Статистический анализ импорта табачной продукции за 2008 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание

Целью работы является проведение статистического анализа импорта табачной продукции в РФ за 2008 год.

Основные задачи:

1. раскрыть сущность и назначение статистических индексов индексов, используемых при проведении факторного анализа внешнеторгового оборота и показателей эффективности (фактически не применяемые на практике);

2. определить динамику и текущее состояние рынка табачной продукции;

3. определить объемы табачных изделии в РФ;

4. описать импортные операции табачных изделий;

5. дать статистическую оценку импорта табачной продукции за 2008 год.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы статистики внешнеэкономической деятельности 5
1.1Сущность, формы и условия развития внешнеэкономической деятельности 5
1.2 Значение внешнеэкономических связей для экономики России 11
1.3 Государственное регулирование ВЭД 15
Глава 2. Обзор российского рынка табачных изделий 18
2.1 Динамика потребительского спроса 18
2.2 Динамика импортных поставок 22
2.3 Производство табачных изделий 24
2.4 Производители 28
Глава 3. Статистический анализ импорта табачной продукции за 2008 год 34
3.1 Сущность и назначение индексов 34
3.2 Индексы, используемые при проведении факторного анализа внешнеторгового оборота и показателей его эффективности (в таможенной статистике фактически не применяются) 36
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Статистический анализ импорта табачной продукции за 2008 год.doc

— 422.00 Кб (Скачать документ)
 
 

     Согласно данным социологических опросов Фонда "Общественное мнение", большинство респондентов (72%) уверены, что за последнее время россияне стали курить больше, только 7% полагают, что нынче курят меньше, пятая часть (21%) затруднились оценить тенденцию

1.

     Рисунок 2.3. Динамика доли курящего населения РФ.

 

     Однако, данные TNS рисуют иную картину. Так, по данным компании, "российская армия курильщиков за 10 лет потеряла 2,4 млн человек": доля курящих горожан старше 18 лет в России снизилась с 39% до 30%: с 19,455 млн (в 2000 г.) до 17,021 млн (в 2009 г.)

2. 

     Вместе  с тем, данные TNS подтверждают отмечаемую рядом экспертов тенденцию относительно того, что "курильщики все чаще предпочитают классическим сигаретам — легкие. Если в 2001 г. сигареты с обычным фильтром курил каждый четвертый (24%), а во второй половине 2004 г. даже каждый третий (до 30,4%), то в конце 2009 г. сигареты с обычным фильтром курил лишь каждый десятый (10%)".

     За  примерно 10 лет доля потребителей легких сигарет у нас в стране выросла  более чем вдвое — с 7,7%, (в  первой половине 2001 г.), до 16,3%, (данные за 2009 г.). Наблюдался в РФ и рост популярности ультралегких сигарет: с 0,7% в 2001 г. до 4% в 2009г.

     Исследователи отмечают, что помимо выбора в пользу легких сигарет люди стали уменьшать  количество выкуренных сигарет: так, среди курильщиков заметно сократилось число ежедневно выкуривающих до пяти сигарет – с 5,5% (2000 г.) до 2,8% в 2009 г. Аналогичная тенденция наблюдается в группе потребителей табачных изделий, выкуривающих в среднем 6-10 сигарет в день: если в 2000 г. их было 10%, то, по последним данным, их стало уже 7,2%. Доля тех, кто курит ежедневно, снизилась с 36% в 2000 г. до 28% в 2009 г.

     По  данным заместителя председателя комитета Госдумы РФ по охране здоровья      Н. Герасименко (середина 2008 г.), каждый год число курящих женщин в России увеличивается на 1,5 %. В 1993 г. в РФ стране курили только около 5 % женщин, в 2008 г. же – 27 %.

     По  мнению же руководителя Минсоцздравразвития  РФ Т. Голиковой, на середину 2008 г. темп роста курящих в России является одним из самых высоких в мире, и при этом в последние три  года количество сигарет, выкуриваемых в стране, увеличивается на 2–5% в  год. По данным министра, в стране на тот момент курили более 40 миллионов человек: 63% мужчин, 30% женщин, 40% юношей и 7% девушек.

     Руководитель  информагентства "Русский табак" Максим Королев согласен с выводами исследователей по части "перемен  в культуре курения", однако и он уверен, что в целом курить в России не стали меньше: "В последние годы только в России ежегодно производят порядка 410 млрд штук сигарет, причем это число не снижается".

