Службы занятости населения, и их роль в регулировании занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:32, контрольная работа

Описание

На сегодняшний день значительное количество наших граждан являются безработными. Государство видит основной своей задачей целенаправленное воздействие на рынок труда в интересах общества в целом и каждого индивида, желающего применить свои способности к труду. В ходе исследования получены следующие результаты, во всех субъектах Российской Федерации действуют программы содействия занятости населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия по содействию трудоустройству населения, в число которых входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие самозанятости; профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1. Государственная служба занятости населения: структура, функции, права…………………………………………………………………………………..3

2. Организация органами государственной службы занятости населения работы по профподготовке, повышению квалификации и переподготовке граждан…………………………………………………………………………...…..7

3. Организация и проведение общественных работ………………………...….9

4. Особенности действий государственной службы занятости региона в условиях чрезвычайной ситуации на рынке труда……………...………………10

5. Государственная статистическая отчетность по занятости: форма, периодичность, проблемы и недостатки……………………………………………..14

6. Негосударственные (альтернативные) службы занятости и их роль в регулировании занятости и рынка труда в регионе……………………………….16

Заключение…………………………………………………………………….20

Список используемой литературы………………………………….………….21

Работа состоит из  1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)
y">Наименование  показателей:

     1) Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения) в общей численности принятых на работу.

     2)Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу.

     3)Уровень безработицы.

        4) Численность незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну вакансию.

    5.Государственная  статистическая отчетность  по занятости:  форма, периодичность, проблемы и недостатки

     Сбор  и разработка данных службами занятости  осуществляются на основе ведомственного государственного статистического наблюдения по формам, утвержденным Госкомстатом России и заполняемым с месячной, квартальной и полугодовой периодичностью. При этом в месячной отчетности предусмотрены показатели, характеризующие общую численность граждан, обратившихся в службы занятости в поисках работы, процессы их регистрации в качестве безработных (признано безработными), снятия их с учета в связи с трудоустройством, оформлением на досрочную пенсию, направлением на профессиональное обучение и по другим причинам. В этой же форме предусмотрена информация о заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках (т.е. о вакансиях), о назначениях и выплатах пособий по безработице, об участии в общественных работах и некоторые другие показатели.

     Квартальная и полугодовая отчетности служб  занятости представлены более подробным перечнем показателей, характеризующих: социально-демографический состав как общей численности граждан, ищущих работу, так и тех, кто официально признан безработными; распределение безработных по продолжительности безработицы; масштабы и формы профессионального обучения; квотирование и содействие в сохранении и организации рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости граждан.

     Отчетность, разрабатываемая по линии служб занятости, ежегодно пересматривается для улучшения ее информационных возможностей и наряду с обследованием рабочей силы по-прежнему сохраняет свое значение для анализа рынка труда. Одним из преимуществ административного учета является то обстоятельство, что сбор данных проводится, как правило, в более короткие сроки, чем обследование рабочей силы, а информация относительно легко и быстродоступна (обычно в первой половине следующего за отчетным месяца). Используя этот массив данных, можно ежемесячно следить за изменением уровня официальной (т.е. регистрируемой) безработицы и за динамикой основных социально-демографических показателей состава граждан, ищущих работу с помощью служб занятости.

     Однако  следует иметь в виду, что сведения, получаемые по данному источнику информации, в два-три раза занижены. Это обусловлено рядом причин: относительно невысоким размером выплачиваемого пособия; неудовлетворенностью предлагаемыми рабочими местами, необходимостью регулярно отмечаться, да и просто нежеланием многих граждан официально признать себя безработными.

