Анализ сферы жилищно-коммунальных услуг Ульяновской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – провести анализ коммунального хозяйства Ульяновской области, выявить основные проблемы и недостатки жилищно-коммунального комплекса и обозначить перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства региона. Для достижения выше указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
– изучить теоретические основы статистики жилищно-коммунального хозяйства;
– сформировать систему показателей, характерных для жилищно-коммунальной сферы услуг;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты статистики жилищно-коммунального хозяйства 5
1.1 Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг 5
1.2 Система индикаторов жилищно-коммунального комплекса 8
1.3 Состояние жилищно-коммунального хозяйства в России 11
Глава 2 Исследование жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области 15
2.1 Общая социально-экономическая характеристика Ульяновской области 15
2.2 Анализ коммунального хозяйства Ульяновской области 18
2.3 Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства 28
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 622.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

2.3 Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства

Реформа ЖКХ в России началась еще в конце прошлого века. В федеральную целевую программу «Жилище», рассчитанную до 2010 года, сейчас включена специальная подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».

Кроме того, реформа ЖКХ включает в себя также капитальный ремонт многоквартирных домов и расселение аварийного жилья. Реализацией этих программ занимается госкорпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ.

По данным Минрегиона, к настоящему моменту физический износ котельных в стране достиг 55 процентов, электрических сетей – 58 процентов, канализации – 56 процентов. Около 30 процентов основных фондов ЖКХ полностью отслужили нормативные сроки.

За семь месяцев 2009 года, по данным Росстата, жилищно-коммунальные услуги в России подорожали на 18,3 процента. На 2010 год рост тарифов составил 18 процентов, на 2011 год – запланирован на уровне 20 процентов.

Губернатор Ульяновской области заявил, что руководство области будет уделять процессу тарифного регулирования самое пристальное внимание. «На федеральном уровне установлены жесткие сроки для предоставления органами регулирования субъектов Российской Федерации предложений по уровням тарифов, - отметил Сергей Морозов. - Соблюдение этих сроков находится в прямой зависимости от своевременности предоставления необходимой информации регулируемыми организациями».

Исполняющий обязанности Министра экономики Ульяновской области Олег Асмус подчеркнул, что возглавляемая им структура будет усиливать контроль над деятельностью организаций жилищно-коммунального комплекса посредством проведения плановых проверок, а также своевременного и компетентного реагирования на обращения граждан.

До конца 2011 года Министерство экономики Ульяновской области проведет 24 плановых проверки организаций жилищно-коммунального комплекса. За первые три месяца 2011 года уже проведено 4 плановых и 12 внеплановых проверок в сферах оказания коммунальных услуг, пассажирских перевозок, хранения задержанных транспортных средств, а также в области землеустройства и лекарственных препаратов.

Также премьер-министр России Владимир Путин на заседании правительства заявил о необходимости разработать федеральную целевую программу по модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года.

В 2010 году в Ульяновске уже началась процедура объединения муниципальных управляющих компаний. Предполагается, что вскоре большая часть рынка управления многоквартирными домами будет контролироваться из одного, максимум из двух центров.

Реформирование будет проходить в два этапа. На первом в единую организацию сольются шесть муниципальных управляющих компаний, обслуживающих 432 многоквартирных дома (11 процентов жилого фонда Ульяновска). Второй этап реформы объединит пять домоуправляющих компаний (ДУК), которые имеют форму акционерных обществ со 100-процентной долей муниципалитета. ДУКи обслуживают более двух тысяч многоквартирных домов.

Это, вероятно, приведет к тому, что единая организация сможет контролировать порядка 60 процентов многоквартирных домов в городе. А оптимизация административно-управленческого персонала позволит экономить в общей сложности до 20 миллионов рублей ежегодно.

Как сообщает председатель комитета ЖКХ мэрии Ульяновска Владимир Егоров, применение сэкономленным деньгам уже нашли: их планируется пустить на капитальный ремонт ветхого жилья. Распределять деньги по объектам будут городской комитет ЖКХ и руководитель управляющей компании при участии мэра Ульяновска. Для того чтобы процесс расходования средств был максимально прозрачным, не исключено, введут 5-ступенчатый контроль, такой же, как при освоении денег, выделенных на капитальный ремонт жилья в рамках Фонда ЖКХ. В нем участвует комитет ЖКХ мэрии, управляющая компания, старшие по домам, думский комитет, компания-подрядчик, выполняющая работы.

Для Ульяновска такая реформа – своеобразный шаг в прошлое, когда в городе работала одна компания – Дирекция единого заказчика (ДЕЗ).

Необходимо заметить, что сравнительно не так давно было тяжело даже представить, что вопросы инновационных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве России будут столь актуальны, как сегодня.

Все, что сегодня применяется в жилищно-коммунальной сфере, было изобретено довольно давно. И отставание это весьма существенно. К примеру, некоторые технологии, представляемые сегодня как новые, в 1960-е годы использовались в самолето- и автостроении, и лишь спустя несколько десятилетий пришли в ЖКХ.

Новый продукт, если мы говорим действительно о чем-то ранее не существовавшем, изобрести очень сложно, особенно в коммунальной сфере. Здесь, как правило, речь идет о продукте модифицированном, доработанном, усовершенствованном, которым заменяют что-то старое, возможно, более неудобное и трудоемкое в применении, пришедшее из других отраслей.