     Федеральная служба государственной статистики (Росстат) при участии Минздравсоцразвития России, Росспорта, Института социальных исследований провела в 2008 г. выборочное обследование на тему "Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения"

3.  Согласно опросным данным, 33,7% опрошенных россиян в возрасте 15 лет и старше курят регулярно, в  то же время доля респондентов, которые курили только в течение последних 30 дней перед обследованием, составила 37%. Всего же за 2008 год, имели опыт курения 45% российских граждан, а 34% из них потребляли табак на момент проведения опроса (июль 2008 г.).

     Таким образом, разные источники в основной совей массе, свидетельствуют об увеличении потребления продукции  табачной промышленности.

     Возросший потребительский спрос до недавнего  времени обеспечивался ростом импортных  поставок, а позже  высокими темпами отечественного производства.

2.2 Динамика импортных  поставок

 

     

В

п

е

р

и

о

д

л

и

б

е

р

а

л

ь

н

ы

х

 

р

е

ф

о

р

м

э

к

о

н

о

м

и

к

и

 

з

н

а

ч

и

т

е

л

ь

н

а

я

ч

а

с

т

ь

 

п

о

т

р

е

б

и

т

е

л

ь

с

к

о

г

о

р

ы

н

к

а

 

о

б

е

с

п

е

ч

и

в

а

л

а

с

ь

и

м

п

о

р

т

н

ы

м

и

п

о

с

т

а

в

к

а

м

и.

П

р

и

р

о

с

т

 

и

м

п

о

р

т

а

 

з

а

м

е

д

л

я

л

с

я

п

о

м

е

р

е

р

а

з

в

и

т

и

я

п

р

о

и

з

в

о

д

с

т

в

е

н

н

о

й

б

а

з

ы

в

 

Р

Ф. 
 
 

 

     

Р

и

с

у

н

о

к 2.5. 

Д

и

н

а

м

и

к

а

и

м

п

о

р

т

а

 

т

а

б

а

ч

н

о

й

п

р

о

д

у

к

ц

и

и

,

т

ы

с

.

а

м

е

р

и

к

а

н

с

к

и

х

д

о

л

л

а

р

о

в.

 

Р

и

с

у

н

о

к

2.6

Д

и

н

а

м

и

к

а

и

м

п

о

р

т

а

 

т

а

б

а

ч

н

о

й

 

п

р

о

д

у

к

ц

и

и

,

 

т

о

н

н

.

     

Р

и

с

у

н

о

к

2.7

.

Д

и

н

а

м

и

к

а

 

с

о

о

т

н

о

ш

е

н

и

я

 

и

м

п

о

р

т

а

 

и

 

п

р

о

и

з

в

о

д

с

т

в

а

 

т

а

б

а

ч

н

о

й

 

п

р

о

д

у

к

ц

и

и

,

 

в

с

я

 

Р

Ф.

2.3 Производство  табачных изделий

 

     

В период становления рыночной экономики производство табачной промышленности активно развивалось и наращивало обороты.

     

Рисунок 2.8. Табачное производство, данные Росстат, вся РФ.

     

В результате в 2008 г. объем произведенной продукции (папиросы и сигареты) составил  413 134 млн. шт., что на 264 696 млн. шт. больше 1992 г. (на 278,32%).

По данным информационно-аналитической службы Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром», в 2009 г. объем производства сос

тавил

409,2

млрд. шт.

     

Рисунок 2.9.  Табачное производство, данные Росстат, вся РФ.

     

По данным

информационно-аналитической службы Ассоциации производителей табачной продукции

"Табакпром"  в настоящее время на отечественном  табачном рынке представлено  около 350 семейств сигарет российского и иностранного производства. Продается около 900 разновидностей табачных марок. На территории РФ работают порядка 80 табачных предприятий. Численность занятых непосредственно в отрасли составляет около 65 тыс. человек.

     

Выделяют 3 основных сортотипа табака: Flue-cured, Burley и Oriental. Их совокупное производство в 2008 г в мире составило около чуть более 5 млн тонн.