     Поэтому основным источником информации, всесторонне  характеризующим конъюнктуру рынка труда, признано крупномасштабное многоцелевое обследование населения по проблемам занятости. Выборочное обследование рабочей силы является наиболее последовательным (после переписи населения) видом статистического наблюдения, с помощью которого можно охватить практически все категории населения (исключение составляют вооруженные силы, бездомные и некоторые другие категории, представляющие собой относительно малочисленные группы населения). Только на основе материалов такого обследования можно получать международно сопоставимую информацию одновременно о трех основных категориях населения — о занятых, безработных и экономически неактивных. Одна из отличительных черт обследования — возможность предоставления чрезвычайно детальных данных, дающих большое число демографических и социально-экономических характеристик: возраст, пол, гражданство, семейное положение, родственные отношения, уровень образования, различные виды и типы занятости, отрасль, профессия, способы поиска работы, причины экономической неактивности и т.п. Материалы обследования помогают деловым кругам разрабатывать долгосрочную стратегию маркетинга. Они широко используются для контроля существующих экономических условий, формирования правительственных программ оказания помощи определенным группам населения и прогноза будущих изменений с целью принятия более обоснованных решений, связанных с капиталовложениями, что содействует повышению деловой активности и экономическому росту.

     Как уже отмечалось, ввиду особой важности проводимых обследований необходима работа по совершенствованию вопросников, организации сбора данных и технологии их обработки, по использованию опыта зарубежных стран. В числе новых, прогрессивных направлений совершенствования работы в данной области следует назвать введение в статистическую практику наряду со стандартными обследованиями модульных обследований, которые могут касаться выборочной группы населения, отдельных тем (проблем) или отдельных регионов (локальных рынков труда). В зависимости от информационной потребности в качестве объектов подобных обследований выступают такие проблемы, как положение на рынке труда лиц, требующих социальной защиты (например, выпускников школ, пенсионеров, уволенных из вооруженных сил); положение на сельском рынке труда; вторичная занятость; занятость в неформальном секторе и т.д. Введение модульных обследований позволяет анализировать дополнительные аспекты безработицы, осуществлять оценку эффективности разных форм активной политики на рынке труда.

    6.Негосударственные  (альтернативные) службы  занятости и их  роль в регулировании занятости и рынка труда в регионе.

     В настоящее время задачи  посредничества  в  подыскании  места  работы решают  государственные  центры  (службы)  занятости   и   негосударственные формирования. Эти службы имеют свои функции и технологию работы,  предлагают свой комплекс услуг.

           На рынке труда многих стран  государственная служба занятости  занимает особое  монопольное  положение,  которое  имеет  две  разновидности.  Первая заключается в том, что служба централизует все  операции  по  найму.  Вторая разновидность означает менее жесткий вариант. В  РФ  государственная служба занятости занимает монопольное место на рынке труда и в то  же  время не подходит под каноны ни первой, ни второй разновидности этой монополии.

        Противостояние государственных  и частных агентств по найму  обусловлено прежде всего несовершенством законодательства,  согласно  которому  практика частного найма во многих странах  запрещена.  В  ряде  стран  (США,  Канада, Италия)   деятельность   частных   агентств   легитимна.   Отношения   между государственными  и  частными  органами   по   трудоустройству   традиционно строятся на трех принципах: контроле, конкуренции и сотрудничестве.

           Государственная служба занятости  занимает монопольное место в  качестве посреднической структуры на рынке труда России, за исключением г.  Москвы  и ряда крупных городов, где  функционируют  альтернативные  службы  занятости, частные агентства по временному и постоянному найму.

           Мировой опыт говорит о том,  что через государственные органы  занятости находит работу  лишь  1/3  ищущих  работу.  Большинство  людей,  прежде  чем обратиться в государственную службу занятости, проходят через  сито  частных агентств,  альтернативных  служб   занятости,   специальных   посреднических контор. Поскольку подобного спектра организаций на  российском  рынке  труда еще нет, процент обратившихся  в  государственные  органы  настораживает.  В настоящее время можно выделить по крайней мере следующие  причины  нежеланиялюдей, потерявших работу, обращаться в ЦЗН.

