Инвестиционная привлекательность региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании роли государства в инвестиционной привлекательности России.
Предмет исследования: совокупность экономических отношений между субъектами рыночных отношений по вопросу привлечения и использования инвестиций.
Объект исследования: инвестиционный потенциал российской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И
ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. Роль современного государства в обеспечении социальной
направленности инвестиций
1.2. Сущность инвестиций 8
1.3. Роль государства в формировании и развитии источников
инвестиций 11
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ
ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 21
2.1. Особенности инвестиционной привлекательности экономики
России на современном этапе 21
2.2. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций
в экономику России 28
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНВЕСТИЦИЙ 41
3.1. Общие рекомендации по совершенствованию государственной
системы 41
3.2. Усиление государственного воздействия на привлечение
инвестиций в российскую экономику 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа - Инвестиционная привлекательностьtc.doc

— 298.50 Кб (Скачать документ)

    Среди других сфер услуг наибольший интерес  иностранных инвесторов по-прежнему вызывает растущий российский рынок электросвязи (5, 8% накоплений и 6, 1% притока в 2005 году) и деятельность сухопутного транспорта (2, 3 и 0> 5% соответственно). При этом на транспорте преобладают прямые инвестиции (92%), а в электросвязи - кредиты (81%).

    В добычу полезных ископаемых в течение 1-го полугодия 2006 г поступили иностранные инвестиции на сумму 5,86 млрд. долл; в обрабатывающие производства - 5,299 млрд. долл; в сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонта транспортных средств и бытовой техники - 5,092 млрд. долл.; в транспорт и связь - 3,946 млрд. долл, в финансовый сектор экономики - 1,387 млрд. долл.; в сферу операций с недвижимостью - 1,24 млрд. долл.; в производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 194 млн. долл.; в строительство - 183 млн. долл; в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство - 117 млн. долл.; в здравоохранение и предоставление социальных услуг - 28 млн. долл, в гостиничный и ресторанный бизнес - 14 млн. долл. (табл. 8) [15]

                                                     Таблица 8

    Оценка  потребностей в инвестиционных ресурсах отраслей обрабатывающей промышленности в 2005—2007 гг. (млрд. руб.) 

      Отрасль
    Всего
    Собственные средства
    Привлеченные  средства
    Всего по отраслям
    2013,79
    1024,9
988,89
    Черная металлургия
    221,6
    124,65
96,95
    Цветная металлургия
    285,31
    227,14
58,17
    Химическая  и нефтехимическая промышленность
    204,98
    130,19
74,79
    Машиностроение  и металлообработка
    637,1
    191,13
445,97
    Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
    132,96
    69,25
63,71
    Промышленность  строительных материалов
    138,5
    58,17
80,33
    Легкая  промышленность
    24,93
    19,39
5,54
    Пищевая промышленность
    368,41
    204,98
163,43
 

    Однако  необходимо отметить, что прослеживается дефицит иностранных инвестиций в наиболее значимых отраслях обрабатывающей промышленности с длительными сроками оборота капитала.

    В условиях исчерпания у большинства предприятий отраслей обрабатывающей промышленности собственных источников финансовых ресурсов (амортизации и прибыли) проблема обеспечения инвестиций становится все более острой. В результате в соотношении «внутренние источники/внешние источники» существенно повышается значимость последних.

    Наиболее серьезное изменение указанного соотношения отмечается в машиностроении и металлообработке, где в результате низкой рентабельности производства, потери множества традиционных рынков сбыта и направлений специализации, крайней изношенности основных производственных фондов, предкризисного состояния многих предприятий и других негативных факторов возможности самофинансирования инвестиций сократились до 30% от общей потребности в инвестициях. Ситуация во всех других отраслях обрабатывающей промышленности обстоит не намного лучше, а собственные ресурсы в промышленности в целом оцениваются только в половину от необходимой инвестиционной потребности.

     Основными факторами, сдерживающими привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономику выступают: деформированная отраслевая структура ПИИ, которые концентрируются в основном в сферах обслуживания; их неравномерное распределение между регионами РФ; ограниченный круг стран - инвесторов; ослабленный контроль за сохранением экономической безопасности страны.

    В заключение нельзя не обратить внимание на то, что участие зарубежных инвесторов в финансировании в России таких приоритетных для нее сфер, как научные исследования и разработки, а также деятельность с использованием вычислительной техники и информационных технологий, пока остается крайне незначительным (на уровне 0, 1% всех накопленных капиталовложений).

    России  предстоит еще немало сделать  для того, чтобы выработать действенный алгоритм привлечения зарубежных инвестиций для финансирования приоритетных сфер экономики, связанных с научно-техническим прогрессом. При этом также важно четко разграничить те сферы НИОКР, которые останутся закрытыми для иностранцев, и те, где их участие должно разумно регулироваться и при необходимости стимулироваться. Первые шаги в этом направлении, кстати, уже предпринимаются. Речь идет о создании в России особых технико-внедренческих экономических зон, предназначенных для разработки и внедрения продуктов научной деятельности на льготных условиях, в том числе с участием иностранного капитала.

