Технология проектного обучения как средство развития творческих способностей у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы применения технологии проектного обучения в процессе обучения подростков
1.1. Сущность технологии проектного обучения
1.2. Характеристика различных подходов к использованию технологии проектного обучения на уроках английского языка
Глава 2. Возможности применения технологии проектного обучения для формирования социокультурной компетентности подростков
2.1. Понятие творческих способностей и особенности их формирования у подростков
2.2. Методические рекомендации по применению технологии проектного обучения в процессе развития творческих способностей подростков на уроках английского языка
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области 

ГБОУ СПО СО «Ревдинский  педагогический колледж»

 

 

 

Кафедра лингвистики

 

 

 

 

 

 

Технология  проектного обучения как средство развития творческих способностей у подростков

 

 

 

 

 

 
Исполнитель: Кистаев С.Е.

студент 53 группы

специальность 050303

«Иностранный язык»

Руководитель: Коровина Н.А.

преподаватель 1 кв. категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ревда, 2012

 

Содержание

Введение 

Глава 1. Теоретические  основы применения технологии проектного обучения в процессе обучения подростков

1.1. Сущность технологии  проектного обучения

1.2. Характеристика различных  подходов к использованию технологии  проектного обучения на уроках  английского языка 

Глава 2. Возможности  применения технологии проектного обучения для формирования социокультурной компетентности подростков

2.1.  Понятие творческих способностей и особенности их формирования у подростков

2.2.  Методические рекомендации  по применению технологии проектного  обучения в процессе развития творческих способностей подростков на уроках английского языка

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Необходимость постоянного  совершенствования системы и  практики образования обусловлена  социальными переменами, происходящими  в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.

Реформирование школьного  образования и внедрение новых  педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Английский язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области изучения английского языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения английскому языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика. На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель.

Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная  деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного  образования и представляет собой  нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Проектная методика как  новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

- особое внимание к  индивидуальности человека, его личности.

- чёткость, ориентация  на сознательное развитие критического  мышления учащихся.

Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Традиционные подходы  к обучению языку и культуре недостаточно учитывают специфику языка как отражения системы культурных ценностей, на основе которых строятся конкретные общества и модели поведения их членов. Язык отражает мир и культуру и формирует личность носителя языка (Г.В. Елизарова).

           В этой связи остроту приобретает формирование социокультурной компетентности студентов педагогических вузов - будущих учителей иностранных языков. Культурное самоопределение будущего учителя иностранных языков представляется одним из финальных уровней формирования социокультурной компетентности. В процессе профессиональной подготовки студенты должны осознать себя в качестве поликультурных субъектов, способных перейти от этноцентризма к диалогу культур и значительно расширить свое социокультурное пространство. Этому способствует ознакомление студентов с вариативностью и разнообразием культур современных поликультурных сообществ стран как родного, так и иностранных языков, что ведет к самоопределению своего места в спектре культур.

Актуальность, теоретическая  значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Технология проектного обучения как средство развития социокультурной компетентности подростков».

 

Объект исследования:

Предмет исследования: формирование социокультурной компетентности подростков посредством проектной методики

Цель работы: Исследовать особенности проектной методики  как средства развития социокультурной компетентности подростков.

Цель потребовала решения  ряда задач:

      1. рассмотреть использование проектной методики в обучении иностранному языку (английский).;
      2. уточнить научное представление о сущности социокультурной компетентности подростка;
      3. обобщить и систематизировать результаты исследования проблемы, содержащиеся в научной литературе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Теоретические основы применения технологии проектного обучения в процессе обучения подростков

1.1. Сущность технологии  проектного обучения

 

          Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка .

Реформирование школьного  образования и внедрение новых  педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Новые ценности и ориентиры образования, а также современные достижения науки и техники во многом определяют выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям. Ярким примером может служить проектная методика.

           Приобретая все большую популярность, проектная методика получила широкое применение в педагогике двадцатого века, был и продолжает оставаться предметом исследований многих ученых и научных деятелей, освещающих различные аспекты этого метода. Значительное количество исследований посвящено использованию проектная методика в обучении иностранным языкам. Среди них — научные работы Н.Ю. Абышевой, Т.В. Березиной, Е.С. Полат и других исследователей.