     

Flue-cured. Основные территории выращивания табаков Flue-cured (табак воздушной сушки, в основном, сорт "Вирджиния") - Зимбабве, Бразилии, штаты Северная и Южная Каролина, Джорджия (США). Производство Flue-cured в 2008 г составило около 4 млн. т, что выше показателя за 2007 г примерно на 300 тыс. т. При этом основной рост по табаку данного сорта – увеличение на 350 тыс. тонн, - приходится на Китай, в то время как в прочих странах-экспортерах производство упало на почти 40 тыс.тонн.

     

Табак Burley. По объему производства – на 2-ом месте после "Вирджинии". Основные территории выращивания - штаты Кентукки, Теннеси, Северная Каролина, Виржиния, Миссури (США), Мексика и Малайзия. Его рост производства в 2008 г. составил около 740 тыс. тонн, что на 120 тыс.тонн выше показателя 2007 г. Производство табака Burley почти во всех странах-экспортерах Burley в 2008 г увеличилось в сравнении с 2007 годом, за исключение Тайланди Бразилии. В целом же производство этого сорта табака в странах-экспортерах составило почти 700 тыс.тонн, что выше показателя 2007 г. на почти 150 тыс. тонн (в 2007 г. - 563 тыс.тонн).

     

Табак Oriental. Территории произрастания – страны Восточного Средиземноморья – Кипр, Турция, Балканы. В 2007 г. продолжилось снижение его производства и общий объем составил 237 тыс.тонн (в 1997 г. - 647 тыс.тонн). В 2008 г. производство немного увеличилось, составив почти 260 тыс. т. Основной производитель – Турция (производство около 90 тыс. т), увеличившая объем по сравнению с 2007 г. на 20 тыс. т. На остальных территориях произрастания прирост минимальный.

     

Сегодня можно  говорить об определенной стабилизации табачного рынка РФ. На это указывает то, что, несмотря на некоторое увеличение в 2008 г. общего объема производства сигарет и папирос на российских табачных фабриках относительно 2007 г. – до 413 млрд. шт., объем внутреннего производства последние годы колеблется около этого показателя, существенно не увеличиваясь и не уменьшаясь.

     

Это подтверждают данные производства 2009 года. В прошлом  году произошло некоторое снижение объемов производства табачной продукции (до 409 млрд. шт.), но, опять-таки, и этот показатель нельзя считать существенно отличным от зафиксированного ранее.

     

По данным информационно-аналитической  службы "Табакпром", производство табачных изделий в РФ за последние 2 года (в первую очередь, сигарет  и папирос) показывают некоторое  сокращение объемов.

     

Таблица 2.1. - Динамика производства сигарет и папирос в РФ, млрд. шт.

Период 2008 г. 2009 г.
январь-июнь 193,0 195,7
июль-декабрь 220,2 213,5
 

     

Общий объем  сегмента сигарет с ментолом на отечественном  рынке – не более 2%. Такой же объем  – у сегмента "суперслим" (супертонкие) и "суперлайтс" (суперлегкие).

     

Большой процент  на отечественном табачном рынке  занимают контрафактные табачные изделия. По экспертным оценкам их совокупный объем доходит до 25%. В основном, контрафакт поступает к нам из Китая. На втором месте - нелецензированное внутрироссийское производство. По данным специализированного отраслевого периодического издания, в 2008 г в Китае были ликвидированы около 3000 подпольных цехов по производству фальсифицированных сигарет и табака. За 11 месяцев 2008 г. удалось конфисковать табачную продукцию общей стоимостью более 600 млн. долларов США ("Табачный магазин", №1 2009).  

2.4 Производители

 

     Производителей  табачных изделий условно можно  разделить на 2 большие группы: производители  первого и второго уровней.

     Первый уровень составляют крупные транснациональные корпорации - Philip Morris (PM), British American Tobacco (BAT), Japan Tobacco International (JTI), Imperial Tobacco (Великобритания), пр. Международные компании принесли в РФ около 5 миллиардов долларов прямых инвестиций. До 2007 г лидером российского рынка, как и во многих других странах, была компания "Philip Morris". Однако в 2007 г произошла одна из крупнейших в истории мирового табачного рынка сделок: компания Japan Tobacco Inc. приобрела компанию "Gallaher". В результате этой сделки в России компания JTI к фабрике "Петро" присоединила фабрику "Лиггетт-Дукат" и стала крупнейшим на российском рынке производителем сигарет.

