Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является - статистический анализ и прогнозирование динамики розничного товарооборота на примере ЧП магазин «У Натальи».
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие товарооборота и статистические методы его анализа…………….4
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………...12
3. Статистический анализ динамики и прогнозирование розничного товарооборота на ЧП «У Натальи»…………………………… ……………….15
3.1 Изучение тенденции и прогнозирование товарооборота…………………15
3.2 Индексный анализ динамики товарооборота………...……………………21
3.3 Корреляционно-регрессионный анализ динамики товарооборота……....25
Заключение…………….……..………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...31
Приложения……………………………………………………………………...34
Современная
методология изучения и анализа розничного
товарооборота достаточно разнообразна.
В ее арсенале имеется большое количество
сравнительно простых методов, не требующих
сложных вычислений, но позволяющих получить
важные результаты.[www.studentu.ru]
Методы статистического анализа и моделирования
социально-экономических явлений:
трендовые модели прогнозирования.[ Н. И. Щедрин "Статистика торговли", М.: "Финансы и статистика" 2003г.]
Особенно
широко в анализе розничного товарооборота
используется метод группировки, а
также индексный метод (индексная
методология). Индексный метод сравнительно
прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать
влияние отдельных факторов на объем розничного
товарооборота и получить аналитическую
информацию, крайне ценную для практического
руководства торговыми предприятиями
и принятия хозяйственных решений. Все
известные статистические методы анализа
розничного товарооборота отличаются
своей универсальностью. Это означает,
что их с равным успехом можно применять
для решения задач на всех уровнях общей
торговой системы, начиная с магазина
и заканчивая торговлей как отраслью народного
хозяйства. Программа анализа розничного
товарооборота включает: расчет различных
относительных показателей, изучение
динамики и структуры розничного товарооборота,
структурных сдвигов, выявление влияния
отдельных факторов на изменение величины
розничного товарооборота, установление
объективных взаимосвязей между основными
параметрами розничного товарооборота
и издержками обращения, численностью
торговых работников, размером торговой
площади и др.
2.
Частное предприятие «у Натальи» было организовано 19 ноября 1996 года. Юридический адрес ЧП: Оренбургская обл. Илекский р-он с. Сухоречка ул. Ленинская д.53. 11 февраля 2007 года был открыт еще один магазин «Ивушка» , его юридический адрес: Оренбургская обл. Илекский р-он с. Затонное ул. Новая д. 27, но 21 ноября 2007 г. этот магазин был закрыт. Целью создания магазина является осуществление торговой деятельности, направленной на получение прибыли.
Основным
предметом деятельности предприятия
является:
— осуществление розничной торговли непродовольственными
и продовольственными товарами;
— организация прямых связей с предприятиями-поставщиками
продукции;
— участие в проведении сабантуев, ярмарок
и других мероприятий.
Руководителем предприятия является собственник
данного предприятия- Осипова Наталья
Владимировна.
Магазин
«у Натальи» реализует продовольственные
и непродовольственные товары. Их ассортимент
достаточно широк и постоянно обновляется
и расширяется. Руководитель магазина
разрабатывает индивидуальные ассортиментные
минимумы. Они устанавливаются с учетом
типа розничного торгового предприятия,
его местоположения, площади торговых
и подсобных помещений и других показателей.
В ассортиментные минимумы включаются
только товары, которые постоянно находят
спрос.
Важной
частью деятельности является эффективное
осуществление закупок товаров. Основанием
для завоза товаров в розничное торговое
предприятие служит заявка. Рациональная
организация и технология товароснабжения
требует выбора наиболее эффективных
методов доставки товаров. На предприятии
применяется два основных метода товароснабжения:
децентрализованный завоз и централизованная
доставка.
Таблица 1-Динамика основных показателей торгового предприятия
Показатели | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2008г. в % к 2006г. |
Выручка
от продажи, тыс. руб.
- в неизменных ценах - в ценах отчетного года |
1044,00 1431,14 |
1312,00 1654,57 |
1107,00 1248,70 |
106 87 |
Среднесписочная численность работников, чел | 3 |
5 |
4 |
133 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. | 97,60 |
191,30 |
116,80 |
120 |
Торговая площадь, м2 | 44,10 | 75,70 | 44,10 | 100 |
Выручка
от продажи в ценах отчетного
года:
- на 1м2 торговой площади, тыс. руб. - на 1-го среднесписочного работника, тыс. руб. - на 1 руб. основных фондов, руб. |
32,45 477,05 14,66 |
21,86 330,91 8,65 |
28,32 312,18 10,69 |
87 65 73 |
Прибыль (+), убыток (-) от продаж, тыс. руб. | 387,14 |
342,57 |
141,7 |
37 |
Рентабельность (+), убыточность (-) продаж, % | 27 |
21 |
11 |
41 |
Выручка от продажи в неизменных ценах в 2008г. по сравнению с 2006г. увеличилась на 6% или 63 тыс. руб., а в ценах отчетного года тоже снизилась на 13% или 182,44 тыс. руб.. Среднесписочная численность работников изменялась за 3 года, но незначительно: так в 2006 г.- это 3 чел., а в 2007г. - -это уже 5 чел., т.к. открылся дополнительный магазин и были приняты на работу продавец и уборщица. В 2008г.- 4 чел. Дополнительный магазин закрылся, и были уволены нанятые сотрудники этого магазина, а в основной был принят на работу грузчик. Таким образом, среднесписочная численность работников увеличилась в 2008г. по сравнению с 2006г. на 33%. Среднегодовая стоимость основных фондов, в общем, в 2008г. увеличилась на 20% по сравнению с 2006г., а значительное увеличение ее в 2007г. опять же связано с открытием дополнительного магазина. Торговая площадь не изменилась в 2006г. по сравнению с 2006г., но в 2007г. увеличивалась на 31,6 . Выручка от продажи в ценах отчетного года:
- на 1 торговой площади снизилась на 13% или 4,13 тыс. руб.;
- на 1-го среднесписочного работника уменьшилась на 35% или 164,87 тыс. руб.;
- на руб. основных фондов снизилась на 27% или 3,97 тыс. руб.