          Актуальность выбранной темы обусловлена, в первую очередь, недостаточным исследованием условий и факторов эффективности использования метода проектов при обучении иностранному языку. Кроме этого изучение проектной методики видится автору исследования необходимым для его эффективного использования в своей будущей педагогической деятельности.

          В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов. В нашем исследовании понятия «метод проектов» и «проектная методика» являются синонимами.

         Несмотря на «современный» статус, данная технология имеет многолетнюю историю. Проектная методика в образовательном процессе используется уже около ста лет. Научным описанием метода проектов занимались американские педагоги и философы Д. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс и др., основываясь на постулатах прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучения посредством деления». Ведущая идея данной научной школы состояла в необходимости организации обучения таким образом, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Д. Дьюи подчеркивал необходимость опоры на личный опыт ребенка и полезность деятельности для реальной жизни.

         В 20-х гг. ХХ в. методом проектов заинтересовались советские педагоги (Б. В. Игнатьев, Е.Г. Кагаров, М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий). Его широко использовали в «трудовой школе», так как приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся в рамках общественно-полезных дел.

        Сравнительный анализ истории становления метода проектов показывает, что подходы к пониманию его сущности отечественными и американскими педагогами были разными. Принципиальное отличие состояло в том, что отечественные педагоги основную ценность метода проектов видели в развитии социально значимых качеств личности (коллективизм, общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и др.), а их американские коллеги делали акцент на выработке индивидуальной приспособительной реакции школьника на ситуацию или среду. Ценность метода проектов, с точки зрения американских педагогов, состояла в возможности индивидуализации обучения за счет опоры на субъектный опыт и познавательные интересы учащихся. [6, c.29-30]

         Тем не менее, оба указанных подхода содержат в себе положительные моменты, так как в жизни каждого человека необходимо развитие как индивидуальных особенностей, так и навыков социального взаимодействия.

        Для ответа на вопрос «Что представляет собой метод проектов в педагогическом процессе?» необходимо выделить его характерные особенности при анализе различных дефиниций.

          В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как «система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов». Авторы утверждают, что, «исторический опыт апробации данного метода показывает, что данная педагогическая технология не должна являться доминирующей, но должна быть органично вплетена в образовательный процесс на ряду с другими методами и технологиями обучения и воспитания». [4]

В определении Е.С. Полат  делается акцент на самостоятельную  деятельность учеников, сопровождающуюся детальной разработкой проблемы, с завершением в качестве реального, практического результата.

         Также стоит обратить внимание на понимание метода проектов А. А. Хромовым как системы обучения, гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость, под контролем учителя. [5]

         В педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

 

В соответствии с указанными определениями  и различными описаниями метода проектов [6; 7;4] выделим его характерные черты:

 

·          Сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического  процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;

·          Использование  комплекса знаний и навыков из различных областей;

·          Соответствие поставленных проблем реальным интересам  и потребностям воспитанников;

·          Четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;

·          Творческая направленность, стимулирование самореализации и само-актуализации личности;

·          Ориентация на практический, социально-значимый результат.

 

Анализ и обобщение  различных подходов к структурированию проектной деятельности [3,9,10] позволяет выделить следующие этапы:

 

1.         Подготовительный: создание творческой  атмосферы в коллективе, нацеливание  участников на поиск и выявление  конкретной, отвечающей их интересам  проблемы, выдвижение гипотез по  ее решению.

 

2.         Организационный: планирование деятельности, выбор методов работы, определение источников информации, организация групп и др.

 

3.         Деятельностный: работа над проектом, промежуточный контроль деятельности  участников, консультация с педагогом-координатором, подготовка к защите проекта.

 

4.         Презентативно-оценочный: представление  результатов, защита проекта,  анализ и оценка результатов  и проделанной работы, выявление  успехов и неудач, обсуждение  перспектив и тем новых проектов.

Информация о работе Технология проектного обучения как средство развития творческих способностей у подростков