Анализ розничного товарооборота на примере ЧП "У Натальи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является - статистический анализ и прогнозирование динамики розничного товарооборота на примере ЧП магазин «У Натальи».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие товарооборота и статистические методы его анализа…………….4
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………...12
3. Статистический анализ динамики и прогнозирование розничного товарооборота на ЧП «У Натальи»…………………………… ……………….15
3.1 Изучение тенденции и прогнозирование товарооборота…………………15
3.2 Индексный анализ динамики товарооборота………...……………………21
3.3 Корреляционно-регрессионный анализ динамики товарооборота……....25
Заключение…………….……..………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...31
Приложения……………………………………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по статистике.doc

— 499.00 Кб (Скачать документ)

ТЕМА: Статистический анализ и прогнозирование динамики розничного товарооборота на примере ЧП «У Натальи». 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Понятие товарооборота и статистические методы его анализа…………….4

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………...12

3. Статистический анализ динамики и прогнозирование розничного товарооборота на ЧП «У Натальи»…………………………… ……………….15

3.1 Изучение тенденции и прогнозирование товарооборота…………………15

3.2 Индексный анализ динамики товарооборота………...……………………21

3.3 Корреляционно-регрессионный  анализ динамики товарооборота……....25

Заключение…………….……..………………………………………………….29

Список используемой литературы……………………………………………...31

Приложения……………………………………………………………………...34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами. Она собирает информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня народа. С помощью статистической методологии вся полученная информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития, позволяет делать международные сопоставления.

Целью курсовой работы  является  - статистический анализ и прогнозирование динамики розничного товарооборота на примере ЧП магазин «У Натальи».

Объектом исследования является предприятие розничной  торговли ЧП магазин «У Натальи».

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • получение статистической информации о товарообороте розничной торговли;
  • анализ динамики товарооборота розничной торговли;
  • прогнозирование розничного товарооборота.

Эти задачи должны отражать процесс удовлетворения спроса населения на потребительские товары, показать, в какой мере развитие розничной торговли отвечает требованиям современным условиям, выявить пропорциональность ее развития. Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана розничного товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и розничной торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. Решая поставленные задачи, статистика товарооборота розничной торговли должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи розничного товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть. Она должна обеспечивать руководящие и плановые органы информацией, которая может быть использована для планирования и руководства торговлей, давать предупреждающую, прогнозную информацию.

Теоретическую и методологическую основу для  написания курсовой  работы составили:

- теоретические  положения, содержащиеся в работах  отечественных и зарубежных экономистов  по данной теме;

- документация  ЧП магазина  «У Натальи».

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.

      Товарооборот  является центральным показателем статистики рынка. Это сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует обмен товаров на деньги, переход товара от продавца к покупателю. Во-вторых, он используется в оценках конъюнктуры рынка как один из показателей деловой активности. Товарооборот можно рассматривать как величину удовлетворенного спроса. Товарооборот выступает как показатель размера торгового предприятия, а также как финансовый показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия (фирмы) за проданные товары. Товарооборот – инструмент измерения объема проданных/купленных товаров. Товарооборот измеряется в стоимостных единицах и в натуральном выражении. В стоимостных единицах и в натуральном выражении. В стоимостных единицах величина и товарооборота зависит от количества проданных товаров(q) и от цены единицы товара (p), т.е. в формализованном виде соответствует произведению: Т =q*p. Стоимостной характер товарооборота позволяет обеспечить интеграционную оценку совокупности проданных товаров.

      Можно представить себе следующую иерархическую систему формирования всего товарооборота страны. В предприятии (государственном или частном) или у индивидуального продавца делается покупка, т.е. совершается акт купли-продажи. В свою очередь, товарооборот любого оптового или розничного предприятия состоит из совокупности единичных актов купли-продажи (свой товарооборот, входящий в общий объем товарооборота предприятия, могут иметь секции и отделы крупного магазина). Товарооборот отдельной фирмы представляет собой сумму товарооборота его предприятий или филиалов. Товарооборот отрасли складывается из товарооборота фирм (объединений), входящих в данную отрасль. Общий объем товарооборота страны включает в себя товарооборот отраслей и подотраслей (рынков и субрынков). Товарооборот – совокупность актов купли-продажи. Следовательно, по своей сущности товарооборот – показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, из продаж отдельных товаров, из товарооборота всех регионов. [И.К. Беляевский. — М.: Финансы и статистика, 2002]

