Применение выборочного способа наблюдения в социально-экономических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание

Цель: освоение методики проведения выборочного наблюдения.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы проведения выборочного наблюдения

2. Разработать программу выборочного наблюдения

3. Разработать вопросы анкеты

4. Проанализировать и обобщить полученные результаты анкетного опроса

5. Сделать выводы

Содержание

Введение 3

Раздел 1. Теоретические вопросы выборочного наблюдения 5

1.1. Определение и основные понятия выборочного наблюдения 5

1.2. Анкетные опросы 7

1.3. Разработка анкеты 8

Раздел 2. Выборочное наблюдение по изучению проблем среди молодёжи …. 10

2.1. Выборка и репрезентативность выборочного наблюдения 10

2.2. Анализ результатов обработки анкет 12

Выводы и предложения 19

Список используемой литературы 21

Приложения 22

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.doc

— 575.00 Кб (Скачать документ)


13

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра информационных технологий и моделирования

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Статистика»

 

 

ТЕМА: «Применение выборочного способа наблюдения в социально-экономических исследованиях»

 

 

 

                                                   Выполнила:

                                                                    студентка 23-й группы

                                                       Батурина И.В.

 

                                                   Проверила:

                                                                      старший преподаватель
                                                       Осипенко О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОМСК 2009

 

Содержание

Введение                            3

Раздел 1. Теоретические вопросы выборочного наблюдения              5

1.1.           Определение и основные понятия выборочного наблюдения              5

1.2.           Анкетные опросы              7

1.3.           Разработка анкеты              8

Раздел 2. Выборочное наблюдение по изучению проблем среди молодёжи              ….              10

2.1. Выборка и репрезентативность выборочного наблюдения              10

2.2. Анализ результатов обработки анкет              12

Выводы и предложения              19

Список используемой литературы              21

Приложения              22


Введение

 

Выборочное наблюдение в наше время является достаточно распространённым видом наблюдения. Так как оно является наиболее проработанным с методологической и организационной точек зрения. Такое распространение вызвано тем, что выборочное наблюдение имеет ряд преимуществ. Прежде всего, это экономии различных видов ресурсов, а именно: финансовых средств, материально-технических, трудовых ресурсов, а также времени, затрачиваемого как на получение первичной информации, так и на последующую её обработку, вплоть до публикации итоговых материалов. Ещё одним важным преимуществом выборочного обследования является то, что при правильном его проведении можно достичь любой степени точности результатов.

Поэтому выборочное наблюдение является актуальным способом получения необходимой информации.

Цель: освоение методики проведения выборочного наблюдения.

Задачи:

1.      Изучить теоретические основы проведения выборочного наблюдения

2.      Разработать программу выборочного наблюдения

3.      Разработать вопросы анкеты

4.      Проанализировать и обобщить полученные результаты анкетного опроса

5.      Сделать выводы

Объект – методика выборочного наблюдения

Предмет – проблема курения среди молодёжи

В качестве источников для написания данной курсовой работы были использованы учебники по теории статистики, средства интернета и результаты анкетного опроса.


Раздел 1. Теоретические вопросы выборочного наблюдения

1.1.           Определение и основные понятия выборочного наблюдения

 

Выборочным называется такое несплошное наблюдение, при котором признаки регистрируются у отдельных единиц изучаемой статистической совокупности, отобранных с использованием специальных методов, а полученные в процессе обследования результаты с определённым уровнем вероятности распространяются на всю исходную совокупность.

Реализация выборочного метода базируется на понятиях генеральной и выборочной совокупностей.

Генеральной совокупностью называется вся исходная изучаемая статистическая совокупность, из которой на основе отбора единиц или групп единиц формируется выборочная совокупность. Поэтому генеральную совокупность  также называют основой выборки.

Отбор единиц в выборочную совокупность может быть повторным или бесповторным.

При повторном отборе попавшая в выборку единица подвергается обследованию, то есть регистрации значений её признаков, возвращается в генеральную совокупность и наравне с другими единицами участвует в дальнейшей процедуре отбора. Таким образом, некоторые единицы могут попадать в выборку дважды, трижды или даже большее число раз. И при изучении выборочной совокупности они будут рассматриваться как отдельные  независимые наблюдения.

При бесповторном отборе попавшая в выборку единица подвергается обследованию и в дальнейшей процедуре отбора не участвует. Получаемые при этом результаты, как правило, являются более точными по сравнению с результатами, основанными на повторной выборке.

В тоже время необходимо чётко представлять, что выборочное наблюдение, всегда связано с определёнными, пусть небольшими и измеряемыми ошибками. Поэтому, когда вариация регистрируемых признаков очень сильная и процент отбора для получения выборочных значений с заданной точностью достигает 20 – 25%, следует правильно оценить целесообразность несплошного обследования, сопоставив достаточно большие затраты всех ресурсов на такую объёмную выборку и ожидаемые погрешности статистических характеристик.