     Говорить о конкретных показателях объемов, приходящихся на ту или иную компанию весьма сложно, т.к. этот показатель состоит из 2-х основных элементов: объемов производства и объемов продаж, которые из года в год немного варьируются. Однако, можно уверенно говорить о том, что основная доля нашего рынка приходится на "большую табачную тройку" – компании JTI, PM, BAT.

     Компания  Japan Tobacco International (JTI) - международное подразделение Japan Tobacco Inc. Компания основана в 1999 году. Головной офис компании - в Женеве. До 1985 года была государственной монополией, затем была акционирована. JTI располагает 40 офисами по всему миру, 30-ю фабриками и исследовательскими центрами. В компании заняты около 22 000 человек. В 1999 г JTI поглотила R.J.Reynolds (марки Camel и Winston), выйдя на третье место после PMI и BAT. В 2007 г JTI за $19 млрд. приобрела компанию Gallaher, что стало крупнейшей покупкой японских компаний за рубежом. В 1992 г JTI вошла на российский рынок, приобретя отечественную "АС-Петро". В РФ в последнее время компания занимает 30-35% рынка табачных изделий (оборот около $4 млрд). Производства в России развернуты на фабриках: табачная фабрика "Петро" (Санкт-Петербург), "JTI Елец" (Елец), "Кресс-Нева" (Санкт-Петербург), ЗАО "Лиггетт Дукат".

     Компания Philip Morris International пришла на российский рынок в середине 70-х гг., начав выпуск легендарных "Marlboro" и новой марки "Союз Аполлон". Сегодня производства компании Philip Morris Россия включают 2 табачные фабрики: "Philip Morris Ижора" (СПб) и "Philip Morris Кубань" (Краснодар). В развитие инфраструктуры компании вложено более 1 млрд долларов США. На двух фабриках и в порядка 100 филиалов PMI в РФ работают более 3 500 сотрудников. Производственные мощности двух фабрик в России позволяют выпускать до 100 млрд. сигарет в год. На долю PMI сегодня приходится примерно 29-32% рынка табачной продукции РФ.

     British American Tobacco. Компании принадлежит 50 фабрик по производству сигарет в 41 стране мира. Шесть фабрик производят сигары и другие табачные продукты, одна фабрика занимается производством снюса. BAT принадлежит самый широкий в мире ассортимент выпускаемых сигарет. Среди них такие известные международные марки как Dunhill, Lucky Strike, Kent, Pall Mall, Vogue, Viceroy, пр. Кроме того, в ряде стран компания занимается производством курительного табака и сигар. В 2009 году BAT выпустила 724 млрд. сигарет. На сегодняшний день Группа компаний BAT, включая дочерние компании, является работодателем более чем для 60 000 человек по всему миру. На российский рынок BAT пришла в 1991 г. В 2009 г. BAT-Россия завершила инвестиционную программу по развитию фабрик в РФ, запущенную в 2005 г. Совокупные производственные мощности российских фабрик BAT выросли с 86 млрд. штук в год до 115 млрд. штук в год, значительно увеличился ассортимент выпускаемой фабриками продукции. Сейчас доля British American Tobacco на российском рынке табачных изделий составляет 25-29%. В настоящее время в рамках BAT-Россия существуют 3 производства – BAT-Ява (Москва), BAT-СТФ (Саратов) и BAT-СПб (Санкт-Петербург), бывшая Rothmans-Нево.

     Компания  Imperial Tobacco Inc - самая молодая из крупнейших игроков на отечественном табачном рынке. Офисы компании находятся более чем в 160 странах мира. Общее число занятых – около 14500 сотрудников. В РФ - с 1998 г. (после приобретения ООО "Реемстма"). В 2007 году ITI приобрела франко-испанский табачный концерн Altadis (в России - фабрика "Балканская звезда"). В 2009 г доля компании на рынке РФ, по данным AC Nielsen, составляла 8,5%. ITI сегодня находится на четвертом месте среди крупнейших международных табачных компаний. В России компания представлена производствами ООО "Табачная фабрика Реемтсма-Волга", ЗАО "Балканская звезда".

     Указанные ТНК выпускают практически все  наиболее популярные марки сигарет. Сейчас доля группы табачных ТНК на российском рынке табачных изделий составляет более 90%.

     Нельзя  не упомянуть об информационной "закрытости" табачных производителей, что затрудняет анализ. Так, в отделах по связям с общественностью в представительствах Philip Morris Ижора, Philip Morris Кубань и ООО Philip Morris Сэйлз энд маркетинг отказались назвать даже основные марки выпускаемой продукции, сославшись на невозможность предоставления подобной информации.

