Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:12, реферат
Сущность статистического наблюдения, важность этого этапа исследований, требования к нему. Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно - исследовательскими институтами, экономическими, экономическими службами банков, бирж, фирм.
1. Программно - методологические вопросы статистического наблюдения
2. Организационные вопросы статистического наблюдения
3. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения
4. Точность наблюдения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
1. Программно - методологические вопросы статистического наблюдения
2. Организационные
вопросы статистического
3. Основные организационные
формы, виды и способы
4. Точность наблюдения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Статистическое наблюдение - это начальная стадия экономико-статистического исследования. Она представляет собой научно организованную работу по собиранию массовых первичных данных о явлениях и процессах общественной жизни.
Важность этого этапа исследований определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на последующих этапах исследования в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.
Любое статистическое наблюдение осуществляется с помощью оценки и регистрации признаков единиц изучаемой совокупности в соответствующих учетных документах. Таким образом, полученные данные представляют собой факты, которые, так или иначе, характеризуют явления общественной жизни. В результате статистической обработки доказательная способность фактов еще более возрастает, что обеспечивает их систематизацию и представление в сжатом виде.
Статистическое наблюдение должно отвечать следующим требованиям:
1. Наблюдаемые явления должны иметь научную или практическую ценность, выражать определенные социально - исторические типы явлений.
2. Непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, так как явления находятся в постоянном изменении, развитии. В том случае, если отсутствуют полные данные, анализ и выводы могут быть ошибочными.
3. Для обеспечения достоверности статистических данных необходима тщательная и всесторонняя проверка (контроль) качества собираемых фактов, что является одной из важнейших характеристик статистического наблюдения.
4.
Научная организация
статистического
наблюдения необходима
для того, чтобы
создать наилучшие
условия для получения
объективных материалов.
В свою очередь,
наблюдение должно
проводиться по
заранее разработанным
системам, плану,
программе, которые
обеспечивают научное
решение программно-
Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно - исследовательскими институтами, экономическими, экономическими службами банков, бирж, фирм.
1. ПРОГРАММНО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
При подготовке к проведению статистического наблюдения возникает ряд вопросов, требующих своего решения. Они отражаются в организационном плане статистического наблюдения, который содержит две группы вопросов: программно - методологические, организационные.
К первой группе относят вопросы, связанные с определением цели, объекта и единицы наблюдения, проектированием формуляров и текста инструкций, установлением источников и способов сбора данных.
Вторая группа встречает вопросы об органе наблюдения, сроках и месте проведения наблюдения, составления предварительных списков единиц изучаемой статистической совокупности, расстановке и подготовке кадров и пр.
Каждое статистическое наблюдение проводится с конкретной целью. При организации наблюдения должны быть правильно определены и четко сформулированы его задачи.
Цель наблюдения - это основной результат статистического исследования. Четкое формулирование цели наблюдения необходимо для того, чтобы не допускать сбора излишних и неполных данных.
При организации наблюдения важно точно определить, что именно подлежит обследованию, иначе говоря, установить объект наблюдения.
Под объектом наблюдения
понимается некоторая статистическая
совокупность, в которой протекают
исследуемые социально-
Чтобы определить объект
статистического наблюдения, необходимо
установить границы изучаемой
Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов - единиц наблюдения.
В статистике единицей наблюдения (в зарубежной литературе используется термин «элементарная единица») называют составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.
Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы.
Отчетной единицей выступает субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения. Так, при организации статистического наблюдения в капитальном строительстве информация может быть получена от проектных или подрядных организаций или от предприятий-застройщиков.
Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать. Например, если надо определить объем освоенных за год капитальных вложений, то предприятие-застройщик будет одновременно и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией. Однако при изучении процесса концентрации капитальных вложений отчетной единицей по-прежнему будет застройщик, а единицей наблюдения - стройки и объекты, строительство которых ведет данный застройщик.
Основным вопросом статистического наблюдения является его программа.
Всякое явление
обладает множеством различных признаков.
Собирать информацию по всем признакам
нецелесообразно, а часто и невозможно.
Поэтому необходимо отобрать те признаки,
которые являются существенными, основными
для характеристики объекта исходя
из цели исследования. Дня определения
состава регистрируемых признаков
разрабатывают программу
Программа наблюдения
- это перечень признаков (или вопросов),
подлежащих регистрации в процессе
наблюдения. От того, насколько хорошо
разработана программа
Чтобы составить правильно
программу наблюдения, исследователь
должен ясно представлять задачи обследования
конкретного явления или
К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования:
x Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значения которых заведомо будут недостоверны или отсутствовать, например, в представлении такой информации, которая является предметом коммерческой тайны.
x Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными (иначе полученный ответ может содержать неверную информацию), а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей 'при получении ответов.
x При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок исследования вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.
x В программу целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных. Вопросы в программе задаются в различной форме. Они могут быть закрытые и открытые. Закрытый вопрос - это вопрос альтернативный, т. е. предполагающий выбор одного из двух ответов: «да» или «нет», или же вопрос с выборочным ответом, где предлагаются три и более вариантов ответа на выбор. Например, ответ на вопрос «состояние в браке» может быть одним из следующих: а) состоит в браке; б) никогда не состоял в браке; в) в браке; г) вдовец (вдова); д) разведен(а), разошелся(лась). На открытые вопросы можно ответить практически бесчисленным количеством способов, если вопрос поставлен без заданной структуры ответа. Например, «какие ценности являются для вас главными?»
x Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчетной единицы (это важно при последующей обработке информации) программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром.
Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения.
Обязательными элементами
статистического формуляра
Формуляр может иметь разные названия: отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т. д.
Различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную.
Индивидуальный формуляр предусматривает запись на нем ответов на вопросы программы только об одной единице наблюдения, списочный -- о нескольких единицах. Так, все формы статистической отчетности заполняются каждым предприятием в отдельности, а при проведении переписи населения члены каждой семьи записываются в один переписной лист.
Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности, переписного листа, анкеты. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдельной брошюры или помещается на обратной стороне формуляра. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО
В целях успешного проведения статистического наблюдения разрабатывается организационный план. Это основной документ, в котором отражаются важнейшие вопросы организации и проведения намеченных мероприятий. В организационном плане указываются: органы наблюдения, время проведения, сроки проведения, а также подготовительные работы к наблюдению, в том числе порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения наблюдения, порядок его проведения, приема и сдачи материалов, получения и представления предварительных и окончательных итогов и др. При организации статистического наблюдения обязательно должен быть решен вопрос о месте и времени проведения наблюдения, включая выбор сезона наблюдения, установки срока (периода) и критического момента наблюдения.
Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если необходимо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны.
Сезон (время года) для наблюдения следует выбрать такой, в котором изучаемый объект пребывает в обычном для него состоянии. Например, перепись населения в нашей стране чаще всего проводится зимой, так как наблюдается наименьшее передвижение населения.
Срок (период) наблюдения - это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т.е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации.
Под критическим моментом (датой) понимается конкретный день года, час дня, по состоянию на которой должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Так, критическим моментом микропереписи населения РФ в 1994 году был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г. Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статических данных. Если же надо проанализировать изменения объема продаж какой - либо валюты на биржевом рынке в отчетном месяце по сравнению с предыдущем месяцем, то устанавливается не критический момент, а интервал времени, за который следует получить статистические данные.
Значительное место
в организационном плане
Информация о работе Программно-методологические вопросы статистического наблюдения