Российский книжный рынок: интернет-торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:44, статья

Описание

Согласно результатам исследования, проведенного компанией ACNielsen, покупки через Интернет делает каждый десятый житель Земли (627 млн. человек). 212 млн. посетителей Сети приобретают книги (это самый ходовой товар), далее идут DVD и видеоигры (135 млн.); примерно столько же людей приобретает через Интернет авиабилеты; 128 млн. приобретают одежду и обувь; 112 млн. скачивают музыкальные записи в формате МР3 или покупают музыкальные компакт-диски.

Работа состоит из  1 файл

Российский книжный рынок.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

Российский  книжный рынок: интернет-торговля

Дата публикации: 13.04.2006 
Раздел: Статьи

Согласно результатам  исследования, проведенного компанией ACNielsen, покупки через Интернет делает каждый десятый житель Земли (627 млн. человек). 212 млн. посетителей Сети приобретают книги (это самый ходовой товар), далее идут DVD и видеоигры (135 млн.); примерно столько же людей приобретает через Интернет авиабилеты; 128 млн. приобретают одежду и обувь; 112 млн. скачивают музыкальные записи в формате МР3 или покупают музыкальные компакт-диски.

Российской Интернет-торговле книгами  уже более семи лет. За это время  из крохотного сегмента книжной торговли, который поначалу никто в расчет не брал, образовался самостоятельный  канал продаж, который пользуется все большей популярностью у потребителей.

В чем причина столь быстрого роста? Без сомнения, основной двигатель  развития электронной коммерции  – быстрое увеличение количества пользователей сети Интернет, которые  и составляют целевую аудиторию  любого Интернет-магазина. На текущий момент Россия занимает примерно 15-е место[1] в мире по количеству пользователей Интернета, и, по прогнозам Министерства связи РФ, количество российских пользователей сети Интернет в 2005 году достигло 22 млн. человек, что почти на 30% больше, чем в 2004 г. Интересно отметить, что 8,8 млн. пользователей проживают в Москве.

По сравнению с другими странами эта цифра не так велика, однако динамика увеличения этого показателя дает основание надеяться на быстрое развитие электронной коммерции в целом и электронной книжной торговли в частности. Для сравнения: в США количество постоянных пользователей сети Интернет – более 135 млн. человек; в Китае, по оценкам специалистов, в 2004 году количество пользователей Интернет превысило 100 млн. человек. Естественно, развитие Интернет-торговли в этих странах также ушло далеко вперед по сравнению с Россией.

Увеличение числа пользователей  сети Интернет – одно из ключевых условий  развития электронной книжной торговли, но далеко не единственное. Не менее важно правильно организовать логистическую цепочку, выбрать программное обеспечение, полностью отвечающее задачам компании, сформировать ассортимент таким образом, чтобы он отвечал запросам максимально широкого круга читателей, выработать четкую стратегию продвижения книжного Интернет-магазина на рынке и др. Продажа книг через Интернет-магазин – такой же бизнес, как и любой другой, со своей спецификой. Приносить ощутимый доход он начинает лишь при грамотной его организации. К сожалению, у российской книжной Интернет-торговли есть ряд проблем, которые пока что не решены: медленная доставка заказов, путаница при комплектации, проблемы с электронными платежами и др. Все это снижает эффективность данного бизнеса и портит его имидж в глазах потребителей.

Несмотря на это, доля оборота, приходящаяся на продажи через онлайновые книжные  магазины, с каждым годом увеличивается. В ходе опроса экспертов в рамках исследования "Российский книжный  рынок", проведенного компанией "РосБизнесКонсалтинг" в конце 2005 года, выяснилось, что представители издательского и книготоргового бизнеса оценивают долю продаж книг через Интернет в 3-4% от общего оборота российской книжной торговли.

Это уже довольно значительная цифра, для сравнения, в Великобритании этот показатель почти такой же, как и в США – 8,8%, в Германии показатель Интернет-торговли равен 4,5%, в Италии доля Интернет-продаж книг в 2004 году достигла 2,4%, во Франции – 3,0%.

Естественно, в денежном выражении  объем Интернет-продаж книг в России меньше, поскольку оборот российского книжного рынка меньше, чем в большинстве европейских стран. Однако темпы увеличения оборота российской Интернет-торговли книгами позволяют предположить, что к 2010 году лет ее доля в обороте книжного рынка РФ достигнет 10% в стоимостном выражении. Если при этом увеличится и средняя розничная цена книги, то обороты электронной книжной торговли будут сопоставимы с развитыми европейскими странами.

По данным исследования, проведенного Национальной ассоциацией участников электронной торговли (НАУЭТ) и исследовательской группой CNews Analytics, среднее количество покупок (выполненных заказов) в книжном Интернет-магазине в день (товарная группа "Книги, газеты, журналы, СD, DVD, VHS") составляет 468 заказов, а средняя стоимость заказа – 130 руб.

Стратегии игроков  рынка электронной книжной торговли

Основная масса книжных Интернет-магазинов  сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, правда, в последнее годы количество магазинов в регионах начало увеличиваться. Но пока что на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится более 80% всех Интернет-магазинов, в том числе и книжных. Таким образом, книжная Интернет-торговля отличается территориальной диспропорциональностью, как и книжный рынок РФ в целом.

По происхождению российские книжные Интернет-магазины можно разделить на три группы:

– магазины, созданные непрофильными  компаниями, с самого начала существующие как отдельный бизнес ("Озон", "Болеро" и др.); 
– магазины, созданные издательствами как дополнительный канал продаж книг компании-владельца ("Альпина Бизнес Букс", "Айрис-Пресс" и др.);  
– магазины на базе крупных книготорговых компаний и крупных розничных книжных магазинов ("Библио-Глобус", "Топ-книга", "Лабиринт" и др.).

Крупнейшие игроки в сегменте книжной Интернет-торговли России – магазин "Озон" (www.ozon.ru), принадлежащий холдингу PPE Group и магазин "Болеро" (www.bolero.ru), входящий в холдинг eHouse.

У каждой группы есть свои особенности  стратегии поведения на рынке. Безусловно, наиболее успешны с коммерческой точки зрения независимые Интернет-магазины, такие как "Болеро" и "Озон". С самого начала они развивались как отдельный бизнес и были ориентированы на удовлетворение нужд потребителей. Кроме того, в эти компании были вложены значительные инвестиции, что дало возможность пригласить квалифицированных специалистов, сделать солидный рекламный бюджет, что способствовало успешному развитию этих компаний.

По оценкам экспертов и некоторым  данным компаний, совокупный оборот этих двух магазинов обеспечивает более 40% общего оборота книжной Интернет-торговли в России.

Интернет-магазины, входящие в две  оставшиеся группы, были созданы издательствами и книготорговыми компаниями, что  и определило их стратегию развития – дополнительный канал продаж для  компании-владельца. Из-за этого в магазинах этой группы присутствуют специфические черты, которые зачастую мешают им быть более эффективными. В особенности это касается магазинов при издательских структурах, ассортимент которых составляют, в основном, книги одного издательства-владельца. К сожалению, ассортимент одного или двух издательств не может удовлетворить все потребности читателей. Кроме того, обычно в таких магазинах присутствует проблема с квалифицированными кадрами, а владельцы издательства не готовы вкладывать значительные суммы в рекламу Интернет-магазина.

Интернет-магазины, созданные книготорговыми компаниями, формируют ассортимент  из позиций компаний-партнеров, поэтому  читателю предлагается более широкий  ассортимент книжной продукции, чем в магазинах при издательствах.

Резюмируя, можно сказать, что в  обоих вариантах Интернет-магазин  является побочным бизнесом, нет квалифицированных  специалистов, способных запустить  и поддерживать Интернет-проект книготорговой  компании. Издательства и книготорговые  компании в основной массе своей не обеспечивают уровень инвестиций, с помощью которого Интернет-магазин сможет быстро выйти на окупаемость и начать приносить прибыль.

Очевидно, что стратегия независимых  книжных Интернет-магазинов более  эффективна, поскольку предполагает развитие магазина в виде самостоятельного бизнеса, а не составной части более крупной профильной компании.

Среди большого количества задач, стоящих  перед создателями книжного Интернет-магазина, мы бы хотели выделить несколько ключевых. От их реализации, по сути, и зависит успех магазина. К ним относятся:

– организация своевременной комплектации и доставки заказов клиентам, 
– организация диспетчерской службы и обратной связи для клиентов магазина, 
– установка необходимого программного обеспечения, 
– обеспечение качественной работы системы приема платежей, в том числе и электронных.

По мнению экспертов, основная проблема книжной (и не только книжной) торговли в России через Интернет – это  логистика. Несмотря на улучшение качества логистики за последние два года, уровень ее развития пока еще является сдерживающим фактором для развития электронной торговли. Время доставки заказа даже у лидеров рынка составляет не менее трех-четырех дней, это очень долгий срок. Нередки сбои в работе почты, что приводит к снижению качества сервиса доставки. Поэтому крупные Интернет-магазины тратят дополнительные средства на решение этих проблем, развивая альтернативные каналы доставки.

В результате, когда у покупателя возникает дилемма: пойти в обычный  книжный магазин или заказать книгу в Интернет-магазине, выбор может быть сделан в пользу обычного магазина.

Вторая проблема российских Интернет-магазинов  – прием электронных платежей. Сегодня электронные платежи (WebMoney, "Яндекс.Деньги", e-port, KreditPilot и др.) принимают немногие магазины. Из-за ошибок и незащищенности электронных платежных систем в России большинство клиентов предпочитают оплачивать покупки при получении (наличными при курьерской доставке, наложенным платежом при почтовой), не доверяя электронным платежным системам.

