Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:58, курсовая работа
Целью данной работы является изучение издержек производства и себестоимости продукции, их сущности и путей снижения, разработка рекомендаций по минимизации издержек производства и себестоимости зерна.
Для достижения целей курсового проекта необходимо выделить задачи, реализация которых осуществлена в проекте, а именно:
1. раскрыть экономическую природу издержек производства и
себестоимости продукции;
2. провести всестороннее изучение и анализ объекта исследования, то есть выявить тенденции себестоимости и производственных затрат на зерно;
3. выявить резервы снижения средней себестоимости и производственных затрат и пути их реализации.
Введение 3
1. Анализ рядов динамики 5
1.1. Показатели себестоимости и производственных затрат, их сущность, методика расчета 5
1.2. Динамика производственных затрат на производство зерновых за 9 лет 17
1.3. Динамика себестоимости 1 ц зерна. Темпы ее роста и прироста, показатели вариации за 9 лет. Выявление тенденции изменения себестоимости 1 ц за 9 лет 20
2. Индексный метод анализа 31
2.1 Сущность индекса, их виды 31
2.2 Индексный анализ средней себестоимости и производственных затрат 36
3. Выявление взаимосвязи методом аналитической группировки 41
3.1 Сущность группировки, их виды и значение 41
3.2 Аналитическая группировка хозяйств по одному из факторов (Х- урожайность зерновых, влияющих на себестоимость1 ц зерновых) 45
4. Корреляционно-регрессионный анализ 48
4.1 Сущность и основные условия применения корреляционного анализа 48
4.2 Построение однофакторной корреляционной модели зависимости себестоимости 1ц от фактора (Х- урожайность зерна) 50
Выводы и предложения 53
Следовательно затраты на производство зерна анализируемом районе в 2005г. по сравнению с 2001г. Увеличились на 174,7% или 181654,7 тыс. руб.
Величина производственных затрат находится под влиянием трёх факторов:
Себестоимости 1ц зерна в отдельных хозяйствах;
Количества произведённого зерна;
Структуры произведённого зерна.
Рассмотрим влияние первого фактора:
относительное, определяется путём расчёта индекса себестоимости постоянного состава, который составил:
2,3770 или 237,7%
абсолютное:
Следовательно повышение себестоимости 1ц зерна в основной массе исследуемых предприятий привело к увеличению производственных затрат на 137,7% или 165463,5 тыс. руб.
Влияние второго фактора:
относительное, определяется путём расчёта общего индекса физического объёма или количества произведённого зерна:
абсолютное:
Следовательно за счёт увеличения количества произведённого зерна в изучаемом районе величина производственных затрат увеличилась на 17,1% или 17912,8 тыс. руб.
Влияние третьего фактора:
относительное, определяется путём расчёта индекса структуры, который составил:
0,9872 или 98,7%
абсолютное:
Следовательно за счёт улучшения структуры произведённого зерна величина производственных затрат на зерно уменьшилась, а именно на 1,3% или 1552,5 тыс. руб.
Рассчитанные показатели позволяют построить две модели:
Мультипликативная:
2,7472=2,3770*1,1707*0,9872=2,
Аддитивная:
181754,7=165463,5+17912,8-
Таким образом, индексный анализ выявил основную проблему при производстве зерна – повышение себестоимости. Рост себестоимости 1ц зерна в хозяйствах изучаемого района привёл к повышению средней себестоимости данного вида продукции и увеличению производственных затрат. Уменьшение количества произведённого зерна позволило снизить среднюю себестоимость и величину затрат на зерно.
Поэтому в каждом хозяйстве района
должны быть найдены резервы снижения
себестоимости 1ц зерна, что приведёт
к улучшению финансового
В этой связи представляет интерес выявление факторов, существенным образом влияющих на снижение себестоимости 1ц зерна посредством группировки и дисперсионного анализа, построения корреляционно-регрессионной модели урожайности.
Одним из основных и наиболее распространенных методов обработки и анализа первичной статистической информации является группировка. Понятие статистической группировки в широком смысле слова охватывает целый комплекс статистических операций, направленных на объединение зарегистрированных при наблюдении единичных случаев в группы, сходные в том или ином отношении, поскольку целостную характеристику совокупности необходимо сочетать с характером основных ее частей, классов и т.д.; подсчет итогов по выделенным группам и по всей совокупности в целом и, наконец, оформление результатов группировки в виде статистических таблиц. При составлении плана статистического наблюдения определяется очередность обработки материалов, разрабатываются макеты сводных таблиц, па основе которых дается характеристика размеров, структуры и взаимосвязи, изучаемых явлении. Указывается также, кто и в какие сроки осуществляет сводку, каким способом, куда поступают сводные данные и кто проводит их дальнейшую обработку.
Под группировкой в статистике понимают расчленение единиц статистической совокупности на группы, однородные в каком-либо существенном отношении, и характеристику таких групп системой показателей в целях выделения типов явлений, изучения их структуры ц взаимосвязей.
Метод группировок является основой применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых явлении. По своей роли в процессе исследования метод группировок выполняет некоторые функции, аналогичные функциям эксперимента в естественных науках: посредством группировки по отдельным признакам и комбинации самих признаков статистика имеет возможность выявить закономерности и взаимосвязи явлений в условиях, в известной мере ею определяемых. При использовании метода группировок появляется возможность проследить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели.
