Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа
Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения, как правило, излагаются в виде таблиц.
Таблица является наиболее рациональной, наглядной и компактной формой представления статистического материала.
Однако не всякая таблица является статистической. Таблица умножения, опросный лист социологического обследования и т.д. могут носить табличную форму, но еще не являются статистическими таблицами.
стр.
1. Понятие о статистической таблице. Элементы статистической таблицы. . . . . . . . . . . . . . . . .
3
2. Виды таблиц по характеру подлежащего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
3. Виды таблиц по разработке сказуемого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8
4. Основные правила разработки таблиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9
5. Чтение и анализ таблиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
6. Таблицы и матрицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
7. Таблицы сопряженности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
8. Понятие о статистическом графике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14
9. Классификация видов графиков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
10. Диаграммы сравнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
11. Структурные диаграммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
12. Диаграммы динамики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
28
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
36
12.
ДИАГРАММЫ ДИНАМИКИ
Для изображения и внесения суждений о развитии явления во времени строятся диаграммы динамики.
Для наглядного изображения явлений в рядах динамики используются диаграммы: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радикальные и др. Выбор вида диаграммы зависит в основном от особенностей исходных данных, цели исследования. Например, если имеется ряд динамики с несколькими неравноотносящимися уровнями во времени (1913, 1940, 1950, 1980, 1985, 1997 гг.), то часто для наглядности используют столбиковые, квадратные или круговые диаграммы. Они зрительно впечатляют, хорошо запоминаются, н не годны для изображения большого числа уровней, так как громоздки. Когда число уровней в ряду динамики велико, целесообразно применять линейные диаграммы, которые воспроизводят непрерывность процесса развития в виде непрерывной ломанной линии. Кроме того, линейные диаграммы удобно использовать: если целью исследования является изображение общей тенденции и характера развития явления; когда на одном графике необходимо изобразить несколько динамических рядов с целью их сравнения; если наиболее существенным является сопоставление темпов роста, а не уровней.
Для
построения линейных графиков применяют
систему прямоугольных
В
статистической практике чаще всего
применяются графические
Рассмотрим
построение линейной диаграммы на основании
следующих данных (табл. 11).
Таблица 11
Динамика валового сбора зерновых культур в регионе
за 1985 – 1994 гг.
Год | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 |
Млн.т. |
237,4 |
179,2 |
189,1 |
158,2 |
186,8 |
192,2 |
172,6 |
191,7 |
210,1 |
211,3 |
Изображение
динамики валового сбора зерновых культур
на координатной сетке с неразрывной
шкалой значений, начинающихся от нуля,
вряд ли целесообразно, так как 2/3 поля
диаграммы остаются неиспользованными
и ничего не дают для выразительности
изображения. Поэтому в данных условиях
рекомендуется строить шкалу без вертикального
нуля, т.е. шкала значений разрывается
недалеко от нулевой линии и на диаграмму
попадает лишь часть всего возможного
поля графика. Это не приводит к искажениям
в изображении динамики явления, и процесс
его изменения рисуется диаграммой более
четко (рис. 18).
Нередко на одном линейном графике приводится несколько кривых, которые дают сравнительную характеристику динамики различных показателей или одного и того же показателя.
Примером
графического изображения сразу
нескольких показателей является рис.
19.
Рис. 18. Динамика валового сбора зерновых культур в регионе за 1985 – 1994 гг.
Рис.
19. Динамика производства чугуна и готового
проката в регионе за 1985 – 1994 гг.
Однако на одном графике не следует помещать более трех – четырех кривых, так как большое их количество неизбежно осложняет чертеж и линейная диаграмма теряет наглядность.
В некоторых случаях нанесения на один график двух кривых дает возможность одновременно изобразить динамику третьего показателя, если он является разностью первых двух. Например, при изображении динамики рождаемости и смертности площадь между двумя кривыми показывает величину естественного прироста или естественной убыли населения.
Иногда необходимо сравнить на графике динамику двух показателей, имеющих различные единицы измерения. В таких случаях понадобится не одна, а две масштабные шкалы. Одну из них размещают справа, другую – слева.
Однако
такое сравнение кривых не дает достаточно
полной картины динамики этих показателей,
так как масштабы произвольны. Поэтому
сравнение динамики уровня двух разнородных
показателей следует
Линейные
диаграммы с равномерной шкалой
имеют один недостаток, снижающий
их познавательную ценность: равномерная
шкала позволяет измерять и сравнивать
только отраженные на диаграмме абсолютные
приросты или уменьшения показателей
на протяжении исследуемого периода. Однако
при изучении динамики важно знать относительные
изменения исследуемых показателей по
сравнению с доступным уровнем или темпы
их изменения. Именно относительные изменения
экономических показателей в динамике
искажаются при их изображении на координатной
диаграмме с равномерной вертикальной
шкалой. Кроме того, в обычных координатах
теряет всякую наглядность и даже становится
невозможным изображение для рядов динамики
с резко изменяющимися уровнями, которые
обычно имеют место в динамических рядах
за длительный период времени.