Книжная Интернет-торговля высокотехнологична, по сравнению с другими товарами, реализующимися через Интернет, ведь книга – достаточно дешевый товар, хотя и очень удобный с точки  зрения логистики. По мнению Екатерины  Ворониной, генерального директора Интернет-магазина "Библион", для достижения необходимых оборотов книжному магазину нужно уметь производить большое количество операций, причем делать это качественно и быстро. При этом необходимо учитывать, что номенклатура товаров Интернет-магазина гораздо больше, чем у стационарного книжного магазина. "Очевидно, – говорит г-жа Воронина, – что практически все операции по обработке заказов необходимо автоматизировать. И поэтому для книжных Интернет-магазинов настолько критичен уровень автоматизации партнеров, с которыми они работают".

Количество ассортиментных позиций  и покупателей книжного Интернет-магазина и, например, магазина "Библио-Глобус" сравнимо, поэтому первоочередной задачей  становится автоматизированный учет продаж и оформление накладных.

Средний покупатель Интернет-магазина несколько отличается от рядового покупателя офлайнового книжного магазина, поэтому и структура спроса в Интернет-магазинах иная. Анализ продаж магазина "Библион" показывает, что среди клиентов магазина существует высокий спрос на деловую и учебную литературу. Особо можно выделить учебники, пособия по иностранным языкам, словари. Растет спрос на хорошо изданные художественные книги, возник определенный интерес к собраниям сочинений. Для Интернет-магазинов характерны сезонные колебания спроса на подарочные издания и художественные альбомы. Интересно отметить, что в 2005 году значительно увеличились продажи аудио-книг.

При наличии огромного ассортимента и повторяющихся позиций отсутствие единого формата обмена данными  и неоднозначность применяемых штрих-кодов приводят к тому, что многие Интернет-магазины вынуждены самостоятельно заниматься описанием и идентификацией книг. Постепенно ситуация улучшается, производители и оптовики начали предоставлять Интернет-магазинам описания товара, но до конца проблема не решена.

Среди тенденций развития книжной  Интернет-торговли можно выделить три  основных. Первая – Интернет-магазины становятся все более заметными  игроками на книжном рынке. Это подтверждается фактами – например, "Озон" продал 1,2 млн. экз. книг в 2005 году, а общий оборот магазина составил $38 млн.

Вторая – сейчас все крупные  магазины уже отладили логистические  цепочки, насколько позволяет ситуация, и активно занимаются повышением качества предлагаемых услуг и поиском  новых сервисов. Следует отметить, что Интернет-магазины, изначально занимавшиеся книгами, видео- и аудио-продукции, стали добавлять в ассортимент новые товарные группы, такие как компьютеры, игровые приставки, видеокамеры, мобильные телефоны, софт, игрушки и др. "Озон" активно работает с букинистической литературой, что привлекает еще один сегмент читателей.

Если говорить об отличиях в работе западных и российских магазинов, то из ключевых можно выделить качественную почтовую службу, отлаженную систему  безналичных платежей, массовое использование штрих-кодирования (каждая книга имеет уникальный ISBN и EAN), активно функционирующие системы электронного документооборота в западных Интернет-магазинах. Это позволяет мировому лидеру книжной Интернет-торговли Amazon.com принимать заказы только с предварительной оплатой, благодаря чему упрощается обработка платежей и значительно снижается риск возврата заказов.

Перспективы российской книжной Интернет-торговли

По статистике, в России число  пользователей Интернет-магазинов  уже превысило 10 млн. человек, и эта цифра продолжает расти. Ежедневно онлайновые магазины привлекают около 80 тыс. посетителей. Следует, однако, отметить, что пока региональные покупатели не так активно, как жители Москвы и Санкт-Петербурга, пользуются услугами Интернет-магазинов.

Динамика роста числа пользователей  услугами Интернет-магазина незначительна, но тенденция, как говорят эксперты в этой сфере, устойчива на протяжении последних двух лет. Говорить о стремительном  увеличении количества покупателей  во всех регионах страны пока преждевременно, поскольку пользуются услугами Интернет-торговли, в основном, только в крупных городах. При этом наибольший средний размер затрат приходится на пользователей Москвы, Центрального и Дальневосточного федеральных округов, а наименьший – на пользователей Южного и Приволжского федеральных округов.

У книжных Интернет-магазинов есть много преимуществ: ассортимент, сравнимый  с ассортиментом крупного книжного магазина; круглосуточный режим работы, огромная потенциальная аудитория; меньшее количество сотрудников, чем в обычном книжном магазине.

По мнению экспертов, книжная торговля через Интернет будет развиваться  быстро, для этого очень много  предпосылок. Растет аудитория пользователей  Интернета, развиваются службы доставки и платежные системы, многие книготорговые компании и издательства активно занимаются автоматизацией. Все это позволит Интернет-магазинам повысить качество обслуживания клиентов. Чем лучше будут работать магазины, чем шире будет спектр предлагаемых ими услуг, тем больше людей станет совершать в них покупки.

Как уже было сказано выше, эксперты издательств предсказывают книжной  Интернет-торговле значительный рост, предполагая, что в 2010 году доля Интернет-продаж книг достигнет 10,0% от общего объема продаж книг в России.

Структура продаж Интернет-магазинов Рунета

Источник: НАУЭТ

Описание исследования

В конце 2005 года Департаментом консалтинга  РИА "РосБизнесКонсалтинг" было проведено первое масштабное исследование российского книжного рынка, включающее анализ издательского и книготоргового бизнесов.

Обзор представляет собой подробное  описание ситуации на книжном рынке  РФ, анализ его проблем и тенденций, а также содержит оценку перспектив развития книжной отрасли. Основными методами, использованными аналитиками департамента консалтинга, были кабинетное исследование, серия экспертных интервью с представителями издательств и книготорговых компаний, мониторинг розничных книготорговых точек.

Отдельный раздел обзора посвящен описанию мирового книжного рынка, проанализированы книжные рынки некоторых стран  ЕС (Италии, Испании, Франции, Польши) и  США: приведены их основные показатели, тенденции и прогнозы экспертов, представлены сравнения мировых книжных рынков и рынка России по основным параметрам.

Исследование РБК включает в  себя также анализ состояния издательской и книготорговой отраслей в регионах России. Аналитиками департамента консалтинга  было подробно проанализировано состояние издательского и книготоргового бизнеса в каждом федеральном округе, выделены наиболее заметные компании в каждом из них.

Поскольку розничная торговля –  неотъемлемая часть любого бизнеса, рабочей группой департамента консалтинга  было изучено актуальное состояние российского книжного ритейла, включая Интернет-торговлю книгами. В обзоре также рассматриваются такие сегменты рынка, как аудиокниги и электронные книги, анализируются перспективы развития этих сегментов.

Кроме того, обзор содержит основные характеристики отечественного книжного рынка, включая оценку объема рынка в натуральном и стоимостном выражении, прогноз развития рынка, экспортно-импортные операции, читательскую активность населения России и другие важные аспекты.

В отчете приведены профили крупнейших издательств и книготорговых компаний России. Профили включают краткое описание компании, положение компании на рынке на текущий момент, перспективы развития компании, имена руководителей и контактную информацию.

Справка "Курьера печати":

"РосБизнесКонсалтинг" (РБК) – одно из ведущих российских информационных агентств, специализирующееся на предоставлении деловой и финансово-экономической информации. РБК развивает следующие направления бизнеса:

– РИА "РосБизнесКонсалтинг" (новости online, данные рынков и бирж) (www.rbc.ru); 
– "РБК-ТВ" (первый российский деловой телеканал) (www.rbctv.ru); 
– аналитическая газета RBC-daily (www.rbcdaily.ru); 
– финансово-аналитический портал (www.quote.ru); 
– тематические информационные Интернет-ресурсы (www.cnews.ru, www.turist.ru, http://sport.rbc.ru, www.autonews.ru, www.ytro.ru, www.informer.ru, www.headhunter.ru, http://rating.rbc.ru, http://www.biztorg.ru, http://realty.rbc.ru и др.); 
– консалтинг (в т.ч. инвестиционный, управленческий, финансовый);  
– проведение маркетинговых исследований (http://research.rbc.ru); 
– проведение форумов и пресс-конференций;  
– "РБК-Софт" (www.rbcsoft.ru) – компания, специализирующаяся на предоставлении всего комплекса ИТ-услуг.

РИА "РосБизнесКонсалтинг" –  информационное агентство, работающее на российском рынке бизнес-информации с 1993 г. В числе его продуктов – новости в реальном времени, финансовые данные российских и мировых биржевых систем, торговые площадки РБК, цифровые, текстовые и графические базы данных, специализированные финансовые инструменты для анализа рынка, комментарии аналитиков, корпоративные и отраслевые исследования. В состав агентства входят информационно-аналитический департамент, служба новостей, рекламное агентство.

ЗАО "РБК-ТВ" – компания, созданная для реализации нового проекта РБК – первого российского круглосуточного делового телеканала "РБК-ТВ", содержащего деловые и политические новости, а также аналитические программы и комментарии в контексте экономической ситуации в России и мире.

В состав РБК входит Департамент консалтинга, основным направлением деятельности которого является проведение аналитических и маркетинговых исследований. Один из проектов департамента – супермаркет маркетинговых исследований (http://research.rbc.ru), в котором продается более 2 300 исследований по различным отраслям экономики от 150 крупнейших российских и западных исследовательских компаний. Среди покупателей такие компании, как Citibank, IBM, РОСНО, Metro Cash & Carry, "Русский Алюминий", "МТУ-Информ", "РОСНО", Kodak, Rolsen, "Кока-Кола", Альфа-Банк и многие другие. Среди поставщиков исследований: "КОМКОН", РА "Эксперт", GFK Rus, BusinessVision, "Инфомайн", Госкомстат РФ и др.