Ошибки репрезентативности обусловлены тем, что выборочная совокупность не может по всем параметрам в точности воспроизвести генеральную совокупность. Получаемые расхождения называются ошибками репрезентативности, или представительности, так как они отражают, в какой степени, попавшие в выборку единицы, могут представлять всю генеральную совокупность. Поэтому при дальнейшем изучении результатов выборочного обследования на генеральную совокупность понадобится понятие средней ошибки выборки и предельной ошибки выборки.

Средняя ошибка выборки рассчитывается для того чтобы можно было рассчитать предельную ошибку выборки.

Расчёт предельной ошибки выборки позволяет, определить с какой вероятностью результаты выборочного обследования можно распространять на генеральную совокупность.


1.2.           Анкетные опросы

 

Самым распространённым методом получения информации является анкетный опрос, который осуществляется с помощью хорошо отработанного инструмента – анкеты. Анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах.

Анкета имеет определённую структуру, связанную с основными фазами опроса: адаптацией (формированием общей положительной установки к опросу), достижением цели исследования (сбором необходимой информации), завершением опроса (снятием напряжения).

При составлении анкеты существуют определённые правила:

      Анкета должна быть максимально компактной. Время её заполнения, не должно превышать 30-40 минут;

      Вопросы должны быть чёткими, ясными, понятными, в них не должно содержаться двусмысленности;

      Важно, чтобы интерес к предмету опроса, содержащемуся в анкете, не снижался, а постепенно повышался. Поэтому, более сложные по содержанию вопросы, должны следовать за более простыми вопросами;

      Первый вопрос не должен быть дискуссионным. Лучше всего, если он будет нейтральным;

      Трудные вопросы целесообразно поместить в середину.

По форме вопросы делятся на «открытые» и «закрытые». Открытые вопросы не предлагают респонденту никаких вариантов ответа и дают возможность свободно высказывать своё мнение.

«Закрытые» вопросы предлагают респонденту варианты ответов, и он должен выбрать один или несколько из них.

По своим функциям вопросы делятся: на основные и контрольные. Основные вопросы – это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные вопросы выступают как проверочные основным. Они предназначены для выявления искренности и добросовестности.

 

1.3.           Разработка анкеты

 

При разработке вопросов, анкета была разбита на несколько частей. Каждая часть соответствовала достижению определённой цели.

Цели и соответствующие им вопросы анкеты:

1)     Определить количество и контингент курящих студентов. Для достижения анной цели были составлены следующие вопросы.

      • Пол                                                 муж.                             жен.
      • Курс обучения:                            первый                         второй
      • Обучался (ась) в школе:              города Омска              другой
      • Курите ли Вы?                              Да                                Нет

2)     Определить, насколько студенты осведомлены о вреде курения.

      • Перечислите известные Вам заболевания, к которым приводит курение
      • Укажите, какие изменения внешности курящих Вы наблюдали в своей жизни:

 ухудшение цвета лица  

 пожелтение зубов                             

 пожелтение ногтей и пальцев 

 снижение тембра голоса                              

 неприятный запах                  

 сухость кожи                                                

 укажите другие изменения

      • Считаете ли Вы опасным пассивное курение?        Да                    Нет
      • Перечислите известные Вам заболевания, к которым приводит пассивное курение
      • Перечислите,  к каким последствиям для ребёнка приводит курение матери

3)     Узнать как молодёжь относится к курению и курящим.

      • Хотели бы Вы бросить курить?        Да                  Нет

 

      • Одобряете ли Вы курящих девушек?    Да       Нет       Безразлично
      • Одобряете ли Вы курящих юношей?   Да       Нет       Безразлично
      • Нужно ли бороться с курением?           Да                        Нет
      • Считаете ли Вы нужным законодательно запретить курение на остановках и в местах скопления людей?

                                 Да           Нет        

Ещё одной важной особенностью данной анкеты (Приложение 1) является то, что в ней есть специальный блок, который заполняют только курящие люди.

Он состоит из следующих вопросов:

      С какого возраста Вы курите?                 С                лет

      Сколько сигарет в день Вы выкуривает?              1-2              3-1  

                 10-пачка            более 1 пачки

      Почему Вы курите?           За компанию            Чтобы расслабиться                  похудеть                          для красоты               другие причины

      Хотели бы Вы бросить курить?     Да                 Нет


Раздел 2. Выборочное наблюдение по изучению проблем среди молодёжи

 

О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство учёных и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растёт, так как пока ещё значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. В последние годы оно из явления превратилось в огромную проблему. Курение является социальной проблемой общества, как для курящей, так и для некурящей части населения. Эта проблема была и остаётся на сегодняшний день одной из актуальных.

С помощью выборочного наблюдения было организовано исследование о проблеме курения среди молодёжи. Целью было изучить степень распространения курения, а так же осведомлённость молодёжи о его последствиях.

Задачи:

1)     Выявить количество и контингент курящих студентов

2)     Уровень осведомлённости о вреде курения

3)     Выяснить отношение к курению

Объект изучения – студенты Омского Государственного Аграрного Университета Института Экономики и Финансов.

 

2.1. Выборка и репрезентативность выборочного наблюдения

 

Генеральной совокупностью данного выборочного исследования являются студенты первого и второго курсов ИЭиФ.

Информация о работе Применение выборочного способа наблюдения в социально-экономических исследованиях