Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:40, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании роли государства в инвестиционной привлекательности России.
Предмет исследования: совокупность экономических отношений между субъектами рыночных отношений по вопросу привлечения и использования инвестиций.
Объект исследования: инвестиционный потенциал российской экономики.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И
ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. Роль современного государства в обеспечении социальной
направленности инвестиций
1.2. Сущность инвестиций 8
1.3. Роль государства в формировании и развитии источников
инвестиций 11
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ
ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 21
2.1. Особенности инвестиционной привлекательности экономики
России на современном этапе 21
2.2. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций
в экономику России 28
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНВЕСТИЦИЙ 41
3.1. Общие рекомендации по совершенствованию государственной
системы 41
3.2. Усиление государственного воздействия на привлечение
инвестиций в российскую экономику 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И
ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. Роль
современного государства в
направленности инвестиций
1.2. Сущность инвестиций 8
1.3. Роль государства в формировании и развитии источников
инвестиций 11
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ
ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 21
2.1. Особенности
инвестиционной
России на современном этапе 21
2.2. Анализ
структуры и динамики
в экономику России 28
ГЛАВА
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНВЕСТИЦИЙ 41
3.1. Общие
рекомендации по
системы 41
3.2. Усиление
государственного воздействия
инвестиций в российскую экономику 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 46
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современной мировой экономики предопределяет необходимость формирования принципиально новой государственной инвестиционной политики, предполагающей в качестве ключевого направления формирования стабильного инвестиционного климата в целях обновления промышленности и науки.
В Послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию 26 апреля 2007 г. впервые говориться о необходимости развития и внедрения нанотехнологий, на эти цели запланировано в федеральном бюджете около 180 млрд.руб. Это, конечно, значительно меньше, чем расходуется на подобные цели в США, Японии и Западной Европе, но и эти незначительные инвестиции следует использовать максимально эффективно и в нужном направлении развития науки и техники. Это позволит в долгосрочной перспективе обеспечить повышение качества жизни наших людей, национальную безопасность и поддержание высоких темпов экономического роста.
Существенным фактом является то, что в России до сих пор не сформирована долгосрочная программа (стратегия) развития инвестиционного процесса, не определены приоритетные сферы и направления инвестиционных потоков на ближайшую перспективу.
Известно, что государство обеспечивает только 20% капитальных вложений в общем объеме инвестиций, а около 80% приходится на частных инвесторов. Тем не менее, объем инвестиций определяется рядом факторов: в первую очередь инвестиционной привлекательностью отраслей и регионов, а также факторами политического и социального характера, что значительно усложняет проведение достоверной оценки.
Большинство отраслей отечественной промышленности еще в начале 90-х гг. ХХ века исчерпали технологические и финансовые возможности роста, а потеря к ним интереса со стороны внутренних и внешних инвесторов остро ставит вопрос о поиске возможных источников обеспечения необходимого уровня производства и инвестиций, в том числе и в рамках этих отраслей. Вот почему проблема формирования стабильного инвестиционного климата, расширение функций государства в обеспечении притока инвестиций в российскую экономику и их рационального использования чрезвычайно актуальна и важна.
Все выше сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель работы заключается в исследовании роли государства в инвестиционной привлекательности России.
Предмет исследования: совокупность экономических отношений между субъектами рыночных отношений по вопросу привлечения и использования инвестиций.
Объект исследования: инвестиционный потенциал российской экономики.
Задачи
исследования определены содержанием
работы.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ
ГОСУДАРСТВА И ИНВЕСТИЦИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1.
Роль современного государства
в обеспечении социальной
направленности инвестиций
Анализ работы современного конкурентно-рыночного механизма показал, что немало экономических проблем конкурентный рынок решает гораздо успешнее, чем хозяйственные системы, функционирование которых основано на административно-рыночных принципах. Практика доказала, что в странах с развитыми конкурентно-рыночными традициями выше уровень жизни, экономика имеет социально ориентированную структуру, высокие темпы роста производства жизненных благ. Однако в действительности существует множество задач, решение которых неподвластно рыночному механизму. Среди них гарантирование социально-экономических прав личности, развитие фундаментальной науки, обеспечение экологической безопасности, борьба с инфляцией и монополизмом, обеспечение нового, социально ориентированного качества экономического роста путем, прежде всего, активизации инвестиционного процесса и создания соответствующего благоприятного (привлекательного) климата.
Социально ориентированная инвестиционная экономическая политика государства вообще, а в переходных условиях в частности, связана с научно обоснованным формированием, прежде всего, адекватного институционального сектора переходной экономики. В рамках этого сектора должны создаваться не просто переходные институты социально ориентированных экономических взаимодействий, но институты, внутренняя логика развития которых объективно приводит к созданию социализированной рыночной экономики. Формирование социально ориентированной инвестиционной политики государства практически сводится к «производству» институциональной системы экономического развития определенного, социально направленного качества. Причем, едва ли здесь можно будет обойтись исключительно усилиями государства в сфере его официального институционального предпринимательства.
