Госбюджет Доходы госбюджета и их структура в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как основы финансовой экономики, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
- определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.

Содержание

Введение стр. 3-4
Глава 1. Теоретические основы статистики государственного бюджета
стр. 5-15
1.1 Сущность и понятие государственного бюджета стр. 5-6
1.2 Особенности государственного бюджета как самостоятельной
экономической категории стр. 7-9
1.3 Основные определения, показатели и задачи статистики
государственного бюджета стр. 10-15
Глава 2. Бюджетная классификация и особенности статистики
Государственного бюджета РФ стр. 16-27
Бюджетная классификация в России стр. 16-21
Доходы. Функциональная классификация и состав доходов РФ
стр. 22-27
Глава 3. Расчет и динамика основных показателей статистики государственного
бюджета РФ. Доходы и расходы консолидированного бюджета
стр. 28-30
Заключение стр. 31-32
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по статистике промышленности.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

     Особенности государственного бюджета как экономической  категории накладывают отпечаток  и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

     Так, содержание распределительной функции  бюджета определяется процессами перераспределения  финансовых ресурсов между разными  подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

     Сфера действия распределительной функции  определяется тем, что в отношения  с бюджетом вступают почти все  участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения  является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

     Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Основные  определения, показатели и задачи статистики государственного бюджета
 

     Главной задачей бюджетной статистики является характеристика основных параметров системы  бюджетов разных уровней и сводного бюджета (называемого консолидированным), определяющих масштабы участия государства и муниципальных образований в перераспределении валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также характеристика содержания и направленности фискальной политики. 

     Принципиально важным для понимания бюджета  как финансово-экономического баланса государства является трактовка сектора государственного управления, применяемая в макроэкономической статистике, прежде всего в СНС.

     Определение сектора государственного управления позволяет установить институционные единицы, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В сектор государственного управления входят единицы, деятельность которых связана с выполнением функций органов управления. Эти функции заключаются в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и национального богатства. Как правило, перераспределение осуществляется с помощью налогообложения единиц других секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат.

     В сектор государственного управления не включаются те государственные единицы, которые занимаются реализацией  товаров и услуг в достаточно крупных масштабах (государственные  и муниципальные предприятия, государственные  корпорации). К функциям государственного управления не относятся осуществление денежно-кредитного регулирования – управление валютными резервами и проведение денежно-кредитной политики, а также исполнение любых банковских функций. Как известно, учреждения, осуществляющие указанные виды деятельности, наряду с другими финансовыми учреждениями, рассматриваются в другом секторе экономики – секторе финансовых учреждений.

     Для упорядочения экономических функций, имеющих различную экономическую  природу, в теории государственных финансов различают следующие экономические категории:

    • Поступления или платежи;
    • Поступления невозвратные или возвратные;
    • Поступления возмездные или невозмездные;
    • Текущие или капитальные поступления (платежи);
    • Приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью;
    • Приобретение финансовых активов или принятие обязательств.4

     Первые  две категории касаются всех экономических  операций, осуществляемых в сфере  государственных финансов. Две следующие  категории  имеют отношение применительно только к невозвратным операциям. Приобретение финансовых активов или принятие обязательств распространяются только на возвратные операции. Предпоследняя категория касается только операций с государственными финансовыми активами.

     Ключевое  различие экономических операций в  сфере государственных финансов заключается в характере воздействия  на финансовые активы органов государственного управления: поступления в государственный  бюджет увеличивают финансовые активы государства, а платежи из государственного бюджета их уменьшают (в более широком смысле слова – это финансовые активы всей системы органов государственного управления разных уровней – федеральных, субъектов РФ, местных органов власти).