[1] К сожалению, не всегда можно  корректно сравнить количество  пользователей сети Интернет из-за разницы в методике подсчетов.

РБК 
"Курьер печати"

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article27311.htm



http://www.advertology.ru/print27311.htm      

 

 

 

Наименование:

Диплом  Специфика книжного рынка, особенности  его ценообразования и сбыта продукции. Структура книжного рынка и форматы магазинов. Формы книгораспространения: оптовая книготорговля, книжные ярмарки, Интернет, розничная книжная торговля. Книжный рынок Приморья.

   

Предмет:

Журналистика

Год сдачи:

2009

Объем (страниц):

 

Уникальность по antiplagiat.ru:

--

   
   
   

Дата публикации:

25.01.2009

   

Описание (план):

 
 

А сколько стоит написать (доработать) твою работу?

60

Оглавление.

Введение

Глава 1.Специфика  книжного рынка

1. 1. Ценообразование на книжном рынке

1. 2. Сбыт продукции

1. 3. Розничные  сети

1. 4. Структура  книжного рынка

1. 5. Форматы магазинов

1. 6. Закрытость  книжного рынка

Глава 2. Формы  книгораспространения

2. 1. Оптовая книготорговля

2. 2. Книжные ярмарки

2. 3. Книгораспространение через Интернет

2. 4. Розничная  книжная торговля

Глава 3.Книжный  рынок Приморья

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Актуальность  темы исследования. По-прежнему одним из самых актуальных вопросов нынешнего дня в сфере книгоиздания является книгораспространение. Издатели испытывают серьезные трудности в продаже своей продукции. Потребители, с другой стороны, сталкиваются с проблемами поиска и приобретения необходимой им литературы, а также с непомерно завышенными ценами на издательскую продукцию в сравнении с отпускными ценами самих издателей. Особенно остро эти вопросы стоят в российских регионах.

Современная система  книгораспространения выросла после  того, как практически полностью  развалился предыдущий вариант - планового  распространения книг, который оказался полностью неприемлем в условиях рыночной экономики. Современным книгораспространителями необходимо учитывать множество факторов, влияющих на спрос, покупательскую способность населения и сбытовую политику предприятия, и использовать для этого все доступные им инструменты - от маркетинговых исследований до электронных баз данных и Интернета. Предприятиям, стремящимся к дальнейшему развитию, пришлось изменить весь технологический цикл продаж, начиная от способов систематизации товара на складах, до реализации свободного доступа к товару в конечных точках продаж и организации возможности заказа книги в единичном количестве. На региональных рынках книгопродукции ситуация осложнена еще и отдаленностью от крупных центров книгоиздания, что автоматически увеличивает срок доставки до потребителя новинок и заказанных книг, а так же снижает возможность предоставления всей широты ассортимента.

Современная система  книгораспространения развивается  в условиях нестабильности внешнего окружения и жесткой конкуренции. Эффективность системы зависит от того, насколько результативно книготорговое предприятие использует инструменты маркетинга, которые на практике реализуются через осуществление товарной, ценовой, сбытовой политики и политики симулирования сбыта.

Так же в условиях все более остро ощущаемого кризиса  книжного рынка в России в последние  годы, и при недостаточном охвате книгораспространителями отдаленных регионов, все более остро встает вопрос о единой системе книгораспространения. Для того, чтобы такая система могла эффективно работать, необходимо изучить уже существующую, которая выросла во многом стихийно и до сих пор не достаточно устоялась, продолжая подвергаться изменениям. Книгораспространители пытаются придумать и внедрить все новые формы книгораспространения, используя при этом все возможности, которые могут предоставить современные технологии, разрабатывают все новые форматы магазинов, осуществляют слияния издательских и книготорговых компаний.

При этом исследования мало систематизированы, проводятся отдельными группами маркетологов, зачастую подходящих к проблеме исключительно с точки зрения компании-нанимателя, с позиций возможной выгоды для компании или решения какой-то конкретной проблемы.

Отсюда можно  сделать вывод о несомненной  актуальности данной работы, ее необходимости, особенно в свете малоизученности книгораспространения в регионах, и в Приморском крае, в частности.

Степень изученности проблемы. Как показали поиски материала к данной работе, проблема изучена недостаточно хорошо, поскольку большинство найденного материала касалось скорее проблем издателей, чем книгораспространителей. Имеется одно учебное пособие с названием «Книгораспространение в России» А.В. Привалова Книгораспространение в России. / Привалов А.В. - М.: «Палеотип», 2004.

, все остальные  материалы только косвенно касаются  этой проблемы, не ставя ее  во главу угла. Тем более нет  учебных пособий по книгораспространению  в Приморье либо других регионах. Тем не менее, судя по количеству  статей и исследований на эту  тему, появляющихся в последнее время в сети Интернет и в периодических изданиях, за изучение этой проблемы взялись сами книгораспространители, что является следствием явного кризиса книжного рынка России в последнее время. Однако, тем не менее, большинство серьезных исследований маркетинговых групп большее внимание опять таки уделяют проблемам книгоиздания, а проблему книгораспространения исследуют в основном маркетологи крупных книготорговых компаний, таких, как, например, «Топ-книга» в интересах дальнейшего роста компании.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема изучена недостаточно подробно, а  поскольку книгораспространители  в последнее время бьют тревогу  по поводу кризиса книжного рынка  России из-за чрезмерной его переполненности  количеством издающихся наименований книг, при достаточно малой пропускной способности существующих на данный момент форматов магазинов, и низкой покупательской способности потребителя, проблема книгораспространения, несомненно, требует более подробного и тщательного изучения.

Цель  работы. Целью данной работы является изучение системы книгораспространения в Центральной России и Приморском крае, ее анализ и выявление проблем, недостатков и преимуществ видов книгораспространение. Автор ставит перед собой задачи:

- рассмотреть специфичность книжного рынка России по сравнению с другими рынками;

- проанализировать  различные формы книгораспространения;

- изучить структуру  книжного рынка;

- рассмотреть  отличия книгораспространения в  Центральной России и регионах, на примере Приморского края.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В работе были использованы как российские, так и иностранные источники материала, а также сетевые ресурсы.

Глава 1. Специфика книжного рынка.

1. 1. Ценообразование на книжном рынке.

Книжный рынок, в первую очередь, очень невелик  в экономическом смысле. По оценкам, в 2005 году он составил всего $2,2 млрд. Рост книжного рынка оценивается, в основном, по двум показателям - количеству выпущенных наименований и тиражам. Однако, в  последнее время рынок растет только за счет увеличения количества выпущенных наименований, а средний тираж одного издания уменьшается. При этом растет средняя цена на книгу. Общий тираж книг в России снижался в 2006г. третий год подряд. Усиливающийся кризис обостряет конкуренцию между издательствами и магазинами. В 2006г. в России было напечатано рекордное число книг - количество их наименований впервые перевалило за 100 тыс. При этом произошло опять же рекордное снижение общего тиража - сразу на 5,5%. Еще более рекордной стала «утряска» среднего тиража книги, опустившегося по сравнению с 2005г. на 12,7%, до беспрецедентного показателя 6183 экземпляра. Всего совокупный тираж издаваемых в России за год книг снизился с 2003г. на 10%, а средний тираж за это время опустился почти на 30%.У роста средней цены на книгу несколько причин. Основная составляющая - инфляционная. Кроме того, средняя стоимость книги растет за счет увеличения доли более дорогих книг - именно в их сторону, по мнению издателей, смещаются потребительские предпочтения в последнее время. Сегодня цены на книги в России и Западной Европе отличаются более чем в шесть раз, при том, что структура ценообразования сходна. Объясняется это тем, что в денежном выражении составляющие конечной стоимости книги сильно отличаются друг от друга. Только российские цены на бумагу и полиграфию приближены к мировым. А, например, автор с одной проданной книги, по оценкам книготорговой сети «Топ-книга», в Европе получает $1,5, а в России только $0,1. Эксперты рынка прогнозируют, что в ближайшие два-три года средняя цена на книги в России приблизится к восточноевропейской - $6-8 за экземпляр. Сетевой ресурс http://www.amicable.ru/publish/publisher-vs-author_sep2003.shtml

При расчете  цен на издания принимаются во внимание три финансовых и один организаторский фактор. Финансовые факторы - это расходы на допечатные процессы, стоимость набора, художественное оформление, изготовление фотооригиналов, дизайна суперобложки и других работ. Все это серьезно влияет на цену одного экземпляра. Производственные расходы включают в себя фактические расходы на печать, приобретение бумаги и переплетные процессы. Эта часть расходов зависит от материальной конструкции издания, вида используемых материалов и оборудования. Последний финансовый фактор - авторский гонорар, который составляет определенную часть от цены каждого проданного экземпляра (так называемый "роялти").

Четвертый субъективный фактор сводится к простому, казалось бы, вопросу, который специалисты  отрасли печати задают сами себе: какую цену можно запросить за книгу? Финансовые расчеты продиктуют ответ. Расчет ведется по следующей методике. Затраты на печатные процессы, оплату производственных операций и авторский гонорар, отнесенные на единицу продукции путем деления на тираж, суммируют и показывают размер расходов на один экземпляр.