      Продажа товаров конечным потребителям, преимущественно  населению, для удовлетворения личных потребностей относится к категории  розничного товарооборота. Основная масса  товаров, охватываемая розничным товарооборотом, продается в розничных предприятиях и предприятиях массового питания, хотя в качестве продавцов могут выступать производственные и оптово-розничные торговые предприятия, а также отдельные лица. Розничным товарооборотом называется продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Продажа потребительских товаров населению за наличный расчет может быть произведена:

      - юридическими лицами, осуществляющими  розничную торговлю и общественное  питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки);

      - юридическими лицами, осуществляющими  торговлю, но для которых торговая  деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины для  промышленных предприятий и др.);

       - физическими лицами, осуществляющими  продажу товаров на вещевых,  смешанных и продовольственных  рынках.[ И. К. Беляевский, Н. Н. Ряузов, Д. Н. Ряузов " Статистика торговли" г. Москва "Финансы и статистика" 2002г.]

        Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары.  
 
Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена:

      - продажа по безналичному расчету  продовольственных товаров юридическими лицами социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.);

      - продажа товара юридическим лицам,  но исключительно за наличный  расчет с использованием кассовых  аппаратов.

        Особенность розничной продажи отдельному покупателю заключается в том, что количество проданных товаров ограничивается разумными пределами личного потребления, т.е. размер продажи одному розничному покупателю во много раз меньше оптовой. Однако в розничной торговле и в массовом питании совершаются миллионы покупок и совокупность всех актов купли-продажи сопоставима с объемом оптового товарооборота.

      Розничный товарооборот учитывается в ценах  фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов - товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот классифицируется по следующим признакам:

      

      Розничный товарооборот отражает экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.[ А. И. Харламов "Статистика торговли", М.: "Экономика" 2001г]  
           Розничный товарооборот сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления. Во-вторых, розничный товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта последняя складывается из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов потребления пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других источников.           Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

      Статистический  учет розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете прихода товаров и денежной выручки. Показатель общего объема розничного товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным. В качестве основных задач, стоящих перед статистикой розничного товарооборота, можно выделить следующие:

  • определение объема розничного товарооборота по торговым системам, в территориальном разрезе и в целом по стране; контроль за ходом выполнения плановых показателей;
  • определение товарной структуры розничного товарооборота, изучение структурных сдвигов, определяющих тенденции развития торговли в территориальном разрезе и в целом по стране;
  • изучение покупательского спроса населения и степени его удовлетворения; исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота;
  • исследование закономерностей развития товарооборота в целом и по отдельным товарным группам;
  • изучение региональных особенностей развития товарооборота в целом и по торговым системам; анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота.

Фактический объем розничной реализации товаров  в продажных ценах справочно  показывается в форме № 2 "Отчет  о прибылях и убытках". Основными  формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг "Отчет о товарообороте и запасах товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) "Отчет о продаже и запасов товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг "Отчет по розничной торговле" (квартальная). В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику розничного товарооборота. В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" раздельно показывается розничный товарооборот торговой сети и предприятия общественного питания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собственного производства, продажа продовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.  
 
В "Отчете о продаже и запасах товаров" содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров - в стоимостных показателях. Кроме того, в нем показываются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).  
 
"Отчет по розничной торговле" составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе отчета приводится информация о продаже товаров населению и товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода (в разрезе 35 продовольственных и 61 непродовольственной групп товаров). Во втором разделе "Отчета по розничной торговле" содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования; в третьем разделе - о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода. В четвертом разделе отчета показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчетного года.  
 
В "Отчете о продаже и запасах товаров" и в "Отчете по розничной торговле" розничная реализация товаров показывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать.  
 
В плодоовощной торговле составляют месячные, квартальные и годовой "Отчеты о движении картофеля, овощей и плодоовощной продукции", где содержится подробная информация об остатках, поступлении и расходе плодоовощной продукции. Предприятия книжной торговли составляют квартальные и годовой "Отчеты о поступлении, продаже и остатках товаров", в которых приводится информация о поступлении, розничной и оптовой продаже и остатках книжных товаров.

Информация о работе Анализ розничного товарооборота на примере ЧП "У Натальи"