Применение выборочного способа наблюдения в социально-экономических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание

Цель: освоение методики проведения выборочного наблюдения.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы проведения выборочного наблюдения

2. Разработать программу выборочного наблюдения

3. Разработать вопросы анкеты

4. Проанализировать и обобщить полученные результаты анкетного опроса

5. Сделать выводы

Содержание

Введение 3

Раздел 1. Теоретические вопросы выборочного наблюдения 5

1.1. Определение и основные понятия выборочного наблюдения 5

1.2. Анкетные опросы 7

1.3. Разработка анкеты 8

Раздел 2. Выборочное наблюдение по изучению проблем среди молодёжи …. 10

2.1. Выборка и репрезентативность выборочного наблюдения 10

2.2. Анализ результатов обработки анкет 12

Выводы и предложения 19

Список используемой литературы 21

Приложения 22

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.doc

— 575.00 Кб (Скачать документ)

N=357

Выборочная совокупность:

n=141

Способ формирования выборки: случайный бесповторный.

Следовательно, средняя ошибка выборки вычисляется по формуле:

,

где – средняя ошибка выборки;

- дисперсия признака х, рассчитывается по выборке;

n – объём выборочной совокупности;

N – объём генеральной совокупности.

При этом дисперсию доли признака возьмём максимальную, для того, чтобы не рассчитывать каждый раз отдельно:

Предельная ошибка выборки:

,

где t – критерий доверия Стьюдента.

– средняя ошибка выборки.

В зависимости от необходимой вероятности, подбирают соответствующее t по специальным таблицам (таблица значений критерия Стьюдента):

При              t=1               р=63,8%

При              t=2               р=95,4%

При              t=3               р=99,7%

Отсюда следует, что средняя ошибка выборки равна:

Это значит, что предельная ошибка выборки равна:

Следовательно, результаты выборочного обследования можно распространять на всю генеральную совокупность студентов первого и второго курсов ИЭиФ с ошибкой репрезентативности 9, 84% с вероятностью 99,7%.


2.2. Анализ результатов обработки анкет

 

В результате обработки и анализа данных были получены следующие результаты.

На вопрос анкеты: курите ли Вы? Положительно ответило 29 студентов юношей и девушек обоих курсов, что составило 21% от общего количества респондентов.

При этом курящих девушек 15,2% от общего количества студенток первого и второго курсов ИЭиФ, и соответственно курящих юношей от общего количества респондентов мужского пола 41,4%.

Рис. 1. Процентное соотношение курящих и не курящих студентов ИЭиФ

 

Анализируя возраст, когда респонденты первый раз попробовали курить мы пришли к следующим результатам.

Исходя из данных рис. 2. мы видим, что возраст, когда респонденты начали курить колеблется от 13 до 17 лет у юношей и от 14 до 17 лет у девушек. Не многие знают, что люди начавшие курить до 15 летнего возраста, умирают от рака лёгких в 5 раз чаще, чем те которые начали курить после 25 лет.

Также из представленной диаграммы видно, что наибольшее число юношей попробовали первый раз курить в 17 лет, а вот девушки  в 14,16 и 17 лет.

Рис. 2. Анализ начального возраста курящих студентов

 

Заслуживает большого внимания следующий вопрос, который был задан курящим студентам: сколько сигарет в день Вы выкуриваете?

Выяснилось, что подавляющее большинство респондентов выкуривает от 3 до 10 сигарет в день, что в процентном соотношении составило 62,1% от общего числа курящих. Интересен тот факт, что от 10 до пачки сигарет выкуривает 24,1% курящих студентов, а вот 1 – 2 сигареты лишь небольшая часть 13,8%.

В качестве причин, по которым студенты курят самыми распространёнными являются:

      Расслабиться, такую причину указали 17 курящих респондентов из них 9 девушек и 8 юношей;

      За компанию, так ответило 5 человек;

И последний вопрос, который был задан в блоке для курящих – это «Хотели бы Вы бросить курить?»

Большинство респондентов всё-таки хотят бросить курить, а именно 89,7% курящих юношей и девушек, а вот остальная часть в составе 10,3% пока не намеренна бросить курить.

Для того, что бы выяснить знают ли студенты, к каким последствиям приводит курение, был задан открытый вопрос, в котором респондентам предлагалось перечислить известные им заболевания.

