Супрасегментные характеристики высказывания (текста)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание

Фонетика занимается изучением звукового строя языка – звуковой стороны языка. В звуковой стороне языка можно выделить два ряда явлений.
Прежде всего, связную речь можно рассматривать как последовательность отдельных звуковых единиц – звуков речи, фонем, т. е. как цепочку дискретных элементов; такие последовательные звуковые единицы называют сегментными единицами. Изучение природы и функционирования отдельных звуков в языке – одна из основных задач фонетики.

Содержание

Введение
Функциональный аспект интонации в современной
лингвистике
§1 Фонетика как наука о звуковом строе языка. Два аспекта фонетического строя.
Супрасегментные средства и функции интонации

§2 Мелодика во французском языке
§3 Интенсивность

§4 Темп
§5 Паузы
Выводы
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕОРИЯ ЯЗЫКА.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО 

«Оренбургский государственный  педагогический университет» 

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Кафедра французского языка

и методики преподавания французского языка 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Теория языка» 

Супрасегментные характеристики высказывания (текста) 
 
 

                                                               Руководитель работы

                                                                             ____________ Симонов К.И.

                                                             «__»________2009г. 
 

                                                                       Исполнитель студент 401

                                                                         ____________ Попова Д.А. 

                                                              «__»________2009г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург 2009

Содержание 
 

Введение 

Функциональный  аспект интонации в современной 

лингвистике 

§1 Фонетика как наука о звуковом строе языка. Два аспекта фонетического строя.  

Супрасегментные средства и функции интонации

 

§2 Мелодика во французском  языке 

§3 Интенсивность

 

§4 Темп 

§5 Паузы 

Выводы 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  исследования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

     §1 Фонетика как наука о звуковом строе языка. Два аспекта фонетического строя. 

     Фонетика  занимается изучением звукового строя языка – звуковой стороны языка. В звуковой стороне языка можно выделить два ряда явлений.

      Прежде  всего, связную речь можно рассматривать как последовательность отдельных звуковых единиц – звуков речи, фонем, т. е. как цепочку дискретных элементов; такие последовательные звуковые единицы называют сегментными единицами. Изучение природы и функционирования отдельных звуков в языке – одна из основных задач фонетики.

      Кроме того, в связной речи существуют и такие звуковые явления, которые  представляют свойства не отдельных  звуков, а более или менее протяженных  отрезков речевого потока: изменение высоты голоса во фразе, различия в силе звучания отдельных слогов, соотношения длительности отдельных звуков, связанные с различиями в темпе и ритме речи, перерывы звучания, обусловленные членением речевого потока и т. д. Эти характеристики иногда обозначаются как просодические явления или просодия, а по их роли в языке описываются в терминах ударений различных типов и фразовой интонации. Все эти фонетические признаки как бы накладываются на цепочку сегментных единиц и потому получили название супрасегментных характеристик. Они в известной мере абстрагируются от цепочки звуков, которой сопутствуют. Последнее возможно потому, что супрасегментные характеристики не зависят от сегментных единиц: фразовая мелодика не связана с конкретными звуками данного предложения; то же относится и к закономерностям темпа, ритма, ударения. Поскольку эти признаки соотносятся со строем связной речи – синтаксисом, для их обозначения употребляется термин «синтаксическая фонетика».

     Разумеется, в речи разные формы интонации  проявляются через звуковой поток, а отдельные сегментные единицы – звуки – реализуются в речи всегда в сопровождении каких-то супрасегментных характеристик. Выделение этих двух типов языковых явлений есть результат лингвистического анализа и абстракции. Оно основано на том, что сегментные единицы – фонемы и супрасегментные признаки – фразовая интонация и ударение – различны по своей лингвистической функции и подчиняются разным фонетическим закономерностям.

     В соответствии с существованием сегментных и супрасегментных единиц в языке в описательной фонетике выделяют два больших раздела: сегментная фонетика и супрасегментная фонетика (см. таблица №1)

     
         Сегментная  фонетика
     
    Супрасегментная фонетика
    Анализ  звукового состава языка, т. е. его  фонемной системы и закономерностей ее функционирования 
         
     
    Рассматривается ударение и фразовая интонация 
 

     Таблица № 1 

          В схеме № 1 представлены основные единицы произношения, которые и составляют предметную область фонетики как науки, изучающей звуковой строй языка вообще (общая фонетика), или отдельного языка (частная).      

ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ 
 

Сегментные  средства (звуки)                          Супрасегментные  средства

Гласные                     Согласные               интонация  -----à  ударение

                                                                      мелодика

простые   сложные   звонкие  глухие        ритм                   словесное / фразовое

                                                                      темп

                                                                      паузация 

                                                                      тембр        

Схема № 1

     Супрасегментные средства и функции  интонации 

     Супрасегментыми элементами звукового строя языка являются такие звуковые качества, которые соотносятся с какой-то цепочкой звуковых сегментных единиц как с единым целым.

