Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:11, курсовая работа
Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой - постиндустриальной - стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития — информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. Информационные технологии, обеспечивающие автоматизацию сбора, передачи, обработки и хранения информации с применением компьютерной техники и телекоммуникаций, служат одновременно и базой развития высокотехнологичных производств; под их влиянием меняются характер и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической деятельности, преображается облик системы образования и здравоохранения, происходят сдвиги в сфере личного потребления.
Статистика выработала достаточно надежные подходы к оценке влияния технологических инноваций на результаты деятельности предприятий и использование факторов производства. Прежде всего, это определение динамики продаж за счет осуществления инноваций. Для ее расчетов используется показатель инновационной продукции — продукции, произведенной в отчетном году на основе разного рода технологических изменений. Состав инновационной продукции определяется по типам технологических инноваций с учетом степени их новизны. Она охватывает изделия новые или подвергавшиеся усовершенствованию, а также основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция). Статистика учитывает объем инновационной продукции в отпускных ценах предприятий без налога на добавленную стоимость, без налога и акцизов. Исходя из этого определяется удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции. Статистика предусматривает оценку значимости подобных факторов, в том числе экономических, связанных с финансовыми ресурсами предприятия, спросом на новую продукцию, стоимостью, рисками и сроками окупаемости инноваций; производственных, выражающихся в наличии у предприятия необходимого инновационного потенциала, квалифицированных кадров, информации, возможностей производственной и научной кооперации; а также иных причин, сдерживающих инновационную деятельность.
Под влиянием целей научно-технической и инновационной политики и потребностей в информации в 1993 - 2000 гг. был осуществлен кардинальный пересмотр методологии и инструментария статистического наблюдения за выполнением научных исследований и разработок, впервые в отечественной практике получила развитие статистика инноваций. При этом прежде всего ставились задачи адекватного отображения развития науки и инновационной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике и обеспечения соответствия форм и показателей статистического наблюдения международным стандартам. Были также приняты во внимание потребности в повышении содержательности статистической отчетности, создании гибкой системы статистического наблюдения. В соответствии со сложившимися в международной статистике принципами сбор данных о научных исследованиях и разработках осуществляется путем обследования двух статистических совокупностей — организаций, выполняющих научные исследования и разработки, и организаций, их финансирующих (министерств и ведомств). Основным источником информации в статистике науки является годовая статистическая отчетность о выполнении научных исследований и разработок по форме № 2-наука. Она представляется всеми предприятиями и организациями, их осуществляющими, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и включает данные о численности и составе персонала, занятого научными исследованиями и разработками; затратах на эти цели и среднегодовой стоимости основных средств. Министерства и ведомства представляют данные о финансировании научных исследований и разработок за счет средств федерального бюджета по формам отчетности № 1-ФБ, установленным Миннауки России.
Введение статистического наблюдения за инновационной деятельностью осуществлялось поэтапно. На первом этапе оценивался общий уровень инновационной активности в промышленности по итогам 1994 г. (по форме единовременной отчетности № 1-инновация). Таким путем была выявлена совокупность инновационно-активных предприятий. На втором этапе, начиная с отчета за 1995 г., проводится сплошное обследование промышленных предприятий по развернутой программе на базе формы годовой статистической отчетности о технологических инновациях № 2-инновация. Третий этап был вынесен за рамки сплошного обследования и охватил только инновационно-активные предприятия. Его цель - преимущественно качественные оценки исследуемых явлений, включая характеристики источников информации для инновационной деятельности, препятствующих ей факторов и т.п. (форма единовременной отчетности № 3-инновация).
Указанные формы отчетности, базируясь на единых методологических принципах, понятиях и классификациях, образуют взаимоувязанную систему годового статистического наблюдения за наукой и инновациями. Этот статистический инструментарий прошел международную экспертизу, получив высокую оценку ведущих международных организаций (ОЭСР и Евростата), и дает возможность обеспечить непосредственное получение данных, пригодных для межстрановых сопоставлений. Следует подчеркнуть, что адаптация международного опыта к национальным особенностям, как исторически сложившимся, так и порожденным рыночными трансформациями, потребовала рассмотрения конкретных экономических и организационных факторов, специфики статистического учета и отчетности в нашей стране. Это не только исключило прямое заимствование зарубежного опыта, но и позволило по некоторым позициям предложить новые методологические подходы, обогащающие международную практику.
Научные организации и предприятия представляют также годовую отчетность об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах (по форме № 4-нт). Однако содержащаяся в ней информация не соответствует современным требованиям, что обусловливает необходимость ее пересмотра и согласования с названными выше формами статистической отчетности.
