Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 12:42, курсовая работа
Цель работы: ознакомиться с таким статистическим методом, как дисперсионный анализ, в общем, и двухфакторный дисперсионный анализ в частности.
Критерии оценок и их сопоставимость в двух системах
Таблица 1
Оценка по десятибалльной шкале | Оценка по пятибалльной шкале |
10 | 5+ |
9 | 5 |
8 | 5- |
7 | 4+ |
6 | 4 |
5 | 4- |
4 | 3+ |
3 | 3 |
2 | 3- |
1 | 2 |
После
проведения занятий в учебных
группах итоговые оценки студентов были
консолидированы в статистический комплекс
в соответствии со сформированными экспериментальной
и контрольной группами. Обобщенные по
данным статистического комплекса итоговые
оценки в этих группах приведены в таблице
2.
Данные о числе обучаемых и качестве обучения
Таблица 2
Оценки обучаемых по 10-балльной шкале | Число обучаемых, задействованных в эксперименте | |||||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||
ВУМП | СУМП | НУМП | ВУМП | СУМП | НУМП | |
10 | 6 | - | - | 2 | - | - |
9 | 8 | 4 | - | 4 | - | - |
8 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | - |
7 | 2 | 8 | - | 6 | - | - |
6 | - | 6 | 4 | 4 | 1 | - |
5 | - | - | 6 | - | 3 | 3 |
4 | - | - | 6 | - | 6 | 4 |
3 | - | - | 2 | - | 4 | 5 |
2 | - | - | - | - | 2 | 2 |
1 | - | - | - | - | - | 6 |
Итого | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
где
ВУМП
- высокий уровень
СУМП - средний уровень математической подготовки (от 55 баллов до 69 баллов по результатам ЕГЭ)
НУМП – низкий уровень математической подготовки (менее 55 баллов по результатам ЕГЭ)
Так как в проведенном эксперименте учитывается влияние двух факторов (уровень математической подготовки обучаемых и наличие инновационной технологии обучения), то используется двухфакторный дисперсионный анализ.
Двухфакторный дисперсионный анализ может иметь две разновидности: без повторений и с повторениями [1]. В первом случае каждому уровню факторов соответствует только одна выборка данных, во втором - определенным уровням факторов может соответствовать более одной выборки данных. Для повышения достоверности результатов в рассматриваемом эксперименте использовался метод двухфакторного дисперсионного анализа с повторениями.
− фактор A – уровень математической подготовки;
− фактор В – технология обучения;
− mA – число градаций фактора A (mA = 3 – высокий, средний, низкий);
− mB – число градаций фактора B (mB = 2 – c использованием интегративных занятий, без использования интегративных занятий);
− n – число вариант для одной градации фактора A и фактора B (n = 20);
− nА – количество вариант в одной градации фактора A (nА = mВ ×n = 2×20 = 40);
− nВ – количество вариант в одной градации фактора B (nВ = mА ×n = 3×20 = 60);
− N – общая численность вариант (N = mА×mВ×n = 3×2×20 = 120);
− xi – варианты, входящие в состав дисперсионного комплекса (нумерация i сверху-вниз).
Проведем дисперсионный анализ по этапам.
SY= =5121,00 -4380,21=740,79
Sф== + + + + + – =515,84
So= SY- Sф=740,79-515,84=224,95.
SА==++ – =388,02
SB==+ – =118,01.
SAB = Sф – (SA +SB ) = 515,84 – (388,02 + 118,01) = 9,82
− для общей дисперсии: kY = N –1 = 120 –1 = 119;
− для общей факторной дисперсии: kФ = mA× mB –1 = 6 –1 = 5;
− для дисперсии по фактору A: kA = mA –1 = 3 –1 = 2;
− для дисперсии по фактору B: kB = mB –1 = 2 –1 = 1;
− для
дисперсии совместного
− для остаточной дисперсии: kO = N – mA× mB = 120 – 6 = 114.
- по фактору А: ===194,01
- по фактору В: === 118,01
- совместная по факторам А и В:== 4,91
- остаточная: === 1,97
- по фактору А: ==98,48
- по фактору В: ==59,90
- совместно по факторам А и В: ==2,49.
− по фактору A: для уровня значимости α=0,05 и числа степеней свободы kA = 2, kO =114 находим =3,08; так как 98,32>3,08, то нулевая гипотеза опровергается, то есть считаем, что уровень математической подготовки обучаемых влияет на качество усвоения ими учебного материала;
− по фактору B: для уровня значимости
α=0,05 и числа степеней свободы kB
= 1, kO = 114 находим =3,92; так
как 59,8>3,92, то нулевая гипотеза опровергается,
то есть считаем, что технология обучения
(с использованием или без использования
интегративных занятий) влияет на качество
усвоения учебного материала.
Заключение
В современной науке дисперсионный анализ имеет очень широкое применение. Несмотря на то, что прошло уже более 80 лет после того, как дисперсионный анализ был открыт Фишером, тем не менее он применяется во многих исследованиях, где необходимо проанализировать влияние различных факторов на исследуемую переменную. Методы дисперсионного анализа находят свое отражение во многих научных сферах деятельности человека: в экономике, биологии, технике и многих других.
Благодаря появлению новых технологий и автоматизации, исследователь при выполнении дисперсионного анализа и проведении различных статистических исследований, может затратить меньше времени и усилий на расчеты данных, при помощи ЭВМ.
Дисперсионный
анализ очень тесно связан с конкретной
методологией планирования и проведения
экспериментальных
Так как
в основе дисперсионного анализа
лежит деление изучаемой
Список литературы: