Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:43, курсовая работа
Цель исследования – комплексное лингвистическое изучение функционирования лексико-грамматических средств выражения объективной действительности в художественном тексте.
Введение……………………………………………………………………………..
1 Категория модальности в немецком языке и ее роль в предложении…….
1.1 Определение понятия модальности как отношения говорящего к объективной действительности……..……………………………………….
1.2 Виды и подвиды модальности……………… ……………………………
1.3 Сущность объективной, внутрисемантической и субъективной модальности………………………………………………………………….
2 Средства выражения модальности в немецком языке…………………...
2.1 Объективная действительность как один из видов модальности….……..
2.2 Характеристика основных средств выражения отношения к объективной действительности в современном немецком языке……………………….
2.3 Модальные глаголы как одно из языковых средств выражения модальности в современном немецком языке ……………………………………………….
2.4 Модальные члены предложения как средство выражения отношения к объективной действительности …………………………………………….
2.5 Модальное поле предположения в системе категории модальности…….
3 Анализ средств выражения отношения к объективной действительности в текстах художественного стиля ……………………………………………
3.1 Роман Ф. Кафки «Америка» как пример применения в художественном тексте разнообразных средств выражения отношения к объективной действительности……………………..……………………………………..
3.2 Анализ различных средств и способов выражения модальности в контексте их специфики при формировании отношения говорящего к объективной действительности в романе Ф. Кафки «Америка» ……...…
3.2.1 Средства объективной модальности……………………………………….
3.2.2 Модальные глаголы в романе …………………………………………...…
Заключение …………………………………………………………………………60
Список использованных источников……………………………………………...62
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Определение понятия модальности
как отношения говорящего к объективной
действительности……..…………………………
2 Средства выражения модальности в немецком языке…………………...
2.1 Объективная действительность как один из видов модальности….……..
2.2 Характеристика основных средств выражения отношения к объективной действительности в современном немецком языке……………………….
2.3 Модальные глаголы как одно из языковых средств выражения модальности в современном немецком языке ……………………………………………….
2.4 Модальные члены предложения как средство выражения отношения к объективной действительности …………………………………………….
2.5 Модальное поле предположения в системе категории модальности…….
3 Анализ средств выражения отношения к объективной действительности в текстах художественного стиля ……………………………………………
3.1 Роман Ф. Кафки «Америка»
как пример применения в художественном
тексте разнообразных средств выражения
отношения к объективной действительности……………………..…………
3.2 Анализ различных средств и способов выражения модальности в контексте их специфики при формировании отношения говорящего к объективной действительности в романе Ф. Кафки «Америка» ……...…
3.2.1 Средства объективной модальности……………………………………….
3.2.2 Модальные глаголы в романе …………………………………………...…
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Введение
В современном мире межъязыковая коммуникация осложняется не только несовершенством знания того или иного языка, но и различием в восприятии его единиц как носителями неблизкородственного, так и близкородственного языка; в любом случае происходит столкновение языковых картин мира. Особенно остро данная проблема ощущается при выражении модальности, так как именно эта категория несет в себе отношение к действию и действительности.
Противоречия и несоответствия при этом неизбежны, поскольку язык является не абстрактной системой, не материалом для говорения, а субъективной деятельностью, осуществляющей говорение, слушание, письмо и чтение.
В лингвистике
до сих пор не существует единого
мнения относительно проблемы определения
понятия модальности и
Основными видами модальности являются объективная (реальная или ирреальная) и субъективная модальность. Модальность - явление многоаспектное, и поэтому в лингвистической литературе высказываются различные мнения по поводу сущности данного феномена. О том, что объективная модальность имеет свое грамматическое выражение, лингвисты говорили давно. Авторы весьма солидных исследований рассуждают о морфолого-синтаксическом характере выражения модальности.
Объективная действительность представляет собой совершенно особый вид модального значения. Если говорящий (пишущий) недостаточно осведомлен о каком-либо факте (или же не хочет ничего категорически утверждать), он сообщает о нем как о чем-то более или менее вероятном. Способностью выражать объективную действительность обладают многие лексико-грамматические единицы.
В качестве теоретической основы дипломной работы были использованы труды ведущих отечественных и зарубежных лингвистов в данной области, таких как: В.Г. Адмони, Е.В. Гулыга, В.А. Гуревич, Л.С. Ермолаева, К.Г. Крашенинникова, О.И. Москальская, М.Д. Натанзон, Е.И. Шендельс и др.
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема употребления средств выражения объективной действительности в текстах относится к числу недостаточно исследованных, требует как теоретического, так и экспериментального изучения разнообразных ее аспектов.
Объектом исследования выступает художественный текст.
Предметом исследования служит модальное поле объективной действительности в художественном тексте, который представляет для нас особый исследовательский интерес, а именно: модальные глаголы; модальные слова, модальные частицы.
В качестве центральных понятий данной дипломной работы выступают категории «модальность» и «объективная действительность». Под модальностью понимается функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также различные виды субъективной квалификации сообщаемого (пишущего).
Цель исследования – комплексное лингвистическое изучение функционирования лексико-грамматических средств выражения объективной действительности в художественном тексте.
Гипотеза исследования: средства выражения объективной действительности имеют место в тексте художественного стиля, но представлены неодинаково по частоте их использования.
Достижение цели настоящего исследования осуществляется через последовательное решение следующих задач:
С целью проверки гипотезы автором использовались следующие методы исследования: контекстуальный, статистический и сопоставительный анализ.
