Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:03, курсовая работа
Статистика – одна из древнейших отраслей знаний, возникшая и развивающаяся в связи с потребностями общества в различного рода количественных данных, без которых невозможно управлять государством, изучать происходящие в обществе явления и процессы.
Термин “статистика” произошел от слова status (лат.) - состояние, положение дел (отсюда итал. stato – государство и statista– знаток государства). В научный обиход этот термин ввел в середине XVIII в. немецкий профессор философии и права Готфрид Ахенваль, назвав статистикой совокупность сведений о политическом устройстве и достопримечательностях государств. Именно в таком понимании он начал в 1746 г. преподавать курс статистики сначала в Марбургском, а затем в Геттенгенском университетах, положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТАТИСТИКЕ. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Статистика и её роль в познании общественных явлений и процессов.
Статистические данные как информационный ресурс общества.
Статистическая деятельность, принципы её организации в РФ. Международные статистические службы.
Статистика как наука и учебная дисциплина.
Роль статистики в сфере управления.
Становление статистики как науки.
Ранняя статистика.
Зарождение и развитие статистической науки.
Развитие статистики в России.
Предмет и особенности статистической науки.
Объект и предмет статистики.
Специфические черты и особенности статистической науки.
Структура и задачи статистической науки.
Система научных дисциплин статистики.
Задачи современной статистики.
На развитие статистической теории немалую роль оказала русская земская статистика, вызванная к жизни прогрессивными реформами 60-х годов XIX столетия. Она дала обширный статистический материал об экономике пореформенной России. На ее основе были разработаны многие важные положения теории статистического наблюдения, группировок, таблиц.
Вторая половина XIX – начало XX в.в. были периодом бурного развития русской академической школы статистики, к которой принадлежали профессора университетов, преподававшие математику и статистику, авторы научных трудов по различным проблемам статистической науки, а также учебников по статистике. Это Ю.Э. Янсон (1835-1893), А.И. Чупров (1842-1908), А.А. Чупров (1874-1926), Н.А. Каблуков (1849-1919), А.А. Кауфман (1864-1919) и др.
Всемирную известность получили труды представителей математического направления в академической статистике – профессоров математики Петербургского университета П.Л. Чебышева (1821-1894), сформулировавшего закон больших чисел; А.А. Маркова (1856-1922) – создателя математической теории для описания сложных явлений (цепи Маркова): А.М. Ляпунова (1857-1918), обобщившего идеи Чебышева и Маркова и заложившего теоретические основы в практику выборочного наблюдения в статистике.
Академическая статистика и ее представители оказали большое влияние на развитие статистической науки в России и на работу государственных статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли.
В советский период, в условиях плановой экономики, статистика играла ключевую роль при составлении пятилетних планов социально-экономического развития страны. Обширные статистические данные были одним из главных критериев, по которым оценивалось развитие общества, отраслей народного хозяйства, регионов, экономики в целом.
Опыт советской статистической практики был обобщен в научных трудах В.И. Хотимского (1892-1937), В.С. Немчинова (1894-1964), В.Н. Старовского (1905-1975), А.Я. Боярского (1906-1985), Б.С. Ястремского (1877-1962), Л.В. Некраша (1886-1949), С.Г. Струмилина (1877-1974), Т.В. Рябушкина и других ученых.
Крупным шагом вперед в развитии статистической науки явилось применение в статистическом анализе экономико-математических методов и компьютерной техники.
В настоящее время в
3. ПРЕДМЕТ И ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Каждая наука имеет свой объект, предмет и методологию познания реального мира. Объект науки – это явления реального мира, на которые наука распространяет свое познание. Предмет науки составляет тот специфический для данной науки круг вопросов, которые подлежат исследованию при изучении наукой своего объекта познания. Принципы, методы и приемы изучения предмета науки образуют методологию этой науки.
3.1. Объект и предмет статистики
Объектом изучения статистики является общество во всем многообразии его форм и проявлений. В этом отношении статистика является общественной наукой. От других наук, изучающих общество и протекающие в нем процессы (таких как история, экономическая теория, социология, демография и пр.), статистика отличается своим специфическим предметом познания и методологией его изучения.
Круг вопросов, составляющих предмет статистики, связан с изучением количественной стороны общественных явлений и процессов.
Социально-экономическая жизнь общества проявляется в различного рода массовых явлениях, как, например, производство и потребление разнообразных видов продукции, её экспорт и импорт, оказание транспортных, торговых, туристических услуг, формирование и движение финансовых потоков, инфляция, естественное движение и миграция населения, занятость и безработица и т.д.. Количественные характеристики таких массовых явлений и процессов, закономерностей их изменения, взаимосвязей меду ними и составляют предмет познания статистики.
Каждое массовое общественное явление имеет определенное качественное содержание, качественную основу – принадлежит определенному типу явлений; обладает специфическими чертами и свойствами, отражающими его внутреннюю особенность (отличающую его от других явлений); протекает в конкретных границах времени и пространства; характеризуется определенной динамикой развития, взаимосвязями с другими явлениями.
