Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 04:57, курсовая работа
Статистическая грамотность является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки каждого экономиста, финансиста, социолога, политолога, а также любого специалиста, имеющего дело с анализом массовых явлений, будь то социально-общественные, экономические, технические, научные и другие. Работа этих групп специалистов неизбежно связана со сбором, разработкой и анализом данных статистического (массового) характера. Нередко им самим приходится проводить статистический анализ различных типов и направленности либо знакомиться с результатами статанализа, выполненного другими.
Введение.
1. Виды статистического наблюдения.
2. Сущность фондового рынка.
2.1. Понятие фондового рынка, его назначение, структура.
2.2. Понятие ценных бумаг, их виды.
2.3. Биржевые индексы.
3. Этапы формирования российского рынка ценных бумаг.
3.1. Рынок государственных ценных бумаг.
3.2. Российский рынок акций.
4. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России.
4.1. Обзор финансовых рынков России после мирового кризиса ноября-декабря 1997 года.
4.1.1. Рынок ГКО/ОФЗ.
4.1.2. Валютный рынок.
4.1.3. Рынок корпоративных бумаг.
4.2. Последствия экономического кризиса августа 1998 года.
4.3.Финансовый рынок России в 1999 году.
4.3.1. Рынок ГКО-ОФЗ.
4.3.2. Рынок ОГСЗ.
4.3.3. Рынок региональных и муниципальных ценных бумаг.
4.3.4. Рынок акций.
4.3.5. Инфраструктура.
4.3.6. Рынок векселей.
5. Экономическое развитие России в 1999-2000 годах: анализ и прогнозы.
5.1. Инвестиции.
5.2. Кредитно-денежная политика.
5.2.1. Денежное предложение.
5.2.2. Факторы роста денежного предложения.
Выводы.
Литература.
Динамика котировок российских валютных государственных ценных бумаг в сентябре – октябре 1998 г. находилась под сильным влиянием политических процессов в России и развитием процесса переговоров между Правительством РФ и иностранными инвесторами в отношении реструктуризации рублевых государственных ценных бумаг (ГКО и ОФЗ), замороженных августовскими решениями Правительства и ЦБ РФ.
В конце сентября 1998 г. возобновилась тенденция к падению котировок ОВВЗ, в особенности это затронуло 3-ю серию со сроком погашения в марте 1999 г. (см. рис. 4). К середине октября ее цена упала с 25–30 до 17–20 процентов от номинала. Однако с середины месяца наметился некоторый рост котировок. В частности, к концу октября 1998 г. данный транш ОВВЗ котируется на уровне 25% от номинала, тем не менее, с учетом близости срока ее погашения доходность данной валютнономинированной бумаги находится на чрезвычайно высоком уровне (более 1000% годовых). Котировки остальных траншей ОВВЗ оставались в сентябре–октябре 1998 г. оставались относительно стабильными на уровне 7–10% от номинала.
Динамика цен российских евробондов в целом совпадала с колебаниями цен ОВВЗ (см. рис. 5). Так, заявления руководителей Правительства, Министерства финансов, Центрального банка и Внешэкономбанка РФ о способности России осуществить в 1999 г. выплаты по обслуживанию и погашению части внешнего долга в полном объеме стали одной из главных причин роста всех российских ценных бумаг во второй половине октября 1998 г. Цены траншей еврооблигаций вернулись на уровень начала сентября 1998 г. (25–30% от номинала). Дальнейшая динамика котировок еврооблигаций и ОВВЗ будет определяться, главным образом, ходом и результатами переговоров с иностранными инвесторами о реструктуризации ГКО-ОФЗ.
Рис. 4
Рис. 5
В конце сентября – начале октября 1998 г. российский рынок акций вновь продемонстрировал минимальный за последние два года уровень цен. В сентябре индекс РТС-1 снизился до уровня 43,81 пунктов, т.е. на 33,2%. 2 октября поставил очередной рекорд: индекс РТС-1 снизился до значения 37,74. Таким образом, с конца 1997 г. по начало октября падение российского индекса составило 90,5% (рис. 6).
Рис. 6
Тем
не менее, в октябре тенденция
падения цен сменилась на противоположную.
К 26 октября индекс РТС-1 вырос почти
на 40% до уровня 60 пунктов. По состоянию
на 28 октября цены наиболее ликвидных
акций продемонстрировали рост. Так,
например акции АО "Мосэнерго" выросли
на 120%, АО "Иркутскэнерго" – на 89%,
АО "Ростелеком" – на 82%, АО "Сургутнефтегаз"
– на 56%, РАО "ЕЭС России" – на 41%, АО
"ЛУКойл" – на 31% (рис. 7).
