Основные направления изменения демографических процессов в Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание

Цель работы. Выработка рекомендаций по улучшению демографической ситуации в отдельно взятом регионе.

Задачи работы.

Изучить закономерности развития народонаселения.
Проанализировать состояние рождаемости и смертности в Московской области.
Предложить некоторые направления изменения демографических процессов в Московской области.

Содержание

Введение 3
1. Закономерности развития народонаселения 5
1.1 Общественно-историческое обусловление демографических процессов 5
1.2 Показатели демографических процессов 10
2. Состояние рождаемости и смертности в Московской области 16
2.1 Анализ рождаемости в Подмосковье 16
2.2 Анализ смертности в регионе 20
3. Основные направления изменения демографических процессов в Московской области 23
3.1 Пути повышения рождаемости 23
3.2 Пути снижения смертности 30
3.1 Результаты изменения демографических процессов в области 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа состоит из  1 файл

Демографическое развитие населения Московской области лена.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

     10) Выявлять и изымать из свободного  оборота мед препараты, продающиеся  без рецептов и имеющие наркотическое  или сильнодействующее воздействие  (например, куаксил), изымать эти препараты из свободного оборота.

     11)Обязать  медработников письменно предупреждать  пациентов о возможном побочном  воздействии назначенных им лекарств.

     12) Привести финансирование программ  по видам заболеваний в соответствие  с тем, какое место данный  класс заболеваний занимает среди причин смертности, увеличить финансирование по программе «артериальная гипертония».

     13) Обеспечить надлежащее финансирование  национальных программ по:

     - профилактике и лечении ракам  молочной железы у женщин;

     - профилактики и лечения сердечно -сосудистых заболеваний;

     - доступа пациентов к высокотехнологичным  видам медицинской помощи;

     14) Обеспечить в срок до 2011 года  возможность в любом государственном,  муниципальном или частном мед  учреждении запись на прием  к врачу по телефону или по электронной почте.

     15) Восстановить в детских поликлиниках  институт патронажных сестер  для сопровождения детей в  возрасте до 3 лет. 

     16) Обеспечить индивидуальный подход  к прививкам с учетом противопоказаний.

     17) Законодательно запретить курение детей в возрасте до 16 лет, а при отсутствии разрешения родителей - до 18 лет. Законодательно разработать механизмы поощрения лиц, которые не курят, вплоть до пониженных расценок на платные медицинские услуги.

     18) Разработать концепцию информационной безопасности личности, направленной на то, чтобы снизить стрессовое воздействие СМИ на психику человека.

     19) Восстановить систему обучения  населению основам охраны здоровья  и санитарной безопасности, включая  данные:

     - о воздействии на здоровье  продуктов питания;

     - о воздействии на организм  наиболее распространенных лекарственных  препаратов;

     - о факторах риска, влияющих  на появление и развитие заболеваний. 

     20) Обеспечить развитие в медицинских  стационарах: 

     - служб ухода за лежачими больными  с тем, чтобы обеспечить достаточность и оперативность такого ухода;

     - лечебно - профилактических отделений  для пожилых лиц; взять под  контроль их обеспечение инвентарем.

     21) Обеспечить безусловное право  любого пациента, а в случае  смерти пациента - его родных или близких - на проведение независимой медицинской экспертизы.

     22) Вывести паталого-анатомические  отделения из подчинения главным  врачам медицинских стационаров,  подсинив их напрямую соответствующему  подразделению органа здравоохранения. 

     23) Обязать врача обосновать выбор медицинского препарата при возражении пациента или представителя относительно применения данного препарата.

     24) При оценке работы медицинских  учреждений установить, что умерший  в ходе либо в течении месяца  после лечения человек не может  быть отнесен к категории «пролеченных».

     25) Обеспечить учет рекомендаций  ВОЗ по использованию лекарственных  средств. 

     26) Отменить норму ведомственного  акта в соответствие с которой  вместо выезда и осмотра больного, страдающего хроническим заболеванием, скорая помощь может ограничиться его заочной консультацией по телефону. Создать в структуре скорой помощи консультативную линию для пациентов, не подменяя при этом выезд на вызов заочной консультацией.

     27) Для повышения качества медицинской  помощи запретить диспансеризацию населения во время планового приема пациентов.

     28) Обеспечить в каждом стационаре  или поликлинике наличие пандусов  и поручней для престарелых  и больных граждан. 

     29) Разработать нормативы лечения  для лиц старше 80лет. 

     30) Обеспечить работу в медицинских стационаров грузовых лифтов, прекращение работы которых грубо нарушает права инвалидов по опорно-двигательной системе.

     31) Увеличить штат сотрудников Росздравнадзора  из расчета 1 сотрудник на 3000 медработников. 

     32) Изменить форму документа о согласии на медицинское вмешательство, предусмотрев обязательную запись о том, что именно врач разъяснил пациенту и какие именно последствия может повлечь медицинское вмешательство.

     33) Не допустить внесения изменения  в ст. 124 УК РФ и исключения  из нее части 1 об ответственности врачей за неоказание медицинской помощи, повлекшей причинение средней тяжести вреда здоровью.

     34) Принять меры к тому, чтобы  значительная часть лиц, призванная  на альтернативную гражданскую  службу, проходила службу в медицинских стационарах.

     35) Провести общественную экспертизу  утрат российского здравоохранения  в последние 18 лет. 

     36) Создать в системе Минздрава  Службу геронтологической помощи  с подразделениями в каждом  административно - территориальном  образовании. 

     37) Упростить систему переоформления полиса ОМС при смене гражданином места жительства. Запретить неоказание медицинской помощи под предлогом отсутствия или иной территориальной принадлежности полиса ОМС при наличии заболеваний, которые при их развитии могут угрожать жизни человека [25,с.6].

