Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:44, статья
Согласно результатам исследования, проведенного компанией ACNielsen, покупки через Интернет делает каждый десятый житель Земли (627 млн. человек). 212 млн. посетителей Сети приобретают книги (это самый ходовой товар), далее идут DVD и видеоигры (135 млн.); примерно столько же людей приобретает через Интернет авиабилеты; 128 млн. приобретают одежду и обувь; 112 млн. скачивают музыкальные записи в формате МР3 или покупают музыкальные компакт-диски.
|
http://www.advertology.ru/
Наименование: |
Диплом Специфика книжного рынка, особенности его ценообразования и сбыта продукции. Структура книжного рынка и форматы магазинов. Формы книгораспространения: оптовая книготорговля, книжные ярмарки, Интернет, розничная книжная торговля. Книжный рынок Приморья. |
Предмет: |
Журналистика |
Год сдачи: |
2009 |
Объем (страниц): |
|
Уникальность по antiplagiat.ru: |
-- |
Дата публикации: |
25.01.2009 |
Описание (план): |
|
А сколько стоит написать (доработать) твою работу? 60 Оглавление. Введение Глава 1.Специфика книжного рынка 1. 1. Ценообразование на книжном рынке 1. 2. Сбыт продукции 1. 3. Розничные сети 1. 4. Структура книжного рынка 1. 5. Форматы магазинов 1. 6. Закрытость книжного рынка Глава 2. Формы книгораспространения 2. 1. Оптовая книготорговля 2. 2. Книжные ярмарки 2. 3. Книгораспространение через Интернет 2. 4. Розничная книжная торговля Глава 3.Книжный рынок Приморья Заключение Список источников и литературы Введение Актуальность темы исследования. По-прежнему одним из самых актуальных вопросов нынешнего дня в сфере книгоиздания является книгораспространение. Издатели испытывают серьезные трудности в продаже своей продукции. Потребители, с другой стороны, сталкиваются с проблемами поиска и приобретения необходимой им литературы, а также с непомерно завышенными ценами на издательскую продукцию в сравнении с отпускными ценами самих издателей. Особенно остро эти вопросы стоят в российских регионах. Современная система книгораспространения выросла после того, как практически полностью развалился предыдущий вариант - планового распространения книг, который оказался полностью неприемлем в условиях рыночной экономики. Современным книгораспространителями необходимо учитывать множество факторов, влияющих на спрос, покупательскую способность населения и сбытовую политику предприятия, и использовать для этого все доступные им инструменты - от маркетинговых исследований до электронных баз данных и Интернета. Предприятиям, стремящимся к дальнейшему развитию, пришлось изменить весь технологический цикл продаж, начиная от способов систематизации товара на складах, до реализации свободного доступа к товару в конечных точках продаж и организации возможности заказа книги в единичном количестве. На региональных рынках книгопродукции ситуация осложнена еще и отдаленностью от крупных центров книгоиздания, что автоматически увеличивает срок доставки до потребителя новинок и заказанных книг, а так же снижает возможность предоставления всей широты ассортимента. Современная система книгораспространения развивается в условиях нестабильности внешнего окружения и жесткой конкуренции. Эффективность системы зависит от того, насколько результативно книготорговое предприятие использует инструменты маркетинга, которые на практике реализуются через осуществление товарной, ценовой, сбытовой политики и политики симулирования сбыта. Так же в условиях
все более остро ощущаемого кризиса
книжного рынка в России в последние
годы, и при недостаточном охвате
книгораспространителями При этом исследования мало систематизированы, проводятся отдельными группами маркетологов, зачастую подходящих к проблеме исключительно с точки зрения компании-нанимателя, с позиций возможной выгоды для компании или решения какой-то конкретной проблемы. Отсюда можно сделать вывод о несомненной актуальности данной работы, ее необходимости, особенно в свете малоизученности книгораспространения в регионах, и в Приморском крае, в частности. Степень изученности проблемы. Как показали поиски материала к данной работе, проблема изучена недостаточно хорошо, поскольку большинство найденного материала касалось скорее проблем издателей, чем книгораспространителей. Имеется одно учебное пособие с названием «Книгораспространение в России» А.В. Привалова Книгораспространение в России. / Привалов А.В. - М.: «Палеотип», 2004. , все остальные
материалы только косвенно Таким образом,
можно сделать вывод, что проблема
изучена недостаточно подробно, а
поскольку Цель работы. Целью данной работы является изучение системы книгораспространения в Центральной России и Приморском крае, ее анализ и выявление проблем, недостатков и преимуществ видов книгораспространение. Автор ставит перед собой задачи: - рассмотреть специфичность книжного рынка России по сравнению с другими рынками; - проанализировать
различные формы - изучить структуру книжного рынка; - рассмотреть
отличия книгораспространения Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В работе были использованы как российские, так и иностранные источники материала, а также сетевые ресурсы. Глава 1. Специфика книжного рынка. 1. 1. Ценообразование на книжном рынке. Книжный рынок,
в первую очередь, очень невелик
в экономическом смысле. По оценкам,
в 2005 году он составил всего $2,2 млрд. Рост
книжного рынка оценивается, в основном,
по двум показателям - количеству выпущенных
наименований и тиражам. Однако, в
последнее время рынок растет только
за счет увеличения количества выпущенных
наименований, а средний тираж одного
издания уменьшается. При этом растет
средняя цена на книгу. Общий тираж книг
в России снижался в 2006г. третий год подряд.