Впрочем, есть вероятность, что сейчас, когда курс на инновационную экономику считается приоритетным, ситуация изменится. И в сферу ЖКХ придут эксклюзивные, сделанные специально для коммуналки проекты и разработки, то есть не усыновленные из других отраслей, а собственные новации. Тот факт, что это крайне необходимо отрасли, в доказательстве не нуждается: сфера ЖКХ – одна из самых болевых точек в инфраструктуре любой территории.

Безусловно, любая перспективная разработка должна быть внедрена. И основная проблема в связи с этим – хроническое недофинансирование. Как же ее решать? - Выход есть - экономия на энергоресурсах. Обычно главным двигателем внедрения инноваций и становится желание людей сэкономить на стремительно растущих расходах за потребляемые ресурсы. Одна из новых для коммуналки, но уже достаточно широко распространенных в практике идей, – автоматизация управления освещением, когда внутриподъездные светильники включаются по сигналу датчиков звука и/или движения. Другая технология – установка автономных теплогенераторов для выработки необходимого ресурса прямо в подвале дома.

Кстати, по части «автономизации» жилых домов идей масса. От классических – когда, к примеру, выработка электроэнергии для домашнего пользования происходит от ветра и солнца – до еще не опробованных широкими массами: когда электричество предлагается получать из канализационных стоков.

Еще один созидательный мотив для изобретений – законодательство. Ужесточение закона в части уголовной ответственности за причинение вреда здоровью или имуществу гражданам от упавших с крыши снега или сосулек, моментально принесло свои инновационные плоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Плачевное состояние ЖКХ усугубляется отсутствием реальных экономических отношений, тяжелым финансовым положением входящих в его структуру предприятий, низким качеством предоставляемых услуг, обусловленным высокой степенью износа основных фондов и инженерных систем, а также отсутствием новой техники и оборудования.

Реформирование ЖКХ имеет большую социальную значимость. Ведь речь идет о бюджете каждой семьи, жизнеобеспечении каждого дома и каждой квартиры.

Все накопившиеся на сегодняшний день проблемы связаны с неэффективным исполнением на федеральном и региональном уровнях программ капитального ремонта жилищного фонда и инженерных систем электро- , тепло- , водоснабжения и водоотведения из-за неплатежеспособности населения.

В курсовой работе выявлена необходимость проведения жилищно-коммунальной реформы по усилению органов местного самоуправления для выполнения своих функций перед населением (обеспечение жильем, теплом, газом, водой, электроэнергией и т.д.).

Жилищно-коммунальное хозяйство относится к числу отраслей, в которой наиболее остро столкнулись социальные, экономические и политические проблемы общества.

В ходе исследования были выявлены основные причины кризиса ЖКХ как отрасли сферы услуг, связанные со значительным недофинансированием из федерального и местных бюджетов, увеличением тарифов на энергоносители, значительным износом основных фондов предприятий ЖКХ и т.д.

Таким образом, жилищно-коммунальная система является фактором, определяющим уровень жизни населения и обеспечивающим качество воспроизводства функционального потенциала индивидуумов. От деятельности коммунальных служб, от того, как обеспечиваются люди водой, теплом, электрической энергией, от того, какое санитарное состояние населенных мест, как функционирует общественный транспорт и инженерное оборудование зданий и сооружений зависит гарантия успеха в производстве, учебе, науке – это залог нашего здоровья и благополучия.

К числу особенностей жилищно-коммунальной системы относится взаимосвязь между уровнем дохода населения, наличием благоустроенного жилья и качеством жизни населения. Кроме того, уровень дохода населения, темпы его роста определяют характер и сроки проведения жилищно-коммунальной реформы.

Основными факторами торможения реформы в ЖКХ являются: передача ведомственного жилья в муниципальную собственность, низкий уровень жизни, низкое качество предоставляемых услуг, отсутствие контроля и единой политики ценообразования, затратный механизм предприятий ЖКХ и т.д.

Итак, реформирование жилищно-коммунальной сферы является важнейшей государственной программой, качественная реализация которой зависит от целого ряда факторов, в том числе от компетентности специалистов, на которых будет возложено решение конкретных организационно-экономических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.      Жилищно-коммунальное хозяйство Ульяновской области за 2005-2009 г. г.: статистический сборник: [номер по каталогу 0420]. - Ульяновск, 2010. - 60 с.

2.      Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 96 с.

3.      Кондратьева, М. Н. Жилищно-коммунальное хозяйство в системе местного самоуправления / М. Н. Кондратьева. – Ульяновск : УлГТУ, 2008. – 287 с.

4.      Кондратьева, М. Н. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. Н. Кондратьева. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 160 с.

5.      Кузнецов, В. В., Кловацкий, А. Ю. Современные тенденции государственного участия в региональной экономике – Ульяновск : УлГТУ, 2006. – 189 с.

6.      Лаврентьева, И. П. Социальная политика и управление в социальной сфере : учебное пособие / И. П. Лаврентьева, В. В. Кузнецов, В. В. Григорьев. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 129 с.

7.      Социально-экономические проблемы развития регионов и муниципальных образований: Материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава (г. Ульяновск, 1-6 февраля). – Ульяновск : УлГТУ, 2006. – 170 с.

8.      Сфера услуг в Ульяновской области: статистический сборник. - Ульяновск, 2010. - 124 с.

9.      Титов, А. А. Комментарии к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 384 с.

10. Узловые проблемы развития экономики России: материалы республиканской научно-технической конференции молодых ученых и студентов. – Ульяновск : УлГТУ, 2007. – 112 с.

11. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/jil-f/jkh49.htm  - Федеральная служба государственной статистики (19.04.2011)

34

 



Информация о работе Анализ сферы жилищно-коммунальных услуг Ульяновской области