Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:29, реферат
В настоящее время чай культивируется в более чем 30 странах мира, но основными производителями являются Индия, Китай, Шри-Ланка, Япония, Кения. В мировом экспорте чая первое место занимает Индия, а в импорте - Англия, где годовое потребление чая на душу населения наивысшее в мире и составляет около 5,5 кг. Индийский чай, особенно выращенный в Западной Бенгалии и штате Мадрас, считается одним из лучших в мире.
Введение.
1. История производства выпуска чая в России и Украине.
1.1. Объем рынка.
1.2. Страны-поставщики.
1.3. Фасовка и упаковка
1.4. Ценовые группы.
2.Статистический анализ рынка чая.
2.1.Динамика продаж.
2.2.Виды чая.
2.3.Приозводители и бренды.
2.4.Дистрибьюция.
2.5.Ценовые сегменты и инфляция.
3.Прогнозирование и аналитическое заключение о рынке чая.
Выводы.
Содержание
Введение.
2.Статистический анализ рынка чая.
2.1.Динамика продаж.
2.2.Виды чая.
2.3.Приозводители и бренды.
2.4.Дистрибьюция.
2.5.Ценовые сегменты и инфляция.
3.Прогнозирование и аналитическое заключение о рынке чая.
Выводы.
Согласно китайской традиции, чай был открыт культурным героем Шэнь-нуном, покровителем земледелия и медицины, одним из Трёх Великих, создавших все ремёсла и искусства.
По преданию, император Шэнь-нун путешествов
Другой миф, более позднего происхождения,
приписывает изобретение чая
знаменитому буддистскому пропо
Чай - один из самых древних напитков, употребляемых человеком.
В настоящее время чай культивируется в более чем 30 странах мира, но основными производителями являются Индия, Китай, Шри-Ланка, Япония, Кения. В мировом экспорте чая первое место занимает Индия, а в импорте - Англия, где годовое потребление чая на душу населения наивысшее в мире и составляет около 5,5 кг. Индийский чай, особенно выращенный в Западной Бенгалии и штате Мадрас, считается одним из лучших в мире.
1. История производства выпуска чая в России и Украине.
Россия
Впервые знакомство с чаем в России произошло в 1638 году в виде даров французов русскому послу Василию Старкову для царя Михаила Фёдоровича. Поначалу свою популярность чай обрел в виде лечебного напитка.
В 1769 году был подписан договор на первую поставку чая в Россию с Китая. Этот период и считается началом чайных импортных отношений России и Китая. Доставка чая производилась по суше через Китай и Сибирь, в отличие от Европы и Америки. Именно чай был основным товаром на Макарьевской (Нижегородской) ярмарке до средины XIX века. Сравнивая качество и цены чая в Росси и на Западе, можно сказать, что в России он был дороже и высшего качества. В Москву чай из Пекина поставляли торговые караваны, проводившие в пути больше года, что и объясняет превышение стоимости заварки почти в 10 раз от европейских расценок.
Именно в России можно было встретить очень редкие китайские чаи (китайский «императорский» чай), которые китайцы продавали русским за меха. Самым популярным и употребляемым в Европейской России был черный чай, поскольку его цена была намного ниже, чем зеленого.
Лишь в конце XIX века история чая в России вышла на новый виток – с появлением железных дорог и развитием морского сообщения произошло массовое распространение напитка по всей территории России. В 1830-1840 годах существовала статистика – в тех районах, где увеличивалась культура потребления чая, падала популярность крепких спиртных напитков. В основном, чай пили в больших городах – Сибирь, на территории Европейской России, и больше всего – Москве, в Белоруссии и Украине его почти не пили.
Первая попытка выращивания чая в России была сделана врачом 11-й Русской духовной миссии в Пекине (1830—1840 гг.) Порфирием Евдокимовичем Кириловым. Он в домашних условиях попытался вырастить, привезенные чайный куст и семена. Такие же попытки по созданию чайных плантаций начали производиться в XIX веке. Однако, несмотря на успешность некоторых из проводимых экспериментов, промышленное производство чая в больших количествах в эти года не получилось наладить.
Говоря о предпочтениях слоев, можно выделить, что высшие, дорогие и редкие сорта китайского чай пило дворянство; темные, не столь дорогие чая, предпочитало купечество; наиболее низкосортные и дешевый чаи пил простой народ. Конец XIX века в России принес с собой большое количество фальсифицированного чая, который был популярен среди беднейших слоев, также его употребляли и использовали в различных заведениях общественного питания низкого уровня.
Неотъемлемая часть истории чаепития в России есть самовар, который также был символом уюта, радушного дома и гостеприимства. Заваривали чай в знаменитых самоварах, которые делали из бронзы и меди. Предназначением самоваров было кипячение воды, и поддержание ее высокой температуры на протяжении долгового времени. Он имел специальный краник, через который кипяток наливался прямо в чашку и решетку сверху – для согрева заварника. В литературе XIX века, часто описывались семейные застолья возле кипящего самовара с крепким ароматным чаем, который выливали из чашек на блюдца, что бы он быстрее остывал. К столу в обязательном порядке подавалась выпечка: пироги, рогалики, бублики, медовые пряники, кулебяки; разнообразные сладости: мед, конфеты, клубничное и малиновое варенье. Вприкуску, в виде рафинада употреблялся сахар, так как считали, что он делает чай мутным и некрасивым.
В наше время, к сожалению, не остается достаточно времени для проведения вечеров за самоваром и церемоний заваривания чая. Однако, чаепитие – это всегда был, есть и будет повод для организации встреч, дарящей уют, тепло и душевный покой. И поэтому, чай до сих пор остается самым популярным напитком в России.