Усиливающийся кризис обостряет конкуренцию
между издательствами и магазинами. В
2006г. в России было напечатано рекордное
число книг - количество их наименований
впервые перевалило за 100 тыс. При этом
произошло опять же рекордное снижение
общего тиража - сразу на 5,5%. Еще более
рекордной стала «утряска» среднего тиража
книги, опустившегося по сравнению с 2005г.
на 12,7%, до беспрецедентного показателя
6183 экземпляра. Всего совокупный тираж
издаваемых в России за год книг снизился
с 2003г. на 10%, а средний тираж за это время
опустился почти на 30%.У роста средней
цены на книгу несколько причин. Основная
составляющая - инфляционная. Кроме того,
средняя стоимость книги растет за счет
увеличения доли более дорогих книг - именно
в их сторону, по мнению издателей, смещаются
потребительские предпочтения в последнее
время. Сегодня цены на книги в России
и Западной Европе отличаются более чем
в шесть раз, при том, что структура ценообразования
сходна. Объясняется это тем, что в денежном
выражении составляющие конечной стоимости
книги сильно отличаются друг от друга.
Только российские цены на бумагу и полиграфию
приближены к мировым. А, например, автор
с одной проданной книги, по оценкам книготорговой
сети «Топ-книга», в Европе получает $1,5,
а в России только $0,1. Эксперты рынка прогнозируют,
что в ближайшие два-три года средняя цена
на книги в России приблизится к восточноевропейской
- $6-8 за экземпляр. Сетевой ресурс http://www.amicable.ru/ При расчете цен на издания принимаются во внимание три финансовых и один организаторский фактор. Финансовые факторы - это расходы на допечатные процессы, стоимость набора, художественное оформление, изготовление фотооригиналов, дизайна суперобложки и других работ. Все это серьезно влияет на цену одного экземпляра. Производственные расходы включают в себя фактические расходы на печать, приобретение бумаги и переплетные процессы. Эта часть расходов зависит от материальной конструкции издания, вида используемых материалов и оборудования. Последний финансовый фактор - авторский гонорар, который составляет определенную часть от цены каждого проданного экземпляра (так называемый "роялти"). Четвертый субъективный фактор сводится к простому, казалось бы, вопросу, который специалисты отрасли печати задают сами себе: какую цену можно запросить за книгу? Финансовые расчеты продиктуют ответ. Расчет ведется по следующей методике. Затраты на печатные процессы, оплату производственных операций и авторский гонорар, отнесенные на единицу продукции путем деления на тираж, суммируют и показывают размер расходов на один экземпляр. Цена - количество
денег, выплачиваемых покупателем
за одну книгу. В РФ цены на книги
являются свободными. Государство осуществляет
только косвенное влияние на цены
через федеральную и РЦ=ИЦ+ОН+РН+НДС+НСП, где ИЦ - отпускная издательская цена; ОН - оптовая наценка оптовой фирмы; РН - розничная наценка магазина; НДС - налог на добавочную стоимость; НСП - налог с продаж. Розничная цена может быть написана в договоре с издателем (контрактная цена), издатель может рекомендовать цену (согласованная или рекомендованная цена). Розничные цены на книги, имеющие сезонный спрос, например, календари, учебники, относятся к сезонным ценам. При распродаже книг-неликвидов применяются ранжированные розничные цены, т.е. цены, фиксированные в определенных диапазонах. По правилам торговли розничная цена на книгу обязательно должна быть указана на ценнике. В алгоритме механизма формирования розничной наценки, помимо базовой (оптовой) цены и собственных затрат (издержек), необходимо для стимулирования платежеспособности спроса учитывать такие ценообразующие факторы, как социальная значимость книги, сезонность и эластичность спроса, планируемая товарооборачиваемость. Плановое значение коэффициента розничной наценки должно быть согласовано с плановым заданием по товарообороту и другими сводными показателями фирмы на планируемый период. Для розничных
магазинов при расчете 1. 2. Сбыт продукции. Сбыт продукции - важнейшая составная часть коммерческой деятельности предприятия. Основная цель сбытовой политики - обеспечение эффективности сбыта продукции. В книжном магазине своя специфика успешных продаж. К эффективным средствам реализации товара, применительно к магазину, относятся: 1) известность
предприятия, отношение 2) формы привлечения
внимания потенциального 3) личные контакты с покупателями, опросы, различные рекламные и конкурсные мероприятия непосредственно в магазине; 4) оказание консультативной помощи покупателю; проведение симпозиумов и докладов с персональным приглашением потенциальных покупателей; приглашение покупателей в демонстрационные залы на просмотр рекламных фильмов; удобное расписание работы магазина; возможность работы под индивидуальные заказы покупателей; близость к пункту доставки товара; имиджевая реклама: оформление вывески магазина, наружные витрины, выкладка ассортимента в торговом зале; тематическое специализированное оформление стендов, общий интерьер. Зачастую конечный результат деятельности предприятия определяет местоположение магазина. Удачно выбрав место, книготорговец обеспечивает себе долгосрочное и устойчивое конкурентное преимущество, а владелец супермаркета выигрывает вдвойне, если рядом с ним находятся учебные заведения, предприятия, учащиеся и рабочие, которые нуждаются как в книгах, так и в сопутствующих товарах. Цены, ассортимент, уровень сервиса - все это, в отличие от расположения магазина, можно изменить. Но когда лучшее место занято, другим торговцам приходится открывать магазин в менее удобном месте. Растущая конкуренция на книжном рынке