В основе формирования и развития инвестиционного активного государства лежит дебюрократизация его экономической власти и «социализация» системы одноименной собственности. А экономическая политика государства с целью социально ориентированной реализации государственной собственности является, в определенном смысле, функцией деятельности общества по созданию социального государства и социально направленной государственной собственности. Применительно к формированию и развитию институционального сектора, адекватного требованиям расширения инвестиционных программ в условиях рыночной экономики, это означает, что система неформальных институтов конкретного общества являются естественной основой для развития системы формальных норм и правил социально ориентированных взаимодействий.
Концепция
социально ориентированной
Если речь идет о формировании социально ориентированной рыночной экономики, то, какого бы качества не создавалась институциональная система государства, она должна не просто не сворачивать рыночную систему отношений, а, напротив, способствовать ее дальнейшему развитию. Отсюда и ответственность государства, как за систему частных, так и непосредственно государственных инвестиций в новое качество экономического роста. Понятно, что речь идет не о традиционной дискуссии о том, чего в социально ориентированной экономике должно быть больше: рыночной «стихии» или государственного «разума». Инвестиционные программы в рамках социальной рыночной экономики, таким образом, предстают как взаимосвязанное и развивающееся единство рыночных и нерыночных соответствующих трансакций и воспроизводственных задач.
Попутно
отметим, что в наших суждениях
речь должна идти не просто о рыночной
экономике, а ее определенной форме, которая
объективно позволяет направить эту экономику
в русло ожидаемой социализации инвестиций.
Очевидно, что имеется в виду такая рыночная
экономика, которая не гасит трудовую
и творческую активность предпринимателей,
а, напротив, всячески ее раскрепощает.
Экономикой такого типа является не просто
рыночная, а конкурентно-рыночная экономика,
научно обоснованно управляемая социально
ориентированным государством. Важнейшей
проблемой современных исследований экономического
роста является оптимизация
взаимосвязи частных
и государственных инвестиций,
что «уходит корнями»
в общую проблему взаимосвязи
рынка и государства.
1.2.
Сущность инвестиций
Недостатком инвестиционных программ развития субъектов РФ в современных условиях являются: недостаточное финансовое обеспечение, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие разграничений функциональных полномочий уровней государственной власти. Преодоление складывающейся ситуации во многом сопряжено с формированием экономических условий и механизмов инвестиционного обеспечения во взаимосвязи с макроэкономическими тенденциями и региональными реалиями.
Дополнительные денежные средства, привлекаемые предприятиями в инвестиционных целях, называются инвестиционным капиталом , и прежде чем в него превратиться, он проходит через финансовый рынок заимствования. Учитывая ограниченность собственных источников накопления у большинства российских предприятий, формирование инвестиционного механизма предполагает развитую инфраструктуру финансового рынка (банки, инвестиционные компании, фондовый рынок и др.), способствующая эффективной инвестиционной деятельности.
Несмотря на широкое употребление термина "инвестиции" (от французского investments — вкладывать, помещать), целесообразно уточнить его содержание из-за того, что как в отечественной, так и зарубежной литературе понятие "инвестиции" используется в различных смысловых значениях. В западной литературе под инвестициями понимается вложение капитала с целью его увеличения в будущем, "использование денег для получения больших денег". В то же время в работе Гитмана Л. и Джонк М. под инвестициями понимается любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость, или обеспечить положительную величину доходов. Таким образом, четко подчеркиваются две стороны инвестиции ресурсов с целью получения накоплений и их вложений, обеспечивающих рост капитализации. В работе отмечается также, что термин «инвестиции» имеет несколько значений: покупки акций с надеждой на финансовые результаты, а также реальные активы, которые необходимы для обеспечения процесса производства и реализации.
Исходя из этого, различают валовые инвестиции (включающие чистые инвестиции и амортизацию) и чистые инвестиции, отражающие реальный прирост капитала за счет добавочных вложений. Структура валовых инвестиций при условии, что они больше амортизации, определяет экономический рост, в противном случае спад. Госкомстат России предусматривает разграничение инвестиций на капиталообразующие и финансовые. К капиталообразующим инвестициям относятся: капитальные вложения (инвестиции в основные средства), затраты на капремонт, на приобретение земельных участков и др. К финансовым инвестициям относятся: кредитные вложения, финансовые вложения хозяйствующих субъектов и др. Инвестиции, ведущие к смене собственника за счет приобретения предприятия или покупки ценных бумаг называются трансфертными инвестициями. Кроме того, выделяют инвестиции в человеческий капитал (нематериальные инвестиции), вложения средств в образование, в здравоохранение, в социальную сферу, с целью получения большей производительности от работников.
Различие между реальными и финансовыми активами проводится и в другом фундаментальном курсе по менеджменту "инвестиции", авторы: У.Ф. Шарпа, Г.Дж. Александера, Д.В. Бейли. "Реальные инвестиции обычно включают инвестиции в какой-либо тип материально осязаемых активов, таких как земля, оборудование, заводы. Финансовые инвестиции представляют собой контракты, записанные на бумаге, такие, как обыкновенные акции и облигации. Как правило, эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими". Реальные инвестиции включают инвестирование в основной капитал, в жилищное строительство и в создание запасов.
Информация о работе Инвестиционная привлекательность региона