Правовые основы сертификации в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:33, контрольная работа

Описание

Ведущие экономические державы начали развивать процессы сертификации в 20-30-е годы нашего столетия. Сертификация продукции в Российской Федерации, а до этого в ССР, начала развиваться в 1979 г., после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усиления воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы».

Содержание

Введение………………………………………………………………..….3
1. Правовые основы сертификации в РФ……………………………….4
1.1 Закон «О защите прав потребителей»……………………………4
1.2 Закон «О сертификации продукции и услуг»……………………9
1.3 Закон «О Техническом регулировании»……………………….10
2. Цели деятельности Регистра систем качества……………………….12
Заключение……………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………15

Работа состоит из  1 файл

сертификация.docx

— 33.80 Кб (Скачать документ)

     •    аккредитация органов по сертификации контрольных видов товаров (работ, услуг) и испытательных лабораторий (центров), а также предоставление права проведения аккредитации другим юридическим лицам;

     • осуществление контроля за правильностью проведения сертификации;

     •    ведение Государственного реестра сертифицированных товаров, аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий;

     •  принятие решений о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;

     •   представление России во взаимоотношениях с зарубежными странами и в международных организациях по вопросам сертификации.

     Ст. 41 Закона устанавливает основания для применения санкций государственными органами, осуществляющими контроль за безопасностью товаров для потребителей. За нарушения правил сертификации органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами) установлен штраф в размере двукратной стоимости работ по сертификации. Если же товары реализуются с нарушением правил по сертификации, то штрафом облагаются изготовители (продавцы) в размере стоимости реализованных товаров. Ответственность за подобные нарушения несут также и руководители предприятий-изготовителей и органов по сертификации. 

     1.2 Закон РФ "О  сертификации продукции  и услуг" 

     В более широком аспекте правовые основы сертификации обеспечивает Закон  РФ "О сертификации продукции  и услуг".

     Закон "О сертификации продукции и  услуг" устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также ответственность, права и обязанности участников сертификации2. Закон определяет следующие цели сертификации:

     • создание условий для деятельности организаций всех форм собственности  на едином товарном рынке России, для  участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

     • содействие потребителям в выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

     • контроль безопасности продукции для  жизни, здоровья и имущества людей  и окружающей среды;

     • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Закон определяет правовые основы организации  системы сертификации.

     Согласно  Закону к участникам сертификации могут быть отнесены: государственные органы; организации, которые создают систему сертификации; испытательные лаборатории; центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции; а также изготовители и потребители. 

    1. Федеральный закон «О техническом  регулировании»
 

     В целях перехода на новые принципы подтверждения соответствия 27.12.2002г. был принят Федеральный закон  «О техническом регулировании» №184-ФЗ (далее - Закон №184). Основная идея этого  Закона состоит в создании единой сферы регулирования, которая ранее  была подведомственна двум Законам (о стандартизации и о сертификации) и в создании существенно иных способов государственного регулирования  в области качества продукции, которые отвечали бы требованиям интеграции России в международное экономическое сообщество при вступлении ее в ВТО. После вступления в силу Закона №184 утратили свою силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации» и все правовые основы этих законов оказались сосредоточенными в новом Законе.

     Закон «О техническом регулировании» внес изменения в понятие «сертификация» - это форма осуществляемого органом  по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических  регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договора.

     Закон был подготовлен Госстандартом  РФ совместно с Министерством  экономического развития и торговли РФ. Основные положения Закона базируются на положениях Соглашения о технических  барьерах в торговле ВТО, а также  на Директиве ЕС «О процедуре представления  информации в области технических  регламентов и стандартов» и  в полной мере отвечает современным  мировым тенденциям, направленным на либерализацию торговых отношений.

     Понятие «техническое регулирование» включает в себя правовое регулирование в  трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

     В Законе №184 определено понятие технического регулирования: это правовое регулирование  отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (всего ее жизненного цикла), а также в области  установления и применения на добровольной основе требований к продукции (всего  ее жизненного цикла), выполнению работ  или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области  оценки соответствия3.