заставляет производить уценку: делать сезонные скидки; периодические скидки в рекламных целях (уменьшается цена издания во время проведения его рекламной компании); функциональные скидки (предлагают службам товародвижения - радио, телевидение, рекламные газеты). Большое значение имеет планирование сбыта, при котором указываются конкретные объемы продаж с поступлением ассортимента. А для этого необходимо изучать спрос покупателей. Спрос, будучи категорией рынка, означает потребность купить книгу, подкрепленную покупательской потребностью. Спрос является сложной структурой, на которую влияет культура, образование, социальные процессы в обществе, уровень доходов населения и цены. Для осуществления нормального книготоргового процесса весьма важно иметь постоянную информацию о состоянии спроса и предложения, о конкурентах и потребителях. Для получения этой информации любой, даже не очень большой магазин, должен проводить работу с покупателями, изучать спрос. Благодаря изучению спроса, магазин сможет работать не на "абстрактную" аудиторию, а на конкретные группы потребителей, которые в нем заинтересованы, сконцентрированы территориально в ареале торговой деятельности именно этого магазина, связанной с ним теми или иными коммуникациями. Такая работа должна привести к более рациональной деятельности магазина во многих направлениях, и особенности в таких, как ассортиментное, сервисное и рекламное. Изучение покупателей также необходимо, чтобы выяснить, какие дополнительные услуги они хотели бы получить в книготорговом предприятии. Здесь можно рассмотреть целый спектр услуг: прием предварительных заказов, открытие букинистического отдела, продажа канцелярских товаров, проведение встреч с авторами и издателями, организация книжных конкурсов и викторин, предоставление скидок постоянным покупателем, организация ксерокопирования и ламинирования. Исследование нужд покупателей может идти различными методами. Это может быть опрос, анкетирование, интервью, наблюдение. Изучение покупателей важно для эффективной организации рекламной деятельности. Как информационная, так и эмоциональная стороны рекламного сообщения должны быть основаны на социальных ценностях и потребностях определенных социальных групп, в которые входят покупатели, посещающие магазин. Это могут быть возрастные, имущественные, профессиональные или территориально-районированные группы. Изучение особенностей спроса внутри магазина, отслеживание его изменения позволяет сформировать для предъявления вовне, через наружную рекламу и витрины, образа предприятия, способного полностью и качественно удовлетворить их потребность в книгах. Исследование потребителей важно для книготоргового предприятия также при проведении рекламных акций и компаний, которые позволят закупать и продвигать перспективный товар. Значение службы сбыта в последние годы возросло почти во всех предприятиях отрасли печати. Возможности ее участия в формировании производственной программы сегодня уже во многом сравнялись с возможностями других подразделений, определяющих товарную, сбытовую, ценовую и коммуникационную политику предприятия. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. Экспресс курс. Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Коттуревского. - СПБ: Питер, 2001. Завершающей стадией работы магазина является продвижение товара, стимулирование его продажи. Этому способствует коммуникационная политика. Методы стимулирования должны содержать явное побуждение к совершению покупки, предлагая какую-либо уступку, льготу, представляющую ценность для покупателя. В рыночных условиях реклама является одним из активных средств продвижения товара. Книжная продукция в этом отношении не является исключением. Реклама - дорогостоящая деятельность предприятия, поэтому ее использование должно быть направленным и эффективным. Для этого необходимо знать специфику средств рекламного воздействия на те группы покупателей, которым предназначены конкретные книги. Стимулирующая реклама - рекламная компания, направленная на "раскрутку" (продажу) определенных книг. Она необходима, чтобы: привлечь внимание больших групп читателей; представить автора; - способствовать привлечению других известных авторов, литературных агентов; - способствовать увеличению продаж. Есть еще несколько способов продвижения книжного ассортимента: 1. Распространение
бесплатных книжных каталогов
книжной продукции путем 2. Презентация книги. Такие акции проводятся в крупном магазине, когда в определенном для презентации месте присутствует сам автор книги. Покупатель может получить книгу с автографом автора и, как правило, со скидкой. 3. Плакаты. Используются плакаты с названием книги, фамилией автора, изображением обложки, с цитатами из текста, зазывающие покупателей в магазин для покупки новой книги. 4. Премии - это
товары, предлагаемые по довольно
низкой цене или бесплатно
в качестве поощрения за 5. Конкурсы и игры. Конкурсы и игры пользуются успехом у молодежи и среди представителей старшего поколения. Конкурсы и игры предполагают наличие определенных призов не только для победителей, но и для всех участников. 6. Лотерея используется
для аналогичных целей. Можно
предлагать купоны лотереи к
каждой книге или только нескол 7. Продажа в кредит. Наряду с перечисленными
стимулирующими методами, введение свободного
доступа посетителей к книгам,
