Анализ розничного товарооборота на примере ЧП "У Натальи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является - статистический анализ и прогнозирование динамики розничного товарооборота на примере ЧП магазин «У Натальи».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие товарооборота и статистические методы его анализа…………….4
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………...12
3. Статистический анализ динамики и прогнозирование розничного товарооборота на ЧП «У Натальи»…………………………… ……………….15
3.1 Изучение тенденции и прогнозирование товарооборота…………………15
3.2 Индексный анализ динамики товарооборота………...……………………21
3.3 Корреляционно-регрессионный анализ динамики товарооборота……....25
Заключение…………….……..………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...31
Приложения……………………………………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по статистике.doc

— 499.00 Кб (Скачать документ)

Современная методология изучения и анализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты.[www.studentu.ru] 
Методы статистического анализа и моделирования социально-экономических явлений:

  • группировочный метод;
  • индексный метод;
  • корреляционно-регрессионный анализ;

трендовые модели прогнозирования.[ Н. И. Щедрин "Статистика торговли", М.: "Финансы и статистика" 2003г.]

      Особенно  широко в анализе розничного товарооборота  используется метод группировки, а  также индексный метод (индексная  методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений. Все известные статистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и заканчивая торговлей как отраслью народного хозяйства. Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 

2.

      Частное предприятие «у Натальи» было организовано 19 ноября 1996 года. Юридический адрес ЧП: Оренбургская обл. Илекский р-он с. Сухоречка ул. Ленинская д.53. 11 февраля 2007 года был открыт еще один магазин «Ивушка» , его юридический адрес: Оренбургская обл. Илекский р-он с. Затонное ул. Новая д. 27, но 21 ноября 2007 г. этот магазин был закрыт. Целью создания магазина  является осуществление торговой деятельности, направленной на получение прибыли.

      Основным  предметом деятельности предприятия  является: 
— осуществление розничной торговли непродовольственными и продовольственными товарами; 
— организация прямых связей с предприятиями-поставщиками продукции; 
— участие в проведении сабантуев, ярмарок и других мероприятий. 
Руководителем предприятия является собственник данного предприятия- Осипова Наталья Владимировна.  
           Магазин «у Натальи» реализует продовольственные и непродовольственные товары. Их ассортимент достаточно широк и постоянно обновляется и расширяется. Руководитель  магазина разрабатывает индивидуальные ассортиментные минимумы. Они устанавливаются с учетом типа розничного торгового предприятия, его местоположения, площади торговых и подсобных помещений и других показателей. В ассортиментные минимумы включаются только товары, которые постоянно находят спрос. 
           Важной частью деятельности является эффективное осуществление закупок товаров. Основанием для завоза товаров в розничное торговое предприятие служит заявка. Рациональная организация и технология товароснабжения требует выбора наиболее эффективных методов доставки товаров. На предприятии применяется два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.

      Таблица 1-Динамика основных показателей торгового предприятия

Показатели 2006г. 2007г. 2008г. 2008г.  в % к 2006г.
Выручка от продажи, тыс. руб.

- в неизменных  ценах

- в ценах отчетного  года

 
1044,00

1431,14

 
1312,00

1654,57

 
1107,00

1248,70

 
106

87

Среднесписочная численность работников, чел  
3
 
5
 
4
 
133
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.  
97,60
 
191,30
 
116,80
 
120
Торговая  площадь, м2 44,10 75,70 44,10 100
Выручка от продажи в ценах отчетного  года:

- на 1м2 торговой  площади, тыс. руб.

- на 1-го среднесписочного  работника, тыс. руб.

- на 1 руб. основных  фондов, руб. 

 
 
32,45

477,05 

14,66

 
 
21,86

330,91 

8,65

 
 
28,32

312,18 

10,69

 
 
87

65 

73

Прибыль (+), убыток (-) от продаж, тыс. руб.  
387,14
 
342,57
 
141,7
 
37
Рентабельность (+), убыточность (-) продаж, %  
27
 
21
 
11
 
41

      Выручка от продажи в неизменных ценах  в 2008г. по сравнению с 2006г. увеличилась на 6% или 63 тыс. руб., а в ценах отчетного года тоже снизилась на 13% или 182,44 тыс. руб.. Среднесписочная численность работников изменялась за 3 года, но незначительно: так в 2006 г.- это 3 чел., а в 2007г. - -это уже 5 чел., т.к. открылся дополнительный магазин и были приняты на работу продавец и уборщица. В 2008г.- 4 чел. Дополнительный магазин закрылся, и были уволены нанятые сотрудники этого магазина, а в основной был принят на работу грузчик. Таким образом, среднесписочная численность работников увеличилась в 2008г. по сравнению с 2006г. на 33%. Среднегодовая стоимость основных фондов, в общем, в 2008г.  увеличилась на 20% по сравнению с 2006г., а значительное увеличение ее в 2007г. опять же связано с открытием дополнительного магазина. Торговая площадь не изменилась в 2006г. по сравнению с 2006г., но в 2007г. увеличивалась на 31,6 . Выручка от продажи в ценах отчетного года:

      - на 1 торговой площади снизилась на 13% или 4,13 тыс. руб.;

      - на 1-го среднесписочного работника уменьшилась на 35% или 164,87 тыс. руб.;

      - на руб. основных фондов снизилась на 27% или 3,97 тыс. руб.