Прибыль от продаж снизилась на 63% или 245,44 тыс. руб., а рентабельность продаж снизилась на 59%.
Таким образом, судя по динамике
основных показателей частного предприятия
«у Натальи» можно говорить, что деятельность
предприятия не способствует получению
прибыли и близка к завершению.
3.
3.1.
Развитие товарооборота - динамичный процесс. Купля-продажа товаров осуществляется не только в пространстве, но и во времени. Конечно отдельные акты купли-продажи дискретны, но в целом процесс обмена товаров на деньги непрерывен, хотя в статистике в целях его измерения товарооборот ограничивают временными рамками, посчитывая объем реализованных товаров за определенный промежуток времени. Товарооборот «сегодня» - это новая характеристика по отношению к товарообороту «вчера». На векторе изменения товарооборота и интенсивности этого процесса существенно отражаются любые колебания и диспропорции рынка. Тенденции изменения товарооборота во времени относятся к важнейшим оценкам состояния и развития рынка товаров и услуг. Показатели динамики товарооборота входят в число главных характеристик деловой активности. Перспективы развития рынка, а следовательно, и масштабы коммерческого развития в большой степени зависят от характера и интенсивности развития товарооборота. Показатели динамики товарооборота используются, как один из критериев разработки маркетинговой стратегии. Динамика товарооборота является одной из главных составляющих уровня жизни. Динамика товарооборота, с одной стороны, отражает (с некоторыми оговорками) основные закономерности покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой - определяет потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли. Динамика товарооборота является проявлением действия рыночного механизма, следствием фактически сложившихся пропорций спроса и предложения.
Все это определяет значительный интерес к динамическим процессам товарооборота как со стороны государственной статистики, так и с позиции бизнес - статистики. Показатели динамики товарооборота относятся к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Исследование динамики товарооборота в целом, составных элементов и этапов этого процесса, факторов, которые обусловливают те или иные темпы развития и т.п. - важная задача статистики рынка и статистики товарооборота в частности.
В оценке и анализе развития товарооборота используются все методы статистического исследования динамических процессов:
Таблица 2 - Расчет показателей динамика розничного товарооборота магазина «у Натальи»
Годы | Товарооборот | Абсолютный прирост (тыс. руб.) | Темпы роста (%) | Темпы прироста (%) | 1% абсолютного изменения | |||
2006 | 1431,14 | … | … | … | … | … | … | … |
2007 | 1654,57 | 223,43 | 223,43 | 1,16 | 1,16 | 0,16 | 0,16 | 14,31 |
2008 | 1248,70 | -182,44 | -405,87 | 0,87 | 0,75 | -0,13 | -0,25 | 16,55 |
Итак, базисный абсолютный прирост характеризует изменение товарооборота в сравнении с базисным товарооборотом (2006 год), а цепной - в сравнении с товарооборотом за текущий период. Причем абсолютное изменение товарооборота выражено в тыс. руб., а темпы изменения товарооборота в %. Темпы роста и прироста, аналогично, абсолютному изменению рассчитываются по годам (цепным методом) и накопленным итогом за длительный период (базисным методом). 1% абсолютного изменения характеризует на сколько тыс. руб. изменяется товарооборот при его абсолютном изменении на 1%.
А теперь рассчитаем динамические средние величины:
;(1)
(2)
(3)
(4)
Таким образом, можно сделать вывод, что средняя величина товарооборота составила 1444,80 руб. Абсолютное уменьшение величины товарооборота за 3 года составило - 91,22 тыс. руб. Средний темп роста товарооборота за 3 года составил 0,93 или 93%, а это означает, что среднегодовой темп снижения товарооборота составил 7%.
При анализе ряда динамики товарооборота магазина «у Натальи» возникает задача выявить его основную тенденцию. Такая задача возникает при прогнозировании товарооборота на будущее. Для этого прибегают к сглаживанию рядов динамики с помощью скользящей средней.
Произведем сглаживание динамического ряда розничного товарооборота магазина по трехлетней скользящей средней, т.е. рассчитаем средние за первые 3 года ( ), она будет равна 2763,73 тыс. руб. Затем исчислим среднюю за 3 года, начиная с 1999г. ( ), она будет равна 2367,07 тыс. руб. и т.д. Таким образом получим ряд средних за 1998-2008гг. наглядно сглаживание представлено в приложение А.
Таблица 3 - Сглаживание ряда динамики товарооборота
Годы | Фактический товарооборот, тыс. руб. | Сглаженный товарооборот по трехлетней средней, тыс. руб. |
1998 | 5044,76 | … |
1999 | 3246,42 | 2763,73 |
2000 | 2055,71 | 2367,07 |
2001 | 1799,1 | 1848,24 |
2002 | 1689,9 | 1696,41 |
2003 | 1600,24 | 1601,01 |
2004 | 1512,89 | 1524,09 |
2005 | 1459,14 | 1467,72 |
2006 | 1431,14 | 1514,95 |
2007 | 1654,57 | 1444,80 |
2008 | 1248,7 | … |
Информация о работе Анализ розничного товарооборота на примере ЧП "У Натальи"