     Вторую  группу составляют менее крупные  компании – ОАО "Донской табак", ЗАО "Нево-табак", ОАО Погарская  сигаретно-сигарная фабрика, ОАО Табачная фабрика Астра (Пермь), ОАО Курская табачная фабрика, ОАО Бийская и ОАО Канская табачные фабрики. Предприятия данной группы, занимая практически всю оставшуюся доля отечественного рынка, специализируются на выпуске продукции дешевых марок – сигареты "Прима", "Астра", папиросы "Беломорканал", пр. На долю крупнейших из них - "Донской табак", "Нево-табак" и "Погарская сигаретно-сигарная фабрика" приходится 8-9% российского рынка. 4

     Компания  "Донской Табак" является частью многоотраслевого холдинга "ГРУППА АГРОКОМ". В 2008 г. доля компании на российском табачном рынке составляла 5,0%. В 2009 году компания произвела 21,8млрд. сигарет при объеме продаж в натуральном выражении 21 млрд. сигарет. Ассортиментный портфель компании насчитывает 115 наименований сигарет, объем экспорта - 0,95 млрд. сигарет. Основные рынки сбыта – Украина, Казахстан, страны Средней Азии. На фоне сокращения производственных показателей в целом по российской табачной отрасли, объемы производства "Донского табака" выросли на 11%. Учитывая последние рыночные тенденции, компания постепенно сокращает выпуск сигарет без фильтра в пользу инновационных продуктов. В 2009 г доля сигарет формата superslims выросла на 8% - до уровня 35% от общего объема производства предприятия. По итогам 2009 г общая доля продукции компании на российском рынке составила 6% (AC Nielsen, декабрь 2009. г.). Лидером в общей структуре продаж предприятия являются сигареты KISS, продажи которых выросли на 64% по сравнению с 2008 годом. В 2010 г. компания планирует довести валовой объем продаж до 15,8 млрд. руб.

     Таблица 2.2 - Табачные компании и основные продуктовые марки.

Компания/предприятие Основные  марки
BAT Dunhill, Kent, Vogue, Rothmans, Capri, Pall Mall, Viceroy, Alliance, Lucky Strike, Captain Black, Золотое руно, Ява
JTI Winston, Camel, Mild Seven, B&H, Sobranie, Glamour, Magna, More, Ronson, Salem, Sovereign, LD, Дукат, Тройка, Петр I, Русский стиль
PM Ижора / Philip Morris (США) "Philip Morris", "Bond Street", "Chesterfield", "L&M", "Marlboro", "Muratti", "Next", "Parliament" и "Virginia Slims", Soyuz-Apollo.
PM Кубань / Philip Morris (США) "Philip Morris", "Bond Street", "Chesterfield", "L&M", "Marlboro", "Muratti", "Next", "Parliament" и "Virginia Slims", Soyuz-Apollo.
Реемтсма-Волга / Imperial Tobacco Davidoff, West, R1, Style, Прима (марку JPS ITI в РФ не производит)
Балканская  звезда / Imperial Tobacco BS, Gauloises, Золотое кольцо, Искра, Прима, Балканская звезда
ОАО Донской  табак Донской табак, Наша марка, Прима, 21 век, Kiss, Continent, Sakura, Pichmond
ЗАО Нево-табак Прима, Беломорканал, Петр Великий, Тройка, Космос, Друг
ОАО Погарская  сигаретно-сигарная фабрика Прима, Прима-ностальгия, РТ, Кама, Астра, Беломорканал, Казбек
ОАО Табачная фабрика Астра (Пермь) Прима, Кама
ОАО Курская табачная фабрика Стрелецкие, Курские  городские, Прима
ОАО Бийская  табачная фабрика  Космос, Беломорканал
ОАО Канская  табачная фабрика  Астра, Прима, Беломорканал
 

     Таблица 2.3 - Основные компании-производители сигарет в РФ.

Основные  производители сигарет в РФ
  Объем производства, млрд шт.
2008 2007
Всего по РФ 413,2 406,0
JTI 151,9 145,0
Philip Morris 98,0 91,0
BAT-Россия 83,7 83,2
ITI 38,9 40,1
ОАО Донской  табак 19,6 17,9
Доля  ведущих компаний на рынке 94,9% 92,9%
 

     В разрезе табачных фабрик, работающих на территории России, складывается следующая картина.

