Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:17, реферат
В данной работе рассмотрены потребительские ожидания населения. За основу были взяты итоги за III квартал 2011 года, IV квартал 2011 года и I квартал 2012 года.
На сайте Росстата были представлены итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за III квартал 2011 года. Исходя из этих итогов можно сделать следующие выводы.
Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2011 г. по сравнению со II кварталом 2011 г. поднялся на 2 процентных пункта и составил (-7%) против (-9%).
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет экономики и управления
Кафедра «Экономика, финансы и менеджмент»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Экономическая статистика»
на тему: «Потребительские ожидания населения»
Выполнила:
студентка гр. 08ЭФ2
Чуракова Ел.
Проверил:
к.э.н. Кузнецова Т.В.
г. Пенза, 2012
В данной работе
рассмотрены потребительские
На сайте Росстата были представлены итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за III квартал 2011 года. Исходя из этих итогов можно сделать следующие выводы.
Индекс потребительской
Повышение уровня индекса потребительской уверенности связано, прежде всего, с ростом индексов произошедших изменений в экономике России и в личном материальном положении респондентов, а также c ростом индекса благоприятности условий для крупных покупок.
Индекс произошедших изменений в экономике России повысился до (-5%) против (-7%) во II квартале 2011 года.
Доля респондентов, отрицательно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, составила 27% (против 30% во II квартале 2011 г.), доля положительных оценок не изменилась (21%).
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективуснизился по сравнению со II кварталом 2011 г. на 0,5 процентного пункта и составил (-0,7%).
Положительных
изменений в экономике страны
в течение следующих 12 месяцев
ожидают 21% опрошенных (во II квартале 2011г.
- 22%). Доля респондентов, отрицательно
оценивающих ожидаемые
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении увеличился на 3 процентных пункта и составил (-7%) против (-10%) во II квартале 2011 года. Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, выросла по сравнению со II кварталом 2011г. на 2 процентных пункта и составила 15%. Более четверти респондентов (26%) считают, что их материальное положение ухудшилось (против 30% во II квартале 2011 г.).
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении остался без изменений и составил (-3%).
Структура оценок респондентов по сравнению со II кварталом 2011 года не изменилась. Считают, что их материальное положение в течение следующих 12-ти месяцев улучшится 13% респондентов, ухудшится - 16%, останется без изменений -61% опрошенных.
Индекс благоприятности
Повышение индекса потребительской уверенности по сравнению со II кварталом 2011г. наблюдалось у лиц среднего возраста (30-49 лет) - на 3 процентных пункта и лиц старшей возрастной группы (50 лет и старше) - на 2 процентных пункта, у молодежи (16-29 лет) индекс не изменился.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России по сравнению с предыдущим кварталомснизился у молодежи с (+7%) до (+6%) и лиц среднего возраста - с (-0,5%) до (-1%), в старшей возрастной группе индекс вырос с (-5%) до (-4%).
Индекс потребительской
Май |
Август |
Май |
Август | ||
Россия |
-9 |
-7 |
Литва |
-15,6 |
-17,1 |
Австрия |
6,3 |
0,9 |
Люксембург |
10,3 |
0,7 |
Бельгия |
1,5 |
-7,6 |
Нидерланды |
2,6 |
-3,5 |
Болгария |
-39,7 |
-41,5 |
Польша |
-22,0 |
-25,1 |
Великобритания |
-14,7 |
-19,8 |
Португалия |
-49,2 |
-52,8 |
Венгрия |
-36,6 |
-37,5 |
Румыния |
-42,6 |
-40,0 |
Германия |
9,0 |
0,2 |
Словакия |
-23,1 |
-23,5 |
Греция |
-68,5 |
-71,2 |
Словения |
-25,1 |
-27,4 |
Дания |
11,5 |
6,0 |
Финляндия |
16,8 |
5,9 |
Испания |
-15,5 |
-17,0 |
Франция |
-17,2 |
-26,1 |
Италия |
-24,1 |
-28,8 |
Чехия |
-20,1 |
-20,4 |
Кипр |
-31,1 |
-50,5 |
Швеция |
20,8 |
12,3 |
Латвия |
-26,2 |
-17,6 |
Эстония |
-2,5 |
-3,6 |
Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5,0 тыс.человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.
Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:
- определенно
положительные или определенно
отрицательные (очень хорошее,
очень благоприятное/очень
- скорее
положительные или скорее
- нейтральные (среднее, "плюсов" и "минусов" одинаково).
Согласно
методике Европейской Комиссии, рассчитываются
значения частных индексов и обобщающего
индекса потребительской
Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.
Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и Ѕ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и Ѕ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.
Обобщающий (композитный) индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5).
Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.
Выборочное обследование Росстата потребительских ожиданий россиян в IV квартале ушедшего года показало, что их потребительская уверенность осталась на уровне предыдущего квартала. Для торговли и производителей товаров народного потребления это означает, что ожидать существенного роста розничного рынка не стоит, но и его падение не планируется.
Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2011 г. не изменился и составил –7%.
При стабильности главного, композитного, индекса отмечался рост индексов ожидаемых и произошедших изменений в экономике России (соответственно на 1,5 п.п. — до 0,8% и на 2 п.п. — до –3%) и снижение индекса благоприятности условий для крупных покупок (на 1 п.п. — до –21%). Индексы ожидаемых и произошедших изменений в личном материальном положении остались без изменений (–3 и –7% соответственно).
Не входящий в обобщающий показатель индекс благоприятности условий для сбережений сократился относительно III квартала на 1 п.п. — до –39%. Так что и банкиров порадовать нечем.
Повышение
индекса потребительской
Как видно из таблицы, в Евросоюзе потребительский настрой выше, чем в России, только в Швеции, Финляндии, Германии и Дании. Можно посочувствовать Греции и Португалии.
Индекс потребительской
Август 2011 г. |
Ноябрь 2011 г. | |
Россия |
–7 |
–7 |
Австрия |
0,9 |
–10,1 |
Бельгия |
–7,6 |
–15,3 |
Болгария |
–41,5 |
–42,0 |
Великобритания |
–19,8 |
–23,5 |
Венгрия |
–37,5 |
–47,2 |
Германия |
0,2 |
–2,9 |
Греция |
–71,2 |
–82,3 |
Дания |
6,0 |
–1,9 |
Испания |
–17,0 |
–15,4 |
Италия |
–28,8 |
–29,2 |
Кипр |
–50,5 |
–44,5 |
Латвия |
–17,6 |
–19,6 |
Литва |
–17,1 |
–19,3 |
Люксембург |
0,7 |
–7,6 |
Нидерланды |
–3,5 |
–20,3 |
Польша |
–25,1 |
–23,4 |
Португалия |
–52,8 |
–58,4 |
Румыния |
–40,0 |
–43,4 |
Словакия |
–23,5 |
–36,4 |
Словения |
–27,4 |
–24,4 |
Финляндия |
5,9 |
2,3 |
Франция |
–26,1 |
–30,9 |
Чехия |
–20,4 |
–30,0 |
Швеция |
12,3 |
2,8 |
Эстония |
–3,6 |
–17,1 |
* По всем странам, кроме России, источник информации — электронная база данных Евростата.
Потребительские ожидания
в России
в I квартале 2012 года
Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за I квартал 2012 года.
Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2012г. по сравнению с IV кварталом 2011г. вырос на 2 процентных пункта и составил (-5%).
Повышение уровня
индекса потребительской
Индекс
ожидаемых изменений
Положительных
изменений в экономике страны
в течение следующих 12 месяцев
ожидают 26% опрошенных (в IV квартале 2011г.
- 22%). Доля респондентов, отрицательно
оценивающих ожидаемые
Индекс произошедших изменений в экономике России по сравнению с IV кварталом 2011г. не изменился и составил (-3%).
Доля респондентов,
положительно оценивающих произошедшие
изменения в экономической
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении по сравнению с IV кварталом 2011г. поднялся на 3 процентных пункта и составил (-0,1%).
Доля респондентов, считающих, что их материальное положение в течение следующих 12-ти месяцев улучшится, составила 16% (в IV квартале 2011г. - 14%), ухудшится - 15% (в IV квартале 2011г. - 17%).
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении возрос до (-4%), что выше уровня IV квартала 2011г. на 3 процентных пункта. Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, увеличилась по сравнению с IV кварталом 2011г. на 3 процентных пункта и составила 17%. Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, уменьшилась на 3 процентных пункта и составила 23%.