который предоставляют Задача руководства магазина - правильно расставить торговое оборудование в залах, спланировать расположение секций, удобно разметить витрины с книгами, обеспечить покупателю доступ к самым высоким поискам. Самообслуживание показало, что не каждый покупатель может взять на себя функции выбора, сравнения и оценки литературы. Продавец книжного магазина должен являться не только работником торговли, но и специалистом книжного дела, разбирающимся в ассортименте своего товара и психологии покупателя. Продавец книги может и должен быть источником информации для покупателей об ассортименте имеющихся в наличии книг и даже содержании наиболее заметных изданий. Без этой информации покупатель не всегда в состоянии найти нужную ему книгу на полке, может уйти без покупки неудовлетворенным. При отсутствии книги в продаже продавец может побудить покупателя сделать заказ, прийти еще раз. Сервис в книжном магазине проявляется именно через удовлетворенность покупателя работой продавцов. 1. 3. Розничные сети. Росту книжного рынка препятствует неразвитость розничной сети. Конкуренция за торговые площади ведет к повышению арендных ставок, и книготорговля в этой борьбе проигрывает другим видам бизнеса, для которых характерна более высокая рентабельность. Открытие книжных магазинов сопряжено со значительными финансовыми рисками. По данным компании «Топ-книга», Россия значительно отстает от европейских стран по уровню обеспеченности книжными магазинами: если там магазин приходится на каждые 10-15 тыс. человек, то у нас -- на 60 тыс. Существующие в стране 2 500 магазинов не в состоянии обеспечить продажу всей изданной литературы, поступающей на рынок. Ассортимент даже крупного магазина ограничен размером его торговых площадей (в среднем -- 200кв.м) В результате постоянного роста числа наименований издаваемых книг возникает кризис перепроизводства, срок продажи тиража увеличивается, тем более, что срок оборачиваемости у книг и так намного дольше, чем у продукции других предприятий розничной торговли. В связи с этим крупные книготорговые компании постоянно расширяют свои розничные сети. Но при этом следует учитывать, что средний книжный магазин способен вместить не более 30 тыс. наименований книг одновременно, что составляет 30% от издающейся продукции в год, из чего следует, что значительная часть книжной продукции залеживается на складах, и книготорговцам приходится изыскивать другие пути реализации книг. В сложившейся ситуации сложнее всего будет мелким и средним издательствам. "Сейчас объемы продаж книг ниже, чем объемы их производства,- полагает генеральный директор издательства "Росмэн" Михаил Маркоткин. - Идет затоваривание, и, следовательно, издатели теряют оборотные средства, которые лежат мертвым грузом на складах в виде непроданных книг. Мелкие издатели этого не выдерживают и разоряются. Поэтому в этих условиях постепенно будет происходить вытеснение мелких компаний и укрупнение лидеров рынка". По мнению аналитиков РБК, процесс слияний и поглощений на российском книжном рынке уже начался. На текущий момент существует более десяти крупных издательских групп: ИГ АСТ, "Инфра-М", "КноРус", "Росмэн", "Эксмо-пресс", холдинг "Олма Медиа Групп". Все они образовались путем поглощения более мелких участников рынка. Характерной чертой сегодняшнего российского книгоиздания является монополизация рынка. Несмотря на то что в России работает около 2 500 издательств, 40% рынка (по данным «Топ-книги») приходится на долю четырех крупнейших: ЭКСМО занимает 12 %, АСТ -- 10 %, «Просвещение» -- 9%, «Дрофа» -- 8%. Лидерство первых двух объясняется хорошими позициями на рынке художественной литературы, в частности тех самых отечественных детективов, два другие специализируются на издании учебной литературы. Еще около 20% рынка делят между собой издательства «Фламинго», «ОлмаПресс», «Росмэн», «ИНФРА-М», «Радуга», «Вентана-граф», «Баласс», «Панорама», «Рипол-Классик». Остальные 40% формирует множество мелких издательских фирм. Для небольшого издательства единственным способом выжить становится узкая специализация. В настоящее время активно развивается ниша дорогих, подарочных изданий - это связано с ростом покупательской способности населения и его желанием покупать качественно изданную литературу, а не "одноразовые" книги. В этой нише работают, например, издательства "Белый город", "Ниола-пресс" и другие. 1. 4. Структура книжного рынка. Рассмотрим структуру книжного рынка. Больше всего у нас выпускается художественной и детской литературы -- соответственно 23,9 % и 9,6 %, т. е. около трети от общего объема изданного за год (в общей сложности примерно 263,5 млн экз.). Второй по величине сегмент книжного рынка -- учебная литература (199 млн экз.). В основном это школьные учебники, на них приходится 29% суммарного годового тиража. Спрос на учебную литературу формируют внерыночные факторы: это единственная область, регулируемая государством -- через Министерство образования и науки, которое дает рекомендации по поводу тех или иных учебных программ. Система распространения тоже достаточно своеобразна: закупки могут осуществляться библиотеками, учебными коллекторами, родителями школьников совместно или индивидуально, через оптовые компании, через магазины или через частных предпринимателей. Так что тенденции развития этого сегмента рынка весьма специфичны и сильно варьируются в зависимости от региона. Тем не менее здесь также наблюдается рост числа наименований, уже дезориентирующий продавцов и покупателей. Кроме того, по мнению экспертов, до сих пор недостаточно развит рынок учебной литературы для вузов, где число наименований больше, чем в сегменте для школьников, а оборот -- ниже. Далее идет политическая и социально-экономическая литература (примерно 15% общего тиража). Она почти наполовину представлена книгами по экономике и юриспруденции -- результат востребованности определенных знаний для профессионального успеха в новых условиях. Остальные виды литературы значительно менее заметны, хотя в сумме на них приходится около 15% от объема книгоиздания. Важно отметить, что относительные доли различных разде-лов выпуска книг по тематике и целевому назначению по разде-лам Универсальной Десятичной Классификации (УДК) суще-ственно сблизилась с выпуском книг по этим же тематическим рядам с европейским и мировым книгоизданием, прежде всего в силу того, что в общем выпуске книг сократилось количество названий по техническим и естественнонаучным дисциплинам. На всех рынках потребительских
