Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:53, курсовая работа
Фонетика занимается изучением звукового строя языка – звуковой стороны языка. В звуковой стороне языка можно выделить два ряда явлений.
Прежде всего, связную речь можно рассматривать как последовательность отдельных звуковых единиц – звуков речи, фонем, т. е. как цепочку дискретных элементов; такие последовательные звуковые единицы называют сегментными единицами. Изучение природы и функционирования отдельных звуков в языке – одна из основных задач фонетики.
Введение
Функциональный аспект интонации в современной
лингвистике
§1 Фонетика как наука о звуковом строе языка. Два аспекта фонетического строя.
Супрасегментные средства и функции интонации
§2 Мелодика во французском языке
§3 Интенсивность
§4 Темп
§5 Паузы
Выводы
Заключение
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
«Оренбургский
государственный
педагогический университет»
ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Кафедра французского языка
и методики
преподавания французского языка
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Теория
языка»
Супрасегментные
характеристики высказывания (текста)
Оренбург 2009
Содержание
Введение
Функциональный аспект интонации в современной
лингвистике
§1 Фонетика как
наука о звуковом строе языка. Два аспекта
фонетического строя.
Супрасегментные средства и функции интонации
§2 Мелодика во французском
языке
§3 Интенсивность
§4 Темп
§5 Паузы
Выводы
Заключение
Введение
Актуальность
исследования.
§1
Фонетика как наука
о звуковом строе языка.
Два аспекта фонетического
строя.
Фонетика занимается изучением звукового строя языка – звуковой стороны языка. В звуковой стороне языка можно выделить два ряда явлений.
Прежде всего, связную речь можно рассматривать как последовательность отдельных звуковых единиц – звуков речи, фонем, т. е. как цепочку дискретных элементов; такие последовательные звуковые единицы называют сегментными единицами. Изучение природы и функционирования отдельных звуков в языке – одна из основных задач фонетики.
Кроме того, в связной речи существуют и такие звуковые явления, которые представляют свойства не отдельных звуков, а более или менее протяженных отрезков речевого потока: изменение высоты голоса во фразе, различия в силе звучания отдельных слогов, соотношения длительности отдельных звуков, связанные с различиями в темпе и ритме речи, перерывы звучания, обусловленные членением речевого потока и т. д. Эти характеристики иногда обозначаются как просодические явления или просодия, а по их роли в языке описываются в терминах ударений различных типов и фразовой интонации. Все эти фонетические признаки как бы накладываются на цепочку сегментных единиц и потому получили название супрасегментных характеристик. Они в известной мере абстрагируются от цепочки звуков, которой сопутствуют. Последнее возможно потому, что супрасегментные характеристики не зависят от сегментных единиц: фразовая мелодика не связана с конкретными звуками данного предложения; то же относится и к закономерностям темпа, ритма, ударения. Поскольку эти признаки соотносятся со строем связной речи – синтаксисом, для их обозначения употребляется термин «синтаксическая фонетика».
Разумеется, в речи разные формы интонации проявляются через звуковой поток, а отдельные сегментные единицы – звуки – реализуются в речи всегда в сопровождении каких-то супрасегментных характеристик. Выделение этих двух типов языковых явлений есть результат лингвистического анализа и абстракции. Оно основано на том, что сегментные единицы – фонемы и супрасегментные признаки – фразовая интонация и ударение – различны по своей лингвистической функции и подчиняются разным фонетическим закономерностям.
В соответствии с существованием сегментных и супрасегментных единиц в языке в описательной фонетике выделяют два больших раздела: сегментная фонетика и супрасегментная фонетика (см. таблица №1)
Сегментная фонетика |
Супрасегментная фонетика |
Анализ
звукового состава языка, т. е. его
фонемной системы и закономерностей
ее функционирования |
Рассматривается ударение и фразовая интонация |
Таблица
№ 1
В схеме № 1 представлены основные
единицы произношения, которые и составляют
предметную область фонетики как науки,
изучающей звуковой строй языка вообще
(общая фонетика), или отдельного языка
(частная).
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Сегментные средства (звуки)
Гласные Согласные интонация -----à ударение
простые сложные звонкие глухие ритм словесное / фразовое
Схема № 1
Супрасегментные
средства и функции
интонации
Супрасегментыми элементами звукового строя языка являются такие звуковые качества, которые соотносятся с какой-то цепочкой звуковых сегментных единиц как с единым целым.