Дальнейшее
развитие статистики науки и инноваций
предполагает в качестве первоочередных
задач совершенствование
В данной части представлен анализ государственных статистических данных по деятельности крупных и средних предприятий Калининградской области, связанной с разработкой и внедрением инноваций в 1999-2000 гг.
Анализ
государственных статистических данных
за 1999-2000 гг. показал, что в 1999 г. в
Калининградской области
В 1999 г. 13 предприятий (6,8%) осуществляли инновационную деятельность, при этом на одно инновационно-активное предприятие приходилось 16 предприятий, не осуществляющих нововведения. Наибольшая доля инновационно-активных предприятий в 1999 г. приходилась на предприятия частной формы собственности – 38,4%. Доля предприятий со смешанной формой собственности без иностранного участия составила 30,8%, доля государственных предприятий – 30,8%. В 2000 г. инновационной деятельностью занимались 12 предприятий (5,8%). По сравнению с 1997 г. в 1999 г. число предприятий, занимающихся инновационной деятельностью не изменилось, а по сравнению с 1997 г. – увеличилось на 1. При этом в 2000 г. на одно инновационно-активное предприятие приходилось 17 предприятий, не осуществляющих нововведения. Наибольшая доля инновационно-активных предприятий в 2000г. также приходилась на предприятия частной формы собственности – 50%, доля предприятий со смешанной формой собственности составила 25%, доля государственных предприятий – 25%.
Среди
видов инновационной
В 1999 г., так же как и 2000 г. приобретением прав на патенты и лицензии не занималось ни одно предприятие. В 1998 г. данным видом инновационной деятельности занималось 1 предприятие, а в 1997 г. – 6.
В 2000 г. основным видом инновационной деятельности, как и в 1999 г. было проведение исследований и разработок. На втором месте – обучение и подготовка персонала, на третьем – проведение маркетинговых исследований, на последнем – проведение производственных проектно-конструкторских работ. (Рисунок 1).
Рисунок
1. Количество предприятий
по видам инновационной
деятельности.
Согласно государственным статистическим данным в 2000 г. львиная доля затрат на технологические инновации покрывалась за счет собственных средств предприятий – 74%, 25% – за счет внебюджетных средств, 1% – за счет средств федерального бюджета. В 1999 г. доля собственных средств предприятий среди общего объема затрат на технологические инновации возросла до 92%, доля средств из внебюджетных фондов сократилась до 8%, а средства из федерального бюджета совсем прекратили покрывать затраты на технологические инновации.
В 2000 г. доля собственных средств предприятий среди общего объема затрат на технологические инновации по сравнению с 1999 г. сократилась и составила 85%. Средства из внебюджетных фондов и федерального бюджета совсем прекратили покрывать затраты на технологические инновации. В 2000 г. затраты на технологические инновации стали также покрываться за счет иностранных инвестиций, доля которых в общем объеме затрат 2000 г. составила 14%. (Рисунок 2).
Рисунок
2. Источники финансирования
технологических
инноваций в 1996-1998
гг.
В целом за последние годы наблюдалось сокращение объема инвестиций по отрасли «Наука и научно обслуживание». Если в 1996 г. инвестиции, направленные на развитие науки в Калининградской области, в общем объеме инвестиций всех отраслей экономики составили 0,2%, то в 1997-1999 гг. – 0,1%, что значительно ниже, чем в другие отрасли экономики. Среди основных целей инновационной деятельности предприятий в 1998, 1999 и 2000 гг. на первом месте стоит расширение ассортимента продукции. (Рисунок 3).
Рисунок
3. Число предприятий
по целям инновационной
деятельности.
В 2000 г. основными источниками информации об инновациях являлись внутренние источники предприятия. Ими пользовались 57% предприятий. Другие источники информации распределились следующим образом. (Таблица 1).
Таблица 1. Источники информации об инновациях для предприятий Калининградской области в 2000г.
Источник информации об инновациях | Количество предприятий (%) |
Внутренние источники | 57% |
Научные
организации отраслевого |
45% |
Научно-техническая литература | 45% |
Выставки, ярмарки, другие рекламные средства | 40% |
Поставщики материалов, оборудования, комплектующих | 38% |
Потребители продукции (работ, услуг) | 38% |
Конференции, семинары, симпозиумы | 33% |
Конкуренты | 29% |
Консалтинговые, информационные фирмы | 29% |
Вузы | 26% |
Другие организации, предприятия | 21% |
Научные организации академического профиля | 19% |
Официальные издания, описание изобретений | 19% |
Информация о работе Cтатистическое изучение научно-технической и инновационной деятельности