Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 07:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ динамики показателей товародвижения в ОАО «Макфа».
Введение 3
1 Теоретические аспекты анализа динамики показателей товародвижения 4
1.1 Сущность и понятие товародвижения и товарооборота 4
1.2. Система показателей статистики товародвижения и товарооборота 9
1.3 Анализ динамики товарооборота 13
2 Анализ динамики показателей товарной продукции 21
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Макфа» 21
2.2 Анализ динамики показателей товародвижения 27
Заключение 31
Список использованных источников 34
Товародвижение и товарооборот характеризуются общей системой показателей. Главный показатель товародвижения – звенность – рассчитывается с помощью показателей товарооброта.
Товарооборот является центральным показателем статистики рынка. Он используется в оценках конъюнктуры рынка, рассматривается как показатель объема товарной массы и как показатель размера торгового предприятия, как показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия за проданные товары и как показатель размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров [7].
Товарооборот измеряется в стоимостных единицах и в натуральном выражении. В стоимостных единицах величина товарооборота (О) соответствует произведению:
О = p · q, (1.1)
где р – цена единицы товара;
q – количество проданных товаров.
Товарооборот – совокупность актов купли-продажи.
По своей сущности товарооборот – показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, продаж отдельных товаров, товарооборота всех регионов.
С процессом товародвижения непосредственно связан показатель, характеризующий участие в рыночном процессе торговых посредников, который называется валовым товарооборотом (Овал).
Сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю образует валовой товарооборот [3].
Данный показатель, если на время абстрагироваться от цен, потерь и т.п., зависит от количества проданных товаров и числа перепродаж, т.е. звеньев товародвижения. Размер валового товарооборота прямо пропорционален числу перепродаж, т.е. он включает повторный счет и не отражает реального объема проданных товаров. Реальный объем товаров, «путешествующих» по каналу товародвижения, характеризуется конечной продажей товара называется чистым товарооборотом (Очист).
Чистый товарооборот – товарооборот, освобожденный от повторного счета, равный конечной продаже товара.
Конечная продажа означает, что данная партия товара больше продаваться не будет. Это означает в масштабах всей торговли, что товар вышел за границу сферы товарного обращения, а в масштабе отдельного региона, отдельного канала товародвижения, отдельной фирмы – что товар продан за их пределы и в данном регионе (канале, фирме) больше продаваться не будет. Розничный товарооборот, характеризующий продажу товаров конечным потребителям и их переход в сферу личного потребления, всегда относится к категории чистого товарооборота. Чистый товарооборот применяется для характеристики результата коммерческой деятельности торгового или сбытового предприятия, используется для оценки его размера, является базой для расчета уровня издержек обращения и рентабельности.
Показатель числа перепродаж товара, или коэффициент звенности (коммерческой, или торгово-организационной), рассчитывается как отношение валового товарооборота к чистому:
(1.2)
Расчет по этой формуле дает верные результаты при условии, что все товары, влившиеся в сферу товарного обращения, без потерь и изменения товарных запасов дошли до конечного звена. На практике необходимо делать поправку на изменение товарных запасов (потерь):
ΔЗ = З к − З н, (1.3)
где Зк – запасы на конец периода;
Зн – запасы на начало периода;
ΔЗ – изменение (прирост) запасов.
Общая формула коэффициента звенности будет выглядеть следующим образом:
(1.4)
Эта формула полностью действует только при изменении запасов в розничном звене. Если же оно произошло в оптовом звене, то поправку надо вводить только в числитель коэффициента звенности [6].
По признаку покупателя, т.е. в зависимости от того, кто покупает товар, товарооборот подразделяется на оптовый и розничный.
Оптовым товарооборотом называется продажа товаров крупными партиями производственными, сбытовыми, торговыми предприятиями другим торговым предприятиям для последующей перепродажи, а также производственным и массовым потребителям.
Розничным товарооборотом называется продажа товаров предприятиями, объединениями и физическими лицами населению для конечного потребления.
Самостоятельным показателем является мелкооптовый товарооборот, занимающий промежуточное положение между оптовым и розничным. Это продажа товаров массовым потребителям или торговым посредникам, а также отдельным лицам, небольшими по сравнению с оптовыми партиями.
Самостоятельной позицией в системе показателей товарооборота выделяется продажа услуг.
Продажа потребительских услуг – процесс оказания услуг в обмен на деньги, который совершается в специализированных предприятиях и учреждениях, а также на дому у потребителей и заключается в действиях, направленных на удовлетворение соответствующих потребностей населения.
К основным показателям товарооборота относится товарооборот на душу населения (D). Он рассчитывается как отношение товарооборота (О) к средней за период ( основным показателям товарооборота относ
D = . (1.5)
Он может быть исчислен в целом по розничному товарообороту, включая или не включая продажу услуг, а также по каждому отдельному продукту или виду услуг, как в стоимостных, так и в натуральных единицах.