     Супрасегментные средства могут функционировать  на уровне потока речи, фразы – в таких случаях говорят об интонации того или иного текста, высказывания; или на уровне отдельного слова, при выделении в нем того или иного слога – тогда говорят о словесном ударении.

     Ударение  на каком-то слоге предполагает тем  самым, что соседние отрезки –  слоги определяются как безударные. Фразовая интонация тоже выявляется благодаря неодинаковому фонетическому оформлению соседних элементов предложения.

     Итак, характерным признаком функционирования супрасегментных единиц является фонетический контраст, проявляющийся в некоторой линейной последовательности.

     Использование супрасегментных средств для интонационного оформления речи наблюдается во всех языках; словесное же ударение свойственно не всем языкам; не существует оно и во французском. Таким образом, во французском языке супрасегментные средства функционируют только на уровне фразы, ее частей, а также сверхфразовых образований.

     В качестве супрасегментных признаков  используются прежде всего те фонетические характеристики, без которых существование  звуковой речи немыслимо:

     1) изменение высоты тона – мелодика; та или иная высота голоса присуща всем гласным и звонким согласным;

     2) различия в силе отдельных  элементов (звуков, слогов) – интенсивность  (любой звук должен характеризоваться  какой-то силой);

     3) различия в длительности звуков  – изменение темпа;

     4) различия в тембре голоса (интонационный тембр, или качество голоса, или характер фонации);

     5) паузы – перерывы звучания.

     Разумеется, в качестве особых супрасегментных  средств могут использоваться только такие различия этих фонетических признаков, которые не зависят от индивидуальных особенностей говорящего и не связаны с фонетической природой отдельных звуков как сегментных единиц.

     Ведущую роль в интонации, несомненно, играет мелодика – изменение высоты голоса; долгое время интонацию и отождествляли с мелодикой, и лишь в последние десятилетия обратились к рассмотрению и анализу роли других ее компонентов. Мелодика участвует в осуществлении всех функций интонации, она лучше всего воспринимается и осознается говорящими, а правильное соблюдение мелодического рисунка обычно достаточно для передачи необходимого смысла, например вопроса и утверждения, законченности либо незаконченности высказывания или выделения смыслового центра, даже если другие интонационные компоненты искажены: Он здесь. Он здесь? Он здесь, но занят. Здесь он будет. Мелодика была и остается основным объектом изучения; при этом имеет значение и то, что из всех компонентов интонации мелодика наименее затруднительна для экспериментального исследования.

     Для описания мелодического компонента интонации в диапазоне человеческого голоса, охватывающего от одной до двух октав, выделяют некоторые высотные уровни, относительно которых и рассматривается движение тона во фразе.

     Иногда  ограничиваются тремя уровнями: нижний соответствует концу повествования, верхний – мелодическому пику в общем вопросе, средний – безударному началу или средней высоте голоса говорящего; этот уровень расположен ближе к нижней, чем к верхней границе диапазона голоса.

     В учебной литературе по французской  фонетике использована система четырех уровней П. Делаттра, обозначенных (снизу вверх) цифрами 1, 2, 3, 4, и 1-й, 2-й и 4-й уровни соответствуют описанным выше, а 3-ий помещен между 2-м и 4-м. Предполагается, что эти высотные уровни более или менее равномерно распределены в диапазоне голоса и, следовательно, отделены друг от друга приблизительно одинаковыми интервалами, которые составляют обычно около трех тонов.

     G. Faure, P.-R. Léon, P. Braselman увеличивают число уровней до 5 или 6, добавляя сверхнизкий и сверхвысокий, которые достигаются в эмоционально окрашенной речи.

     Мелодика  фразы описывается как движение тона между уровнями и переход  от одного уровня к другому, что позволяет  рассматривать интонационные модели, абстрагируясь от индивидуальных различий в высоте и ширине диапазона голоса. 

     Мелодические  характеристики французской  разговорной речи

     Изучение  мелодической организации разговорной  речи показывают, что для разговорной  речи характерны контрастные мелодические структуры, назначение которых состоит  в том, чтобы восполнить синтаксическую компрессию высказывания.

     Мелодия выполняет свои функции в совокупности с акцентуацией и паузацией, с  тембральными и квантитативными  характеристиками, что в целом, способствует формированию особой ритмической организации  других разновидностей устной речи.

     В разговорной речи часто используется выделительное ударение (accent d’insistance), которое, как правило, падает на начальный слог слова; в этом случае выделенный слог характеризуется повышением мелодии, затем наблюдается спад мелодии на последующих слогах и небольшой подъем на конечном слоге ритмической группы (если ритмическая группа не завершает повествовательную фразу). Например: C’est un ′′misérable type/qui ne paie pas de mine.  (Барышникова)

Информация о работе Супрасегментные характеристики высказывания (текста)