Самым распространенным является ответ: рак лёгких – 113 человек; на втором месте туберкулёз – 38 человек; на третьем месте заболевания дыхательных путей – 17 человек.

Ещё одним вопросом, целью которого являлось выяснение степени осведомлённости студентов, о последствиях употребления табачных изделий был вопрос об изменении внешности, к которым приводит курение. Этот вопрос анкеты был закрытого типа, в нём опрашиваемым студентам было предложено выбрать варианты ответов.

В результате обработки и анализа данных выяснилось, что студенты наблюдали следующие изменения внешности:

      Пожелтение зубов у курильщиков, наблюдало 122 респондента;

      Неприятный запах – 107 человек;

      Снижение тембра голоса наблюдало 99 студентов;

      Ухудшение цвета лица – 81 человек;

      Пожелтение ногтей и пальцев – 54 респондента;

      И сухость кожи 34 человека.

Исходя из полученных результатов, можно сказать, что респонденты достаточно осведомлены о последствиях курения. Конечно, спектр заболеваний вызванных курением гораздо шире, но всё-таки можно сказать, что курящая часть опрашиваемых знают, на что они идут. Что касается изменений внешности, то здесь аналогичная ситуация, почти все студенты знают об изменениях во внешности. Но не следует забывать о том, что результаты выборочного обследования распространяются на всю генеральную совокупность студентов первого и второго курсов ИЭиФ с ошибкой репрезентативности 9, 84% с вероятностью 99,7%.

Каждый курящий человек должен знать, что он причиняет вред не только себе, но и окружающим его людям. Ведь табачный дым содержит три очень вредных для организма вещества: смолу, никотин и окись углерода. Поэтому курение является социальной проблемой общества, как для курящей, так и для некурящей части. Поэтому рассмотрим понятие пассивного курения. Пассивное курение – это когда окружающие подвергаются воздействию вторичного табачного дыма.

На вопрос анкеты: Считаете ли Вы опасным пассивное курение? Большинство студентов ответило положительно, что составило 85,1% опрашиваемых. Из них так считают 85% девушек, что, несомненно, не может не радовать нас, так как это будущие матери, которые в первую очередь должны заботиться о своём здоровье.

И лишь небольшая часть респондентов, считает пассивное курение совсем  не опасным – 14,9 %  из них 10 девушек и 11 юношей.

За последние десятилетия учёные выяснили, что у людей не курящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. И мы решили выяснить, знают ли студенты, к каким последствиям приводит пассивное курение. Среди всех перечисленных заболеваний самыми распространёнными студенты считают:

      Заболевания лёгких – 43 человека;

      Туберкулёз – 13 человек;

      Астма – 11 человек;

      Рак – 5 человек;

      Прочие отклонения – 25 человек.

Пассивное курение приводит к болезням, не только связанным с лёгкими, сюда входят многие нервные расстройства, тяжёлые поражения сердца и нарушения кровеносной системы и многие другие. Поэтому я могу сделать вывод о том, что опрашиваемые нами студенты ещё недостаточно осведомлены о вреде пассивного курения. А это значит, что необходимы мероприятия по донесению информации студентам о вреде пассивного курения.

У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал и Х. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте. К тому же живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. В семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. Поэтому, следующий вопрос анкеты был задан с целью, выяснить знают ли студенты, к каким последствиям для ребёнка приводит курение матери. В числе самых распространённых ответов респондентов являются:

      Отклонения в развитии, так ответило 47 человек;

      Порок сердца – 12 человек;

      Нарушения нервной системы – 6 человек;

      И, к большому сожалению 30 респондентов не смогли ответить на поставленный вопрос.

Анализируя полученные результаты можно сказать лишь о том, что  молодые юноши и девушки даже не знают о том, что употребляя табачные изделия, они подвергают риску не только своё здоровье, но и здоровье своих будущих детей.

Для того чтобы выяснить отношение студентов к курению, респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

      Одобряете ли Вы курящих девушек? Из данных диаграммы (рис. 3.) мы видим, что большинство студентов, а именно 78,7% или 111 человек не одобряют курящих девушек, положительно относятся 6 человек или в процентном соотношении 4,3%. Остальные 17,0% относятся к курящим девушкам безразлично.