Цена - количество денег, выплачиваемых покупателем  за одну книгу. В РФ цены на книги  являются свободными. Государство осуществляет только косвенное влияние на цены через федеральную и региональную систему налогов и сборов. В частности, наличие налога на добавленную стоимость (НДС) на книжную продукцию и налога с продаж (НСП) книжных товаров и ставки этих налогов зависят от проводимой государством политики в области книгоиздания. Конечной ценой на книгу является розничная цена (РЦ), которая в общем случае состоит из следующих частей:

РЦ=ИЦ+ОН+РН+НДС+НСП, где

ИЦ - отпускная  издательская цена;

ОН - оптовая  наценка оптовой фирмы;

РН - розничная  наценка магазина;

НДС - налог на добавочную стоимость;

НСП - налог с продаж.

Розничная цена может быть написана в договоре с  издателем (контрактная цена), издатель может рекомендовать цену (согласованная  или рекомендованная цена). Розничные  цены на книги, имеющие сезонный спрос, например, календари, учебники, относятся  к сезонным ценам. При распродаже книг-неликвидов применяются ранжированные розничные цены, т.е. цены, фиксированные в определенных диапазонах. По правилам торговли розничная цена на книгу обязательно должна быть указана на ценнике.

В алгоритме  механизма формирования розничной наценки, помимо базовой (оптовой) цены и собственных затрат (издержек), необходимо для стимулирования платежеспособности спроса учитывать такие ценообразующие факторы, как социальная значимость книги, сезонность и эластичность спроса, планируемая товарооборачиваемость. Плановое значение коэффициента розничной наценки должно быть согласовано с плановым заданием по товарообороту и другими сводными показателями фирмы на планируемый период.

Для розничных  магазинов при расчете коэффициента розничных наценок также рекомендуется использовать метод усредненных затрат. Гибкая политика цен обеспечивает доступность товара различным категориям населения с учетом их платежеспособности и быстрого сбыта продукции.

1. 2. Сбыт продукции.

Сбыт продукции - важнейшая составная часть коммерческой деятельности предприятия. Основная цель сбытовой политики - обеспечение эффективности сбыта продукции. В книжном магазине своя специфика успешных продаж.

К эффективным  средствам реализации товара, применительно  к магазину, относятся:

1) известность  предприятия, отношение покупателей  к его товарному знаку;

2) формы привлечения  внимания потенциального покупателя  к новому изданию, способы продвижения  товара;

3) личные контакты  с покупателями, опросы, различные  рекламные и конкурсные мероприятия непосредственно в магазине;

4) оказание консультативной  помощи покупателю;

проведение симпозиумов  и докладов с персональным приглашением потенциальных покупателей;

приглашение покупателей  в демонстрационные залы на просмотр рекламных фильмов;

удобное расписание работы магазина;

возможность работы под индивидуальные заказы покупателей;

близость к  пункту доставки товара;

имиджевая реклама: оформление вывески магазина, наружные витрины, выкладка ассортимента в торговом зале; тематическое специализированное оформление стендов, общий интерьер.

Зачастую конечный результат деятельности предприятия  определяет местоположение магазина. Удачно выбрав место, книготорговец  обеспечивает себе долгосрочное и устойчивое конкурентное преимущество, а владелец супермаркета выигрывает вдвойне, если рядом с ним находятся учебные заведения, предприятия, учащиеся и рабочие, которые нуждаются как в книгах, так и в сопутствующих товарах. Цены, ассортимент, уровень сервиса - все это, в отличие от расположения магазина, можно изменить. Но когда лучшее место занято, другим торговцам приходится открывать магазин в менее удобном месте.

Растущая конкуренция  на книжном рынке заставляет производить  уценку: делать сезонные скидки; периодические  скидки в рекламных целях (уменьшается цена издания во время проведения его рекламной компании); функциональные скидки (предлагают службам товародвижения - радио, телевидение, рекламные газеты).

Большое значение имеет планирование сбыта, при котором  указываются конкретные объемы продаж с поступлением ассортимента. А для этого необходимо изучать спрос покупателей. Спрос, будучи категорией рынка, означает потребность купить книгу, подкрепленную покупательской потребностью. Спрос является сложной структурой, на которую влияет культура, образование, социальные процессы в обществе, уровень доходов населения и цены.

Для осуществления  нормального книготоргового процесса весьма важно иметь постоянную информацию о состоянии спроса и предложения, о конкурентах и потребителях. Для получения этой информации любой, даже не очень большой магазин, должен проводить работу с покупателями, изучать спрос. Благодаря изучению спроса, магазин сможет работать не на "абстрактную" аудиторию, а на конкретные группы потребителей, которые в нем заинтересованы, сконцентрированы территориально в ареале торговой деятельности именно этого магазина, связанной с ним теми или иными коммуникациями. Такая работа должна привести к более рациональной деятельности магазина во многих направлениях, и особенности в таких, как ассортиментное, сервисное и рекламное.

Изучение покупателей  также необходимо, чтобы выяснить, какие дополнительные услуги они  хотели бы получить в книготорговом  предприятии. Здесь можно рассмотреть  целый спектр услуг: прием предварительных  заказов, открытие букинистического отдела, продажа канцелярских товаров, проведение встреч с авторами и издателями, организация книжных конкурсов и викторин, предоставление скидок постоянным покупателем, организация ксерокопирования и ламинирования.

Исследование  нужд покупателей может идти различными методами. Это может быть опрос, анкетирование, интервью, наблюдение. Изучение покупателей важно для эффективной организации рекламной деятельности. Как информационная, так и эмоциональная стороны рекламного сообщения должны быть основаны на социальных ценностях и потребностях определенных социальных групп, в которые входят покупатели, посещающие магазин. Это могут быть возрастные, имущественные, профессиональные или территориально-районированные группы.

Изучение особенностей спроса внутри магазина, отслеживание его изменения позволяет сформировать для предъявления вовне, через наружную рекламу и витрины, образа предприятия, способного полностью и качественно удовлетворить их потребность в книгах. Исследование потребителей важно для книготоргового предприятия также при проведении рекламных акций и компаний, которые позволят закупать и продвигать перспективный товар.

Значение службы сбыта в последние годы возросло почти во всех предприятиях отрасли  печати. Возможности ее участия в  формировании производственной программы сегодня уже во многом сравнялись с возможностями других подразделений, определяющих товарную, сбытовую, ценовую и коммуникационную политику предприятия. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. Экспресс курс. Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Коттуревского. - СПБ: Питер, 2001.

Завершающей стадией  работы магазина является продвижение  товара, стимулирование его продажи. Этому способствует коммуникационная политика.

Методы стимулирования должны содержать явное побуждение к совершению покупки, предлагая какую-либо уступку, льготу, представляющую ценность для покупателя. В рыночных условиях реклама является одним из активных средств продвижения товара. Книжная продукция в этом отношении не является исключением. Реклама - дорогостоящая деятельность предприятия, поэтому ее использование должно быть направленным и эффективным. Для этого необходимо знать специфику средств рекламного воздействия на те группы покупателей, которым предназначены конкретные книги.

Стимулирующая реклама - рекламная компания, направленная на "раскрутку" (продажу) определенных книг. Она необходима, чтобы:

привлечь внимание больших групп читателей;

представить автора;

- способствовать  привлечению других известных  авторов, литературных агентов;

- способствовать  увеличению продаж.

Есть еще несколько  способов продвижения книжного ассортимента:

1. Распространение  бесплатных книжных каталогов  книжной продукции путем вкладывания  их в некоторые журналы, газеты  или книги;

2. Презентация  книги. Такие акции проводятся  в крупном магазине, когда в определенном для презентации месте присутствует сам автор книги. Покупатель может получить книгу с автографом автора и, как правило, со скидкой.

3. Плакаты. Используются  плакаты с названием книги,  фамилией автора, изображением обложки,  с цитатами из текста, зазывающие покупателей в магазин для покупки новой книги.

4. Премии - это  товары, предлагаемые по довольно  низкой цене или бесплатно  в качестве поощрения за покупку  книги.

5. Конкурсы и  игры. Конкурсы и игры пользуются  успехом у молодежи и среди представителей старшего поколения. Конкурсы и игры предполагают наличие определенных призов не только для победителей, но и для всех участников.

6. Лотерея используется  для аналогичных целей. Можно  предлагать купоны лотереи к  каждой книге или только нескольким изданием.

7. Продажа в  кредит.

Наряду с перечисленными стимулирующими методами, введение свободного доступа посетителей к книгам, который предоставляют большинство  существующих на данный момент крупных  магазинов, существенно повлияло на увеличение товарооборота магазина.

Задача руководства  магазина - правильно расставить торговое оборудование в залах, спланировать расположение секций, удобно разметить  витрины с книгами, обеспечить покупателю доступ к самым высоким поискам. Самообслуживание показало, что не каждый покупатель может взять на себя функции выбора, сравнения и оценки литературы. Продавец книжного магазина должен являться не только работником торговли, но и специалистом книжного дела, разбирающимся в ассортименте своего товара и психологии покупателя. Продавец книги может и должен быть источником информации для покупателей об ассортименте имеющихся в наличии книг и даже содержании наиболее заметных изданий. Без этой информации покупатель не всегда в состоянии найти нужную ему книгу на полке, может уйти без покупки неудовлетворенным. При отсутствии книги в продаже продавец может побудить покупателя сделать заказ, прийти еще раз. Сервис в книжном магазине проявляется именно через удовлетворенность покупателя работой продавцов.

1. 3. Розничные сети.