Научная новизна работы состоит в выявлении особенностей реализации средств выражения объективной действительности в художественном тексте.
Теоретическая значимость исследования заключается в параллельном анализе разнообразных средств выражения объективной действительности в художественном тексте. Такой анализ предполагает изучение арсенала средств выражения объективной действительности, выявление особенностей их функционирования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты и материалы работы могут использоваться на занятиях по практической и теоретической грамматике немецкого языка, а также на занятиях по практике устной и письменной речи немецкого языка.
Содержательная часть дипломной работы состоит из введения, трех глав и списка использованных источников.
1.1 Определение
понятия модальности как
Термин «модальность» используется различными науками: философией, логикой, языкознанием, литературоведением. Он происходит от латинского «modus» – мера, способ. В философии выделяются онтологическая модальность, означающая способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо явления, и гносеологическая (логическая) модальность, которая означает способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии.
Понятие модальности впервые появилось в «Метафизике» Аристотеля (он выделил три основных модальных понятия: необходимость, возможность и реальность), откуда перешло в классические философские системы. Различные суждения о модальности можно найти у Теофраста и Евдема Родосского, комментаторов Аристотеля, позднее – у средневековых схоластов. В логике и философии Нового времени стало традиционным предложенное И. Кантом подразделение суждений на ассерторические (суждения о действительности), проблематические (суждения о возможности), аподиктические (суждения о необходимости), а также на суждения достоверные и вероятные. Михаил Эпштейн в «Философии возможного» обобщает подходы к изучению модальностей в различных сферах гуманитарного мышления. Он относит понятие модальностей к основополагающим и выстраивает свою теорию возможного, опираясь на три основные, истинностные модальности бытия: действительное, возможное и необходимое. Как наиболее значимую он выделяет модальность возможного, поскольку через неё определяются две другие модальности.
Таким образом, термин «модальность»– это некий угол зрения, который определяет взгляд человека на окружающий его мир [1, с. 59].
В лингвистике модальность определяется как «функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого». В западноевропейской лингвистике наибольшее распространение получила концепция модальности Ш. Балли 6, суть которой заключается в том, что в любом высказывании можно выделить основное содержание (диктум) и его модальную часть (модус), выражающую интеллектуальное, эмоциональное или волевое суждение говорящего в отношении диктума. В концепциях разных лингвистов объем этого понятия и охват им языковых явлений не совпадают. Трактовка термина «модальность» в современном языкознании необычайно широка, трудно назвать двух авторов, которые понимали бы модальность одинаково, но в любую трактовку данного понятия обязательно входит элемент оценочности: «точка зрения», отношение в явном или скрытом виде включается в любое истолкование модальности. На основании того, что подвергается оценке: внеязыковая действительность или само высказывание, выделяются, соответственно, два типа модальности: объективная и субъективная. Категория модальности является одной из языковых универсалий, она может находить выражение на различных уровнях языка (морфологическом, синтаксическом, интонационном). Несомненно, данная категория присутствует и среди характеристик текста. Изучением данного аспекта реализации модальности занимались многие учёные. Среди лингвистов следует выделить работы А. В. Бондарко, В.Г. Адмони, Е.В. Падучевой, Д. А. Парамонова и др [2, с. 20].
Поскольку текст является главным объектом изучения литературоведов, то категория модальности пришла в литературоведение именно как категория, характеризующая текст в целом. Литературоведческий термин представляет собой конгломерат значений модальности как философско-этической категории и модальности как категории языкознания. «Словарь литературоведческих терминов» даёт определение модальности схожее с её определением в лингвистике: «категория высказывания, которая выражает отношение повествователя к изображаемой им действительности».
Понятие модальности встречается в работах многих литературоведов. Аластэйр Фаулер, специалист по английской литературе, профессор Эдинбургского университета, писал о близости понятий «жанр» и «модальность» [3, с. 43]. Различие между жанром и модальностью заключается в том, что жанр определяет группу схожих по определённым признакам произведений, а модальность – некое качество, присущее наиболее характерным произведениям того или иного жанра. Модальная характеристика добавляется к жанровой (например, сатирическая драма, комический роман). Подробное рассмотрение данного вопроса можно найти у Ж. Женетта в его «Работах по поэтике». Ж.Женетт употреблял термин «модальность» в узком значении, подразумевая под ним нарративную модальность, и выделял следующие её виды: повествовательную, драматическую, смешанную. Таким образом, модальность является универсальной лингвистической формой, а жанр – её тематической разновидностью (spécification thématique): водевиль является тематической разновидностью комедии, новелла – нарративного жанра [4, с. 102]. Вместе с тем, не существуёт жёсткой привязанности жанра к какой-нибудь одной определённой модальности. «Нарративная модальность предполагает, что можно излагать более или менее надёжно то, что является объектом изложения, и излагать это с той или иной точки зрения». В зависимости от того, с чьей точки зрения рассматриваются события, повествование принимает по отношению к рассказываемой истории ту или иную перспективу. Дистанция и перспектива представляют собой два основных признака модальности, два основных способа регулирования информации. Дистанция определяет то, насколько подробно и детально передана та или иная информация, перспектива – насколько полно или неполно она передана (в зависимости от того, с чьей точки зрения рассматривается рассказываемая история). Женетт предлагает интересную типологию нарративных ситуаций, основанную на модальной детерминации.
1. Повествование ведётся
от лица всеведущего
2. Повествование ведётся с некоей точки зрения (повествователь говорит только то, что знает персонаж).
Информация о работе Средства выражения модальности в немецком языке