     Таблица 2.4 - Крупнейшие табачные фабрики РФ.

Наименование Объем производства, млрд шт.
2008 2007
Петро (JTI) 87,5 85,3
ФМ  Ижора (Philip Morris) 69,0 64,0
Лиггетт-Дукат (JTI) 64,4 59,7
БАТ-СТФ  (BAT) 30,4 30,7
ФМ  Кубань (Philip Morris) 29,0 27,0
БАТ-СПб  (BAT) 27,9 25,3
БАТ-Ява  (BAT) 25,4 27,2
Реемтсма-Волга  (ITInc) 20,2 21,5
ОАО Донской  табак 19,6 17,9
Балканская  звезда (ITInc) 18,7 18,6
 

     Что касается наиболее популярных у россиян марок сигарет, то, по данным Libro.ru, на первом месте уверенно держится Winston, сразу за ним идут L&M и Kent. Далее, с небольшим отставанием идет марка "Bond Street", обгоняя Marlboro и Alliance из нижней ценовой категории.

     Процесс превращения страны из импортера табачных изделий в экспортера кратко описал генерального директора Ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром" В.Желнин: "Во времена СССР собственное производство сигарет покрывало только 50 % потребностей рынка, остальное - импорт, в основном из Болгарии. В начале 1990-х в Россию пришли международные компании, которые модернизировали российские фабрики, построили новые. К середине 2000-х процесс модернизации завершился, Россия из импортера сигарет стала экспортером, и зависимость цен на российском рынке от курса доллара стала намного слабее".

     Значительную  часть сигарет, нелегально экспортируемых в Европу, производит именно Россия (наряду с Украиной и Китаем). По данным OLAF (Европейское агентство по борьбе с мошенничеством), порядка 50 млрд. произведенных в России сигарет было нелегально экспортировано в 2009 году. 
 
 
 
 
 
 

 

     Глава 3. Статистический анализ импорта табачной продукции за 2008 год

 

     Анализ эффективности внешней торговли особо актуален в условиях постоянного роста влияния ВЭС РФ на её экономику, однако на практике пока не используется такой рычаг улучшения анализа эффективности внешней торговли, как факторный анализ показателей эффективности. Данная методология была разработана Вячеславом Леоновичем Сельцовским, она включает в себя следующие индексы: индекс географической структуры, индекс ассортиментных сдвигов, индекс стоимости, индексом затрат труда на производство.

     К сожалению, в настоящее время  определение влияния структурного фактора на экспорт и импорт и  показатели эффективности внешней торговли не осуществляются, однако известно, что применение данных методов значительно улучшает анализ внешней торговли, вскрывает неиспользованные резервы, тем самым способствуя в целом повышению эффективности ВЭС.

     Так же стоит отметить, что в качестве первичной исходной информации при формировании индексов внешней торговли РФ используются данные, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях (ГТД). Индексы исчисляются за месяц, квартал, полугодие, год. Публикация индексов предусматривается в квартальных бюллетенях и годовых сборниках: "Таможенная статистика внешней торговли".

3.1 Сущность и назначение индексов

 

     Индекс  – это относительная статистическая величина (показатель) показывающая во сколько раз изменяется во времени или пространстве уровень исследуемого социально-экономического явления.

     При помощи индексов решаются следующие  основные задачи:

  1. определяются средние изменения сложных, непосредственно несоизмеримых совокупностей во времени;
  2. оценивается средняя степень выполнения плана по совокупности в целом или ее части;
  3. устанавливаются средние отношения сложных явлений в пространстве;
  4. определяется роль отдельных факторов в общем изменении сложных явлений во времени или в пространстве и, в частности, изучается влияние структурных сдвигов.

     При решении первой задачи - индексы  выступают как показатели динамики, при решении второй - как показатели выполнения плана, третьей - как показатели сравнения, четвертой - как аналитическое  средство.

     В международной практике индексы  принято обозначать символами i и I. Буквой «i» обозначаются индивидуальные (частные) индексы, буквой «I» — общие индексы.

     Помимо  этого, используются определенные символы  для обозначения показателей  структуры индексов:

     q — количество (объем) какого-либо товара в натуральном выражении;

     р — цена единицы товара;

     z — себестоимость единицы продукции;

     t — затраты времени на производство единицы продукции;

     w — выработка продукции в стоимостном выражении на одного рабочего или в единицу времени;

     v — выработка продукции в натуральном выражении на одного рабочего или в единицу времени;

     Т — общие затраты времени (tq) или численность рабочих;

     рq — стоимость продукции или товарооборот;

     zq — издержки производства.

     Знак  внизу справа от символа означает период: 0 — базисный; 1 — отчетный.

     Классификация индексов возможна по следующим признакам:

  • степень охвата явления;
  • база сравнения;
  • вид весов (соизмерителя);
  • форма построения;
  • объект исследования;
  • состав явления;
  • период исчисления.

     По  степени охвата явления индексы  бывают индивидуальные и сводные (общие). По базе сравнения - динамические и территориальные. Динамические индексы в свою очередь бывают базисные и цепные. По виду весов индексы бывают с постоянными и переменными весами. По форме построения различают агрегатные и средние индексы. По характеру объекта исследования индексы бывают производительности труда, себестоимости, физического объема продукции и т.п. По составу явления индексы бывают постоянного (фиксированного) состава и переменного состава. По периоду исчисления индексы бывают годовые, квартальные, месячные, недельные.

     3.2 Индексы, используемые при проведении факторного анализа внешнеторгового оборота и показателей его эффективности (в таможенной статистике фактически не применяются)

 

     Известно, что с учетом изменения доли стран в импорте можно определить размер повышения или понижения цен за счет изменения в географической структуре, индекс географической структуры определяется по формуле:

 

           (3.1) 

     Значимость  индекса географической структуры нельзя недооценивать, так как изменение географического распределения импорта товаров по странам может привести к значительным изменениям цен.

     Обозначим исходные данные для расчета индекса  географической структуры:

     Великобритания  – 2050 т. за 318750 тыс. долл. (2008 г.),   1500 т. за 280250 тыс. долл. (2007 г.);

     США - 2378 т. за 369750 тыс. долл. (2008 г.),  1740 т. за 325090 тыс. долл. (2007 г.);

     Женева (Швейцария) - 2460 т. за 382500 тыс. долл. (2008 г.), 1800 т. за 336300 тыс. долл. (2007 г.);

     Китай - 1312 т. за 204000 тыс. долл. (2008 г.), 960 т. за 179360 тыс. долл. (2007 г.) 
 

     Iгеогр.стр.2008 = = =1,0488 

     Так же стоит отметить влияние ассортиментных сдвигов на стоимостные показатели внешней торговли, для чего применяется индекс ассортиментных сдвигов, вычисляемый следующим образом: 

          (3.2)

     Iассоримсдв2008 =

     Ассортиментные  сдвиги оказывают существенное влияние  на валютную выручку от экспорта и  затраты валюты на импорт.

     В рамках факторного анализа существенно упомянуть так же и об изменениях физического объема, вычисляемого по формуле: 

           (3.3)

     Iф.о.2008 =

     (однако, данный фактор учитывается при формировании данных официальной таможенной статистики), а так же об общих изменениях стоимости экспорта, которые характеризует индекс стоимости: 

           (3.4)

     Icc.2008 =

     Таким образом, система взаимосвязанных  индексов, характеризующих влияние  отдельных факторов на экспорт или  импорт, будет иметь вид:

I стоимости =I ср. цен без учета структ. сдвигов×Iгеогр. стр. × Iассорт. сдв.×I физического объема (3.5) 

     Iстоимости = 1,0845*1,0488*0,8792*1,3667 = 1,3667 

     Совершенствование анализа эффективности внешней  торговли особо актуально в условиях постоянного роста влияния ВЭС РФ на её экономику, однако на практике пока не используется такой рычаг улучшения анализа эффективности внешней торговли, как и факторный анализ показателей эффективности.

     На  величину эффективности экспорта и  импорта значите значительно влияет фактор затрат труда на производство.

     Изменения уровня затрат труда на производство характеризуются соответствующим  индексом затрат труда на производство  

          (3.6) 

     Где Z1 и Z0 – затраты труда на производство товара в отчетном и базисном периодах.