Росту книжного рынка препятствует неразвитость розничной  сети. Конкуренция за торговые площади  ведет к повышению арендных ставок, и книготорговля в этой борьбе проигрывает другим видам бизнеса, для которых характерна более  высокая рентабельность. Открытие книжных магазинов сопряжено со значительными финансовыми рисками. По данным компании «Топ-книга», Россия значительно отстает от европейских стран по уровню обеспеченности книжными магазинами: если там магазин приходится на каждые 10-15 тыс. человек, то у нас -- на 60 тыс. Существующие в стране 2 500 магазинов не в состоянии обеспечить продажу всей изданной литературы, поступающей на рынок. Ассортимент даже крупного магазина ограничен размером его торговых площадей (в среднем -- 200кв.м)

В результате постоянного роста числа наименований издаваемых книг возникает кризис перепроизводства, срок продажи тиража увеличивается, тем более, что срок оборачиваемости у книг и так намного дольше, чем у продукции других предприятий розничной торговли. В связи с этим крупные книготорговые компании постоянно расширяют свои розничные сети. Но при этом следует учитывать, что средний книжный магазин способен вместить не более 30 тыс. наименований книг одновременно, что составляет 30% от издающейся продукции в год, из чего следует, что значительная часть книжной продукции залеживается на складах, и книготорговцам приходится изыскивать другие пути реализации книг.

В сложившейся  ситуации сложнее всего будет  мелким и средним издательствам. "Сейчас объемы продаж книг ниже, чем объемы их производства,- полагает генеральный директор издательства "Росмэн" Михаил Маркоткин. - Идет затоваривание, и, следовательно, издатели теряют оборотные средства, которые лежат мертвым грузом на складах в виде непроданных книг. Мелкие издатели этого не выдерживают и разоряются. Поэтому в этих условиях постепенно будет происходить вытеснение мелких компаний и укрупнение лидеров рынка". По мнению аналитиков РБК, процесс слияний и поглощений на российском книжном рынке уже начался. На текущий момент существует более десяти крупных издательских групп: ИГ АСТ, "Инфра-М", "КноРус", "Росмэн", "Эксмо-пресс", холдинг "Олма Медиа Групп". Все они образовались путем поглощения более мелких участников рынка. Характерной чертой сегодняшнего российского книгоиздания является монополизация рынка. Несмотря на то что в России работает около 2 500 издательств, 40% рынка (по данным «Топ-книги») приходится на долю четырех крупнейших: ЭКСМО занимает 12 %, АСТ -- 10 %, «Просвещение» -- 9%, «Дрофа» -- 8%. Лидерство первых двух объясняется хорошими позициями на рынке художественной литературы, в частности тех самых отечественных детективов, два другие специализируются на издании учебной литературы.

Еще около 20% рынка  делят между собой издательства «Фламинго», «ОлмаПресс», «Росмэн», «ИНФРА-М», «Радуга», «Вентана-граф», «Баласс», «Панорама», «Рипол-Классик». Остальные 40% формирует множество мелких издательских фирм.

Для небольшого издательства единственным способом выжить становится узкая специализация. В  настоящее время активно развивается ниша дорогих, подарочных изданий - это связано с ростом покупательской способности населения и его желанием покупать качественно изданную литературу, а не "одноразовые" книги. В этой нише работают, например, издательства "Белый город", "Ниола-пресс" и другие.

1. 4. Структура книжного рынка.

Рассмотрим структуру  книжного рынка. Больше всего у нас  выпускается художественной и детской  литературы -- соответственно 23,9 % и 9,6 %, т. е. около трети от общего объема изданного за год (в общей сложности примерно 263,5 млн экз.). Второй по величине сегмент книжного рынка -- учебная литература (199 млн экз.). В основном это школьные учебники, на них приходится 29% суммарного годового тиража. Спрос на учебную литературу формируют внерыночные факторы: это единственная область, регулируемая государством -- через Министерство образования и науки, которое дает рекомендации по поводу тех или иных учебных программ. Система распространения тоже достаточно своеобразна: закупки могут осуществляться библиотеками, учебными коллекторами, родителями школьников совместно или индивидуально, через оптовые компании, через магазины или через частных предпринимателей. Так что тенденции развития этого сегмента рынка весьма специфичны и сильно варьируются в зависимости от региона. Тем не менее здесь также наблюдается рост числа наименований, уже дезориентирующий продавцов и покупателей. Кроме того, по мнению экспертов, до сих пор недостаточно развит рынок учебной литературы для вузов, где число наименований больше, чем в сегменте для школьников, а оборот -- ниже. Далее идет политическая и социально-экономическая литература (примерно 15% общего тиража). Она почти наполовину представлена книгами по экономике и юриспруденции -- результат востребованности определенных знаний для профессионального успеха в новых условиях. Остальные виды литературы значительно менее заметны, хотя в сумме на них приходится около 15% от объема книгоиздания. Важно отметить, что относительные доли различных разде-лов выпуска книг по тематике и целевому назначению по разде-лам Универсальной Десятичной Классификации (УДК) суще-ственно сблизилась с выпуском книг по этим же тематическим рядам с европейским и мировым книгоизданием, прежде всего в силу того, что в общем выпуске книг сократилось количество названий по техническим и естественнонаучным дисциплинам.

На всех рынках потребительских  товаров классические стратегии  рекламы и продвижения продукции  в значительной степени формируют  спрос. Книготорговля же, по понятным причинам, изначально была защищена от иностранных конкурентов. Поэтому лишь в последние три-пять лет российские издательства-лидеры стали относительно широко использовать на российском книжном рынке апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя западные технологии продвижения товара. Институт бестселлеров (который, безусловно, существовал и раньше) стал планомерно подкрепляться рекламными акциями, поддержкой массмедиа, рекламой в местах продаж. Это обеспечило авторам бестселлеров весьма существенный отрыв от остальных. Так, по данным компании «Топ-книга», в 2004 году суммарный тираж книг наиболее популярного российского автора Дарьи Донцовой составил 18 млн. экземпляров, за ней следует Татьяна Устинова с 5 млн. экземпляров и Татьяна Полякова с 4 млн. Так же хорошо зарекомендовала себя политика издания книги по нашумевшему фильму, либо рекламные кампании для продвижения книги, по которой сняли кассовый фильм.

Ситуация осложняется  еще и тем, что практически  отсутствует система оповещения целевых групп об издательских планах - по данным экспертов "Топ-книги" менее 10% издателей поддерживают систему сигнальной информации о готовящихся к выходу изданиях, сообщают о них книготорговле хотя бы за месяц до появления книги на прилавке, в связи с чем невозможно провести грамотную рекламную кампанию.

Существует также проблема специфики продукции, распространяемой на рынке. Книжный рынок - единственный, который за деньги предоставляет то, что можно получить бесплатно. Помимо библиотек, большую часть книг, предлагаемых на рынке, можно найти в Интернете. Под данным Исследовательского холдинга Romir, с начала 2003г. до конца 2006г. число пользователей Интернета в России выросло с 10 до 21% населения. В Сети выкладывается все больше книг, в одной только знаменитой библиотеке Машкова (http://lib.ru) выложено более 20 тыс. текстовых файлов. Продажи книг через интернет-магазины также растут, но их доля остается ничтожной - менее 3% рынка.

У книг оттягивают потребителей и другие виды развлечений. Об этом говорит постепенное смещение спроса в сторону неразвлекательных  книг.

По данным информационно-маркетингового центра «Альвис», сроки реализации большинства книг превышают 50 недель. При этом более бойко продается  литература группы non-fiction, то есть не беллетристика. В лидерах по оборачиваемости - медицина, здоровье, экономика, финансы, бизнес-литература, государство и право, компьютерные книги. Близко к группе лидеров находится сентиментальная литература.

Пока по валовым показателям  книжный рынок России превосходит  многие другие рынки развлечений. Так, он в 5 раз превышает уровень кассовых сборов в кинотеатрах, в 2,5 раза выше оборота на рынке продаж DVD (с учетом пиратских копий), в разы превышает рынок боулинга и т.д. Но вот по динамике развитие книжного рынка отстает от всех указанных. Если в 2006г. в денежном выражении он вырос всего на 10% (по осторожным оценкам участников рынка), то кассовые сборы показали прирост на уровне 27%. Почти на 45% вырос объем продаж DVD, при том, что ряд киностудий снизил цены на свои лицензионные диски. Рынок боулинга вырос на 30%.

1. 5. Форматы магазинов.

Чтобы оживить спрос на книжном рынке, книгопродавцы создают  разнообразные форматы магазинов. Новые магазины открыли все отечественные  сетевые книготорговые компании: "Новый книжный" и "Буквоед" (принадлежат издательству "Эксмо"), "Буква" (принадлежит издательству АСТ), "Книгомир", "Литера", "Лас-Книгас", "Пиши-читай" (принадлежат оптовой компании "ТОП-КНИГА"), "Букбери" (принадлежит одноименной компании). Этот рост особенно ощутим, если вспомнить, что несколько лет назад розничная книготорговля в России почти никак не развивалась. Большинство новых розничных сетей принадлежит издательствам.

