Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:03, курсовая работа
Статистика – одна из древнейших отраслей знаний, возникшая и развивающаяся в связи с потребностями общества в различного рода количественных данных, без которых невозможно управлять государством, изучать происходящие в обществе явления и процессы.
Термин “статистика” произошел от слова status (лат.) - состояние, положение дел (отсюда итал. stato – государство и statista– знаток государства). В научный обиход этот термин ввел в середине XVIII в. немецкий профессор философии и права Готфрид Ахенваль, назвав статистикой совокупность сведений о политическом устройстве и достопримечательностях государств. Именно в таком понимании он начал в 1746 г. преподавать курс статистики сначала в Марбургском, а затем в Геттенгенском университетах, положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТАТИСТИКЕ. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Статистика и её роль в познании общественных явлений и процессов.
Статистические данные как информационный ресурс общества.
Статистическая деятельность, принципы её организации в РФ. Международные статистические службы.
Статистика как наука и учебная дисциплина.
Роль статистики в сфере управления.
Становление статистики как науки.
Ранняя статистика.
Зарождение и развитие статистической науки.
Развитие статистики в России.
Предмет и особенности статистической науки.
Объект и предмет статистики.
Специфические черты и особенности статистической науки.
Структура и задачи статистической науки.
Система научных дисциплин статистики.
Задачи современной статистики.
Таким образом, будучи как методологической, так и прикладной наукой, статистика является конструктивной, доступной и гибкой формой отражения и познания окружающего нас мира.
Изучению статистической науки посвящена учебная дисциплина «Статистика».
В сфере экономического образования статистика занимает важное место как базовая учебная дисциплина, формирующая профессиональный уровень современного экономиста, финансиста, менеджера, маркетолога и других специалистов.
В базовый курс статистики входят «Общая теория статистики» и «Социально-экономическая статистика».
В общей теории статистики излагаются основополагающие знания теории статистической науки, методы организации и проведения статистического наблюдения, методы обобщения статистических данных и анализа статистических показателей, методы прогнозирования.
Социально-экономическая статистика относится к числу дисциплин прикладного характера. Она раскрывает сущность и методологию исчисления показателей, используемых при статистическом изучении явлений и процессов, протекающих в экономике и социальной сфере.
Эта дисциплина включает в себя такие разделы как статистика населения, рынка труда, национального богатства, производства товаров и услуг, финансов, уровня и качества жизни населения и др.
В результате изучения социально-экономической статистики формируется целостное представление об экономике и социальной сфере как объекте системного статистического изучения.
Наряду с базовым курсом статистики в ряде вузов страны преподаются специальные учебные дисциплины, посвященные углубленному изучению различных разделов статистики: демографическая статистика, финансовая статистика, региональная статистика, статистика правонарушений и пр., а также целый ряд отраслевых статистик – промышленности, транспорта, строительства и др.
Учебные дисциплины статистики выполняют одну из важнейших функций в формировании специалистов экономического профиля – обеспечивают подготовку в области прикладного экономико-статистического анализа, прививают навыки использования статистической информации для принятия решений в экономике, социальной сфере, политике и других видах деятельности.
1.4. Роль статистики в сфере управления
Говоря о роли статистики в управленческих процессах, следует прежде всего подчеркнуть, что независимо от уровня и стадии развития общества, характера политической системы статистика всегда являлась необходимым и эффективным инструментом управления жизнедеятельностью государства.
На любом уровне управления (от общегосударственного и регионального вплоть до уровня отдельных корпораций и небольших фирм) для принятия объективно обусловленных управленческих решений необходима полная и достоверная статистическая информация. Выполняя самые разнообразные функции сбора, систематизации и анализа сведений, характеризующих экономическое и социальное развитие общества, статистика играет роль главного поставщика точных и бесспорных фактов для управленческих нужд.
