Анализ потребительского спроса населения в зависимости от доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:58, курсовая работа

Описание

При исследовании потребительского спроса необходимо рассматривать домашние хозяйства как первичный элемент формирования условий расходования денежных доходов и проводить анализ влияния его состава на структуру потребительских затрат. Как правило потребление двух домашних хозяйств, одинаковых по размеру, однако различающихся по количеству детей, различно по структуре и объему. Эта особенность потребления требует осторожного применения таких статистических показателей, как среднедушевые показатели потребления или среднедушевые доходы. Под этими средними величинами скрываются различные потребители. Для экономического анализа потребления лучше всего применять шкалы потребительских единиц.
С целью определения структуры потребления могут быть использованы функции спроса (потребления), которые построены на основе данных о динамических рядах потребления или характеристики структуры потребления групп населения с разным уровнем дохода.

Содержание

Введение 2
1. Модель потребления 3
2. Показатели степени дифференциации населения по уровню доходов 6
3. Коэффициент Джини 7
Преимущества коэффициента Джини 10
Недостатки коэффициента Джини 11
4. Кривая Лоренца 12
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

анализ уровня потребительского спроса от доходов населения.doc

— 656.50 Кб (Скачать документ)

Содержание. 
 

 

Введение

 

     При исследовании потребительского спроса необходимо рассматривать домашние хозяйства как первичный элемент  формирования условий расходования денежных доходов и проводить  анализ влияния его состава на структуру потребительских затрат. Как правило потребление двух домашних хозяйств, одинаковых по размеру, однако различающихся по количеству детей, различно по структуре и объему. Эта особенность потребления требует осторожного применения таких статистических показателей, как среднедушевые показатели потребления или среднедушевые доходы. Под этими средними величинами скрываются различные потребители. Для экономического анализа потребления лучше всего применять шкалы потребительских единиц.

     С целью определения структуры  потребления могут быть использованы функции спроса (потребления), которые построены на основе данных о динамических рядах потребления или характеристики структуры потребления групп населения с разным уровнем дохода.

 

1. Модель потребления

 

     Модель  потребления представляет собой  однофакторную регрессионную модель зависимости потребления товаров и услуг от уровня дохода: 

     f(x)=

, 

     где x – уровень дохода,

      уровень потребления i-ого товара,

          n – число товаров и услуг.

     Важно при построении модели устанавливать не фиксированные границы интервалов доходных групп, а процентильные группы распределения населения, когда все население или домашние хозяйства распределяются по группам, численность которых составляет определенную долю совокупности, ранжированным по уровню дохода. Обычно совокупность, которую исследуют, разделяют на группы по 25, 20 или 10%. Преимуществом данного метода служит то, что в модели используется не общая тенденция изменения структуры расходов, которая проявляется в динамике среднедушевых показателей, а относительно независимые характеристики потребления по отдельным доходным группам. В данном случае уровень оценок платежеспособного спроса определяется характеристиками различных групп населения.

     Изменение структуры расходов населения можно  представить в виде гистограммы (рис. 1).

     

     Рис. 1. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств. За счет социальных трансфертов в  натуральной форме (Москва).

     Наряду  с вышесказанным делением домашних хозяйств по уровню дохода может быть представлено также в квинтильных группах. При этом нижняя квинтиль –это беднейшее население, верхняя – самые обеспеченные, вторая, третья и четвертая – это средние слои, тяготеющие к бедным или богатым группам. Такой подход облегчает динамическое и пространственное  сравнение, поскольку доли семей в каждой из групп одинаковы во всех периодах и на всех территориях.

     Дифференцированный  баланс доходов и потребления  можно представить в виде таблицы, которая позволяет дать количественное описание размеров и структуры доходов, расходов и потребления населения в зависимости от разных социальных страт. Данный баланс доходов и потребления является экономико-статистической моделью, или интегральной характеристикой уровня жизни населения в целом и отдельных его слоев, что позволяет оценить место разных социальных слоев на рынке товаров и услуг, труда, капитала и т. д. (Приложение 1).

     Такой дифференцированный баланс доходов  и потребления характеризует  распределение доходов по источникам между группами домохозяйств, расходов по направлениям и потребление по конкретным товарам и услугам. Причем через долю домашних хозяйств различных типов баланс показывает роль различных социальных слоев в экономических процессах.

     Таким образом, интегральные, или средние, показатели характеризуют общий  уровень доходов, расходов и потребления населения в целом, однако наличие социальной стратификации ставит задачу оценки различий в данных показателях по типам домашних хозяйств, социальным слоям, поскольку каждый из них может быть определяющим для того или иного сегмента рынка товаров и услуг. Суть дифференцированных моделей в том, что они позволяют разложить интегральные сводные макроэкономические показатели на составляющие по типам домохозяйств и группам населения, и в том числе в зависимости от уровня благосостояния, размера и состава.

     Деление общества на страты, или группы, иначе  социальная стратификация, представляет собой процесс, выражающийся в формировании однородных подсовокупностей домашних хозяйств и группам населения, каждая из которых имеет особенности в потребительском поведении, различную трудовую мотивацию, ориентацию на разные социально-экономические и духовные ценности.

     Известный экономист А.А. Вайштейн считал, что  началом формирования эконометрики как нового направления в экономической  науке, которое образовалось на стыке теоретической экономики, математики и статистики, явилось открытие в 1897 г. В. Парето закономерностей в распределении доходов  населения на основании методов математической статистики.

2. Показатели степени  дифференциации населения по уровню доходов

 

     С целью характеристики распределения  населения по доходу рассчитывается система статистических показателей.