Если раньше книжные магазины в России отличались друг от друга  только площадью, то сегодня они  представлены самыми различными форматами - от дискаунтера до элитного книжного клуба с высоким уровнем сервиса. В результате на отечественном книжном рынке появилось несколько розничных форматов в разных ценовых сегментах. Этим наша книжная розница резко отличается от иностранной, где, как правило, используются всего два формата. Первый - книжный супермаркет, предлагающий покупателям максимально широкий ассортимент и сервис. Такой формат характерен для столиц, крупных городов. Второй формат - это мини-маркет, с тематически суженым ассортиментом, без всякого сервиса, распространенный, например, в студенческих кампусах. Если посмотреть на структуру российской книжной розницы, то оказывается, что лучше всего наши книжные торговцы освоили средний сегмент рынка. Здесь работают крупнейшие федеральные книжные сети: «Книгомир», «Буква», «Библиосфера» (принадлежит издательству "Инфра М"). В этом же сегменте присутствуют и локальные книжные сети, например "Московский Дом книги на Новом Арбате" (принадлежит ГУП "Московский Дом книги") из 38 магазинов, а также "Снарк" (принадлежит питерскому издательству "Азбука") из 28 магазинов. Насыщен средний сегмент еще и потому, что в нем исторически сильны позиции одиночных книжных магазинов-брендов, таких как московские "Библиоглобус" и "Москва". Чаще всего книжные сети в среднем сегменте создавались на базе крупных советских магазинов, и сегодня они представляют собой наиболее привычный для потребителя формат с достаточно широким ассортиментом, умеренным сервисом, активным продвижением новинок и бестселлеров.

Поскольку магазины среднего формата ориентированы преимущественно на обывателя, он подразумевает очень четкую навигацию внутри магазина, с ясными и понятными указателями отделов и подотделов, размещенных в логической последовательности (т.е. близкие по тематике отделы должны следовать друг за другом). Посетитель таких магазинов обычно не очень сведущ в новинках литературы, а потому ему требуется подсказки. Для этого в книжных супермаркетах размещают отзывы известных людей о недавно вышедших книгах, а также приглашают их авторов для презентации. Однако сегодня средний сегмент становится менее интересным для книжных торговцев - он уже близок к насыщению. Российские книгопродавцы хорошо научились управлять форматом "средних" магазинов, например, оперативно внедрять в ассортимент новинки.

Гораздо больше перспектив у  российских книжных сетей в нижнем и дорогом сегментах, где конкуренция  не настолько сильна. Именно в этих сегментах появились в последнее  время новые для российского  рынка форматы книжных магазинов - дискаунтеры и интеллектуальные магазины-клубы. Наибольший рост продаж сегодня демонстрируют книжные магазины-дискаунтеры - 80-100%. Правда, этот формат представлен на рынке еще слабо. Изначально создавать дешевое розничное предложение под силу было только «Топ-книге», потому что она контролирует до 80% российской оптовой книготорговли. Так получился формат cash & carry, который компания начала развивать под брендом «Литера». Ключевым требованием к этому формату оказалось наличие больших площадей (свыше 2 тыс. кв. м), чтобы вместить ассортимент, который удовлетворял бы и мелких оптовиков, и обычных покупателей. Как правило, ассортимент в таких магазинах более размытый, в нем много прикладной литературы, а также канцелярских товаров и периодики, занимающих не менее трети всего ассортимента. «Топ-книга» начала развивать этот формат в регионах, где у мелких розничных торговцев нет возможности получать книги напрямую от издательств. Однако этот формат пошел и в столице: например, в «спальных» районах Москвы оказалось достаточно много людей, желающих сэкономить на покупке книг. К тому же с приходом транснационального оператора cash & carry Metro у москвичей сложилась традиция посещать такие магазины. А вот свой второй формат магазинов-дискаунтеров - "Пиши-читай" - «Топ-книга» вывела, ориентируясь уже только на регионы. В России масса небольших городов, поселков, где вообще нет книжных магазинов. Для таких поселков компания разработала формат магазинов площадью менее 50 квадратных метров. Ассортимент таких магазинов должен быть строго просчитан: это только дешевые книги в мягкой обложке, зачастую на газетной бумаге. Тематическая подборка обязательно должна включать в себя прикладную литературу (например, книги по свиноводству), немного литературы по оздоровлению, эзотерике, а также книги, написанные по сценариям телесериалов. До половины ассортимента сети "Пиши-читай" составляет канцелярия, которая быстрее приносит доход, чем книги.

Хороший рост продаж сегодня  и у книжных магазинов в  дорогом сегменте - 20-30%. Как правило, это гипермаркеты или супермаркеты с чрезвычайно широким ассортиментом и повышенным уровнем сервиса. Они ориентированы, прежде всего, на жителей больших городов. Среди них - интеллектуалы, библиофилы и те, для кого книжный шопинг - просто приятное времяпрепровождение. Сегодня магазины с такой концепцией развивают сети «Буквоед», «Лас-Книгас», «Букбери».

1. 6. Закрытость книжного рынка.

Для современного книжного рынка  России, кроме того, существенными  являются такие отличительные признаки, как:

- моноцентричность (большинство  крупных издательств расположено в центральной России, около 80% книжной продукции выпускается в Москве);

- большие различия между  региональными книжными рынками,  выражающиеся в уровне платежеспособного  спроса и доступности регионов  для поставки книг;

- многонациональный состав населения страны и его принадлежность к различным конфессиям и вероисповеданиям, что вызывает существование множества рынков небольшой емкости, ориентированных на читательские потребности малых языковых групп и религий;

- в издательствах просматривается несколько основных тематических или жанровых направлений, на которых формируется его имидж, и несколько вспомогательных (перспективных), которые при определенных условиях могут стать лидирующими;

- в книжном бизнесе  России наибольшее распространение получила такая организационно-правовая форма, как общество с ограниченной ответственностью (ООО);

- происходит смена рынка  предложения на рынок спроса, что ведёт к изменениям расстановки  сил внутри издательств: ведущей  фигурой здесь становится не  литературный директор, а менеджер, отвечающий за маркетинг.

По мнению В.Д. Синявского, генерального директора логистического предприятия "Мастер-книга" и сети розничных магазинов "Библиосфера", российский книготорговец на собственном  опыте ощутил специфику книжной торговли, специфику книги как товара особого рода:

1. Книжники вынуждены работать  существенно большим ассортиментом  единиц товара, жизненный цикл  которых невероятно коробок.

2. Процесс закупки в  книжной торговле слишком сложен  и практически не формализуем.

3. Книга как товар обладает  слишком низкой ценой, делить  которую между издателем и  распространителем весьма сложно.

4. Огромное количество  поставщиков (для эффективной  работы книжных магазинов необходимо  несколько сотен, а то и тысяч  поставщиков).

5. Только на  книжном рынке существует конкуренция  между поставщиками и розничной  торговлей (издатель может выпустить  товар в другой упаковке и  подорвать маркетинговые усилия  книготорговца, может изменить  цену).

6. Книжники располагают  меньшей информацией о динамике продаж (при огромном ассортименте очень трудно принимать решение на основании прогностических моделей, книги по-разному продаются и в небольшом объеме: очень хорошие штуками в день, не очень хорошие раз-два в месяц).

7. В книжном бизнесе  высокие логистические затраты на единицу продукции.

8. Только книготорговцы  пытаются продать товар, который  можно получить бесплатно (в  библиотеках) Препринимательство  в книжном деле: Справочник / Б.С.  Есенькин, Г.Н. Ершова, В.Д. Синявский  и др./ Под ред. Ю.Ф. Майсурадзе. -М.: Изд-во МГУП, 2003.-стр 31

.

Обратимся к  заявлению руководителя зарубежного  департамен-та Франкфуртской книжной  ярмарки доктора Хуберта Шенкеля, которое он сделал на открытии ярмарки  в октябре 1999 года. Он от-метил, что  издательское дело в мире подвергается процессу ради-кальных изменений. К первому из них он отнес «широкий процесс агломерации (объединения) издательского и книготоргового дела». В Германии по его данным 10 крупнейших издательских групп име-ют четверть от всего оборота. Во Франции рынок контролируется меньшим количеством групп. Особенно быстро эти процессы идут в книготорговле. В США и Великобритании независимые книготор-говцы имеют очень малую долю рынка. Там в науке и образовании доминируют на рынке несколько больших групп. Каждая из этих групп сама печатает многие тысячи названий. Васи-льев В.И., Ленский Б.В. Матрюхин Г.И, Сухорукое К.М. Девятая международная научная конференция по про-блемам книговедения: Тезисы докладов. М.: Наука, 2000. -- 327с.

Посмотрим, как  на этом фоне выглядит книжный бизнес в Рос-сии. Единственным публичным источником данных по этому воп-росу является журнал «Книжный бизнес». По его данным на нача-ло 2001 года десять крупнейших издательств России занимали долю в общем обороте книжной продукции, равную примерно трети. Крупнейшими в этой десятке среди издательских групп названы «ACT» -- 8.7% и «Эксмо-Пресс» -- 8.2% книжного рынка по товаро-обороту. Есенькина Б. Майсурадзе Ю. Книжный рынок России: 1990-2000. Динамика, экономика, организация. - М.: МГУП, 2001. -- С. 20-24

Официальных данных явно не хватает, чтобы делать фактичес-кие, а не экспертные оценки. Так, 16 февраля 2000 г. на съезде СРПП представитель издательской группы «ACT» заявил, что в их корпо-ративную группу входит более 30 издательств, которые совокупно выпускают свыше 10 млн. экземпляров книг в месяц. Электронный ресурс: http://www.mirtv.ru/rubrics/3/2240_1.htm

Группа связа-на общим планированием и работает, в какой то мере, по общим экономическим  принципам, хотя конкуренция внутри этой группы точно также имеет место, как и везде. Такой объем изданий позво-ляет «ACT» в ряде регионов продавать до 60 -- 65% книг от общего оборота, в Москве до 15-- 16%. Есенькина Б. Майсурадзе Ю. Книжный рынок России: 1990-2000. Динамика, экономика, организация. - М.: МГУП, 2001. -- С. 20-24.