     Главная цель технического регулирования - принятие технических регламентов (ТР), которые  принимаются в целях защиты жизни  и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение  приобретателей. В Законе №184 понятие  технический регламент определяется следующим образом: «документ, который  принят международным договором  РФ, ратифицированным в порядке, установленном  законодательством РФ или федеральным  законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства  РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования  продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к  терминологии, упаковке, маркировке не могут носить обязательный характер. Главная цель разработки технических  регламентов - безопасность. 

  1. Цели  деятельности Регистра систем качества.
 

     Регистр систем качества Госстандарта России (далее — Регистр) представляет собой систему сертификации, построенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, правилами по сертификации, государственными стандартами, а также международными нормами и правилами в области сертификации систем качества (стандарты семейства4.

       В Регистре осуществляют:

     — сертификацию систем качества;

     — сертификацию производств;

     — инспекционный контроль сертифицированных систем качества и производств;

     — международное сотрудничество в области сертификации систем качества с целью взаимного признания результатов сертификации. 

     Деятельность  Регистра направлена на достижение следующих целей:

     — формирование и реализация политики в области сертификации систем качества и сертификации производств;

     — удовлетворение потребностей организаций в сертификации систем качества и сертификации производств в интересах повышения конкурентоспособности продукции, расширения и завоевания рынков сбыта и др.;

     — обеспечение работ по сертификации систем качества и сертификации производств при сертификации продукции в Системе сертификации ГОСТ Р;

     — гармонизация деятельности по сертификации систем качества с международными нормами и правилами.

     Структура Регистра включает следующих участников:

     —  Госстандарт России;

     —  Технический центр Регистра;

     — Совет по сертификации систем качества и сертификации производств;

     —  комиссию по апелляциям;

     —  Научно-методический центр Регистра;

     —  органы по сертификации систем качества;

     —  держателей сертификатов. 
 

    Заключение 

     Сертификация - деятельность органа, независимо от изготовителя продукции, исполнителя, работ и  услуг, по подтверждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации.

     В Российской Федерации обязательность подтверждения соответствия продукции  и услуг устанавливается законодательными актами.

     Начало  практической деятельности по обязательной сертификации было положено вступлением  в силу в 1992 году закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

     Правовые  основы сертификации продукции, услуг  и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность  участников сертификации были установлены  законом «О сертификации продукции  и услуг».

     Для определения и ограничения перечня  объектов обязательного подтверждения  соответствия существуют подзаконные  акты Правительства РФ - перечни  и номенклатуры. Перечни утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997г. 1013. На основании этих перечней Госстандартом разработаны и  утверждены - Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация и Номенклатура продукции, подлежащей декларирование.

     В целях перехода на новые принципы подтверждения соответствия 27.12.2002г. был принят Федеральный закон  «О технической регулировании» №184-ФЗ. Закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы сертификации в России, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий, организаций  и предпринимателей, общественных объединений, и определяет сферы государственной  защиты интересов потребителей и  государства посредством разработки и применения нормативных документов по сертификации - технических регламентов. 

    Список  использованной литературы 

     1. О.П.Глудкин, Н.М.Горбунов. Всеобщее  управление качеством. - М.: Радио  и связь. 1999.

     2. М.Г.Круглов, С.К.Сергеев. Менеджмент  систем качества. - М.: ИПК Издательство  стандартов, 1997.

     3. М.Г.Круглов, Г.М.Шишков. Управление  качеством TQM. - М.: МГТУ «СТАНКИН».

     4. ГОСТ Р ИСО 9001:2001

     5.ГОСТ Р ИСО 9004:2001

     6. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

     7. Закон от 10 июня 1993г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

     8. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

     9. Леонова Г. Обязательные требования к качеству товара // Хозяйство и право, 2004. - №11. - С.14-22.

     10. Парций Я. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» // Приложение к журналу Хозяйство и право, 2003. - №8. - С.16. 

Информация о работе Правовые основы сертификации в РФ