     Модальный доход, или уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди нас.

     Медиальный  доход, т.е. показатель дохода, который находится в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медиального, а вторая половина – выше.

     Децильный  коэффициент дифференциации доходов  населения ( , характеризующий, во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения. Этот коэффициент рассчитывается по формуле 

     

     где – соответственно девятый и первый децили.

     Коэффициент фондов ( , который характеризует соотношение между средними доходами населения в 10-й и 1-й децильной группах и определяется по формуле

     

=
,

     где и – среднедушевой доход в месяц соответственно 10% населения, имеющего минимальный доход и 10% самой богатой его части.

     Учитывая, что при расчете среднего дохода для 10% населения в знаменателе показателей и  находятся одинаковые значения, коэффициент фондов можно представить в следующем виде: 

     

=

     где  соответственно суммарный доход 10% самого бедного и 10% наиболее богатого населения.

3. Коэффициент Джини

 

     Одним из показателей степени дифференциации населения по уровню доходов является индекс доходов, или коэффициент Джини. Он отражает характер распределения всей суммы доходов населения между отдельными его группами. Он характеризует  степень отклонения линии фактического распределения общего объема денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1. При равномерном распределении коэффициент Джини приближается к 0. Чем ближе коэффициент к 1, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

     Сущность  коэффициента Джини заключается  в том, что распределение доходов между группами лиц является эгалитарным, когда только одна единица совокупности распределения получает все блага. Таким образом, в первом случае имеет место полное равенство, а во втором – наоборот, абсолютное неравенство в распределении. Рассчитывается коэффициент Джини с использованием информации о распределении населения или домашних хозяйств по уровню среднего дохода на члена домохозяйства или на домашнее хозяйство. Формула расчета коэффициента Джини (G) может иметть следующий вид: 

     G=

,

     где  n – число домашних хозяйств (численность населения);

        – средний доход,

       – доход домашнего хозяйства (отдельного лица).

     Коэффициент концентрации доходов Джини также  может быть рассчитан по следующей  формуле: 

     G =

  ,

     где доля населения, имеющего доход не выше, чем его максимальный уровень в i-й группе;

      – доля доходов  i-й группы в общей сумме населения, исчисленная нарастающим итогом.

  При этом вся совокупность единиц, которая получает доход, делится на пять равных квинтильных групп населения или домашнее хозяйство. Коэффициент Джини характеризует среднюю разницу в доходах между двумя получателями, например, при G =0,2 средняя разница в доходах получателей составляет 40% от среднего дохода рассматриваемой совокупности. Распределение общего объема денежных доходов населения (по квинтильным группам) и распределение общего объема денежных доходов населения представлено в таблицах 1 и 2.

  

  Табл.1. Распределение общего объема денежных доходов населения (по квинтильным группам) и распределение общего объема денежных доходов населения (2000-2010)

  

  Табл.2. Распределение общего объема денежных доходов населения (по квинтильным группам) и распределение общего объема денежных доходов населения (2010-2011) 

     Коэффициент Джини можно рассчитать и по другой формуле 

     G=110-0,2

 

     где  накопленная доля i-й группы в общем объеме изучаемого признака.

     Такая формула используется для децильных  распределений, т.е. когда совокупность разделена на 10 равновеликих групп.

     Преимущества коэффициента Джини:

 
     
  • Позволяет сравнивать распределение признака в совокупностях с различным  числом единиц (например, регионы с  разной численностью населения).
  • Дополняет данные о ВВП и среднедушевом доходе. Служит своеобразной поправкой этих показателей.
  • Может быть использован для сравнения распределения признака (дохода) между различными совокупностями (например, разными странами). При этом нет зависимости от масштаба экономики сравниваемых стран.
  • Может быть использован для сравнения распределения признака (дохода) по разным группам населения (например, коэффициент Джини для сельского населения и коэффициент Джини для городского населения).
  • Позволяет отслеживать динамику неравномерности распределения признака (дохода) в совокупности на разных этапах.
  • Анонимность — одно из главных преимуществ коэффициента Джини. Нет необходимости знать, кто имеет какие доходы персонально.

     Недостатки коэффициента Джини:

 
     
  • Довольно  часто коэффициент Джини приводится без описания группировки совокупности, то есть часто отсутствует информация о том, на какие же именно квантили поделена совокупность. Так, чем на большее количество групп поделена одна и та же совокупность (больше квантилей), тем выше для неё значение коэффициента Джини.
  • Коэффициент Джини не учитывает источник дохода, то есть для определенной локации (страны, региона и т. п.) коэффициент Джини может быть довольно низким, но при этом какая-то часть населения свой доход обеспечивает за счет непосильного труда, а другая — за счет собственности. Так в Швеции значение коэффициента Джини довольно низко, но при этом только 5 % домохозяйств владеют 77 % акций от общего количества акций, которым владеют все домохозяйства. Это обеспечивает этим 5 % доход, который остальное население получает за счет труда.
  • Метод кривой Лоренца и коэффициента Джини в деле исследования неравномерности распределения доходов среди населения имеет дело только с денежными доходами, меж тем некоторым работникам заработную плату выдают в виде продуктов питания и т. п.; также широкое распространение получает практика выдачи заработной платы работникам в виде опционов на покупку акций компании-работодателя.
  • Различия в методах сбора статистических данных для вычисления коэффициента Джини приводят к затруднениям (или даже невозможности) в сопоставлении полученных коэффициентов.

Информация о работе Анализ потребительского спроса населения в зависимости от доходов