И, наконец, обратимся  к данным Российской книжной палаты, представляющей официальные данные государственной статисти-ки печати. По этим данным рыночная доля «Эксмо-Пресс» окажет-ся чуть выше и близко совпадающей  с публикуемой журналом «Книжный бизнес». Доля же выпуска книг «ACT» зафиксирована ниже и существенно отличается от цифры, заявленной представи-телем издательства.

Из приведенных  фактов можно сделать вывод о  закрытости книжного рынка России, по крайней мере, в двух его аспектах: ин-формационном и коммерческом. Закрытость книжного рынка в информационном плане не позволяет до сих пор создать эффектив-ную систему информации о книгах в наличии и печати -- аналог зарубежных систем «Books in Print». Российский вариант «Books in Print» содержит не более 20% информации о книгах, готовящихся или находящихся в печати, и далеко не все, находящиеся в прода-же.Электронный ресурс: http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook075/01/index.html?part-003.htm Кроме того, только единицы издательств перешли на систему постоянного информирования своих покупателей, включая книго-торговую сеть, через постоянно выпускаемые каталоги. Таким об-разом, книжный рынок России не является информационно про-зрачным, и по этой причине несет большие потери.

Коммерческая  закрытость рынка носит еще большие размеры. С одной стороны, есть статистика выпуска книг, составленная по выходным данным. С другой, есть более точные ежеквартальные и ежегодные показатели финансово экономической деятельности издательств и книготорговых предприятий в региональных статис-тических органах. Но они не сводятся по России в целом и поэтому не могут служить делу государственного анализа и оценок. Напом-ним, что согласно закону о монополиях к ним можно отнести толь-ко тех субъектов книжного рынка, которые имеют долю оборота на всем или на местном рынке, превышающую 35%.

Ситуация на книжном рынке сегодня уже  такова, что мож-но говорить о достаточно высокой концентрации капитала от-дельных  издательских групп и объединений  и их влиянии на правила игры на книжном рынке. Точную картину может дать только объективная книготорговая статистика печати, которая сегодня отсутствует.

На другом полюсе от монополизма стоит корпоративность. О необходимости корпоративного разрешения рыночных проблем в России говорят уже давно. К этому направлены были и усилия при создании объединений издателей и книготорговцев. Однако обще-ственные объединения не смогли реально решить вопрос об интег-рации усилий субъектов книжного рынка в их же собственных кол-лективных интересах, хотя формальные действия в этом направле-нии ими и были предприняты. Существование в России неформаль-ных объединений крупнейших издательских групп и в меньшей мере книготорговых объединений в какой-то мере снимает отдель-ные вопросы коллективного наблюдения за рынком, но не решает сегодня главных вопросов -- создания единых правил поведения субъектов книжного дела на книжном рынке и построения единого информационного пространства. Есенькина Б. Майсурадзе Ю. Книжный рынок России: 1990-2000. Динамика, экономика, организация. М.: МГУП, 2001. -- С. 20-24.

Таким образом, можно сделать вывод, что специфичность  книжного рынка по сравнению с  другими рынками ведет к необходимости  изыскивать новые пути для продвижения  и распространения товара. Из первого  параграфа видно также, что ценовая политика предприятия как средство завоевания потребителя и победы в конкурентной борьбе будет в дальнейшем играть большую роль, как и различные способы привлечения потребителя, о которых говорится во втором параграфе. Недостаточная развитость розничных сетей, особенно в регионах, препятствует развитию книжного рынка, но, как говорилось в третьем параграфе, крупные книготорговые компании предпринимают шаги для решения этой проблемы. В четвертом параграфе рассматривается структура книжного рынка, и можно увидеть, что наибольшим спросом пользуется специальная и учебная литература, поскольку многие потребители предпочитают другие рынки развлечений чтению художественной литературы. Книгораспространители пытаются решить и эту проблему, как видно из пятого параграфа, разрабатывая новые форматы магазинов, в которых приобретать книги будет не только удобно, но и приятно. Однако закрытость книжного рынка России сегодня играет отрицательную роль, как видно из шестого параграфа, не давая возможности качественно анализировать коммерческие и информационные показатели рынка. Можно сделать вывод, что было бы более целесообразным с учетом мирового опыта и российских особенностей оставить за государством прямое влияние на книготорговые компании федераль-ного и регионального значения, за общественными организация-ми -- независимые предприятия и организации. При одном непос-редственном условии, что государственная политика -- функция государства, а более глубокое изучение интересов независимых субъектов книжного рынка и защита их интересов -- функция об-щественных организаций.

Глава 2. Формы книгораспространения.

2. 1. Оптовая торговля.

Оптовая книжная  торговля имеет свою особую историю  в книгоиздании. В советский период система оптовой книжной торговли действовала в рамках ее централизованного управле-ния: сверху -- от типографии и центрального опта, донизу -- в регион, областную книготорговую базу и книжный магазин. Примерно по такой же схеме ранжировались структуры книго-торговых предприятий «Академкниги» и «Военкниги».

Взаимодействие издателя с типографиями и книжной торгов-лей было прописано досконально, система ценообразования была жесткой, по прейскуранту определялись фиксированные по стране цены, а по дополнительным постановлениям утверж-дались скидки от номинала для каждого географического реги-она. Механизм книжной торговли поддерживал сам себя, при-нося стране за счет исключительно высоких тиражей изданий высокую прибыль при относительно низких ценах на книги.

Естественно, что  рыночный механизм не мог выдержать  та-кую монопольную конструкцию. Оптовая книжная торговля, насчитывающая к 1990 г. 16 центральных оптовых книготорго-вых баз и 75 книготорговых оптовых баз в регионах страны, с первых же шагов рынка стала давать сбои.

Причины этих сбоев  очевидны:

-- первый удар по финансовой системе оптовой книж-ной торговли и традиционной ее организации нанесли издатели центра, установив прямые договорные отно-шения с книжными магазинами; быстро продаваемые и прибыльные книги стали поступать напрямую в кни-готорговые залы розничных предприятий;

-- второй удар  по финансовой системе оптовой  книж-ной торговле нанесли развившиеся  в первые годы ры-ночных экономических  неурядиц неплатежи ее рознич-ных  партнеров, которые окончательно  подорвали дове-рие издательств  к оптовикам старой системы и она ста-ла стремительно терять свои позиции на книжном рын-ке России. Колеева А. Проблемы и перспективы развития книгоиздания // Книжный бизнес.- 1995.- №28 - С. 5-7.

Рынок быстро прореагировал  на нежизнеспособность старых схем оптового книгораспространения и стал выстраивать соб-ственные мобильные рыночные системы. Оптовая книжная тор-говля с 1990 по 1995 г. в ее традиционном исполнении потеряла до 90% от общего товарооборота книжной продукции.

Отметим в развитии оптовой книжной торговли России осо-бую роль «Центркниги» -- главного оптового звена в системе быв-шей ВГО «Союзкниги». Через эту книготорговую базу в 1990 г. проходило до 30% от товарооборота Мининформпечати РФ, то есть около 600 млн. экземпляров книг. Эта цифра превышает объем производства книг всеми издательствами России в 2000 г. Ныне товарооборот этой оптовой базы значительно ниже.

На рынке появились  частные фир-мы оптовой книжной  торговли, рассчитанные на обслуживание отдельных издательств или распространение  специализирован-ных видов книжной продукции целого ряда издательств в основ-ном в густонаселенных регионах страны. Якимович Ю. Книга. Мир печати. Словарь справочник. -- М.: Дограф, 2001. - С. 147-148 Масштаб оптовой книжной торговли теперь таков, что круп-нейшие розничные книжные магазины России имеют товаро-оборот больший, чем подавляющая часть оптовых фирм. Фак-тически функции оптовой торговли книгами оказались распре-деленными между собственно оптовыми фирмами, издатель-ствами и самими розничными книготорговыми организациями.

Основные причины такого положения очевидны: во-первых, в книжной торговле нет достаточных капиталов, чтобы преодолеть имеющую место раздробленность; во-вторых, на данном этапе крупнейшие издательства считают, что выстроенные ими издательско-книготорговые структуры на рынке более конкурентоспо-собны и поэтому не стремятся оказать содействие развитию дру-гих конкурентных структур, даже на кооперативной основе; в-тре-тьих, все более привлекательным для самих книготорговцев ста-новится опыт западных книготорговых сетей, для развития кото-рого они уже начинают выделять средства и искать партнеров.

Образование оптовой  книжной торговли издательств явилось  их вынужденным шагом в ответ  на неспособность государствен-ной  оптовой системы справиться с  задачами книжной торговли в становлении рыночных отношений в период 1990-1992 гг.

Первый шаг  в этом направлении был сделан при выходе из-дательств на прямые договорные отношения с розничными кни-готорговыми предприятиями. В  центре и регионах, когда речь шла  о местных издательствах, это было сделать не трудно. Дру-гое дело -- отношения центральных издательств с региональной книжной торговлей. Причина была не только в том, чтобы просто убрать оптовика-посредника между издателем и розничной ' торговлей, но и в том, что на рынке появилась масса новых из-дателей, опыт посреднической торговли у которых просто не существовал.

Период 1990-1994 гг. можно отнести к периоду наиболее от-ветственному и рискованному в  отношении между издателями и  книготорговцами России. В это  время вырабатывался опыт их взаимодействия и устанавливалось доверие или выявлялась не-обязательность сторон. Именно тогда появились книготорговые представительства центральных издательств в регионах и соот-ветственно региональных книготорговых предприятий в центре.