товаров классические стратегии
рекламы и продвижения Ситуация осложняется еще и тем, что практически отсутствует система оповещения целевых групп об издательских планах - по данным экспертов "Топ-книги" менее 10% издателей поддерживают систему сигнальной информации о готовящихся к выходу изданиях, сообщают о них книготорговле хотя бы за месяц до появления книги на прилавке, в связи с чем невозможно провести грамотную рекламную кампанию. Существует также проблема специфики продукции, распространяемой на рынке. Книжный рынок - единственный, который за деньги предоставляет то, что можно получить бесплатно. Помимо библиотек, большую часть книг, предлагаемых на рынке, можно найти в Интернете. Под данным Исследовательского холдинга Romir, с начала 2003г. до конца 2006г. число пользователей Интернета в России выросло с 10 до 21% населения. В Сети выкладывается все больше книг, в одной только знаменитой библиотеке Машкова (http://lib.ru) выложено более 20 тыс. текстовых файлов. Продажи книг через интернет-магазины также растут, но их доля остается ничтожной - менее 3% рынка. У книг оттягивают потребителей и другие виды развлечений. Об этом говорит постепенное смещение спроса в сторону неразвлекательных книг. По данным информационно-маркетингового центра «Альвис», сроки реализации большинства книг превышают 50 недель. При этом более бойко продается литература группы non-fiction, то есть не беллетристика. В лидерах по оборачиваемости - медицина, здоровье, экономика, финансы, бизнес-литература, государство и право, компьютерные книги. Близко к группе лидеров находится сентиментальная литература. Пока по валовым показателям книжный рынок России превосходит многие другие рынки развлечений. Так, он в 5 раз превышает уровень кассовых сборов в кинотеатрах, в 2,5 раза выше оборота на рынке продаж DVD (с учетом пиратских копий), в разы превышает рынок боулинга и т.д. Но вот по динамике развитие книжного рынка отстает от всех указанных. Если в 2006г. в денежном выражении он вырос всего на 10% (по осторожным оценкам участников рынка), то кассовые сборы показали прирост на уровне 27%. Почти на 45% вырос объем продаж DVD, при том, что ряд киностудий снизил цены на свои лицензионные диски. Рынок боулинга вырос на 30%. 1. 5. Форматы магазинов. Чтобы оживить спрос на
книжном рынке, книгопродавцы создают
разнообразные форматы Если раньше книжные магазины в России отличались друг от друга только площадью, то сегодня они представлены самыми различными форматами - от дискаунтера до элитного книжного клуба с высоким уровнем сервиса. В результате на отечественном книжном рынке появилось несколько розничных форматов в разных ценовых сегментах. Этим наша книжная розница резко отличается от иностранной, где, как правило, используются всего два формата. Первый - книжный супермаркет, предлагающий покупателям максимально широкий ассортимент и сервис. Такой формат характерен для столиц, крупных городов. Второй формат - это мини-маркет, с тематически суженым ассортиментом, без всякого сервиса, распространенный, например, в студенческих кампусах. Если посмотреть на структуру российской книжной розницы, то оказывается, что лучше всего наши книжные торговцы освоили средний сегмент рынка. Здесь работают крупнейшие федеральные книжные сети: «Книгомир», «Буква», «Библиосфера» (принадлежит издательству "Инфра М"). В этом же сегменте присутствуют и локальные книжные сети, например "Московский Дом книги на Новом Арбате" (принадлежит ГУП "Московский Дом книги") из 38 магазинов, а также "Снарк" (принадлежит питерскому издательству "Азбука") из 28 магазинов. Насыщен средний сегмент еще и потому, что в нем исторически сильны позиции одиночных книжных магазинов-брендов, таких как московские "Библиоглобус" и "Москва". Чаще всего книжные сети в среднем сегменте создавались на базе крупных советских магазинов, и сегодня они представляют собой наиболее привычный для потребителя формат с достаточно широким ассортиментом, умеренным сервисом, активным продвижением новинок и бестселлеров. Поскольку магазины среднего формата ориентированы преимущественно на обывателя, он подразумевает очень четкую навигацию внутри магазина, с ясными и понятными указателями отделов и подотделов, размещенных в логической последовательности (т.е. близкие по тематике отделы должны следовать друг за другом). Посетитель таких магазинов обычно не очень сведущ в новинках литературы, а потому ему требуется подсказки. Для этого в книжных супермаркетах размещают отзывы известных людей о недавно вышедших книгах, а также приглашают их авторов для презентации. Однако сегодня средний сегмент становится менее интересным для книжных торговцев - он уже близок к насыщению. Российские книгопродавцы хорошо научились управлять форматом "средних" магазинов, например, оперативно внедрять в ассортимент новинки. Гораздо больше перспектив у
российских книжных сетей в нижнем
и дорогом сегментах, где конкуренция
не настолько сильна. Именно в этих