Супрасегментные средства могут функционировать на уровне потока речи, фразы – в таких случаях говорят об интонации того или иного текста, высказывания; или на уровне отдельного слова, при выделении в нем того или иного слога – тогда говорят о словесном ударении.
Ударение на каком-то слоге предполагает тем самым, что соседние отрезки – слоги определяются как безударные. Фразовая интонация тоже выявляется благодаря неодинаковому фонетическому оформлению соседних элементов предложения.
Итак, характерным признаком функционирования супрасегментных единиц является фонетический контраст, проявляющийся в некоторой линейной последовательности.
Использование супрасегментных средств для интонационного оформления речи наблюдается во всех языках; словесное же ударение свойственно не всем языкам; не существует оно и во французском. Таким образом, во французском языке супрасегментные средства функционируют только на уровне фразы, ее частей, а также сверхфразовых образований.
В качестве супрасегментных признаков используются прежде всего те фонетические характеристики, без которых существование звуковой речи немыслимо:
1)
изменение высоты тона –
2)
различия в силе отдельных
элементов (звуков, слогов) – интенсивность
(любой звук должен
3)
различия в длительности
4) различия в тембре голоса (интонационный тембр, или качество голоса, или характер фонации);
5) паузы – перерывы звучания.
Разумеется, в качестве особых супрасегментных средств могут использоваться только такие различия этих фонетических признаков, которые не зависят от индивидуальных особенностей говорящего и не связаны с фонетической природой отдельных звуков как сегментных единиц.
Ведущую роль в интонации, несомненно, играет мелодика – изменение высоты голоса; долгое время интонацию и отождествляли с мелодикой, и лишь в последние десятилетия обратились к рассмотрению и анализу роли других ее компонентов. Мелодика участвует в осуществлении всех функций интонации, она лучше всего воспринимается и осознается говорящими, а правильное соблюдение мелодического рисунка обычно достаточно для передачи необходимого смысла, например вопроса и утверждения, законченности либо незаконченности высказывания или выделения смыслового центра, даже если другие интонационные компоненты искажены: Он здесь. Он здесь? Он здесь, но занят. Здесь он будет. Мелодика была и остается основным объектом изучения; при этом имеет значение и то, что из всех компонентов интонации мелодика наименее затруднительна для экспериментального исследования.
Для описания мелодического компонента интонации в диапазоне человеческого голоса, охватывающего от одной до двух октав, выделяют некоторые высотные уровни, относительно которых и рассматривается движение тона во фразе.
Иногда
ограничиваются тремя уровнями: нижний
соответствует концу
В учебной литературе по французской фонетике использована система четырех уровней П. Делаттра, обозначенных (снизу вверх) цифрами 1, 2, 3, 4, и 1-й, 2-й и 4-й уровни соответствуют описанным выше, а 3-ий помещен между 2-м и 4-м. Предполагается, что эти высотные уровни более или менее равномерно распределены в диапазоне голоса и, следовательно, отделены друг от друга приблизительно одинаковыми интервалами, которые составляют обычно около трех тонов.
G. Faure, P.-R. Léon, P. Braselman увеличивают число уровней до 5 или 6, добавляя сверхнизкий и сверхвысокий, которые достигаются в эмоционально окрашенной речи.
Мелодика
фразы описывается как движение
тона между уровнями и переход
от одного уровня к другому, что позволяет
рассматривать интонационные
Мелодические характеристики французской разговорной речи
Изучение мелодической организации разговорной речи показывают, что для разговорной речи характерны контрастные мелодические структуры, назначение которых состоит в том, чтобы восполнить синтаксическую компрессию высказывания.
Мелодия выполняет свои функции в совокупности с акцентуацией и паузацией, с тембральными и квантитативными характеристиками, что в целом, способствует формированию особой ритмической организации других разновидностей устной речи.
В разговорной речи часто используется выделительное ударение (accent d’insistance), которое, как правило, падает на начальный слог слова; в этом случае выделенный слог характеризуется повышением мелодии, затем наблюдается спад мелодии на последующих слогах и небольшой подъем на конечном слоге ритмической группы (если ритмическая группа не завершает повествовательную фразу). Например: C’est un ′′misérable type/qui ne paie pas de mine. (Барышникова)
Информация о работе Супрасегментные характеристики высказывания (текста)