Вместе с тем, наряду с качественной определенностью социально-экономических явлений им присуща и количественная определенность, т.к. в каждый данный исторический момент социально-экономические явления имеют определенные размеры, уровни, между ними существуют определенные количественные соотношения.
Изучая количественную сторону общественных явлений, статистика всегда исходит из анализа их качественного содержания, используя для этой цели научные категории и теоретические положения экономической теории, отраслевых экономик, демографии, социологии, иных сопряженных со статистикой наук. Теоретический анализ явления раскрывает его социально-экономическую сущность, придает изучаемому статистикой явлению качественную определенность, что является необходимым условием для правильной организации статистического исследования и правильного толкования его результатов.
Пример 1. Изучая розничный товарооборот, статистика выявляет его качественные отличия от других видов торговли, основываясь при этом на экономическом понятии розничного товарооборота и его определении как продажи товаров населению в обмен на его денежные доходы. Исходя из этого определения, статистика не учитывает в показателях розничного товарооборота объем мелкооптовой торговли за безналичный расчет, т.к. это привело бы к искусственному завышению объема продажи товаров населению.
Пример 2. При изучении регионального рынка труда статистика опирается на такие научные категории экономики труда, как трудовые ресурсы, экономически активное и экономически неактивное население, трудоспособное и занятое население, безработица и др. Использование этих экономических категорий позволяет правильно выделять соответствующие контингенты населения региона при количественной оценке состояния и развития рынка труда региона, спроса и предложения на рынке труда.
Пример 3. Изучая влияние отдельных факторов на объем выпускаемой промышленной продукции, статистика уясняет качественную сторону этого явления путем решения ряда вопросов: какие виды деятельности относятся к промышленной; что считать продукцией промышленного предприятия; в каких единицах ее учитывать; включать ли в общий объем всей продукции ту, которая выработана в одном цехе предприятия и потреблена в другом; какие факторы влияют на объем выпуска продукции; каков характер влияния каждого отдельного фактора; имеются ли между ними причинно-следственные связи и др. Решение всех этих вопросов требует применения соответствующих экономических знаний.
Таким образом, при проведении любого статистического исследования требуется прежде всего уяснить качественную основу изучаемого общественного явления. Лишь после того, как выяснена социально-экономическая сущность явления, статистика изучает его с количественной стороны, используя для этой цели различного рода числовые характеристики:
Количественные характеристики явлений устанавливаются в статистике с обязательным указанием конкретного времени и конкретного места, в границах которых наблюдается и измеряется данное явление. Так, табл.1.2. отражает состояние изучаемого явления (производство автомобилей) в конкретных условиях места (Российская Федерация.) и времени (за период 2000-2003 г.г).
Таблица 1.2.
Производство легковых автомобилей в РФ в 2000-2005 г.г.
Годы |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Объем производства на конец года, тыс. штук. |
969,0 |
1022,0 |
981,0 |
1011,0 |
1110 |
1069 |
Изменение объема производства по сравнению с 2000 г., % |
100,0 |
105,5 |
101,2 |
104,4 |
114,6 |
110,3 |
Источник: Российский статистический ежегодник: Стат. сб.- М.: Госкомстат России, 2006 г.
Цели количественного анализа могут быть самыми разнообразными - оценка выраженности у явления тех или иных качественных свойств; получение числовых характеристик внутренней структуры явления; выявление и количественное выражение закономерностей и особенностей развития явления; изучение меры влияния одних явлений на другие. Конечной целью любого статистического исследования являются те статистические заключения и содержательные выводы о состоянии и закономерностях развития изучаемых общественных явлений, которые вытекают из результатов анализа собранных и обработанных данных. Так, данные табл. 1.1 позволяют сделать аргументированное заключение о двукратном увеличении численности населения России за последнее столетие при пятикратном росте доли городского населения и трехкратном снижении доли сельского. Данные табл. 1.2 свидетельствуют о том, что рост в РФ производства автомобилей в указанный период не носит систематического характера.
Таким образом, круг вопросов, составляющих содержание статистики, связан с изучением количественных характеристик массовых общественных явлений в неразрывной связи с качественным содержанием этих явлений, их проявлением и развитием в определенных временных и пространственных границах.
Иными словами, предметом статистики как общественной науки является количественная сторона качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, закономерностей их взаимосвязей и развития в конкретных условиях места и времени.
3.2. Специфические черты и особенности статистической науки
Предмет познания статистики обусловливает её специфические черты и особенности. Основные из них заключаются в следующем.
Статистику интересуют только такие сведения об индивидуальных (единичных) фактах, на основе которых много получить сводные данные. На основе обобщения большого числа наблюдаемых единичных фактов статистика должна обнаружить и количественно выразить свойства и закономерности, присущие массовому явлению в целом.
4. В отличие от математики, оперирующей с абстрактными величинами, конкретное содержание которых не имеет значения (2х2 всегда 4), для статистики цифры без их качественного содержания, без указания конкретного места и времени, к которым они относятся, лишены всякого смысла. Любой статистический показатель всегда выражает количественно-качественную характеристику явления, поэтому наряду с числовой величиной показателя в нем должно быть отражено: