Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:17, дипломная работа
Цель данного исследования – разработать методику и новые учебные материалы для проведения ролевых игр и научно обосновать эффективность их использования при изучении иностранных языков.
Объектом исследования является ролевая игра в процессе обучения иностранному языку в средних специальных учебных заведениях, организуемая как с целью формирования навыков самостоятельной работы по овладению английским языком, так и с целью совершенствования навыков и умений устного общения.
Введение………………………………………………………...............................3
Глава 1: Ролевые игры как средство повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка
11.Проблема мотивации учащихся при изучении иностранного языка 5
1.2 Что такое игра: ее характеристика и функции ролевых игр……………………………………………………………………………….11
1.3 Задачи ролевых игр и их возможности……………………………………16
Выводы к главе 1……………………………………………………………….19
Глава 2: Практическое использование ролевых игр на уроке иностранного языка
2.1 Формы ролевых игр и требования к ним…………………………………20
2.2 Категории и описание ролевых игр………………………………………24
Выводы к главе 2 ………………………………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………..…31
Список использованной литературы…………………………………………32
2. Как обстоят дела теперь?
3. Что побуждает тебя изучать иностранный язык?
4. Чем тебе больше всего нравится заниматься на уроках иностранного языка?
5. Что тебе нравится на уроках иностранного языка?
6. Что тебе не нравится на уроках иностранного языка?
Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся (60%) с интересом приступили к изучению иностранного языка. В качестве основного мотива изучения иностранного языка они отметили, что изучение иностранного языка необходимо для дальнейшей учебы. Однако (25%) учащихся отметили, что изучение иностранного языка не интересно, так как появляются трудности с запоминанием слов и усвоением грамматики.
С целью определения эффективности использования ролевых игр на уроках иностранного языка нами были проведены уроки: урок–праздник, урок–экскурсия, ролевая игра и видео-урок с учащимися 2 и 3 курсов.
При выборе уроков нами учитывались уровень подготовки учащихся, специфика и сложность материала.
После проведения данных уроков учащимся была предложена анкета, направленная на определение эффективности системы игровых уроков иностранного языка, содержанием которой выступали следующие вопросы:
1. Какой из уроков понравился тебе больше всего?
2. Почему понравился именно этот урок?
3. Какой урок не понравился?
4. Повысился ли у
тебя интерес к изучению
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что у большинства учащихся (80%) уровень мотивации к изучению иностранного языка повысился. Уроки с элементами игры учащимися воспринимаются весьма положительно, обучение проходит успешно с большой активностью учащихся.
В конце учебного года повторно провели анкетирование среди той же группы ребят, чтобы понять их мнение по применению ролевых игр на уроках английского языка:
1.из 20 человек всем нравятся данные уроки;
2. 15 человек заинтересовались языком и им стало нравиться на уроках иностранного языка;
3. 8 человек стали посещать платные курсы по языку с целью овладения разговорным английским и дальнейшим общением по скайпу с иностранцами из Америки.
4.только 5 человек никак не ответили на наши вопросы, они без интереса присутствуют на уроках и будут не против, если английский язык совсем уберут из программы.
1.2 Что такое игра: ее характеристика и функции ролевых игр.
В настоящее время стало очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. И успех в обучении - это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для активации учебного процесса даёт использование ролевых игр.
Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элементы неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственную речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.
Проблема использования игры в методике обучения иностранным языкам не нова. Её актуальность остается и по сей день. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность учащихся в новизне изучаемого материала и разнообразие выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интересов и активности учащихся. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Американский психолог Д. Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самостоятельность» человека {Мид Д. 2001:118-123}
Игра – это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем и старшем. Учащиеся убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии учащиеся-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
В играх они овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов учащихся, способствует осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Изучение иностранного языка может показаться совершенно скучным и неинтересным занятием, если этот процесс протекает монотонно, включает один вид деятельности и никак не мотивирует обучаемого всё-таки с интересом заниматься английским. Задача учителя - таким образом преподнести обучающий процесс, чтобы он захотел учить английский, стремился понимать его и был готов говорить на нем.
Одним из основных стимулов к обучению является игра. Ведь в комплексе с дискуссиями и дебатами игры, в частности, ролевые игры на уроках английского языка являются наиболее информативными и результативными методами обучения с точки зрения восприятия. В процессе игры учащийся преодолевает свою скованность и тревожность. Использование различных игр на уроке английского помогает овладеть им в занимательной форме, развить память, внимание, смекалку, поддерживать интерес к английскому языку.
Включаясь в ролевые игры на уроках английского языка, они представляют себя в роли кого-то другого в конкретной ситуации, ведут себя надлежащим образом согласно правилам этой игры. Социальные (врач, продавец), межличностные (друзья, одноклассники), психологические (нейтральные, позитивные, негативные персонажи) роли, которые исполняют сами, способствуют тому, что они учатся общаться и обсуждать вопросы, понимать и оценивать чувства других людей, решать проблемы. Конечной целью любой ролевой игры на уроках английского языка является получение новых знаний и отработка их до навыков.
Чтобы играть в ролевые игры на уроках английского языка надлежащим образом, необходимо сформировать у ребят нужные социальные умения общения и ознакомить их с диалогической речью на английском языке. В этом помогают упражнения на тренировку выражений этикетного плана, развитие навыков разговора по телефону, микродиалоги на заданную тему из нескольких реплик, создание диалогов на английском языке по образцу, чтение и воспроизведение этих диалогов наизусть, проигрывание диалога в парах.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал-это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев.
Игры помогают им стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне.
Ребёнок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно.
Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих, а если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра - прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым учащимся . Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми. Во время игры учащегося не следует прерывать, так как это нарушает атмосферу общения. В. Риверс пишет по этому поводу:»Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому учащийся каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желание продолжить беседу».Он также считает:|» Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащегося, делать это надо в конце урока, некоторые ошибки учитель имеет право не заметить, чтобы не подавлять его речевую активность » {Риверс В. 2002:152-155}.
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.
Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность каждого учащегося, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, т.е. можно говорить о воспитательной функции ролевой игры. Ролевая игра формирует у них способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.
Они стремятся к общению, взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его.
Обеспечивая осуществление желаний учащихся, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
Ролевая игра завоевывает все большую популярность среди учителей иностранных языков. Идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории ролей, разработанной социологами . При овладении иностранным языком как средством общения необходимо воссоздать условия, которые существуют при овладении родным языком. Немецкий методист Ф. Лейзингер показывает большие коммуникативные и, следовательно, обучающие возможности ролевой игры {Лейзингер Ф. 1993:159-163}.
1) Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. В ролевой игре как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнеров тесно переплетается.
2) Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно- побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях не просто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующем: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. В условиях иноязычного общения важно, чтобы они смогли выразить то, что им хочется сказать. Языковое обеспечение часто заслоняет саму цель общения от учащихся и учителей. Мотив, которым руководствуются учащиеся, лежит за пределами речи: им важно ответить учителю. Положение меняется, если все они вовлечены в ролевую игру.
3)Ролевая игра предполагает усилие личностной сопричастности ко всему происходящему. Учащийся входит в ситуацию через “Я” соответствующей роли.
4)Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала.
5)Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога, которые должны слаженно взаимодействовать, учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. При распределении ролей следует учитывать как языковые, так и актерские возможности учащихся, поручая одним более вербальные, другим пантомимные роли, третьих назначить на роли “суфлеров”, давая им право подсказывать на основе текста.
Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, где не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить насколько она ей соответствует и правильно отреагировать на реплику.
Информация о работе Ролевая игра как средство повышения мотивации изучения иностранного языка