сегментах появились в Хороший рост продаж сегодня и у книжных магазинов в дорогом сегменте - 20-30%. Как правило, это гипермаркеты или супермаркеты с чрезвычайно широким ассортиментом и повышенным уровнем сервиса. Они ориентированы, прежде всего, на жителей больших городов. Среди них - интеллектуалы, библиофилы и те, для кого книжный шопинг - просто приятное времяпрепровождение. Сегодня магазины с такой концепцией развивают сети «Буквоед», «Лас-Книгас», «Букбери». 1. 6. Закрытость книжного рынка. Для современного книжного рынка России, кроме того, существенными являются такие отличительные признаки, как: - моноцентричность (большинство крупных издательств расположено в центральной России, около 80% книжной продукции выпускается в Москве); - большие различия между
региональными книжными - многонациональный состав населения страны и его принадлежность к различным конфессиям и вероисповеданиям, что вызывает существование множества рынков небольшой емкости, ориентированных на читательские потребности малых языковых групп и религий; - в издательствах - в книжном бизнесе
России наибольшее - происходит смена рынка
предложения на рынок спроса,
что ведёт к изменениям По мнению В.Д. Синявского, генерального директора логистического предприятия "Мастер-книга" и сети розничных магазинов "Библиосфера", российский книготорговец на собственном опыте ощутил специфику книжной торговли, специфику книги как товара особого рода: 1. Книжники вынуждены работать
существенно большим 2. Процесс закупки в
книжной торговле слишком 3. Книга как товар обладает
слишком низкой ценой, делить
которую между издателем и
распространителем весьма 4. Огромное количество
поставщиков (для эффективной
работы книжных магазинов 5. Только на
книжном рынке существует 6. Книжники располагают меньшей информацией о динамике продаж (при огромном ассортименте очень трудно принимать решение на основании прогностических моделей, книги по-разному продаются и в небольшом объеме: очень хорошие штуками в день, не очень хорошие раз-два в месяц). 7. В книжном бизнесе высокие логистические затраты на единицу продукции. 8. Только книготорговцы
пытаются продать товар, . Обратимся к
заявлению руководителя зарубежного
департамен-та Франкфуртской книжной
ярмарки доктора Хуберта Посмотрим, как на этом фоне выглядит книжный бизнес в Рос-сии. Единственным публичным источником данных по этому воп-росу является журнал «Книжный бизнес». По его данным на нача-ло 2001 года десять крупнейших издательств России занимали долю в общем обороте книжной продукции, равную примерно трети. Крупнейшими в этой десятке среди издательских групп названы «ACT» -- 8.7% и «Эксмо-Пресс» -- 8.2% книжного рынка по товаро-обороту. Есенькина Б. Майсурадзе Ю. Книжный рынок России: 1990-2000. Динамика, экономика, организация. - М.: МГУП, 2001. -- С. 20-24 Официальных данных явно не хватает,
чтобы делать фактичес-кие, а не экспертные
оценки. Так, 16 февраля 2000 г. на съезде СРПП
представитель издательской группы «ACT»
заявил, что в их корпо-ративную группу
входит более 30 издательств, которые совокупно
выпускают свыше 10 млн. экземпляров книг
в месяц. Электронный ресурс: http://www.mirtv.ru/ Группа связа-на
общим планированием и И, наконец, обратимся к данным Российской книжной палаты, представляющей официальные данные государственной статисти-ки печати. По этим данным рыночная доля «Эксмо-Пресс» окажет-ся чуть выше и близко совпадающей с публикуемой журналом «Книжный бизнес». Доля же выпуска книг «ACT» зафиксирована ниже и существенно отличается от цифры, заявленной представи-телем издательства. Из приведенных
фактов можно сделать вывод о
закрытости книжного рынка России,
по крайней мере, в двух его аспектах:
ин-формационном и коммерческом. Закрытость
книжного рынка в информационном плане
не позволяет до сих пор создать эффектив-ную
систему информации о книгах в наличии
и печати -- аналог зарубежных систем «Books
in Print». Российский вариант «Books in Print» содержит
не более 20% информации о книгах, готовящихся
или находящихся в печати, и далеко не
все, находящиеся в прода-же.Электронный
ресурс: http://www.hi-edu.ru/x-books/ Коммерческая закрытость рынка носит еще большие размеры. С одной стороны, есть статистика выпуска книг, составленная по выходным данным. С другой, есть более точные ежеквартальные и ежегодные показатели финансово экономической деятельности издательств и книготорговых предприятий в региональных статис-тических органах. Но они не сводятся по России в целом и поэтому не могут служить делу государственного анализа и оценок. Напом-ним, что согласно закону о монополиях к ним можно отнести толь-ко тех субъектов книжного рынка, которые имеют долю оборота на всем или на местном рынке, превышающую 35%. Ситуация на книжном рынке сегодня уже такова, что мож-но говорить о достаточно высокой концентрации капитала от-дельных издательских групп и объединений и их влиянии на правила игры на книжном рынке. Точную картину может дать только объективная книготорговая статистика печати, которая сегодня отсутствует. На другом полюсе
от монополизма стоит Таким образом,
можно сделать вывод, что специфичность
книжного рынка по сравнению с
другими рынками ведет к Глава 2. Формы книгораспространения. 2. 1. Оптовая торговля. Оптовая книжная
торговля имеет свою особую историю
в книгоиздании. В советский период