Рис. 7
Однако
в условиях практически нулевых
значений цен столь высокие относительные
приросты индекса и цен акций не являлись
значимыми, отражая, скорее, спекулятивное
настроение некоторых игроков в связи
с ожидаемым принятием новой экономической
программы Правительства, так или иначе
снимающей неопределенность по поводу
будущего экономического курса в стране.
Низкие значения цен акций, наблюдавшиеся в сентябре–октябре 1998 г., отразили по-прежнему высокий уровень рисков как в экономике в целом, так и при проведении взаиморасчетов между участниками рынков.
Таким образом, фондовый рынок России, как звено финансовой системы, с одной стороны, испытывает на себе все негативные явления в экономике страны, а с другой стороны является важнейшим индикатором макроэкономических процессов. В то же время рынок ценных бумаг играет роль основного инструмента в привлечении средств в производство, мобилизации ресурсов на восстановление и развитие экономики, финансировании дефицита государственного бюджета.
15
января 1999 г. правительство и финансовые
власти после пятимесячного
Новация ГКО-ОФЗ с погашением до конца 1999 г., к которой Минфин был вынужден прибегнуть в условиях бюджетно-долгового кризиса государства, была одним из этапных мероприятий финансового рынка в минувшем году. Общий объем подлежавших новации обязательств составлял 281 млрд. руб. по номиналу. Обмен бумаг производился в соответствии с вышеуказанным распоряжением правительства и официально продолжался до 1 мая 1999 г. На эту дату инвесторы обменяли 92,4% общего объема находившихся в их распоряжении замороженных ГКО-ОФЗ. Тем не менее, Минфин не отказался от дальнейшего проведения новации, продолжая обменивать первоначально в неофициальном порядке, а затем - в соответствии с распоряжением правительства № 1904-р от 19 ноября о продлении процедуры новации до конца 1999 г. Общий объем не обмененных бумаг на дату подписания этого документа составлял около 5% (14 млрд. руб. по номиналу) замороженной задолженности. К концу года Минфину в совокупности удалось осуществить новацию на 98,2%.
Одной из наиболее сложных задач новации оставалось для российского правительства в 1999 г. урегулирование отношений с нерезидентами по поводу возможностей репатриации их выручки от операций с ГКО-ОФЗ, фактически блокированной на счетах типа "С" с августа предыдущего года. Проведенные Центробанком в мае-октябре аукционы по продаже иностранной валюты на средства со счетов типа "С" позволили нерезидентам репатриировать 600 млн. долл., что лишь частично решило эту проблему. В рамках ее дальнейшего решения Минфин 17 и 21 декабря разместил среди нерезидентов три выпуска ГКО (максимальный срок обращения 197 дней) на общую сумму 4,2 млрд. руб. по номиналу, средства от погашения которых будут беспрепятственно конвертироваться и репатриироваться.
В целом рынок госбумаг, занимавший до обострения в 1998 г. бюджетно-долгового кризиса государства лидирующие позиции по обороту торгов, в минувшем году выступал весьма узким участком финансового рынка. Объем операций ГКО-ОФЗ, составлявший в 1998 г. 2000-4000 млн. руб. в день, в 1999 г. во многих случаях не превышал 100 млн. руб. в день. Доля ГКО-ОФЗ в активах коммерческих банков, достигавшая прежде 40%, в минувшем году практически не превышала 5%. Низкая ликвидность рынка ГКО-ОФЗ была обусловлена не только кризисной ситуацией в финансовой сфере, но также жестким ограничением Центробанка на максимальный уровень доходности бумаг. Это ограничение, установленное при воссоздании рынка в размере удвоенной ставки рефинансирования, официально действовало весьма недолго (до 14 июня), тем не менее, фактически оно до сих пор не утратило силу, продолжая действовать в форме договоренности Центробанка с участниками рынка.
Спрос
на госбумаги в 1999 г. получил ощутимую
поддержку лишь с завершением
парламентских выборов, результаты
которых были оценены инвесторами
как вполне успешные с позиции
возможности дальнейшего
Рынок облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ) в 1999 г. непрерывно сокращался. Из обращения вышло 12 выпусков ОГСЗ – с 13-го по 22-й, а также 25-й и 26-й двухкупонные. На конец года на рынке осталось всего пять выпусков ОГСЗ (с 23-го по 24-й и с 27-го по 29-й) общим объемом 5 млрд. руб., причем четыре из них – с последним купоном. Процентная ставка по всем текущим купонам в конце года составляла 50% годовых против 65,26% годовых в начале. Последний из обращающихся ныне на рынке выпусков ОГСЗ будет погашен в июле 2000 г., после чего рынок облигаций сберзайма перестанет существовать (если не будет новых размещений).