Благодаря статистическим
данным управляющие органы получают
всестороннюю характеристику как управляемого
объекта, так и сложившейся
Следовательно, значение статистики для управления экономикой и социальными процессами состоит в том, что она выступает как источник формирования информационной базы менеджмента, дает важнейшие критерии состояния дел в самых разных сферах социальной и экономической жизни общества.
Не менее важна роль статистики и как методологической основы анализа социально-экономических процессов. Особо велика эта роль в условиях рыночной экономики.
С развитием рыночных отношений (когда все более усложняются связи субъектов рынка, обостряется конкуренция между ними) возникает постоянная потребность в изучении влияния тех или иных факторов на результаты финансово-экономической деятельности, необходимость прогнозирования и обобщения на макро- и микроуровнях, предвидения социальных последствий принимаемых решений. В этих условиях методология статистического анализа заняла прочные позиции в экономических исследованиях. Методы статистики широко применяются в экономическом и финансовом анализе, менеджменте, маркетинге, бизнес-планировании, логистике, оценке бизнеса и недвижимости, техническом анализе рынка ценных бумаг, антикризисном управлении и других областях практической и исследовательской деятельности.
Таким образом, выполняя
функции как методологического,
так и информационного
2. СТАНОВЛЕНИЕ СТАТИСТИКИ КАК НАУКИ
Как и всякая наука, статистика возникла из практических потребностей людей и прошла многовековую историю развития, в которой можно выделить два основных периода – раннюю статистику и научную статистику.
2.1. Ранняя статистика
Ранняя статистика охватывает период с древних времен до середины XVII в., когда она использовалась лишь для первичного хозяйственного учета в целях налогообложения и военных нужд.
Уже в глубокой древности, с образованием государств возникла необходимость в учете населения, численности войск, имущества граждан, земельных наделов, поголовья скота и т.д.. Такие сведения еще за несколько тысячелетий до н.э. собирались в Китае, Египте, Древнем Риме. В Средние века эпизодически проводились переписи населения, домашнего имущества, земельных угодий; велся учет лиц, пригодных к военной службе. С развитием торговли и международных товаро-денежных отношений все более расширялся круг учитываемых явлений и собираемых о них сведений. Стали собираться данные о ввозимой продукции, ценах на товары и т.д.
На Руси уже в IХ-ХI в.в. осуществлялся сбор различного рода сведений, связанных с налогообложением и военной службой. В летописях тех времен, наряду с историческими повествованиями, упоминаются учетные данные о возникновении и развитии городских поселений, о наличии в них жилых строений, храмов, монастырей и пр. В XVII в., во времена Петровских реформ, затронувших все стороны общественной жизни, потребовалось значительное расширение сферы учетно-статистических работ: вводится учет цен на хлеб, внешнеторговых операций, городов и городского населения, регистрация новых заводов и фабрик; зарождается текущий учет рождений, смертей, браков.
Для ранней статистики были характерны
примитивность учетных
2.2. Зарождение
и развитие статистической
По мере развития общества учетно-статистические работы становились глубже по содержанию, шире по кругу обследуемых объектов и совершеннее по применяемым правилам.
В период становления капитализма значительно возросла потребность в статистической информации о размерах и размещении промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объемах производства и рынках сбыта товаров, рынках труда, сырьевых ресурсов и т.д.
Расширение и усложнение учетно-статистических работ, охватывавших массовые явления на обширных территориях, требовало установления общих правил обработки и анализа массовых числовых данных. Созревала необходимость в теоретическом осмыслении и обобщении статистической практики. Накопленные фактические материалы служили хорошей исходной базой для создания статистической теории. Все это в комплексе привело к зарождению во второй половине XVII в. научной статистики, которая стала развиваться по двум направлениям.
Первое направление возникло в Германии и известно как государствоведение, или описательная школа статистики. Основоположник этого направления – Г. Конринг (1606-1661), его последователи Г. Ахенваль (1719-1772), предложивший для курса «Государствоведение» термин «Статистика», А. Бюшинг (1724-1793), А. Шлецер (1735-1809) и др. – основной своей задачей считали систематизацию описания государств, их политического устройства и достопримечательностей: территории, населения, климата, религии, армии, финансов, ведения хозяйства, торговли, благосостояния граждан и т.п.. Эти описания представляли собой развернутые и определенном образом систематизированные сведения, носившие повествовательный характер. Они не содержали цифровой информации, не ставили своей целью поиск закономерностей в изучаемых явлениях и взаимосвязей между ними.