На местах издательства образовывали специальные склады для хранения и обработки производимых ими книг. По мере рас-ширения производства складская база ряда крупных изда-тельств развивалась, постепенно фактически превращаясь в оптовые книготорговые предприятия, обслуживающие дилер-ские сети в регионах. К числу таких складов, а фактически издательско-книготорговых объединений можно отнести соответ-ствующие образования издательств «ACT», «Просвещение», «Ар-мада», «Терра», «Русич», «Росмэн», «Аванта+».Электронный ресурс:http://www.compuart.ru/Article.asp?id=5337

Издательства, лидирующие по товарооборо-ту на российском книжном  рынке, стали образовывать юриди-ческие лица -- клубы и книготорговые  предприятия для обслу-живания  отдельной группы издательств. Например, «Книжный клуб 36*6» -- для реализации литературы издательств «Вагриус» и ACT-Пресс, «РиС» -- для реализации специальной литературы ряда научно-технических издательств, «Университетская книга» -- для реализации литературы университетских издательств. Одновременно региональные книготорговые предприятия созда-ют свои представительства в центре, например «Топ-книга» в Мос-кве и С.-Петербурге для обслуживания крупной оптовой фирмы в Новосибирске и сети книжных магазинов.

Издательско-книготорговые  фирмы в 2000 году занимали по величине товарооборота в оптовой книготорговле доминирую-щее положение. Однако признать такого рода структуры в каче-стве модели, определяющей российскую книжную торговлю и устойчивой на ближайшую перспективу, достаточных оснований нет. Созданные для решения част-ных задач конкретных издательств или отдельных издательских групп, они, для того чтобы выжить в рынке, вынуждены будут наращивать свой ассортимент или специализироваться на оп-ределенных группах ассортимента, вступая в острую конкурен-цию с многочисленными фирмами-близнецами, предлагающи-ми один и тот же ассортимент.

В свою очередь, наращивание ассортимента в издательско-кни  и т.д.................


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ отечественной и зарубежной системы книгораспространения

В данной работе сравнительный анализ отечественной  и зарубежной системы книгораспространения будет проводиться по следующим  пунктам: тенденция развития стационарных книжных магазинов, развитие книжных  клубов, развитие почтово-посылочной торговли, развитие Интернет-торговли. Итоги будут подводиться по каждому из рассматриваемых вопросов.

 

1. Тенденция развития стационарных  книжных магазинов.

В настоящее  время через книжные магазины России проходит в среднем до 70% всей книжной продукции, реализуемой  через розничную торговлю. При этом более половины российских читателей уходят из книжных магазинов с покупками, что является очень высоким показателем по сравнению с Западом. Посещаемость книжных магазинов в России также намного выше, чем на Западе, поскольку другие формы розничной книжной торговли в нашей стране развиты слабо.

За последнее  десятилетие в России наблюдается  тенденция превращения многих книжных  магазинов в универсальные. Крупные  универсальные магазины имеют от 60 до 70% постоянных покупателей, а в небольшие магазины, расположенные в спальных районах, заходит до 90% постоянных покупателей.

Среди российских книжных магазинов можно  выделить две группы, отличающиеся друг от друга различной организацией книжной торговли.

К первой группе можно отнести большие универсальные книжные магазины со свободным доступам в торговый зал (например, такие как «Библио-Глобус»), где основной упор делается на поддержание широкого ассортимента продаваемой литературы. Постоянное пополнение торговых залов как новыми книгами, так и пользующимися среди покупателей высоким спросом, происходит с помощью компьютерного контроля продаваемой литературы. Оборудование, установленное в торговых залах, фиксирует каждую покупку, что позволяет достаточно быстро получать информацию о том, поставки каких книг необходимо увеличить. В магазинах постоянно проводятся маркетинговые исследования поведения и маршрутов движения покупателей, на основе чего меняется расположение торговых секций, выявляются наиболее ходовые издания. Подобным книгам находят место на пересечении покупательских потоков в торговых залах, по громкой связи сотрудники магазина рассказывают о таких изданиях, приглашая посетителей ознакомиться с ними и приобрести. Организация книжной торговли в подобных магазинах имеет много общего с организацией торговли в зарубежных книжных магазинах. Деятельность магазинов типа «Библио-Глобус» вполне соответствует современным требованиям рынка и международным стандартам, а также полностью адекватна происходящим изменениям в экономике и общественном сознании людей.

Ко второй группе можно отнести магазины, торгующие  «через прилавок», с привычным расположением  отделов, не ведущие анализа динамики продаж литературы, формирующие ассортимент  без учета пожеланий читателей. Такие магазины обычно расположены в спальных районах и, несмотря ни на что, имеют своих постоянных покупателей.

Кроме того, существуют различные специализированные книжные магазины, которые в основном можно отнести ко второй группе организации  книжной торговли, хотя со временем эта тенденция наверняка изменится в сторону первой группы.

В современной  практике США, ФРГ, Великобритании существуют две основные концепции развития книжных магазинов. Первая предусматривает  магазины большой площади с обширным и разнообразным ассортиментом. Вторая ориентируется на интенсивные контакты с покупателями на базе меньшего, но тематически глубокого ассортимента.

В США  из общего числа 19 тысяч книготорговых  точек около 8 тысяч являются независимыми книжными магазинами, то есть находящимися в управлении их владельцев (остальные принадлежат различным книготорговым сетям). Конечно, эта статистика весьма приблизительна, она нуждается в серьезной проверке, поскольку никто не может гарантировать полную достоверность приводимых цифр из-за частых открытий-закрытий торговых точек, а также из-за погрешностей в отчетах самих владельцев. По этим же причинам трудно судить с полной уверенностью о фактических объемах продаж.

Если  все-таки принять за точку отсчета  приведенную выше цифру в 8 тысяч  магазинов, то из этого числа по крайней мере 40% составляют специализированные предприятия, большинство которых занято продажей религиозной литературы, преимущественно христианской.

Трудно  представить себе масштабы растущего  как на дрожжах рынка христианской литературы. Уровень специализации здесь и объемы продаж просто поражают воображение.

Среди других типов специализированных книготорговых  предприятий США можно перечислить  магазины детской книги, магазины, продающие  книги на иностранных языках, путеводители, поваренные книги, самоучители, пособия для гомосексуалистов и лесбиянок, книги по метафизике, книги по бизнесу, магазины технической и профессиональной литературы.

Специализированные  магазины и их посетители редко получают информацию от издателей о новых  названиях по данному профилю. Как правило, эта обязанность остается за магазином. Ему приходится вести поиск информации о тех изданиях, которые, как ему кажется, могут быть здесь реализованы успешнее, чем в другом месте. Реклама в специализированной прессе часто попадает к покупателям одновременно с получением ее в магазине. С другой стороны, нет ничего удивительного в том, что книготорговец зачастую ничего не знает о каком-либо издании, пока посетитель сам не придет к нему с газетной вырезкой, - попросту издатель не удосужился послать экземпляры данной книги этому магазину.

Даже  среди оставшихся 5 тысяч независимых  магазинов, которые продолжают считать  себя универсальными предприятиями  по продаже книг, в последние годы проявляются отчетливые тенденции  к специализации, сосредоточению своей деятельности на определенных рынках. Это связано в первую очередь с усиливающейся конкуренцией со стороны книготорговых цепей национального масштаба. Независимым магазинам становится все труднее вести эффективную коммерческую работу в старой универсальной манере.

Главным средством финансовой поддержки  универсальных книжных магазинов  является продажа бестселлеров. Выросла  целая популяция людей, покупающих только бестселлеры. Их абсолютно не интересуют книги, о которых не говорят, но зато для них чрезвычайно важно быть в курсе всего того, о чем говорят, независимо от содержания самого чтения. Этих людей легко обслуживать: достаточно иметь в наличии штабеля бестселлеров и хорошенько «раззвонить» о них по округе. Почти ничего не нужно объяснять, потому что никто не хочет ничего знать о самой книге. Бестселлеры способствуют развитию товародвижения в магазине, притоку денег, быстрому обновлению ассортимента, что благоприятствует созданию запасов других, менее подвижных категорий книг.

К сожалению, любители бестселлеров приобретают книги там, где это удобнее и дешевле. Принцип удобства уводит их от традиционных независимых книжных магазинов и прельщает местами, где книги продаются вместе с другими товарами, но по более низким ценам, а также магазинами уцененных изделий. Это заставляет независимые книжные магазины работать над индивидуальным подходом к покупателю, тщательно подбирать ассортимент реализуемых изданий, реагировать на малейшие изменения спроса.

Все большее  значение для распространения коммерческой книги в США приобретают книжные магазины в университетах и колледжах. Многие учебные заведения, даже малые, имеют перворазрядные магазины, обслуживающие несколько прилегающих населенных районов.

В крупных  универсальных книжных магазинах  за рубежом установлен свободный доступ к книгам, а для удобства посетителей создана возможность находиться в магазине часами - есть специальные зоны для чтения и отдыха, в некоторых магазинах действуют кафе, безалкогольные бары, и даже рестораны. Магазины оснащены самым современным книготорговым оборудованием. Профессиональные консультанты из оснащенного компьютерами справочного бюро могут проинформировать покупателей о наличии интересующих их книг, о любом издании, вышедшем недавно или несколько лет назад.

Директорам и менеджерам российских книжных магазинов нужно еще очень многому поучиться, чтобы их предприятия достигли западного уровня развития. Прежде всего, им необходимо обратить внимание на основные факторы конкурентоспособности, взятые на вооружение книготорговым бизнесом за рубежом:

Информация о работе Российский книжный рынок: интернет-торговля