    В целом, привлечение иностранных  инвестиций, зарубежных технологий, опыта, менеджмента в экономику России в трансформационный период помогли решить ряд экономических проблем внутри страны, уменьшить уровень безработицы, создать новые рабочие места, увеличить приток новых технологий и выйти на мировые рынки.

    Выводы:

    При определении инвестиционного потенциала важно учитывать основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели.

    Анализ  показывает, что структура иностранных  инвестиций остается неблагоприятной. В ней заметно преобладают «прочие инвестиции», в состав которых входят разного рода кредиты, чья меньшая привлекательность детерминируется их платностью, причем с процентами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ 

    3.1.Общие рекомендации по совершенствованию государственной системы 

    Основными факторами, сдерживающими привлечение  прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономику выступают: деформированная отраслевая структура  ПИИ, которые концентрируются в  основном в сферах обслуживания; их неравномерное распределение между регионами РФ; ограниченный круг стран - инвесторов; ослабленный контроль за сохранением экономической безопасности страны.

    Необходимо  разработать типовые предложения, касающихся целого ряда важных сторон организации инвестиционного процесса:

    • дальнейшее расширение  мирохозяйственных и дипломатических связей;
    • устранение информационной изолированности, вызывающей настороженность у иностранных инвесторов;
    • обозначение порядка проведения технико-экономической экспертизы проектов, требующих гарантий со стороны правительства; предоставление иностранным инвесторам налоговых льгот; предоставление льготных региональных кредитов для инвестиционных проектов, обеспечивающих наивысший экономический эффект.
 

    3.2.Усиление государственного воздействия на привлечение инвестиций в российскую экономику 

    В условиях несовершенного инвестиционного  климата в отечественной социально-экономической системе должны подвергнуться анализу традиционные подходы к выбору отраслевых приоритетов инвестиционной политики.

    При относительно низкой инфляции, стабильной мотивации к производственному накоплению к их числу следует отнести экспортный потенциал; перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке; степень содействия переходу к новому технологическому укладу; минимизацию зависимости от импорта; разработку и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Первоочередной задачей является также запуск механизма инвестиционного мультипликатора, предопределяющего государственную поддержку высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, независимо от их отраслевой принадлежности. Реализация последних позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счет «перелива» инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого взаимодействия.

    В плане совершенствования федерального инвестиционного законодательства в стране в последние годы удалось заложить правовые основы, все более соответствующие мировой практике. Речь идет о преодолении сохраняющейся его незавершенности, недостаточной «прозрачности» и стабильности, слабой координации этой работы между федеральными и региональными органами власти.

    Решение данной проблемы осуществляется по ряду направлений. Во-первых, за счет количественного  фактора. Так перечень уже принятых и вступивших в действие федеральных  законов, прямо или косвенно относящихся к регулированию инвестиционной деятельности, за период 1992-2005 тт. превышает 100 федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, не считая других нормативных и правовых актов.

    Обширный  «портфель» законопроектов, подготовленных к рассмотрению российскими законодателями, действующее законодательство и   законопроекты создали необходимую основу для активного внешнеторгового   сотрудничества и притока иностранных инвестиций, расширяя  и усиливая которую, в области инновационной деятельности можно добиться значительных результатов.

    Во-вторых, за счет качественного улучшения  действующих нормативно - правовых документов, согласованности во взаимоотношениях различных ветвей власти. К примеру, законодательно устранены необоснованные административные барьеры, а также повышены эффективность, согласованность и ответственность федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающих за выполнение согласующих, стимулирующих, защитных и непосредственно инвестиционных функций при регулировании инвестиционной деятельности на территории страны.

    В-третьих, последующую деятельность по созданию правовой базы в целях привлечения  ПИИ в экономику России планируется осуществлять путем решения следующих взаимосвязанных проблем:

    1.Подготовки  и принятия соответствующих законодательных  актов, призванных заполнить существующий  вакуум в правовом механизме  привлечения ПИИ в  экономику  России (законы  «Об инвестиционных договорах государства», «О регистрации коммерческих организаций» и др.).

    2.Внесение  дополнений и уточнений в законодательные  акты, принятые в  предшествующие  годы,   с  целью  дальнейшего   совершенствования  и адаптации   к    подписанным   Российской   Федерацией   международным соглашениям (в первую очередь, это касается законов «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О СРП», «О недрах» и др.);

    3.Принятие  подзаконных актов (постановлений  Правительства РФ, ведомственных инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений законодательства, регулирующего условия входа на рынок и деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации и не противоречащим им.

    Улучшение инвестиционного климата в России создадут необходимую основу для активного внешнеторгового сотрудничества и притока иностранных инвестиций, расширение инновационной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    На  основании проведенных исследований можно кратко сформулировать следующие обобщающие выводы.

    В основе формирования и развития инвестиционного активного государства лежит дебюрократизация его экономической власти и «социализация» системы одноименной собственности.

    Недостатком инвестиционных программ развития субъектов РФ в современных условиях являются: недостаточное финансовое обеспечение, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие разграничений функциональных полномочий уровней государственной власти. Преодоление складывающейся ситуации во многом сопряжено с формированием экономических условий и механизмов инвестиционного обеспечения во взаимосвязи с макроэкономическими тенденциями и региональными реалиями.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность региона