Важной качественной характеристикой товарооборота и составной частью системы показателей пропорциональности рынка служат показатели структуры товарооборота. Глобальными показателями структуры товарооборота, используемыми в конъюнктурном анализе, считаются удельные веса средств производства, предметов потребления и услуг. К основным показателям пропорциональности рынка можно отнести долю отдельных социальных групп населения в общем объеме покупок продуктов и услуг [2].
В систему показателей товарооборота входят три показателя товарной структуры: абсолютный размер продажи отдельного товара и товарной группы и 4 вида относительных показателя:
1)
относительных показателя:
, (1.6)
где p i q i – продажа отдельного i-го товара;
– весь товарооборот;
n весь товарооборот; i-го товара;та вхо
2) есь товарооборот; i-го товара;та входят три показа
, (1.7)
где – продажа товара а;
– – продажа товара б.
Показатель доли отражает место i-го товара во всей совокупности товаров или в отдельно взятой группе товаров; он может быть интерпретирован таким образом: сколько денег из каждых ста рублей, израсходованных на покупку товаров, потрачено на приобретение данного i-го товара. Второй показатель позволяет соотносить размеры продажи различных товаров. Например, сколько денег затрачено на покупку мяса в расчете на каждые 100 руб., израсходованных на покупку хлеба. Показатели товарной структуры товарооборота используются для оценки и анализа пропорциональности развития товарооборота [4].
Развитие товарооборота – динамичный процесс. Купля-продажа товаров осуществляется не только в пространстве, но и во времени. Тенденции изменения товарооборота во времени относятся к важнейшим оценкам состояния и развития рынка товаров и услуг. Показатели динамики товарооборота входят в число главных характеристик деловой активности. Перспективы развития рынка, а следовательно, и масштабы коммерческого риска в большой степени зависят от характера и интенсивности развития товарооборота.
Показатели динамики товарооборота используются как одни из критериев разработки маркетинговой стратегии. Динамика товарооборота является одной из главных составляющих уровня жизни. С одной стороны, динамика товарооборота отражает основные законы покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой стороны, изменения товарооборота определяют потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли. В динамике товарооборота проявляется действие рыночного механизма, фактически сложившихся пропорций между спросом и предложением [9].
К задачам изучения динамики товарооборота относятся:
− оценка и анализ изменения и тенденций общего объема товарооборота в целом по географическому и экономическому пространству, а также дифференцировано – в территориальном разрезе, по формам рыночной деятельности, по социально- экономическим группам потребителей;
− оценка и анализ изменения продажи отдельных продуктов и услуг;
− выделение отдельных элементов (факторов) динамики товарооборота (количественного, ценностного, демографического, структурного и т.д.), построение факторных индексных моделей динамики товарооборота;
− выявление и моделирование закономерностей динамического развития товарооборота и его прогнозирование.
В оценке и анализе развития товарооборота используются все методы статистического исследования динамических процессов: построение динамических рядов (в натуральных и стоимостных единицах), расчет его показателей (базисных и цепных темпов роста и прироста, среднегеометрических темпов, абсолютных приростов и абсолютного значения 1% прироста), построение трендовых и регрессионных моделей динамики, группировка отдельных предприятий, фирм, регионов по темпам роста товарооборота.
Однако наиболее важное место в анализе динамики товарооборота занимает индексный метод (как самостоятельно, так и в комбинации с другими методами). Индексный метод позволяет решить большую часть задач, поставленных перед статистикой динамики товарооборота: оценить вектор и скорость развития товарооборота; отразить количественные и ценовые компоненты динамики товарооборота; выявить и охарактеризовать место демографического фактора в динамике товарооборота; отразить роль регионов в формировании процесса общего изменения товарооборота; обнаружить и оценить ассортиментно-структурные сдвиги в динамике товарооборота [10].
Изменение товарооборота (как стоимости проданных товаров или денежной выручки торгового предприятия) за какой-то промежуток времени характеризуется отношением двух денежных сумм: текущего (изучаемого) периода с базисным (любым прошлым) периодом. Этот показатель называется индексом товарооборота.
Индекс товарооборота – относительный показатель, который характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров (денежной выручки торговли или расходов покупателей на приобретение товаров) в текущем периоде по сравнению с базисным за счет совместного влияния изменений количества и цен.
Текущий и базисный периоды должны быть равными по временной протяженности (месяц, квартал, полугодие, год и т.д.). Не менее важно обеспечить сопоставимость индексного отношения в территориальном и экономическом пространстве, т.е. товарооборот в текущем и базисном периоде должен охватывать одну и ту же территорию и один и тот же круг предприятий. Выбор длительности периода, за который строится индекс товарооборота, диктуется целями исследования. Он может быть ограничен одним месяцем и даже его частью, может охватывать квартал, полугодие, год. Более продолжительные отрезки времени в индексном анализе, как правило, не используются. Нередко этот выбор диктуется наличием необходимой информации. В качестве базы сравнения может быть избран любой предыдущий период (разумеется, сопоставимый по протяженности): предшествовавший период, соответствующий период прошлого года или любой удаленный период прошлого. Используются как цепная, так и базисная система индексов. Выбор определяется интересами и целями анализа [8].
Расчет индекса товарооборота осуществляется по формуле агрегатного индекса: