Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа
Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения, как правило, излагаются в виде таблиц.
Таблица является наиболее рациональной, наглядной и компактной формой представления статистического материала.
Однако не всякая таблица является статистической. Таблица умножения, опросный лист социологического обследования и т.д. могут носить табличную форму, но еще не являются статистическими таблицами.
стр.
1. Понятие о статистической таблице. Элементы статистической таблицы. . . . . . . . . . . . . . . . .
3
2. Виды таблиц по характеру подлежащего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
3. Виды таблиц по разработке сказуемого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8
4. Основные правила разработки таблиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9
5. Чтение и анализ таблиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
6. Таблицы и матрицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
7. Таблицы сопряженности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
8. Понятие о статистическом графике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14
9. Классификация видов графиков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
10. Диаграммы сравнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
11. Структурные диаграммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
12. Диаграммы динамики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
28
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
36
8. ПОЯНТИЕ О СТАТИСТИЧЕСКОМ ГРАФИКЕ.
ЭЛЕМЕНТЫ
СТАТИСТИЧЕСКОГО
ГРАФИКА.
Современную науку невозможно представить без применения графиков. Они стали средством научного обобщения.
Выразительность,
доходчивость лаконичность, универсальность,
обозримость графических
Впервые
о технике составления
Трактовка графического метода как особой знаковой системы – искусственного знакового языка – связана с развитием семиотики, науки о знаках и знаковых системах.
Знак в семиотике служит символическим выражением некоторых явлений, свойств или отношений.
Существующие в семиотике знаковые системы принято разделять на неязыковые и языковые.
Неязыковые знаковые системы дают представление о явлениях окружающего нас мира (например, шкала измерительного прибора, высота столбика ртути в термометре и т.д.).
Языковые знаковые системы выполняют сигнальные функции, а также задачи сопоставления совокупностей явлений и их анализа. Характерно, что в этих системах сочетание знаков приобретает смысл только тогда, когда их объединение производится по определенным правилам.
В языковых знаковых системах различают естественные и искусственные системы знаков, или языков.
С точки зрения семиотики человеческая речь, выраженная знаками – буквами, составляет естественный язык.
Искусственные языковые системы используются в различных областях жизни и техники. К ним относятся системы математических, химических знаков, алгоритмические языки, графики и др.
Не
исключая естественного языка, искусственные,
или символические языки
Таким образом, статистический график – это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Представление данных таблиц в виде графика производит более сильное впечатление, чем цифры, позволяет лучше осмыслить результаты статистического наблюдения, правильно их истолковывать, значительно облегчает понимание статистического материала, делает его наглядным и доступным. Это, однако, вовсе не означает, что графики имеют лишь иллюстративное значение. Они дают новое знание о предмете исследования, являясь методом обобщения исходной информации.
Значение графического метода в анализе и обобщении данных велико. Графическое изображение прежде всего позволяет осуществить контроль достоверности статистических показателей, так как, представленные на графике, они более ярко показывают имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей. Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случае установления первоначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработке. Графики также широко используются для изучения структуры явлений, их изменения во времени и размещения в пространстве. В них более выразительно проявляются сравнительные характеристики и отчетливо виды основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие изучаемому явлению или процессу.
При
построении графического изображения
следует соблюдать ряд
Рассмотрим подробнее каждый из указанных элементов. Графический образ (основа графика) – это геометрические знаки, т.е. совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели. Важно правильно выбрать графический образ, который должен соответствовать цели графика и способствовать наибольшей выразительности изображаемых статистических данных. Графическими являются лишь те образы, в которых свойства геометрических знаков – фигура, размер линий, расположение частей – имеют существенное значение для выражения содержания изображаемых статистических величин, причем каждому изменению выражаемого содержания соответствует изменение графического образа.
Поле графика – это часть плоскости, где расположены графические образы. Поле графика имеет определенные размеры, которые зависят от его назначения.
Пространственные ориентиры графика задаются в виде системы координатных сеток. Система координат необходима для размещения геометрических знаков в поле графика. Наиболее распространенной является система прямоугольных координат (рис. 1).
картах
пространственные ориентиры задаются
контурной сеткой (контуры рек, береговая
линия морей и океанов, границы
государств) и определяют те территории,
к которым относятся
Масштабные ориентиры статистического графика определяются масштабом и системой масштабных шкал. Масштаб статистического графика – это мера перевода числовой величины в графическую.
Масштабной
шкалой называется
линия, отдельные точки которой могут
быть прочитаны как определенные числа.
Шкала имеет большое значение в графе
и включает три элемента: линию (или носитель
шкалы), определенное число помеченных
черточками точек, которые расположены
на носителе шкалы в определенном порядке,
цифровое обозначение чисел, соответствующих
отдельным помеченным точкам. Как правило,
цифровым обозначением снабжаются не
все помеченные точки, а лишь некоторые
из них, расположенные в определенным
порядке. По правилам числовое значение
необходимо помещать строго против соответствующих
точек, а не между ними (рис. 2).
5 10 15 20 25
Графич
Рис.
2. Числовые интервалы
Носитель шкалы может представлять собой как прямую, так и кривую линии. Поэтому различают шкалы прямолинейные (например, миллиметровая линейка) и криволинейные – дуговые и круговые (циферблат часов).
Графические и числовые интервалы бывают равными и неравными. Если на все протяжении шкалы равным графическим интервалом соответствуют равные числовые, такая шкала называется равномерной. Когда же равным числовым интервалам соответствуют неравные графические интервалы и наоборот, шкала называется неравномерной.
Масштабом
равномерной шкалы называется длина
отрезка (графический
интервал), принятого за единицу и измеренного
в каких – либо мерах. Чем меньше масштаб
(рис. 3), тем гуще располагаются на шкале
точки, имеющие одно и то же значение.
Построить шкалу – это значит на заданном
носителе шкалы разместить точки и обозначить
их соответствующими числами согласно
условиям задачи.
0 1 Масштаб 50 мм
0 1 2 3 4 5
0 10 20 30 40 50
0 100 200 300 400
Рис.
3. Масштабы
Как правило, масштаб определяется примерной прикидкой возможной длины шкалы и ее пределов. Например, на поле в 20 клеток надо построить шкалу от 0 до 850. Так как не делится удобно на 20, то округляем число 850 до ближайшего удобного числа, в данном случае 1000 (1000 : 20 = 50), т.е. в оной клетке 50, в других клетках 100; следовательно, масштаб – 100 в двух клетках.
Из
неравномерных наибольшее распространение
имеет логарифмическая шкала. Методика
ее построения несколько иная, так как
на этой шкале отрезки пропорциональны
не изображаемым величинам, а их логарифмами.
Так, при основании 10 lg1 = 0; lg = 0 = 1; lg100 = 2
и т.д. (рис. 4).
0 0,5 1,0
0 1 2 3
0 10 100 1000 Числа
0 1 2 3
Рис.
4.
Последний элемент графика – экспликация. Каждый график должен иметь словесное описание его содержания. Оно включает его содержание; подписи вдоль масштабных шкал и пояснения к отдельным частям графика.
Информация о работе Статистические таблицы: построение и содержание