В этих случаях следует отказаться от равномерной шкалы и положить в основу графика полулогарифмическую систему. Основная идея полулогарифмической системы состоит в том, что в ней равным линейным отрезкам соответствуют равные значения логарифмов чисел. Такой подход имеет преимущество: возможность уменьшения размеров больших чисел через их логарифмические эквиваленты. Однако с масштабной шкалой в виде логарифмов график малодоступен для понимания. Необходимо рядом с логарифмами, обозначенными на масштабной шкале, проставить сами числа, характеризующие уровни изображаемого ряда динамики, которые соответствуют указанным числам логарифмов. Такого рода графики носят название графиков на полулогарифмической сетке.
Полулогарифмическое сеткой называется сетка, в которой на одной оси нанесен линейный масштаб, а на другой – логарифмический. В данном случае логарифмический масштаб наносится на ось ординат, а на оси абсцисс располагают равномерную шкалу для отсчета времени по принятым интервалам (годам, кварталам, месяцам, дням и пр.).
Техника
построения логарифмической шкалы
последующая (рис. 21).
Логарифмы чисел Числа
|
Рис. 21. Схема логарифмического масштаба
Необходимо найти логарифмы исходных чисел, начертить ординату и разделить ее на несколько равных частей. Затем нанести на ординату (или равную ей параллельную линию) отрезки, пропорциональные абсолютным приростам этих логарифмов. Далее записать соответствующие логарифмы чисел и их антилогарифмы, например (0,000; 0,3010; 0,4771; 0,6021; …; 1,000, что дает 1, 2, 3, 4, …, 10). Полученные антилогарифмы окончательно дают вид искомой шкалы на ординате.
Приведем пример логарифмического масштаба.
Допустим,
что надо изобразить на графике динамику
производства электроэнергии в регионе
за 1965 – 1994 гг., за эти годы оно выросло
в 9,1 раза. С этой целью находим логарифмы
для каждого уровня ряда (табл. 12).
Таблица 12
Динамика производства электроэнергии в регионе
за 1965 – 1994 гг. (млрд. кВт/ч)
Год | Yi | LgYi | Год | Yi | LgYi |
1965 |
170 |
2,23 |
1985 |
1039 |
3,02 |
1970 |
292 |
2,46 |
1990 |
1294 |
3,11 |
1975 |
507 |
2,70 |
1994 |
1544 |
3,19 |
1980 |
741 |
2,84 |
Определив минимальное и максимальное значение логарифмов производства электроэнергии, построим масштаб с таким расчетом, чтобы все данные разместились на графике.
Учитывая масштаб, находим соответствующие точки, которые соединим прямыми линиями, в результате получим график (рис. 22) с использованием логарифмического масштаба на оси ординат. Он называется диаграммой на полулогарифмической сетке. Полной логарифмической диаграммой он станет в том случае, если по оси абсцисс будет построен логарифмический масштаб. В рядах динамики это никогда не применяется, так как логарифмирование времени лишено всякого смысла.
Рис.
22. Динамика производства электроэнергии
в регионе за 1965 – 1994 гг.
Применяя логарифмический масштаб, можно без всяких вычислений характеризовать динамику уровня. Если кривая на логарифмическом масштабе несколько отклонена от прямой и становится вогнутой к оси абсцисс, значит, имеет место прямой – стабильность темпов; если она отклоняется от прямой в сторону, выпуклую к оси абсцисс, изучаемое явление имеет тенденцию к росту с увеличивающимися темпами.
Динамику изображают и радиальные диаграммы, строящиеся в полярных координатах. Радиальные диаграммы преследуют цель наглядного изображения определенного ритмического движения во времени. Чаще всего эти диаграммы применяются для иллюстрации сезонных колебаний. Радиальные диаграммы разделяются на замкнутые и спиральные. По технике построения радиальные диаграммы отличаются друг от друга в зависимости от того, что взято в качестве пункта отсчета – центр круга или окружность.
Замкнутые диаграммы отражают внутригодичный цикл динамики какого – либо одного года. Спиральные диаграммы показывают внутригодичный цикл динамики за ряд лет.
Построение замкнутых диаграмм сводится к следующему: вычерчивается круг, среднемесячный показатель приравнивается к радиусу этого круга. Затем весь круг делится на 12 радиусов, которые на графике приводятся в виде тонких линий. Каждый радиус обозначает месяц, причем расположение месяцев аналогично циферблату часов: январь – в том месте, где на часах 1, февраль – 2, и т.д. На каждом радиусе делается отметка в определенном месте согласно масштабу исходя из данных за соответствующий месяц. Если данные превышают среднемесячный уровень, отметка делается за пределами окружности на продолжении радиуса. В приведенном примере (рис. 23) R = 44,8 тыс.т., длина радиуса – 3,0 см. Следовательно, 1 см = 44,8 : 3,0 » 15 тыс.т. Данная замкнутая диаграмма наглядно показывает, что производство мяса подвергнуто сезонным колебаниям. Минимум
Информация о работе Статистические таблицы: построение и содержание