Огромное значение и роль группировок в статистическом исследовании вытекает из характера объекта статистики, его специфики. Явления общественной жизни, изучаемые статистикой, отличаются многообразием форм и стадий развития, они состоят из существенно различающихся частей, обладающих многими специфическими свойствами.
Изучая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями, статистика стремится показать совокупность явлений в дифференциации, в многообразии их типов, рассмотреть взаимосвязи и соотношения между последними.
С помощью метода группировок решаются сложные задачи статистического анализа:
•выделение социально-
•изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нём;
•выявление связей и зависимостей между отдельными признаками явления.
Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные).
Типологическая группировка
Примерами типологической группировки
могут служить группировки
Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками или основанием группировки. Выделит типичное можно не по любому признаку, а только по определенному, который должен изменяться в зависимости от условий места и времени. Для правильного выбора группировочных признаков необходимо предварительно выявить возможные типы, четко сформулировать познавательную задачу.
По характеру вариантов
Если группировочными признаками выступают признаки атрибутивные (форма собственности, отрасль производства т.д.), то образовать группы сравнительно просто.
Выделение типов на основе количественного признака состоит в определении групп с учетом границ перехода количественного изменения признака в новое качество, новый тип явления.
Однако во всех случаях типологических
группировок выбор
Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.
К структурным группировкам относится группировка населения по размеру среднедушевого дохода, группировка; хозяйств по объему продукции, структура депозитов по сроку их привлечения.
Анализ структурных
Для исследования зависимости между явлениями используют аналитические группировки. При их построении можно установить взаимосвязь между двумя признаками и более. При этом один признак будет результативным, а другой (другие) факторным. Факторными называются признаки, под воздействием которых изменяются результативные признаки.
Для того чтобы установить взаимосвязь между признаками, данные следует сгруппировать по признаку-фактору и затем вычислить среднее значение результативного признака в каждой группе. Сопоставляя изменения значений факторного и результативного признаков, определяют характер связи между ними. Если с увеличением значения факторного признака возрастает и значение результативного признака, то между ними существует прямая связь. Изменение их значений в противоположных направлениях свидетельствует об обратной связи между признаками.
Если группы образуются по одному признаку, группировка называется простой (например, распределение населения по возрастным группам, семей— по уровню доходов и т. д.).
Группировка по двум или нескольким признакам называется сложной.
Если группы, образованные по одному признаку, делятся затем на подгруппы по второму и т.д. признакам, т. е. в основании группировки лежит несколько признаков, взятых в комбинации, то такая группировка называется комбинационной (например, дополнив простую группировку населения по возрастным группам группировкой по полу, получим комбинационную группировку).
Комбинационная группировка
Использование в статистических исследованиях ЭВМ и статистической теории распознавания образов позволило разработать метод группировки совокупности единиц одновременно по множеству характеризующих признаков. Такие группировки получили название многомерных.
Многомерная группировка или многомерная классификации основана на измерении сходства или различия между объектами (единицами): единицы, отнесенные к одной группе (классу) отличаются между собой меньше, чем единицы, отнесенные разным группам (классам). Мерой близости (сходства) между объектами могут служить различные критерии. Самой распространённой мерой близости является евклидово расстояние между объектами, представленными точками в n-мерном пространстве. Чем меньше это расстояние, тем больше близость.
Задача многомерной
Многомерные группировки позволяют
решить ряд важных задач экономико-
Но иногда приходится пользоваться
уже имеющимися группировками, которые
не удовлетворяют требованиям
Вторичная группировка — образование новых групп на основе ранее осуществленной группировки.
Получение новых групп на основе имеющихся возможно двумя способами перегруппировки: объединением первоначальных интервалов (путем их укрупнения) и долевой перегруппировкой (на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности). ./4, с.48/
При составлении структурных
Интервал — количественное значение, отделяющее одну единицу (группу) от другой, то есть он очерчивает количественные границы групп.
Как правило, величина интервала представляет собой разность между максимальным и минимальным значениями признака в каждой группе.
Вопрос о числе групп и величине интервала следует решать с учетом множества обстоятельств, прежде всего исходя из целей исследования, значения изучаемого признака и т.д.
Интервалы групп могут быть закрытыми, когда указаны нижняя и верхняя границы и открытыми, когда указана лишь одна из границ (первый или последний интервалы, величина которых принимается равной величине смежных с ними интервалов).
.
Для обоснования факторов
себестоимости применяется
Последовательность построения аналитической группировки
1.Определяем группировочный признак –уровень интенсификации зерновых, руб.(Х)
2. Построение ранжированного
3. Определяем число групп n= 1+3.322lg N (n=6);
4. Определяем величину интервала
5 Находим границы групп:
6 группа нижняя граница = Хmin, верхняя граница = Xmin+i(интервал),
\2 группа нижняя граница =верхняя граница 1 группы, верхняя граница= нижняя граница 2 группы+ i
И так далее для всех групп.
Границы групп |
НГ |
ВГ |
1 |
1399 |
2417,2 |
2 |
2417,2 |
3435,4 |
3 |
3435,4 |
4453,6 |
4 |
4453,6 |
5471,8 |
5 |
5471,8 |
6490 |
Информация о работе Издержки производства и себестоимость продукции