Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – провести экономико – статистический анализ финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий Зуевского и Орловского районов Кировской области.
Основными задачами анализа реализации продукции и финансовых результатов деятельности являются:
оценить экономические показатели условий и результатов деятельности предприятий;
провести статистическую оценку систем показателей, используемых в исследовании;
обосновать объем и оценить параметры статистической совокупности, используемой в исследовании;
провести экономико – статистический анализ взаимосвязей между всеми признаками;
Экономические показатели условий и результатов деятельности 5
с.х. предприятий
Обоснование объема и оценка параметров статистической совокупности 10
Обоснование объема выборочной совокупности 10
Оценка параметров и характера распределения 11
статистической совокупности
Экономико-статистический анализ взаимосвязей между 18
признаками изучаемого явления
Метод статистических группировок 18
Дисперсионный анализ 22
Корреляционно-регрессионный анализ 25
Расчет нормативов и анализ эффективности использования факторов 29
на их основе
Заключение 33
Список литературы 34
Приложения 35
1)Дисперсия:
2)Среднее квадратическое
3)Коэффициент вариации:
4)Коэффициент асимметрии:
5)Эксцесс:
Таким образом, средний уровень удоя молока в хозяйствах исследуемой совокупности составил 44,52 при среднем квадратическом отклонении от этого уровня 6,34 или 14,24 %. Так как коэффициент вариации (V=14,24%) меньше 33%, совокупность является однородной.
Для того чтобы определить, подчиняется ли эмпирическое (исходное) распределение закону нормального распределения, необходимо проверить статистическую гипотезу о существенности различия частот фактического и теоретического (нормального) распределения.
Наиболее часто для проверки таких гипотез используют критерий Пирсона ( ), фактическое значение которого определяют по формуле:
,
где и - частоты фактического и теоретического распределения.
Теоретические частоты
для каждого интервала
Например, для первого интервала: t =
Результаты расчета значений t представлены в таблице 10.
h – Величина интервала.
n=22; h=7, 04, 4; =9,06
Таким образом, =
Таблица 10 – Расчет критерия Пирсона
Срединное значение интервала по удою молока на 1 корову |
Число хозяйств |
||||
|
табличное |
- | |||
30,76 |
3 |
2,17 |
0,0379 |
2 |
0,5 |
37,8 |
4 |
1,06 |
0,2275 |
4 |
- |
41,32 |
9 |
0,5 |
0,3521 |
6 |
1,5 |
44,9 |
3 |
0,06 |
0,3982 |
7 |
2,3 |
48,3 |
3 |
0,6 |
0,3332 |
4 |
0,25 |
Итого |
22 |
x |
x |
22 |
4,55 |
Таким образом, фактическое значение критерия составило: = 4,55. По математической таблице «Распределение » определяем критическое значение критерия при числе степеней свободы ( ) равному числу интервалов минус единица и выбранном уровне значимости (в экономических исследованиях чаще всего используют уровень значимости равный 0,05). При = 5-1 = 4 и = 9,95.
Поскольку фактическое значение критерия ( ) меньше табличного ( ), отклонение фактического распределения от теоретического следует признать несущественным.
Таким образом, среднее производство молока составило 44,52 ц при среднем квадратическом отклонении 9,06 ц. Так как коэффициент вариации меньше 33%, совокупность единиц является однородной:
V=14,24%.
3. Экономико-статистический анализ взаимосвязей между признаками изучаемого явления
Для изучения взаимосвязей между отдельными признаками рекомендуется использовать метод аналитических группировок и корреляционно-регресионного анализа.
Рассмотрим порядок проведения аналитической группировки. Например, изучается взаимосвязь между себестоимостью 1 ц. реализованного молока (результатный признак) и удоем молока на 1 корову (факторный признак) в 22 предприятиях.
В связи с тем, что при проведении аналитических группировок число единиц в группах должно быть достаточно большим (не менее 5), при заданном объеме совокупности (22 предприятий), рекомендуется выделить 3 группы.
Таким образом, в данном случае необходимо провести перегруппировку, не использовать формулу.
Используя данные ранжированного ряда, можно предложить следующую группировку предприятий по удою молока от одной коровы, ц.:
По полученным группам и по совокупности в целом необходимо определить вначале сводные итоговые данные, а затем – относительные и средние показатели. Результаты расчетов представим в виде итоговой групповой таблицы (таблица 11) и проведем их анализ.
