятельную, внеаудиторную работу учащегося и совершенствование его языкового уровня) «Одной из основных педагогических функций этого документа является помощь в развитии умений самостоятельно овладевать неродными языками»;
  4. образовательная (позволяет развивать индивидуальные языковые способности учащегося, работать с одарёнными детьми, повышать их внутреннюю мотивацию к самостоятельному изучению языков на протяжении всей жизни).

В современной практике преподавания иностранных языков эффективно используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой  направленности:

- Языковой портфель как инструмент  самооценки достижений учащегося  в процессе овладения иностранным  языком и уровня владения изучаемым  языком (Self-Assessment Language Portfolio);

- Языковой портфель как инструмент  автономного изучения ИЯ (Language Learning Portfolio) — данный вид языкового портфеля может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности:

языковой портфель по чтению (Reading Portfolio), языковой портфель по аудированию (Listening Portfolio), языковой портфель по говорению (Speaking Portfolio), языковой портфель по письму (Writing Portfolio), языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio);

- Языковой портфель как инструмент демонстрации учебного продукта — результата овладения иностранным языком (Administrative Language Portfolio);

- Языковой портфель как инструмент обратной связи в учебном процессе по иностранному языку (Show Case, Feedback Language Portfolio);

- Многоцелевой языковой портфель, отражающий различные цели в области овладения иностранным языком (Comprehensive Language Portfolio).

При изучении иностранного языка самооценка может иметь три разных цели. Первое – это сам процесс изучения. Учащиеся должны уметь оценить свои общие успехи, достижения на определённом этапе, насколько успешно они  выполняют свои индивидуальные учебные  задачи и специальные учебные  цели. Второе – это коммуникативное  владение языком в терминах шкал и  дескрипторов Совета Европы. Третья цель самооценки – это лингвистическая  компетентность – слова, которые  он знает, которые он использует, звуки, которые он может произнести.. Учащимся это может показаться более трудным, чем оценка коммуникативных умений. Но если они не разовьют в себе способность самооценки этого вида, то как они смогут контролировать, исправлять и улучшать свою речь? В этом случае хороша работа на исправление ошибок друг у друга в разных видах заданий и в своих собственных работах. Но понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания, возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он мог бы сверить собственные достижения в различных сферах деятельности. Под словом рефлексия мы понимаем сознательное и сосредоточенное размышление о чём-либо. Понятно, что это кажущееся простым определение относится к комплексной сфере ментальных действий. Ведь изучая язык, мы размышляем о языковых фактах, способах его изучения и употребления. Более того, мы можем размышлять об этом до того, как мы приступаем к учебной деятельности и к выполнению какой-либо коммуникативной задачи (планирование), в процессе выполнения какого-либо вида учебной работы или задачи (контроль) или после выполнения (оценка). Европейский языковой портфель вовлекает учащихся во все эти три вида рефлексии.

Формированию необходимых навыков  в рефлексии эффективно и помогает российский вариант европейского языкового  портфеля, в основу которого положены такие документы Совета Европы, Общеевропейские  концепции владения иностранным  языком, Европейский языковой портфель.

Информация о работе Роль языкового портфеля при обучении письменной речи