     -психологическое неприятие безработицы и самих безработных, это в  равной  степени  относится  как  к  тем,   кто   потерял   работу   и   пытается

       трудоустроиться самостоятельно, так  и к тем, кто нанимает  рабочую   силу через центр занятости;

     - население  плохо  информировано  о  расположении  данных  служб,  об  их предназначении и деятельности;

      -  возможности трудоустройства центра  занятости   ограничены,   т.   к.   подавляющее большинство руководителей предприятий не прибегают к услугам   ЦЗН при поиске и найме рабочей силы;

           Говоря о финансовой стороне  вопроса можно отметить следующие  причины:

     предполагается,   что   предприятия,   высвобождающие   работников,   должны информировать их о необходимости регистрации в  ЦЗН.  Однако  у  предприятий нет  ни  стимулов,  ни  обязанностей  выполнять  эту  функцию.  Более  того,предприятия,  сокращающие  занятых,  скорее  всего   находятся   в   трудном материальном положении и  для  них  выгоднее  не  информировать  работников, поскольку в таком случае они не  будут  выплачивать  им  пособие  за  третий месяц; Закон о занятости включает положение  о  том,  что  граждане  России, получающие  выходное  пособие  от  предприятий,  не  могут  претендовать  на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших  работу и получивших выходное пособие не видят смысла обращаться в  ЦЗН.  Из  опроса клиентов службы занятости  выяснилось,  что  среди  других,  наиболее  часто встречающихся причин  нежелания  обращаться  в  ЦЗН,  назывались  такие  как "через государственные СЗ  можно трудоустроиться лишь  в  государственном секторе",  "в  СЗ  обращаются  только  уволенные   за   нарушение   трудовой дисциплины".

           Как бы ни были субъективны  оценки людей, неоспоримым является  то,  что большинство  не  имеющих  работы  не  пользуется  услугами  органов   службы занятости.  Эта  субъективная  информация  ценна  и  ее  изучение   позволит оказывать   влияние   на   мотивационный   механизм   человека,    желающего трудоустроиться.

     Наряду  с государственными центрами занятости (биржами труда) в странах с рыночно ориентированной экономикой к первому типу посредников на рынке труда относятся и частные службы содействия занятости населения, которые выполняют все функции в области содействия занятости, кроме выплаты государственных пособий по безработице. Как правило, действия таких предпринимательских фирм не имеет ограничений по части поиска и предложения подходящей работы. В отличие от государственных центров занятости, предоставляющих услуги по поиску работы бесплатно, негосударственные организации функционируют на платной основе. В России наиболее известным представителем этой группы субъектов бизнеса является акционерное общество «Триза».

     К первому из указанных типов посредников  относятся также рекрутинговые агентства . Таковыми являются негосударственные организации, работающие, как правило, под заказ конкретных работодателей, заинтересованных в долгосрочных и текущих процессах заполнения вакансий в своих фирмах. Рекрутинговые агентства осуществляют ведение баз данных по имеющимся и формирующимся вакансиям, а также занимаются целенаправленной подготовкой соискателей рабочих мест под уже открытые и прогнозируемые вакансии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Из  вышеизложенного можно сделать  вывод, что одной из основных задач  службы занятости населения является оказание незанятым лицам помощи в начале или возобновлении трудовой деятельности, т.е. подыскание им подходящей работы и содействие заключению трудового договора между работником и нанимателем.

     Таким образом, в сфере обеспечения  занятости населения складываются отношения, прямо связанные с трудовыми. Они преследуют цель обеспечения незанятых граждан работой, а нанимателей – необходимой рабочей силой, т.е. направлены на возникновение трудовых правоотношений. Этим и обусловлено их вхождение в сферу отношений, регулируемых трудовым правом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы:

1."Экономика  тpуда" под pедакцией Г. Р.  Погосяна и Л. И. Жукова M.: Экономика, 1991

2. И.  Заславский "О пользе рынка  труда", "Вопросы экономики" N9 - 91г.

3. А.  Карташева, Е. Кубишин "Ситуация на рынке труда: направления развития", "Экономист" N12-92г.

4. В.  Колосов "Правовое регулирование  занятости", "Советские профсоюзы" N2-92г

5. Г.  Г. Руденко "Служба занятости  и ее функции", Москва, РЭА, 1992г.

6. Н.  Матыцина "Обеспечение занятости  населения", "Экономист", N4-92г.

7. А.  А. Дикаpева, М. И. Миpская "Социология тpуда" M.: Высшая школа, 1989

Информация о работе Службы занятости населения, и их роль в регулировании занятости населения