система оптовой книжной Взаимодействие издателя с типографиями и книжной торгов-лей было прописано досконально, система ценообразования была жесткой, по прейскуранту определялись фиксированные по стране цены, а по дополнительным постановлениям утверж-дались скидки от номинала для каждого географического реги-она. Механизм книжной торговли поддерживал сам себя, при-нося стране за счет исключительно высоких тиражей изданий высокую прибыль при относительно низких ценах на книги. Естественно, что рыночный механизм не мог выдержать та-кую монопольную конструкцию. Оптовая книжная торговля, насчитывающая к 1990 г. 16 центральных оптовых книготорго-вых баз и 75 книготорговых оптовых баз в регионах страны, с первых же шагов рынка стала давать сбои. Причины этих сбоев очевидны: -- первый удар по финансовой системе оптовой книж-ной торговли и традиционной ее организации нанесли издатели центра, установив прямые договорные отно-шения с книжными магазинами; быстро продаваемые и прибыльные книги стали поступать напрямую в кни-готорговые залы розничных предприятий; -- второй удар
по финансовой системе оптовой
книж-ной торговле нанесли Рынок быстро прореагировал на нежизнеспособность старых схем оптового книгораспространения и стал выстраивать соб-ственные мобильные рыночные системы. Оптовая книжная тор-говля с 1990 по 1995 г. в ее традиционном исполнении потеряла до 90% от общего товарооборота книжной продукции. Отметим в развитии оптовой книжной торговли России осо-бую роль «Центркниги» -- главного оптового звена в системе быв-шей ВГО «Союзкниги». Через эту книготорговую базу в 1990 г. проходило до 30% от товарооборота Мининформпечати РФ, то есть около 600 млн. экземпляров книг. Эта цифра превышает объем производства книг всеми издательствами России в 2000 г. Ныне товарооборот этой оптовой базы значительно ниже. На рынке появились
частные фир-мы оптовой книжной
торговли, рассчитанные на обслуживание
отдельных издательств или Основные причины такого положения очевидны: во-первых, в книжной торговле нет достаточных капиталов, чтобы преодолеть имеющую место раздробленность; во-вторых, на данном этапе крупнейшие издательства считают, что выстроенные ими издательско-книготорговые структуры на рынке более конкурентоспо-собны и поэтому не стремятся оказать содействие развитию дру-гих конкурентных структур, даже на кооперативной основе; в-тре-тьих, все более привлекательным для самих книготорговцев ста-новится опыт западных книготорговых сетей, для развития кото-рого они уже начинают выделять средства и искать партнеров. Образование оптовой
книжной торговли издательств явилось
их вынужденным шагом в ответ
на неспособность государствен- Первый шаг в этом направлении был сделан при выходе из-дательств на прямые договорные отношения с розничными кни-готорговыми предприятиями. В центре и регионах, когда речь шла о местных издательствах, это было сделать не трудно. Дру-гое дело -- отношения центральных издательств с региональной книжной торговлей. Причина была не только в том, чтобы просто убрать оптовика-посредника между издателем и розничной ' торговлей, но и в том, что на рынке появилась масса новых из-дателей, опыт посреднической торговли у которых просто не существовал. Период 1990-1994 гг.
можно отнести к периоду На местах издательства образовывали
специальные склады для хранения и обработки
производимых ими книг. По мере рас-ширения
производства складская база ряда крупных
изда-тельств развивалась, постепенно
фактически превращаясь в оптовые книготорговые
предприятия, обслуживающие дилер-ские
сети в регионах. К числу таких складов,
а фактически издательско-книготорговых
объединений можно отнести соответ-ствующие
образования издательств «ACT», «Просвещение»,
«Ар-мада», «Терра», «Русич», «Росмэн»,
«Аванта+».Электронный ресурс:http://www.compuart.ru/ Издательства, лидирующие по товарооборо-ту на российском книжном рынке, стали образовывать юриди-ческие лица -- клубы и книготорговые предприятия для обслу-живания отдельной группы издательств. Например, «Книжный клуб 36*6» -- для реализации литературы издательств «Вагриус» и ACT-Пресс, «РиС» -- для реализации специальной литературы ряда научно-технических издательств, «Университетская книга» -- для реализации литературы университетских издательств. Одновременно региональные книготорговые предприятия созда-ют свои представительства в центре, например «Топ-книга» в Мос-кве и С.-Петербурге для обслуживания крупной оптовой фирмы в Новосибирске и сети книжных магазинов. Издательско-книготорговые фирмы в 2000 году занимали по величине товарооборота в оптовой книготорговле доминирую-щее положение. Однако признать такого рода структуры в каче-стве модели, определяющей российскую книжную торговлю и устойчивой на ближайшую перспективу, достаточных оснований нет. Созданные для решения част-ных задач конкретных издательств или отдельных издательских групп, они, для того чтобы выжить в рынке, вынуждены будут наращивать свой ассортимент или специализироваться на оп-ределенных группах ассортимента, вступая в острую конкурен-цию с многочисленными фирмами-близнецами, предлагающи-ми один и тот же ассортимент. В свою очередь, наращивание ассортимента в издательско-кни и т.д................. |
В данной работе сравнительный анализ отечественной и зарубежной системы книгораспространения будет проводиться по следующим пунктам: тенденция развития стационарных книжных магазинов, развитие книжных клубов, развитие почтово-посылочной торговли, развитие Интернет-торговли. Итоги будут подводиться по каждому из рассматриваемых вопросов.
1. Тенденция развития
В настоящее время через книжные магазины России проходит в среднем до 70% всей книжной продукции, реализуемой через розничную торговлю. При этом более половины российских читателей уходят из книжных магазинов с покупками, что является очень высоким показателем по сравнению с Западом. Посещаемость книжных магазинов в России также намного выше, чем на Западе, поскольку другие формы розничной книжной торговли в нашей стране развиты слабо.