Рис. 3. Отношение студентов к курящим девушкам

      Одобряете ли Вы курящих юношей? Результаты данных этого вопроса, несколько отличаются от предыдущего. Как и в предыдущем вопросе, больше половины опрашиваемых не одобряют курящих юношей (рис. 4.), что в процентном отношении составляет 51,8%. Положительно к курящим юношам относятся 8,5% или 12 человек, а оставшаяся часть опрашиваемых в составе 39,7% или 56 человек – безразлично.

Рис. 4. Отношение студентов к курящим юношам

      Нужно ли бороться с курением? По мнению подавляющего большинства студентов с курением нужно бороться, так считают  87,2%. А оставшаяся часть студентов в составе 12,8% против борьбы с курение.

Заключительным вопросом анкеты и нашего исследования является вопрос: «Считаете ли Вы нужным законодательно запретить курение на остановках и в местах скопления людей?». По мнению большинства студентов, курение в общественных местах всё-таки нужно запретить законодательно, так считают 110 человек, что в процентном соотношении составило 78,0%, а оставшаяся часть не считает нужным принимать такой закон – 22,0% или 31 человек.


Выводы и предложения

 

Результатами выполнения данной курсовой работы стали:

Во-первых, я изучила теоретические основы проведения выборочного наблюдения;

Во-вторых, научилась разрабатывать программу и применять её на практике;

В-третьих, были получены результаты, которые могут быть опубликованы для просвещения молодёжи о вреде курения.

Предложения

То, что курение действительно является социальной проблемой, т.е. проблемой всего общества, а не только одного человека, мы выяснили. Остается продумать план борьбы, выявить наиболее действенные методы и скорее делать все от нас зависящее, чтобы остановить распространение курения в нашем обществе.

1.   Ограничение рекламы табачных изделий на TV, радио, внешних рекламных щитах и плакатах, в газетах, журналах и кино. Реклама должна быть ограничена, насколько это возможно в рамках проверенных конституционных рамок. Даже скрытая реклама приносит производителям табачной продукции свой процент.

2.   Увеличение социальной рекламы пропагандирующей здоровый образ жизни и показывающей вред табачных изделий.

3.    Увеличить возраст запрета продажи табачных изделий до 20 лет.

4.    Увеличение налогов на продажу табачных изделий и увеличение штрафов за продажу табачных изделий несовершеннолетним. Табачные налоги являются эффективным средством сокращения спроса и роста государственных доходов.

5.   Защитите свой дом. Большинство курильщиков хорошо знают, в каком доме они не встретят одобрения по поводу своей привычки. Как правило, они и не пытаются курить в гостях у таких людей. Но если Вы хотите попросить человека воздержаться от курения в своем доме, скажите это так, чтоб курильщик понял, что Вам неприятен табачный дым, а не тот, кто курит. Так Вы не обидите человека и оградите себя от необходимости пассивного курения. Дайте своим гостям возможность покурить — но пусть они сделают это на улице, в саду или на крыльце, т.е. в хорошо проветриваемых местах.

6.      Салон автомобиля – практически замкнутое пространство. Не разрешайте курить в своем автомобиле. А если уж Вашему попутчику-курильщику невтерпёж, сделайте остановку на перекур.

7.      Просите у политиков на предвыборных кампаниях запрещения курения в общественных местах. Это тоже очень действенный метод борьбы с пассивным курением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список используемой литературы

 

1.      Шмойлова Р.А. Теория статистики: учеб. пособие / Р.А. Шмойлова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 656 с.

2.      Шмойлова Р.А. практикум по теории статистике: учеб. пособие / Р.А. Шмойлова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 416 с.

3.      www.ne-kurim.ru

4.      www.nosmoking.ru

 

 


Приложение 1

Анкета

1.      Пол:                       муж.                             жен.

2.      Курс обучения:       первый                       второй

3.      Обучался (сь) в школе:                города Омска                 другой

4.      Курите ли Вы?                    Да                    Нет

Вопросы для курящих

 

5.      С какого возраста Вы курите?                 С                лет

6.            Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?            1-2            3-10                10-пачка                                                                     более 1 пачки

Информация о работе Применение выборочного способа наблюдения в социально-экономических исследованиях