Украина.
Вплоть до середины XIX века на территории современной Украины о чае знали только понаслышке. Часто жители этого региона, впрочем, как и Среднего Поволжья, а также Донщины отождествляли употребление этого неведомого напитка с употреблением воды. Поэтому москвичи, которые на ту пору были известны своим пристрастием к чаю, получили у них шутливое прозвище «москвичи-водохлебы» как аналог выражению «москвичи-чаёвники», бытовавшем в близких к Москве областях. К XIX веку чай регулярно и крупными партиями поставлялся в Российскую империю непосредственно из Китая. Известно, что в год россиянам поступало 2—3 тыс. «чайных караванов», доставлявших не менее 1633 тонн китайского чая. Все караванные пути обходили стороной территорию Украины, поэтому чай и не был известен здесь. Ситуация радикально изменилась после открытия в 1880 году первых участков Транссибирской железнодорожной магистрали. С этого времени чай начали завозить не только из Китая, но также из Индии и Цейлона. В этих целях использовалась как новая магистраль, так и морские пути. Последними груз доставлялся до Одессы, а оттуда уже в остальные города империи. Так с чаем познакомились и в Украине, где он быстро завоевал популярность, и сегодня спустя менее двух веков является одним из самых употребляемых напитков.
Украина
По мнению экспертов, прибыль рынка чая в Украине выглядит гораздо лучше. Если до кризиса из-за переориентации потребителей на более дорогие сорта чая и подорожания сырья ежегодно он прибавлял в денежном выражении не более 10 – 5%, то в 2009 году по сравнению с 2008 годом его рост составил почти 40%, достигнув, по данным "Союз-Информа", 618,5 млн гривен (в прошлом году – 897 млн гривен). Такой скачок в первую очередь обусловлен девальвацией национальной валюты, посколькуукраинский рынок чая полностью зависит от зарубежных поставок. Кофе за период кризиса подорожал вдвое, безалкогольные напитки и соки – в полтора раза.
За девять месяцев 2011 года импорт чая в Украину,
по сведениям агентства "Союз-Информ",
сократился на 11%. Это связано с высокими
переходящими остатками прошлого сезона,
когда в Украину было ввезено наибольшее
за время независимости количество чайного листа – 29 тыс. тонн. Такой активный импорт чая в Украинубыл
вызван благоприятными ценами на чай на мировом рынке (за год до этого, в 2009 году,
вследствие погодных катаклизмов в основных странах-
Россия
Россия входит в число крупнейших потребителей чая наряду с Индией и Англией, считаясь при этом крупнейшей страной-импортером чая. Средняя оценка объема российского рынка чая колеблется от 160 до 220 тыс. тонн в год. Например, в 2005 году объем этого рынка составил около 170 тыс. тонн, а в стоимостном выражении — около $1-1,2 млрд. За период с 2000 по 2005 год суммарный рост объемов импорта чая в натуральном выражении составил 8,6%.
По уровню потребления этого горячего напитка наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире: сегодня на одного россиянина приходится более килограмма, а по некоторым данным, даже более 2 килограммов чая в год. Это и неудивительно, ведь в России чай пьет более 98% населения.
Наибольшей популярностью у наших сограждан пользуется традиционный черный чай (≈90%), второе по популярности место занимает зеленый чай (≈7−8%), а третье — все остальные виды чая (≈2−3%). Широкое распространение зеленого чая в России обусловлено, в первую очередь, стремлением современного человека к здоровому образу жизни, а также постоянно растущим интересом к японской и китайской культуре. Постоянно растет спрос и на всевозможные «нетрадиционные» чаи: травяные, фруктовые и ароматизированные, а также на чай без кофеина.
Поэтому тот ассортимент
чая, который обычно предлагают производители
недорогих марок, постепенно перестает
удовлетворять российского
Развивающаяся культура домашнего чаепития в значительной мере повлияла и на ресторанный бизнес: человек, привыкший заваривать дома «настоящий чай», будет требовать того же и от персонала заведений, которые он посещает. Причем в дорогом ресторане, элитной кофейне или специализированном чайном доме взыскательный посетитель надеется увидеть более широкий ассортимент чая, чем он держит у себя дома.
Но даже если заведение ориентировано не на гурманов, ресторатору все равно приходится уделять должное внимание составлению чайной карты. По статистике, более 70% гостей отелей, ресторанов или кафе обязательно заказывают чай. И зачастую именно чай оказывает наибольшее влияние на общее впечатление гостя от заведения − это связано с тем, что он всегда подается последним.
К тому же молодые люди стали чаще заказывать в общественных местах чай, а не кофе, как было принято раньше. Если лет десять назад соотношение потребляемого чая и кофе в кофейнях составляло 30/70, то сейчас оно приблизилось к 50/50.
Сегодня практически в любом кафе, баре или ресторане представлено не менее 6 видов чая: черный чай без добавок, черный ароматизированный чай, зеленый чай, зеленый ароматизированный чай, фруктовый чай и травяной чай. В заведениях, ориентированных на ценителей качественного и оригинального чая, чайная карта включает как минимум 10−12 наименований чая, а то и больше. Особое внимание рестораторы начали придавать чайным церемониям и искусству подачи чая, а также чайной посуде и аксессуарам.
Россия.
Собственное производство чая в России в настоящее время крайне незначительно. Более чем 90% потребляемого в РФ чая импортируется. Если в советские годы заметную нишу на рынке чая занимали грузинские и краснодарские чаи, то с открытием границ и доступом на российский рынок иностранных фирм они были практически вытеснены с рынка.
Активное формирование рынка чая
в России происходило в начале
— середине 90-х гг. Чайными центрами,
в которых находятся