За последнее десятилетие в России наблюдается тенденция превращения многих книжных магазинов в универсальные. Крупные универсальные магазины имеют от 60 до 70% постоянных покупателей, а в небольшие магазины, расположенные в спальных районах, заходит до 90% постоянных покупателей.
Среди российских книжных магазинов можно выделить две группы, отличающиеся друг от друга различной организацией книжной торговли.
К первой группе можно отнести большие универсальные книжные магазины со свободным доступам в торговый зал (например, такие как «Библио-Глобус»), где основной упор делается на поддержание широкого ассортимента продаваемой литературы. Постоянное пополнение торговых залов как новыми книгами, так и пользующимися среди покупателей высоким спросом, происходит с помощью компьютерного контроля продаваемой литературы. Оборудование, установленное в торговых залах, фиксирует каждую покупку, что позволяет достаточно быстро получать информацию о том, поставки каких книг необходимо увеличить. В магазинах постоянно проводятся маркетинговые исследования поведения и маршрутов движения покупателей, на основе чего меняется расположение торговых секций, выявляются наиболее ходовые издания. Подобным книгам находят место на пересечении покупательских потоков в торговых залах, по громкой связи сотрудники магазина рассказывают о таких изданиях, приглашая посетителей ознакомиться с ними и приобрести. Организация книжной торговли в подобных магазинах имеет много общего с организацией торговли в зарубежных книжных магазинах. Деятельность магазинов типа «Библио-Глобус» вполне соответствует современным требованиям рынка и международным стандартам, а также полностью адекватна происходящим изменениям в экономике и общественном сознании людей.
Ко второй группе можно отнести магазины, торгующие «через прилавок», с привычным расположением отделов, не ведущие анализа динамики продаж литературы, формирующие ассортимент без учета пожеланий читателей. Такие магазины обычно расположены в спальных районах и, несмотря ни на что, имеют своих постоянных покупателей.
Кроме того, существуют различные специализированные книжные магазины, которые в основном можно отнести ко второй группе организации книжной торговли, хотя со временем эта тенденция наверняка изменится в сторону первой группы.
В современной практике США, ФРГ, Великобритании существуют две основные концепции развития книжных магазинов. Первая предусматривает магазины большой площади с обширным и разнообразным ассортиментом. Вторая ориентируется на интенсивные контакты с покупателями на базе меньшего, но тематически глубокого ассортимента.
В США из общего числа 19 тысяч книготорговых точек около 8 тысяч являются независимыми книжными магазинами, то есть находящимися в управлении их владельцев (остальные принадлежат различным книготорговым сетям). Конечно, эта статистика весьма приблизительна, она нуждается в серьезной проверке, поскольку никто не может гарантировать полную достоверность приводимых цифр из-за частых открытий-закрытий торговых точек, а также из-за погрешностей в отчетах самих владельцев. По этим же причинам трудно судить с полной уверенностью о фактических объемах продаж.
Если все-таки принять за точку отсчета приведенную выше цифру в 8 тысяч магазинов, то из этого числа по крайней мере 40% составляют специализированные предприятия, большинство которых занято продажей религиозной литературы, преимущественно христианской.
Трудно представить себе масштабы растущего как на дрожжах рынка христианской литературы. Уровень специализации здесь и объемы продаж просто поражают воображение.
Среди
других типов специализированных книготорговых
предприятий США можно
Специализированные магазины и их посетители редко получают информацию от издателей о новых названиях по данному профилю. Как правило, эта обязанность остается за магазином. Ему приходится вести поиск информации о тех изданиях, которые, как ему кажется, могут быть здесь реализованы успешнее, чем в другом месте. Реклама в специализированной прессе часто попадает к покупателям одновременно с получением ее в магазине. С другой стороны, нет ничего удивительного в том, что книготорговец зачастую ничего не знает о каком-либо издании, пока посетитель сам не придет к нему с газетной вырезкой, - попросту издатель не удосужился послать экземпляры данной книги этому магазину.
Даже среди оставшихся 5 тысяч независимых магазинов, которые продолжают считать себя универсальными предприятиями по продаже книг, в последние годы проявляются отчетливые тенденции к специализации, сосредоточению своей деятельности на определенных рынках. Это связано в первую очередь с усиливающейся конкуренцией со стороны книготорговых цепей национального масштаба. Независимым магазинам становится все труднее вести эффективную коммерческую работу в старой универсальной манере.
Главным
средством финансовой поддержки
универсальных книжных
К сожалению, любители бестселлеров приобретают книги там, где это удобнее и дешевле. Принцип удобства уводит их от традиционных независимых книжных магазинов и прельщает местами, где книги продаются вместе с другими товарами, но по более низким ценам, а также магазинами уцененных изделий. Это заставляет независимые книжные магазины работать над индивидуальным подходом к покупателю, тщательно подбирать ассортимент реализуемых изданий, реагировать на малейшие изменения спроса.
Все большее
значение для распространения коммерческ
В крупных
универсальных книжных
Директорам и менеджерам российских книжных магазинов нужно еще очень многому поучиться, чтобы их предприятия достигли западного уровня развития. Прежде всего, им необходимо обратить внимание на основные факторы конкурентоспособности, взятые на вооружение книготорговым бизнесом за рубежом:
Информация о работе Российский книжный рынок: интернет-торговля