     К сожалению, в настоящее время определение влияния структурного фактора на экспорт и импорт, и показатели эффективности внешней торговли не осуществляются, однако известно, что применение данных методов значительно улучшает анализ внешней торговли, вскрывает неиспользованные резервы, тем самым способствуя в целом повышению эффективности ВЭС.

 

Заключение

 

     Анализ  импорта табачной продукции показал, что за последние годы динамика величины ввозимой табачной продукции на территорию РФ практически не меняется, однако в связи с меняющимися условиями внешней экономической среды происходит значительное изменение цен.

     Статистический  анализ импорта табачной продукции  проведен согласно методике Сельцовского В.Л.

     Итак, в заключении стоит отметить, что индексный метод имеет широкое применение в статистике внешнеэкономической торговли. В зависимости от характера изучаемого явления здесь вычисляются индексы объемных и качественных показателей.

     Вообще, понятие «индекс» – это относительная  статистическая величина (показатель) показывающая во сколько раз изменяется во времени или пространстве уровень исследуемого социально-экономического явления.

     Известно, что при исчислении индексов средних  цен или удельной стоимости значительное осложнения вносят структурные сдвиги, изменения в составе изучаемой совокупности. Они могут сильно исказить представление о динамике цен и привести даже к такой ситуации. Когда средний индекс по группам выше или ниже, чем индекс по каждой отдельной группе. Чтобы оценить влияние структурных сдвигов, строится индекс структурных сдвигов (под индексом структурных сдвигов понимают индекс, характеризующий влияние изменения только структуры изучаемого явления на динамику среднего уровня этого явления).

     Совершенствование анализа эффективности внешней торговли особо актуально в условиях постоянного роста влияния ВЭС РФ на её экономику, однако на практике пока не используется такой рычаг улучшения анализа эффективности внешней торговли, как и факторный анализ показателей эффективности. Данная методология была разработана Вячеславом Леоновичем Сельцовским, она включает в себя следующие индексы: индекс георгафической структуры, индекс ассортиментных сдвигов, индекс стоимости, индексом затрат труда на производство.

     К сожалению, в настоящее время определение влияния структурного фактора на экспорт и импорт и показатели эффективности внешней торговли не осуществляются, однако известно, что применение данных методов значительно улучшает анализ внешней торговли, вскрывает неиспользованные резервы, тем самым способствуя в целом повышению эффективности ВЭС.

 

Список использованной литературы

 
  1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности».
  2. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
  3. Едронова, В.Н. Общая теория статистики: учеб. для вузов/ В.Н. Едронова, М.В. Едронова. – М.: Юристъ, 2007. – 511 с.
  4. Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учеб./ Е.Ф. Прокушев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 452 с.
  5. Смитиенко, Б.М. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. для вузов/ Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2004.
  6. http://www.eer.ru/statistics/
  7. http://www.gks.ru/
  8. И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев «Общая теория статистики»М: Финансы и статистика: 2008 г., 386 с.
  9. Сельцовский В.С. Статистические методы анализа внешне торговых операций. М.:2004 г., 512 с.
  10. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. // http://www.customs.ru/ru/
  11. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / под ред. С.А.Ситаряна. - М.: Наука, 2006. - 327с.
  12. Капралова Н.Л. Внешнеэкономическая активность как фактор конкурентоспособности// Вопросы статистики. №8, 2007.
  13. Королев И.С., Жуковская В.М., Трофимова И.Н., Чертко Н.Т. «Зеркальная» статистика импорта потребительских товаров// Вопросы статистики. №2, 2007.
  14. Курьеров В.Г. Внешнеэкономические связи России в 2002 г. // ЭКО. - 2003. - N 10. - С.90-113.
  15. Лебедев К.К. Внешнеэкономическая стратегия экспортеров вооружений России // Экон. наука соврем. России. - 2007. - N 1. - С.105-119.
  1. Министерство  экономического развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru
  1. Московкин В. Матрица межгосударственной договорно-правовой базы / В.Московкин, А.Ситникова // Экономист. - 2007. - N 5. - С.52-56.
  1. Оболенский  В.П. Роль внешнего фактора в экономическом  развитии России: тез. докл. // Мировая  экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 5. - С.13-18.
  1. Смирнов В. О внешнеэкономической стратегии  России // Общество и экономика. - 2006. - N 11-12. - С.125-136.
  1. Современный экономический словарь http://slovari.yandex.ru

Информация о работе Статистический анализ импорта табачной продукции за 2008 год