Анализ сферы жилищно-коммунальных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – провести анализ коммунального хозяйства Ульяновской области, выявить основные проблемы и недостатки жилищно-коммунального комплекса и обозначить перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства региона. Для достижения выше указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 640.50 Кб (Скачать документ)

     Как пишет газета «Коммерсантъ», из крупных статей расходов бюджета страны-2009 более всего относительно бюджета 2008 года выросли расходы на ЖКХ первого уровня бюджетной системы – на 65%, причем прежние плановые расходы на 2009 год увеличены на 35%.

     Вторыми в рейтинге роста расходов стали расходы на экологию – они увеличились на 39,6% к 2008 году и на 36,1% к предыдущему плану. Третьими в рейтинге получивших дополнительное финансирование стали законодательные органы власти. Сократились расходы на социальную политику – на 13,1%. Расходы на дорожное хозяйство выросли относительно предыдущих планов на 28,6%, но не существенно больше бюджета на 2008 год – чуть более чем на 3%.

     Таким образом, показатели, отражающие дифференциацию доходов населения, важны для  анализа реальных социально-экономических процессов, их мониторинга при проведении активной социальной политики, используются также при составлении государственных программ социально-экономического развития.

     В качестве причин доходной дифференциации в России можно выделить следующие: несправедливая приватизация, несовершенная система налогообложения, диспропорциональность в системе оплаты труда, небольшая численность предпринимательского сектора и сложная демографическая ситуация в Ульяновской области в целом.

     По  мнению специалистов, информацию, которая будет получена в результате Всероссийской переписи населения-2010, чрезвычайно важна. Результатом переписи 2010 года будет информация о социально-демографической структуре населения. Она станет основой для разработки новых и корректировки уже существующих программ социально-экономического развития российских регионов, ляжет в основу эффективных управленческих решений, принимаемых на всех уровнях власти, а также послужит основой формирования бюджетов - от федерального до муниципального.

     Но, если мы говорим о программах социально-экономического развития, мы не можем не сказать  и о жилищно-коммунальной сфере.

     Активное распространение получила здесь программа по предоставлению гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

     Проведем  анализ данных, представленных в таблице 2.1.

     Как мы видим, из приведенных выше статистических данных можно сделать вывод о том, что данная программа имеет востребованность среди населения, в результате чего объем ее финансирования с каждым годом изменяется в сторону увеличения. 

Таблица 2.1 – Программа социальной поддержки населения [11]. 

  2005 2006 2007 2008 2009
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, млн. человек 37,5 39,4 38,8 38,6 37,3
Объем средств, затраченных на предоставление гражданам социальной поддержки, млрд. руб. 80,5 102,5 120,7 142,1 176,5
Среднемесячный  размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. 179 217 259 307 394
Удельный  вес граждан, пользующихся социальной поддержкой, в общей численности  населения, процентов 26 28 27 27 26

 

     Одновременно  при этом увеличивается и среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, что, безусловно, является положительным фактором, позволяющим населению повысить уровень качества жизни своей семьи.

    2.2 Анализ коммунального  хозяйства Ульяновской  области

     Проведем анализ удельного веса объема жилищно-коммунальных услуг в общем объеме платных услуг населению в процентах за 2005-2009 года.

     Рассчитаем  абсолютный прирост и темп прироста для данных нам показателей и  занесем полученные данные в таблицу 2.2. 

Таблица 2.2 – Анализ объема ЖКУ в общем объеме платных услуг за 2005-2009 гг.

(в процентах) 

Годы Удельный вес

жилищных

услуг, %

Абсолютный  базисный

прирост

Удельный вес

коммунальных  услуг, %

Базисный темп прироста, %
2005 6,2 27,6
2006 6,5 +0,3 28,0 1,45
2007 6,2 0 25,7 -6,88
2008 6,1 -0,1 24,8 -10,15
2009 6,7 +0,5 25,9 -6,16

 

     Для нахождения абсолютного прироста воспользуемся  следующей формулой:

,                                                      (2.1)

где y0 – базисный  уровень ряда.

     Исходя  из полученных данных, мы видим, как  изменился удельный вес объема жилищных услуг, оказываемых населению в период с 2005 года по 2009 год.

     Следует отметить, что по сравнению с 2005 годом  наибольший объем жилищных услуг  населению был оказан в 2009 году. Абсолютный прирост в этом случае увеличился до 0,5 %.