Единственной эмиссией ОГСЗ в 1999 г. было доразмещение трех выпусков с 27-го по 29-й на сумму 2 млрд. руб., которое состоялось на аукционе 12 июля. Участники рынка предъявили высокий спрос на размещаемые бумаги, однако большая часть этой эмиссии была выкуплена Сбербанком РФ (весь объем доразмещенных бумаг 27-й и 28-й серий, а также практически половина бумаг 29-го выпуска). К концу года торговля на рынке ОГСЗ практически замерла, поскольку большая часть имевшихся бумаг была сосредоточена в руках Сбербанка - конечного инвестора. Однако на протяжении всего года бумаги оставались достаточно ликвидными, поскольку все выплаты и погашения по ним Минфин производил исправно, в полном объеме и точно в срок.
4.3.3. Рынок региональных и муниципальных ценных бумаг.
В
1999 г. на рынке региональных заимствований
произошло значительное сокращение
объемов эмиссии и числа
Общая
сумма внутреннего долга
Как и в предыдущие годы, в 1999 г. регионы выпускали ценные бумаги с целью либо покрытия дефицита бюджета (Санкт-Петербург, Кострома, Чебоксары, Волгоград, Чувашская республика, Волгоградская область, республика Марий Эл, Псковская область), либо реализации инвестиционных проектов (правительство Москвы), либо жилищных программ (Чувашская республика, города Архангельск и Дзержинский (Московская область)), а также с целью реструктуризации кредиторской задолженности перед бюджетными организациями (Санкт-Петербург и Новочебоксарск). Особенностью прошедшего года стала регистрация условий эмиссии ценных бумаг с целью реструктуризации, на основании соглашений с инвесторами, задолженности по ранее выпущенным облигациям (Новосибирская и Оренбургская области).
На состояние рынка региональных заимствований негативное влияние оказал тот факт, что многие регионы, выпустившие облигации в 1997-98 гг., не смогли своевременно и в полном объеме рассчитаться со своими кредиторами и в настоящее время проводят реструктуризацию своей задолженности.
После августовского кризиса 1998 г. Санкт-Петербург остался практически единственным субъектом РФ, который продолжает полностью и своевременно выполнять обязательства, как по внутреннему, так и по внешнему долгу. Несмотря на финансовый кризис и ограниченный доступ к внутренним и внешним источникам заимствования, городская администрация сумела сохранить репутацию надежного и кредитоспособного заемщика. Совокупный оборот рынка ГГКО Санкт-Петербурга в 1999 г. уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 13% до 6,8121 млрд. руб., оборот вторичных торгов уменьшился на 15,5% до 5,8745 млрд. руб.
По оценке специалистов ИК АВК, 1999 г. стал годом качественного и количественного роста питерского рынка срочных финансовых инструментов. Оборот форвардных контрактов по ГГКО Санкт-Петербурга по итогам 1999 г. достиг 620,467 млн. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 24%, годовой оборот сделок РЕПО вырос почти в 27 раз и составил 374,697 млн. руб. Поскольку производные для государственных ценных бумаг являются неотъемлемой частью развитого финансового рынка, то, по мнению специалистов инвестиционной компании АВК, не вызывает сомнения, что в дальнейшем этот сегмент будет активно развиваться и что будущее питерского рынка гособлигаций за индустрией производных инструментов.
В 1999 г. продолжилась эпопея с погашение агрооблигаций, выпущенных регионами в 1997 г. в счет погашения задолженности по товарному кредиту 1996 г. Облигации были выпущены тремя траншами со сроками обращения год, два и три. Всего агрооблигации выпустили около 80 регионов на общую сумму около 7 млрд. руб. В прошедшем году регионы должны были рассчитаться по второму траншу агрооблигаций и погасить купон в размере 10% годовых по второму и третьему траншам. Лишь немногим регионам удалось урегулировать вопрос погашения агрооблигаций, причем ряд эмитентов осуществил досрочное погашение третьего транша агрооблигаций. Так как у многих регионов до сих пор сохраняется задолженность по первому траншу облигаций, срок погашения которых наступил в 1998 г., число судебных исков инвесторов к администрациям растет.
В минувшем году российский фондовый рынок продемонстрировал хороший рост котировок, несмотря на двукратную смену правительства и проблемы во взаимодействии с международными кредитными организациями. Сводный индекс Российской торговой системы вырос за год в три раза до уровня 177,7 пунктов. Среднемесячные объемы торгов выросли с 1,49 млн. долл. до 13,22 млн. долл. (см. график 26)
Сохранявшееся в начале минувшего года весьма скептическое отношение иностранных компаний к России привело к тому, что практически весь январь котировки российских акций снижались.
Информация о работе Экономическое развитие России в 1999-2000 годах: анализ и прогнозы