Прибыль от продаж снизилась на 63% или 245,44 тыс. руб., а рентабельность продаж снизилась на 59%.

         Таким образом, судя по динамике основных показателей частного предприятия «у Натальи» можно говорить, что деятельность предприятия не способствует получению прибыли и близка к завершению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.

3.1.

Развитие товарооборота - динамичный процесс. Купля-продажа  товаров осуществляется не только в пространстве, но и во времени. Конечно отдельные акты купли-продажи  дискретны, но в целом процесс обмена товаров на деньги непрерывен, хотя в статистике в целях его измерения товарооборот ограничивают временными рамками, посчитывая объем реализованных товаров за определенный промежуток времени. Товарооборот «сегодня» - это новая характеристика по отношению к товарообороту «вчера». На векторе изменения товарооборота и интенсивности этого процесса существенно отражаются любые колебания и диспропорции рынка. Тенденции изменения товарооборота во времени относятся к важнейшим оценкам состояния и развития рынка товаров и услуг. Показатели динамики товарооборота входят в число главных характеристик деловой активности. Перспективы развития рынка, а следовательно, и масштабы коммерческого развития в большой степени зависят от характера и интенсивности развития товарооборота. Показатели динамики товарооборота используются, как один из критериев разработки маркетинговой стратегии. Динамика товарооборота является одной из главных составляющих уровня жизни. Динамика товарооборота, с одной стороны, отражает (с некоторыми оговорками) основные закономерности покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой - определяет потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли. Динамика товарооборота является проявлением действия рыночного механизма, следствием фактически сложившихся пропорций спроса и предложения.

Все это определяет значительный интерес к динамическим процессам товарооборота как со стороны государственной статистики, так и с позиции бизнес - статистики. Показатели динамики товарооборота относятся к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Исследование динамики товарооборота в целом, составных элементов и этапов этого процесса, факторов, которые обусловливают те или иные темпы развития и т.п. - важная задача статистики рынка и статистики товарооборота в частности.

В оценке и анализе  развития товарооборота используются все методы статистического исследования динамических процессов:

  • построение динамических рядов;
  • расчет его показателей (базисные и цепные темпы роста и прироста, абсолютные приросты и абсолютные значения % прироста);
  • построение трендовых и регрессионных моделей динамики.
 

    Таблица 2 - Расчет показателей динамика розничного товарооборота магазина «у Натальи»

Годы Товарооборот Абсолютный  прирост (тыс. руб.) Темпы роста (%) Темпы прироста (%) 1% абсолютного  изменения
2006 1431,14
2007 1654,57 223,43 223,43 1,16 1,16 0,16 0,16 14,31
2008 1248,70 -182,44 -405,87 0,87 0,75 -0,13 -0,25 16,55
 

Итак, базисный абсолютный прирост характеризует изменение  товарооборота в сравнении с базисным товарооборотом (2006 год), а цепной - в сравнении с товарооборотом за текущий период. Причем абсолютное изменение товарооборота выражено в тыс. руб., а темпы изменения товарооборота в %. Темпы роста и прироста, аналогично, абсолютному изменению рассчитываются по годам (цепным методом) и  накопленным итогом за длительный период (базисным методом). 1% абсолютного изменения характеризует на сколько тыс. руб. изменяется товарооборот при его абсолютном изменении на 1%.

А теперь рассчитаем динамические средние величины:

;(1)

(2)

(3)

(4)

Таким образом, можно сделать вывод, что средняя  величина товарооборота составила 1444,80 руб. Абсолютное уменьшение величины товарооборота за 3 года составило - 91,22 тыс. руб. Средний темп роста товарооборота за 3 года составил 0,93 или 93%, а это означает, что среднегодовой темп снижения товарооборота составил 7%.

       При анализе ряда динамики товарооборота магазина «у Натальи» возникает задача выявить его основную тенденцию. Такая задача возникает при прогнозировании товарооборота на будущее. Для этого прибегают к сглаживанию рядов динамики с помощью скользящей средней.

Произведем сглаживание  динамического ряда розничного товарооборота магазина по трехлетней скользящей средней, т.е. рассчитаем средние за первые 3 года ( ), она будет равна 2763,73 тыс. руб. Затем исчислим среднюю за 3 года, начиная с 1999г. ( ), она будет равна 2367,07 тыс. руб. и т.д. Таким образом получим ряд средних за 1998-2008гг. наглядно сглаживание представлено в приложение А.

Таблица 3 - Сглаживание ряда динамики товарооборота

Годы Фактический товарооборот, тыс. руб. Сглаженный  товарооборот по трехлетней средней, тыс. руб.
1998 5044,76
1999 3246,42 2763,73
2000 2055,71 2367,07
2001 1799,1 1848,24
2002 1689,9 1696,41
2003 1600,24 1601,01
2004 1512,89 1524,09
2005 1459,14 1467,72
2006 1431,14 1514,95
2007 1654,57 1444,80
2008 1248,7

Информация о работе Анализ розничного товарооборота на примере ЧП "У Натальи"