     К основным показателям государственного бюджета, принятым в международных стандартах по статистике государственных финансов, относятся:

    • Доходы (без официальных трансфертов полученных);
    • Официальные трансферты полученные;
    • Расходы (без расходов на кредитование, т.е. чистое кредитование);
    • Кредитование за вычетом погашения (чистое кредитование);
    • Разница между доходами и расходами (дефицит (-), а профицит (+)).5

     Для характеристики прочности (или непрочности) финансово-экономического положения  страны самостоятельное значение имеет  показатель государственного долга (накопленный дефицит), а также показатель первичного профицита (превышение доходов над расходами без учета расходов, связанных с обслуживанием государственного долга).

     Доходы (поступления в бюджет) – это обязательные, безвозвратные платежи в бюджет от экономических единиц других секторов экономики. Доходы делятся на текущие и капитальные.

     Текущие доходы включают налоговые и неналоговые  поступления.

     Налоговые поступления (налоги) в государственный  бюджет – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые органами управления с целью удовлетворения государственных и общественных потребностей.6 В налоговые поступления включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

     Неналоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления  от продажи товаров и услуг, от случайных продаж, кассовую прибыль экономических единиц-заведений типа ведомственных предприятий, входящих в институционные единицы сектора государственного управления) и некоторые безведомственные поступления – штрафы, текущие частные пожертвования.

     Официальные трансферты полученные – это безвозмездные, невозвратные, как правило, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, а также как исключение – в виде репараций), полученные от других уровней управления страны, других государств или международных организаций. Поступления в государственный бюджет безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из частных источников рассматриваются в составе доходов (без официальных трансфертов полученных). Например, средства частных организаций в виде пожертвований на строительство муниципальной больницы должны быть учтены в доходах (в группе капитальных доходов).7

     Расходы включают все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они  возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются – в виде текущих или капитальных расходов. Трансфертные платежи другим уровням управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

     Чистое  кредитование (кредитование минус погашение) охватывает операции структур государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам экономики, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций (за вычетом полученных кредитов, выручки от продажи акций или возврата собственного капитала).

      Следует отметить ассиметричную трактовку  в статистике государственных финансов кредитования и  заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчет величины дефицита (профицита), тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а интерпретируется как источник финансирования дефицита.

      Дефицит (профицит) бюджета, в соответствии с действующим международным  стандартом, определяется путем вычета из суммы доходов и полученных официальных трансфертов суммы расходов и позиции «Кредитование минус погашение». Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком.

      Бюджетный дефицит (профицит) определяется следующим образом (финансирование определяется с противоположным знаком). 

        дефицит      =   (заимствование  – погашение   +     уменьшение  остатка  

      бюджетный                                         долга)             ликвидных финансовых

                                                                                                         средств 
 

       профицит     =   (погашение  – заимствование)   +    увеличение остатка

     бюджетный              долга                                          ликвидных финансовых

                                                                                                              средств 
 

      В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный  долг – неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления всех уровней перед другими секторами экономики и зарубежными странами, которая образовалась в прошлом и должна быть погашена в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включается накопленная задолжность одних институционных единиц сектора государственного управления другими институционным единицам.

      В систему показателей статистики бюджетов входят бюджетные доходы (всего, по видам доходов), расходы (всего, по видам расходов), разница между бюджетными доходами и расходами (профицит или дефицит – всего и по источникам финансирования), государственный (муниципальный) долг (всего и по видам долга). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Бюджетная классификация и особенности статистики

               Государственного бюджета РФ

    1. Бюджетная классификация в России
 

     По  составу, источникам, направлениям использования  и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.

     Бюджетная классификация – это группировка  по однородным признакам бюджетных  доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке.8

     Характер группировок и принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат – обязательное условие функционирования и эффективности всего бюджетного процесса. Это, в частности, достигается группировкой доходов и расходов бюджета на условиях, обеспечивающих возможность объединения ряда отдельных видов поступлений и затрат, позволяет осуществлять финансовый контроль в народном хозяйстве и обеспечивать соблюдение бюджетной дисциплины.

     В основе бюджетной квалификации лежит  такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок – одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации.

Информация о работе Госбюджет Доходы госбюджета и их структура в Российской Федерации