Экономически активное население

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 17:35, контрольная работа

Описание

Проблема занятости имеет большое значение для экономики страны. В связи с этим Госкомстат России проводит регулярные обследования населения по вопросам занятости, собирает данные о численности и структуре экономически активного, занятого населения и безработных. Статистические данные позволяют осуществлять регулирование рынка труда, обеспечивать населению социальную защиту, организовывать своевременную профессиональную подготовку и переподготовку кадров.

Содержание

ведение…………………………………………………………………………...3
Характеристика экономической активности населения…………………4
Классификация населения по статусу в занятости………………………7
Источники сведений о занятых и безработных…………………………10
Группировки занятого населения. Показатели уровня занятости и безработицы……………………………………………………………….12
Понятие неполной занятости, вторичной занятости…………………...14
Расчетная часть…………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

Статистика.docx

— 63.99 Кб (Скачать документ)

   Выступает в различных формах: совместительство, по контракту, — случайная, разовая работа и т. д. Не считается таковой работа на нескольких предприятиях, когда это обусловлено родом деятельности по основному месту работы, то есть командировки, временные перемещения, а также работа на приусадебном, садовом участке, ремонт жилища, производство одежды, обуви и других предметов для собственных нужд.

   Запреты на вторичную занятость фактически перестали действовать в конце 80-х годов ХХ столетия, когда кризис советского планового хозяйства  «ударил» по доходам большинства  граждан Российской Федерации. Для  многих выходом стал поиск дополнительных мест работы. Как свидетельствуют  исследования российского рынка  труда и занятости, если на рубеже 1980-х — 1990-х годов среди российского  населения различными видами приработков  занималось около 16 % россиян, то в середине 1990-х годов эта доля составляла уже 22%[5]. Поэтому вполне оправданно рассматривать доп.занятость как составляющую более широкого процесса адаптации населения к новым экономическим условиям.

   Существуют  две концепции вторичной занятости: Статистическая: согласно этой концепции к «дополнительной» относится работа, выполняемая помимо и параллельно с основной. Термин «вторичная занятость» интерпретируется аналогичным образом. Согласно этому пониманию заработки неработающих категорий населения не могут быть отнесены к вторичным или дополнительным. Социологическая: при такой трактовке под дополнительной работой подразумевается «вторичная» занятость работающего населения и занятость категорий населения, которые определяют своё основное занятие как «пенсионер, безработный, учащийся, занятый в домашнем хозяйстве».

В сферу  вторичной занятости вовлечены  миллионы работающих людей. Это заставляет рассмотреть этот социально-экономический  феномен с позиции более полного  и всестороннего его изучения. В этом смысле занятость можно  рассматривать как социальную проблему, так как включение в неё  широких слоёв населения существенном образом влияет на разнообразные  социальные процессы.

   Стоит отметить, что по данным некоторых  исследований на активность молодёжи на рынке вторичной занятости  влияют объективные макроэкономические условия и внутреннее ощущение необходимости  заработка, являющееся отражением стремления к определённому уровню жизни.

   Можно говорить о некотором диссонансе между характеристиками желаемой и  действительной работы. Молодёжь в  большей степени заинтересована в реализации на дополнительной работе собственного творческого потенциала, чем это на данный момент может  предложить рынок дополнительного  труда. Существует потребность трудящейся молодёжи в рабочих местах, позволяющих  приобретать/реализовывать профессиональные или коммуникативные навыки.

   Сегодняшний рынок вторичной занятости молодёжи не влияет на формирование трудовых ресурсов, отвечающих требованиям рынка. Мало того, опыт подработок не способствует формированию в группе подростков высоких  карьерных притязаний. Вероятно, при  формировании молодёжной политики не стоит включать во вторичную занятость  подростков, а сосредоточить внимание на трудоустройстве более старших возрастных групп и, как уже говорилось, по возможности увеличить число вакансий, способствующих формированию профессиональных и коммуникативных навыков молодёжи.

   Центры  Вторичной занятости обычно предоставляют  возможность для человека найти  работу в свободное от его основной деятельности время. При этом оплата производится либо на почасовой основе, либо на договорной. Среди самых распространённых вакансий в качестве вторичной занятости фигурируют: курьер, мерчендайзер, грузчик, работник торгового зала, кассир, распространитель листовок или объявлений, промоутер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

    В современных условиях более углубленное  изучение занятости населения приобретает  всевозрастающую роль со стороны  государства, так как первичным  фактором жизнедеятельности общества является труд, человеческая деятельность, направленная на создание товаров и  оказание услуг. Для  рынка как  самонастраивающейся системы с  его неразвитой инфраструктурой, высоким  уровнем инфляции в условиях становления  рыночных отношений характерно наличие  противоречий между спросом и  предложением рабочей силы. Успех  исследований в области изучения занятости населения во многом зависят  от уровня теоретической разработанности  этого процесса, выяснения его  сущности Исследование теоретических  проблем прогнозирования занятости  населения предполагает, прежде всего, выяснение качественного содержания, сущности этого процесса. Очевидно, что сущность  прогнозирования  занятости населения будет определяться с одной стороны некоторыми общими чертами, присущими процессу прогнозирования  вообще, а с другой стороны, самой  спецификой занятости населения  как объекта прогнозирования.

    Занятость населения относится к числу  тех социально-экономических явлений, которые не поддаются планированию: государство не может установить, сколько и на каких должностях должно находится человек в отдельности или все население в целом. Исходя из этого, речь может идти лишь об оценке возможной в перспективе занятости населения, то есть о прогнозирование занятости населения.

    Достоверные  показатели занятости населения  необходимы как для адекватной оценки социально-экономического состояния  общества в текущем периоде, так  как и для разработки различных  социальных программ, корректировки  всей социальной политики государства.

    Для улучшения сложившейся ситуации на рынке труда Российской Федерации  могут быть предложены следующие  пути повышения экономически активности населения управления занятостью:

    - разработка и реализация механизма  взаимной ответственности за  занятость населения работодателей,  профсоюзов и работников;

    - оказание содействия предпринимательской  деятельности, путем предоставления  со стороны Министерства труда  и занятости населения РФ, Министерства  финансов и Фонда поддержки  предпринимательства РФ субсидий  для организации собственного  дела, а также развитие инфраструктуры  учреждений и организаций в  сфере предпринимательства;

    - создание в городах и районах  социально-деловых и бизнес - центров,  способствующих адаптации населения  к рыночным условиям;

    - содействие Администрациями городов  и районов развитию само занятости  населения путем обеспечения  сбыта и реализации их продукции,  оказание помощи в обеспечении  их необходимыми ресурсами, создание  и поддержки центров по возрождению  ремесел;

    -приведение  в соответствие районными и  городскими центрами занятости  населения числа имеющихся на  рынке труда вакансий с качественными  параметрами предлагаемой рабочей  силы;

    - обеспечение реализации региональной  программы, предусматривающей меры  по поддержке и расширению  занятости молодежи в рамках  федеральной программы «Молодежь  России». 
 
 
 
 
 

   Список  литературы 

  1. Булатов А. С. Экономика: Учебник. – М.: Юрист, 2002. – 896 с.
  2. Гусаров В. М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003.
  3. Елисеева И.И. Статистика: учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2009. – 566с.
  4. Ефимова М.Р. Социально-экономическая статистика: учебник для вузов.  –  М.:  Высшее образование, 2009. – 590с.
  5. Иванова Ю.Н. Экономическая статистика:  учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 736с.
  6. Назарова М.Г. Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов. – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 771с.
  7. Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики http://www.gks.ru/

Информация о работе Экономически активное население