Таблица 11 – Влияние факторов на
себестоимость и удой молока
Группы предприятий по удою молока от одной коровы, ц. |
Число предприятий |
Себестоимость 1 ц реализованного молока |
Удой молока от одной коровы, ц. | ||
Всего |
В расчете на 1 корову |
всего |
В расчете на 1 корову | ||
До 41,7 |
9 |
647 |
71,8 |
36,42 |
4,05 |
41,7-46,7 |
5 |
559 |
111,8 |
44,55 |
8,91 |
Свыше 46,7 |
8 |
518 |
64,75 |
54,04 |
6,76 |
Итого в среднем |
22 |
580 |
82,78 |
44,68 |
6,57 |
Сравнение показателей по группам позволяет сделать вывод о том, что с уменьшением затрат на 1 корову от первой ко второй группе предприятий с на 32 руб, удой в среднем снижается на 4,86 кг. Таким образом, со снижением затрат на 1 корову на 1 тыс. руб., удой в среднем снижается на 0,15 кг. Дальнейшее снижение затрат (от второй группы к третьей) сопровождается средним снижением удоя на = - 0,26 кг. Таким образом, наблюдается небольшой спад удоя со спадом затрат на коров.
По аналогичной схеме проведем вторую группировку.
Определяют величину интервала групп: , где - наибольшее, а - наименьшее значение группировочного признака; k-количество групп.
В связи с тем, что при проведении аналитических группировок число единиц в группах должно быть достаточно большим (не менее 5), при заданном объеме совокупности (20 предприятий), рекомендуется выделить 3 группы.
Результаты такой группировки представлены в итоговой таблице 12.
Таблица 12 – Влияние себестоимости 1 ц. реализованного молока на удой от одной коровы
группа по себестоимости 1 ц. реализованного молока |
число предприятий |
Себестоимость 1 ц. реализованного молока |
окупаемость затрат |
рентабельность (убыточность) продаж молока |
Выручка на 1 корову |
353-520 |
7 |
448 |
1,6 |
0,36 |
33 |
520-687 |
10 |
582,1 |
1,23 |
0,18 |
28 |
687-854 |
5 |
761,2 |
0,9 |
-0,1 |
24 |
в среднем по совокупности |
22 |
508,1 |
1,24 |
0,02 |
29 |
Сравнение показателей по группам позволяет сделать вывод о том, что с увеличением среднего удоя от первой ко второй группе предприятий, себестоимость 1 ц молока в среднем уменьшается. Таким образом, с увеличением удоя на 1 корову себестоимость молока снижается. Дальнейшее увеличение надоя ( от второй группы к третьей) сопровождается средним ростом себестоимости молока на Таким образом, наблюдается увеличение себестоимости с увеличением удоя.
Для оценки существенности различия между группами, по величине какого – либо признака рекомендуется использовать критерий Фишера (F-критерий), фактическое значение которого определяется по формуле
где - межгрупповая дисперсия,
- остаточная дисперсия.
где - средняя групповая,
- средняя общая,
m – число групп,
n – число вариантов в группе.
Определим , используя данные таблицы 11.
=
- общая вариация,
- межгрупповая вариация;
N- общее число вариантов.
Общую вариацию определяем по формуле
-варианты;
- общая средняя
Для определения общей вариации удоя молока необходимо использовать все 22 вариантов исходной совокупности (ц).
15,275;17,028;22,881;23,373;
=
= 84,82
=
Фактическое значение F-критерия сравнивают с табличным, которое определяется при заданном уровне значимости (0,05) и числе степеней свободы для межгрупповой ( ) и остаточной ( )дисперсии.
= m - 1 = 3 - 1 = 2
= (N-1) – (m-1) = (23-1) – (3-1)=20
при =2 и = 20 составило 3,49.
Т.к. < - различие между группами обусловлено влиянием случайных факторов.
Величина эмпирического коэффициента детерминации, равная
, показывает, что на 0,88% вариация удоя объясняется влиянием себестоимости на 1 корову.
Определим , используя данные таблицы 11.
=
- общая вариация,
- межгрупповая вариация;
N- общее число вариантов
Общую вариацию определяем по формуле
-варианты;
- общая средняя (из таблицы 11)
Для определения общей вариации себестоимости молока необходимо использовать все 22 варианта исходной совокупности (ц): .