Второе направление развития статистической науки возникло в Англии и известно как школа политической арифметики.. Основоположники данной школы Д. Граунт (1620-1674), У. Петти (1623-1687), Э. Галлей (1656-1742) и их последователи стремились дать общественным явлениям и процессам числовые характеристики, считали своей главной задачей выявление различных закономерностей и взаимосвязей изучаемых явлений, понимали необходимость использования для этой цели массовых данных, полученных на основе большого числа наблюдений.
В школе политической арифметики выделялись два основных направления:
Появление школы «политической арифметики» знаменует качественно новый этап развития статистической науки – переход от описания явлений к их измерению, анализу и прогнозированию.
Таким образом, статистика как наука сформировалась в результате синтеза государствоведения и политической арифметики. Если от государствоведения она унаследовала систему статистического описания социально-экономических явлений жизни государства, то от политической арифметики – количественный подход к анализу общественных явлений с целью познания их закономерностей.
Дальнейшее развитие статистической
науки характеризовалось
В первой половине ХIХ в. возникло третье направление статистической науки – математико-статистическое, которое оказало существенное влияние на современную статистику. У его истоков стоял бельгийский статистик А. Кетле (1796-1874), который внес значительный вклад в теорию устойчивости статистических показателей, выдвинул идею использования в анализе общественных явлений закономерностей, выявленных из массы отдельных случаев. Английские математики Ф. Гальтон (1822-1911), К. Пирсон (1857-1936), В. Госсет (1876-1937), более известный под псевдонимом Стьюдент, Р. Фишер (1890-1962), М. Митчел (1874-1948) и др., считавшие теоретической основой статистики теорию вероятностей, обогатили статистическую науку такими новыми методами исследования, как корреляционно-регрессионный анализ, дисперсионный анализ, анализ временных рядов, построение и анализ статистических распределений, анализ малой выборки и др.
2.3 Развитие статистики в России
В развитие российской статистической науки нашли проявление различные научные школы и направления.
Яркими представителями русской описательной
школы были И.К. Кириллов (1689-1737), В.Н. Татищев (1686-1750), М.В. Ломоносов (1711-1765), П.П. Семенов-Тянь-Шанский
(1827-1914), И.И. Голиков (1735-1801),
Так, И.К. Кириллов в своей работе «Цветущее состояние Всероссийского
государства» (1727г.) дал первое систематизированное
экономико-географическое описание России,
положив начало российской научной статистики.
В.Н. Татищев разработал детальную анкету
для сбора сведений, относящихся к истории,
географии, этнографии, экономике России.
Под руководством
Видными представителями русской школы политической арифметики были Д. Бернулли (1700-1782), И.Ф. Герман (1755-1815), К.И. Арсентьев (1789-1865), Д.П. Журавский (1810-1856). Д. Бернулли принадлежат теоретические труды, посвященные анализу смертности и браков. И.Ф. Герман написал первые учебные пособия по статистике. В его научных работах присутствуют элементы анализа, группировки, динамические сопоставления. К.И. Арсентьевым построены первые группировки народонаселения России (по национальности, вероисповеданию, принадлежности к городскому или сельскому, производительному или непроизводительному населению), выведены определенные количественные соотношения между различными группами. Д.П. Журавский уделял большое внимание проблеме достоверности данных, раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа. В его работе «Статистическое описание Киевской губернии» (1852 г.) впервые в территориальном разрезе дан глубокий социальный анализ хозяйственных процессов, вскрыто имущественное неравенство отдельных слоев населения. Д.П. Журавскому принадлежит одно из первых системных изложений основ теории статистики.