Статистический анализ безработицы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 08:43, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение безработицы как экономической категории, её теоретических аспектов и проявлений в практике хозяйственной деятельности. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
- определить понятие и сущность безработицы, причины её возникновения, а так же экономические и социальные последствия;
- рассмотреть классификацию видов безработицы, выявить их специфику;
- произвести статистический анализ структуры и динамики безработицы в Российской Федерации;
- определить пути и методы предотвращения безработицы, рассмотреть меры антикризисной политики в области занятости населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы статистического анализа безработицы…………......5
1.1. Понятия и виды безработицы…………………….……………………...5
1.2. Причины безработицы и ее последствия……………………………....12
1.3. Система показателей, характеризующих безработицу………………..16
2. Анализ состава и структуры безработного населения в Российской Федерации………………………………………………………………………..25
3. Статистическое анализирование динамики и взаимосвязи показателей, характеризующих безработицу……...………………………………………….31
3.1. Анализ динамики уровня безработицы ………………………………..31
3.2. Корреляционно-регрессионный анализ……….……………………….39
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...47

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 557.50 Кб (Скачать документ)

 

            (3)

 

Аналогично по всем безработным, трудоустроенным в отчетном году, рассчитывается общая продолжительность трудоустройства безработных (человеко-дней). При этом продолжительность поиска работы каждого считается со дня регистрации человека как "безработный" до снятия с учета по причине его трудоустройства.

 

    (4)

 

Далее этот показатель может использоваться для расчета средней продолжительности  трудоустройства безработных в  днях (путем деления его на общее  число безработных, трудоустроенных  в отчетном году). Для прогнозных расчетов численности безработных анализируется уровень обращаемости населения в органы службы занятости. Интенсивность спроса на рабочую силу может быть оценена через число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

Уровень общей безработицы, который определяется как удельный вес безработных в численности  экономически активного населения (ЭАН) на начало (конец) периода или  в среднем за год:

 

         (5)

 

Нередко уровень безработицы  определяется как удельный вес безработных  в общем объеме трудовых ресурсов. Найденный таким образом уровень  безработицы по своей величине оказывается  ниже рассмотренного ранее (в % к ЭАН). Между ними существует примерно следующая связь:

 

Уровень безработицы  в трудовых ресурсах= уровень безработицы в % к ЭАН*

                                *доля ЭАН в трудовых ресурсах                                                           (6)

 

Приведенная взаимосвязь  показателей справедлива лишь в  целом. В ряде случаев возможны их нарушения, если в составе безработных  окажется, велика доля лиц нетрудоспособного  возраста (например, пенсионеров, ищущих работу и готовых к ней приступить), ибо возрастные границы для категорий трудовые ресурсы и экономически активное население не совпадают. Однако в большинстве случаев приведенные равенства имеют место.

Как правило, уровень  безработицы, рассчитанный по методологии  МОТ на основе выборочных обследований, в 3-6 раз выше уровня, зарегистрированного в органах Государственной службы занятости РФ. Различия этих показателей еще более ощутимы, если учесть состав безработных по полу. Оценка значимости подобного различия может быть дана с помощью F- критерия Фишера, если рассматривать материалы выборки до распространения их на генеральную совокупность:

                

                                  F = Dфакт/ Dост                                                    (9)

 

где Dфакт и Dост – факторная и остаточная дисперсии на одну степень свободы.

Для определения этих дисперсий можно использовать следующие  формулы (10,11), учитывающие правило сложения дисперсий альтернативного признака:

 

                            

                                             (10)                                         

                            

                                              (11)

 

где k- число групп населения по полу,

рj – доля безработных, обратившихся в службу занятости, в общей численности безработных (отдельно среди мужчин и среди женщин);

p – средняя доля безработных, обратившихся в службу занятости в целом по обследованию;

nj – численность безработных- отдельно для мужчин и женщин;

n - общая численность безработных.

Факторная дисперсия  характеризует различия по полу уровня обращения безработных в службу занятости. Остаточная дисперсия оценивает вариацию доли безработных, обратившихся в службу занятости, независимо от пола граждан. Итак, если F – критерий фактический превышает табличную величину, то состав безработных по полу обусловливает существенные различия в уровне официально зарегистрированной в службах занятости безработицы.

Данные текущей статистики служб занятости о трудоустройстве  населения используются для оценки общей численности безработных  в периоды между обследованиями населения по проблемам занятости. Для расчета численности безработных в месяцы между двумя обследованиями применяется интерполяция соотношения численности безработных, полученной по данным обследования, и численности незанятого населения, учтенной в службе занятости на соответствующую дату. Методика подобных расчетов может быть разной в зависимости от принятой концепции интерполяции.

Вначале определяется, как  изменилось за период между двумя  последними обследованиями соотношение  общей численности безработных, полученной по данным обследования, и численности незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости.

 

Cn= xn/yn ; C0= x0/y0 ; ∆=Сn-C0 ; ∆=∆/t,

 

где xn и x0 - общая численность безработных по данным двух последних обследований;

yn и y0 - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости;

Cn и C0 - соотношения общей численности безработных;

∆ - изменение этих соотношений  между двумя последними обследованиями;

∆ - изменение соотношений между двумя обследованиями в среднем за месяц;

t – число месяцев между двумя смежными обследованиями.

Если предположить, что  ежемесячно данное соотношение возрастает на одну и ту же величину, то общая  численность безработных на конец  рассматриваемого месяца определится как:

 

                                         

                                                 (12)

 

где t – порядковый номер месяца после даты предыдущего обследования;

Yt – численность незанятого населения, состоящего не учете в органах службы занятости на конец рассматриваемого месяца t.

Возможен и другой метод интерполяции численности  безработных между двумя датами обследования, если предположить, что  ежемесячно рассматриваемое соотношение  двух источников информации о численности безработных меняется не в арифметической, а в геометрической прогрессии (в одно и то же число раз). С этой целью определим общий коэффициент роста данного соотношения:

 

                                                        k0= Cn/C0                                                      (13)

 

т.е. коэффициент роста соотношения данных за период между двумя смежными обследованиями.

Средний ежемесячный  коэффициент роста данного соотношения  найдем как:

 

                               

                                           (14)

Тогда, предполагая, что  ежемесячно данное соотношение изменяется в одно и то же число раз – k, численность безработных в месяце t можно оценить по формуле (15):

 

                                   

                                               (15)

 

Теоретически оба варианта интерполирования равноправны, хотя на практике отдается предпочтение первому  методу как более простому.

Статистика изучает  состав населения, ищущего работу и обратившегося в службу занятости по полу, возрасту и образованию. Как результат деятельности службы занятости определяется численность трудоустроенных ее органами граждан в общей численности обратившихся. Наибольший удельный вес среди трудоустроенных составляют не занятые трудовой деятельностью граждане как наиболее нуждающиеся в поддержке лица.

По всем безработным, трудоустроенным в отчетном году, рассчитывается общая продолжительность  трудоустройства безработных (человеко-дней). При этом продолжительность поиска работы каждого считается со дня регистрации человека как безработного до снятия с учета по причине его трудоустройства. Далее этот показатель может использоваться для расчета средней продолжительности трудоустройства безработных в днях (путем деления его на общее число безработных, трудоустроенных в отчетном году).

Для прогнозных расчетов численности безработных анализируется  уровень обращаемости населения  в органы службы занятости. Интенсивность  спроса на рабочую силу может быть оценена через число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, т.е.

Результативность работы органов служб занятости по трудоустройству  населения во многом зависит от достоверности  и своевременности информации от предприятий о потребности в рабочей силе, о вакансиях на рабочие места. В настоящее время по регионам России определяется нагрузка незанятого населения на одну вакансию. Данный показатель фиксирует масштаб напряженности на рынке труда.

Средствами статистики при анализе данных выборочного обследования по проблемам занятости и от органов службы занятости по приложению к форме №1-Т «Отчет о трудоустройстве и занятости населения» получают социальный состав безработных. В отчете содержится информация о качественном составе безработных (распределение их по полу, возрасту, уровню образования, причинам увольнения, наличию детей, профессии, специальности). Изучение качественного состава безработных способствует разработке более эффективной политики занятости (субсидии на расширение рабочих мест, система подготовки и переподготовки рабочей силы, поощрение предпринимательской деятельности и др.)

Образовательный состав безработных можно сравнивать с  аналогичным составом занятых. С  позиции профессиональной ориентации безработных необходимо изучение их возрастного состава.

Чтобы прогнозировать занятость  и безработицу, необходима информация о длительности безработицы. На основании  распределения безработных можно  приближенно определить среднюю  продолжительность безработицы как среднюю арифметическую взвешенную:

 

                                         

,                                                 (16)

 

где Ti - время отсутствия работы в i-ой группе;

Ni – численность безработных i-ой группы.

Медиану продолжительности безработицы определяют по формуле (17):

 

                                         Me= x0 + i *(NMe-SMe-1)/ fMe                                                               (17)

 

где x0 – нижняя граница медианного интервала, т.е. первого интервала с накопленной частотой 50 и более %;

i – величина медианного интервала;

NMe – порядковый номер медианы;

SMe-1 – накопленная частота предмедианного интервала;

fMe – локальная частота медианного интервала.

Этот показатель характеризует  то, что около половины безработных ищут работу более найденной величины медианы.

Время поиска работы достаточно тесно связано с возрастом  безработных и существенно различается  по полу. Рассчитывают коэффициенты корреляции и детерминации. Существенность данных различий подтверждается величиной F- критерия Фишера, которая должна быть выше табличного значения. Расчет F –критерия осуществляется по формуле (18):

 

                                    F= r2/ (1-r2)* (n-2)                                                  (18)

 

где n – число возрастных групп.

Чтобы правильно оценить  ситуацию на рынке труда, необходимо проанализировать причины, приведшие  граждан к статусу безработных (в связи с высвобождением по причине  сокращения штатов, ликвидации организации, собственного дела, с увольнением по собственному желанию). Разные причины сокращения рабочих мест обусловливают соответствующую систему мер социальной защиты безработных. Вместе с тем неодинаковые реальные возможности помощи в трудоустройстве при существенных

различиях ситуаций на рынке труда приводят к сильной дифференциации регионов по уровню официально зарегистрированной безработицы.

 

2. АНАЛИЗ СОСТАВА И  СТРУКТУРЫ БЕЗРАБОТНОГО НАСЕЛНИЯ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Привычным явлением для  некоторых категорий населения  стала безработица. В 2010 году в численности экономически активного населения 76,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн. человек – безработные – это лица, не имеющие работы или доходного занятия, ищущие работу и готовые приступить к ней, и в соответствии с критериями Международной организации труда (МОТ) классифицируются как безработные. В феврале 2010г. численность экономически активного населения была ниже, чем в ноябре 2009г., на 1,1 млн.человек, или на 1,5%. Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения. Численность безработных, в соответствии с методологией МОТ, в феврале 2010г. была на 1,8 млн.человек, или на треть выше, чем в ноябре 2009г. и феврале 2009 года. Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2010г. составил 9,5% и был на 2,5-2,4 процентного пункта выше, чем в ноябре 2009г. и феврале 2009 года (табл. 2.1.)

Информация о работе Статистический анализ безработицы в Российской Федерации