     В 2008 году объем услуг уменьшился, но всего на одну десятую, а в 2007 году и вовсе остался неизменным.

     Далее на основе исходных данных таблицы 2.2 определим другой показатель рядов динамики – темп прироста.

     Темп  прироста в данном случае рассчитывался  базисным способом по формуле:

                         .                                               (2.2) 

     Полученные  результаты свидетельствуют о том, что в 2006 году показатель объема коммунальных услуг увеличился на 1,45 %.  При  том, что в период с 2007 года тот же самый показатель уменьшался, достигнув своего минимального значения в 2008 году, после чего наметилась тенденция увеличения объёма коммунальных услуг.

     На  основе данных таблицы 2.3 выявим связь между доходами населения в месяц на одного человека и расходами, связанными с изменяющейся стоимостью жилищно-коммунальных  услуг на одного человека в месяц в период с 2005 по 2009 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.3 Корреляционный анализ доходов населения и расходов на ЖКУ 

Годы Среднедушевые денежные доходы населения (в мес., тыс.руб.) Стоимость ЖКУ  на одного человека (в мес., руб.) [1, с. 5] X2 Y2 Х*У
2005 4590 550,48 303028,2304 21068100 2526703,2
2006 6157 562,76 316698,8176 37908649 3464913,32
2007 7786 682,26 465478,7076 60621796 5312076,36
2008 9756 778,48 606031,1104 95179536 7594850,88
2009 10770 895 801025 115992900 9639150
Всего 39059 3468,98 2492261,866 330770981 28537693,76
           
Средние 7811,8 693,796 498452,3732 66154196,2 5707538,752
Средние в квадрате 61024219,24 481352,8896      

 

     Рассчитаем  линейный коэффициент корреляции по формуле:

                                                          (2.3) 

                           где                         ;                                                           (2.4)

 

;                                                               (2.5)

 

;                                                                (2.6) 

;                                                     (2.7) 

.                                                    (2.8) 

     Производя необходимые расчеты, мы получаем, что: 

 

 

 

 связь сильная (тесная). 

     Несмотря  на то, что доходы населения растут быстрее, чем стоимость на жилищно-коммунальные услуги, связь между ними остается очень высокой.

     Замедленный рост цен на  жилищно-коммунальные услуги связан, прежде всего, с ограничениями, которые вводит правительство Ульяновской  области на формирование тарифов  на жилищно-коммунальное хозяйство.  Удельный вес объема жилищно-коммунальных услуг при этом постепенно возрастает, что и позволяет говорить о тесной взаимосвязи стоимости жилищно-коммунальных услуг с доходами населения.

     Кроме того, имеются данные по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам Ульяновской области. 

Таблица 2.4 – Число семей, получивших субсидии [8, с. 46] 

Год Число семей, получивших субсидии
2005 57390
2006 61201
2007 89190
2008 87760
2009 69580

 

     На  основе данных таблицы 2.4 определим линию тренда и на его основании составим прогноз на 2010 – 2012 года о количестве семей, которые получат субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Для этого составим таблицу 2.5. 

Таблица 2.5 – Исходные данные для прогноза 

Год Число семей, получивших субсидии t y*t t2
2005 57390 -2 -114780 4
2006 61201 -1 -61201 1
2007 89190 0 0 0
2008 87760 1 87760 1
2009 69580 2 139160 4

 

     Для нахождения параметров уравнения прямой используется следующая система  уравнений:

n * a0 + a1 *

=
,

(2.9)

a0 *

+ a1 *
2 =
.
 

      Для упрощения расчетов принимаем, что  = 0 и, следовательно, система примет вид:

n * a0  = ,                                              ,                

(2.10)

a1 * 2 = .                                            .                 

     Используя данные таблицы 2.5, мы получим, что:

а0 = 73024,2

a1 = 5093,9 

     Формула для поиска тренда имеет вид:

                        .                                                   (2.11)

     Из  этого следует, что:

 

(семьи)

(семьи)

(семьи) 

     Итак, подводя итоги всем вычислениям, необходимо отметить  тот факт, что при условии сохранения существующей тенденции роста, количество семей, которые получат субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, будет с каждым годом лишь возрастать.

Информация о работе Анализ сферы жилищно-коммунальных услуг