3.1 Результаты изменения демографических процессов в области

     Исходя  из характера демографических процессов  последнего десятилетия, а также  демографических предпосылок более  ранних лет, можно сделать прогнозную оценку основных тенденций развития демографической ситуации в Московской области на перспективу. В основе прогноза лежит предположение о необратимости происшедших в России изменений в репродуктивном поведении населения, в результате которых происходит распространение модели семьи, имеющей одного, реже - двух детей, которая характерна сегодня для большинства развитых европейских стран [15,с.36].

     Численность населения в ближайшие 10-15 лет  будет снижаться в стране в  целом и в абсолютном большинстве  регионов. Положительный миграционный прирост не компенсирует уменьшение численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью. По всей видимости, не претерпит качественных изменений репродуктивное поведение российских семей. Суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни) будет значительно ниже, чем это требуется для замещения поколения родителей. В период до 2008 года можно ожидать некоторый рост числа родившихся. В этот период в возрастную группу 20-29 лет будут постепенно входить поколения женщин, родившихся в конце 70-х и в 80-х годах, когда наблюдался рост числа родившихся, а выходить поколения второй половины 60-х – начала 70-х годов рождения, численность которых ниже [http://www.socpol.ru/atlas/portraits/moscow.shtml].

     В ближайшие десять лет следует  ожидать уменьшения численности  лиц моложе трудоспособного возраста. Численность населения трудоспособного  возраста будет увеличиваться в  ближайшие 6-7 лет. Впоследствии в эту  группу начнут вступать поколения 90-х  годов рождения, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить многочисленные поколения родившихся в послевоенный период. Через 6-7 лет начнется снижение численности в трудоспособном возрасте.

     Уже с 2000 г. удельный вес группы населения  старше трудоспособного возраста будет выше, чем группы моложе трудоспособного возраста. И в дальнейшем этот разрыв будет увеличиваться. Таким образом, дальнейшее развитие получит процесс демографического старения населения.

     Предполагается, что численность детей и подростков до 16 лет за 1999-2015 гг. сократится на 8,4 млн. человек (на 28%), а их доля во всем населении уменьшится на 4,8 процентных пункта. На протяжении большей части прогнозируемого периода поколения родившихся будут заметно уступать поколениям, выходящим за пределы данной возрастной группы [28,с.84].

     К 2011 г. в результате перехода в пенсионный возраст людей военных лет рождения численность старшей возрастной группы должна несколько уменьшиться. Но с 2000 г. в данную группу начнут входить и более многочисленные послевоенные поколения. Это обусловит заметный прирост общей численности населения пожилого возраста и его доли во всем населении страны - к началу 2016г. соответственно на 4,3 млн. человек и 4,3 процентных пункта. Численный перевес пожилого населения над детьми и подростками достигнет 1,6 раза.

     В связи с увеличением числа  лиц трудоспособного возраста к  2011 г. несколько уменьшится показатель демографической нагрузки (число лиц трудоспособного возраста на 1000 человек нетрудоспособного), после чего демографическая нагрузка начнет возрастать.

     По  мере старения населения важнейшей  проблемой для экономики страны будет становиться растущее давление на государственный бюджет и обострение потребности в финансировании систем пенсионного обеспечения и социальной защиты населения. Процесс старения населения будет влиять на экономику не только через давление на государственный бюджет, но также может повлечь за собой изменение экономического поведения рабочей силы. Увеличение доли старших возрастных групп в трудоспособном населении может отразиться на способности рабочей силы воспринимать инновации в мире высоких технологий.

     Изменения возрастной структуры создадут проблемы и для системы здравоохранения. В течение нескольких последующих  десятилетий самые высокие показатели заболеваемости и смертности будут приходиться на группы старших возрастов. По всей вероятности следует ожидать в ближайшие 10-15 лет дальнейшей постепенной репатриации русского и русскоязычного населения в Россию. Согласно расчетам, численность населения России в ближайшие 10-15 лет будет продолжать снижаться по 0,3-0,4% в год и составит в 2015 году от 130 до 140 млн. человек. Численность городского населения может уменьшится на 5,3 млн. человек, а число умерших превысить число родившихся на 9,4 млн. человек [28,с.73].

 

     

Заключение

     Сделаем краткие выводы:

     Подводя итоги демографической политики в настоящее время, можно с уверенностью сказать, что к данной проблеме Российской действительности уделено достойное внимание со стороны государства.

     Этому могут свидетельствовать те результаты, которых добилась наша страна, в ходе реализации и превращении в жизнь выше перечисленных мер по увеличению уровня рождаемости, например в январе - сентябре этого года в России родилось на 72 тыс. малышей больше, чем за аналогичный период прошлого года, а рост рождаемости составил 6,6%.

     Социально-экономическое  развитие Московской области определяется совокупностью внешних и внутренних условий, одним из которых является демографическая ситуация.

     В 2009 году население Московской области по оценке, произведённой на основании итогов Всероссийской переписи населения 2002 года, составило 6628,4 тысячи человек.

     В процессах естественного движения населения произошли небольшие  изменения. В связи с вступлением  в детородный возраст относительно многочисленного поколения 80-х годов рождения в Московской области отмечается рост числа родившихся. По предварительной оценке, общий коэффициент рождаемости увеличился с 8,8 промилле в 2003 году до 9,4 промилле в 2008 году. В 2009 году продолжился умеренный рост этого показателя.

     Улучшение социально-экономического положения  населения Московской области способствует снижению общего коэффициента смертности с 18 промилле в 2003 году до прогнозируемых в 2009 году по двум вариантам расчетов 17,5 – 17,4 промилле. В результате с 2003 года величина естественной убыли населения сокращается.

Информация о работе Основные направления изменения демографических процессов в Московской области