Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 10:14, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Введение
1. Теоретические проблемы регулирования безработицы............................ 5
1.1. Виды безработицы.............................................................................. 5
1.2. Причины безработицы ......................................................................10
1.3. Методы борьбы с безработицей ......................................................12
2. Статистическое исследование безработицы .............................................16
2.1. Безработица – общие данные...........................................................16
2.2. Регистрируемая безработица ...........................................................23
2.3. Занятость и безработица по регионам России ................................27
2.4. Экономическая неактивность ...........................................................29
Заключение
Список литературы
Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А.Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату, квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.
1.3. Методы борьбы с безработицей
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате, предлагают:
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.
В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской.
В 1950-х годах в политике государственного
регулирования применялись
Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...".
Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.
Прежде всего, следует повысить
эффективный спрос, снижая ссудный
процент и увеличивая инвестиции.
Неокейнсианцы вводят понятие "мультипликатор
занятости", который рассматривается
как прирост всей занятости по
отношению к первичной
Согласно взглядам автора "Общей теории", "подлинная" инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая ("ползучая") инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.
В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.
Монетаристы выступили против
кейнсианского истолкования
С позиции монетаристов, чем выше
темпы инфляции, тем в большей
степени участники
Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения государственных инвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.
Однако при всех своих положительных
чертах теория естественной нормы безработицы
снимает с капитализма
Монетаристские методы регулирования
занятости достаточно радикальны, но
не несут в себе в то же время
адекватной эффективности. Монетаристы
обвиняют рабочих в том, что они
воздерживаются от работы и получают
компенсацию в виде пособий. Отсюда
рекомендации отменить эти пособия,
чтобы заставить людей
2 Статистическое исследование безработицы
2.1. Безработица - общие данные
По данным проведенного обследования, по состоянию на последнюю неделю ноября 2001 г., численность лиц, не имеющих работы или доходного занятия, активно его ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией МОТ классифицируются как безработные, составила 6,3 млн. человек, или 8,9% экономически активного населения.
Общая численность безработных в течение всего периода с 1992 по 1999 г. постоянно увеличивалась, достигнув максимального значения в феврале 1999 г. (10,4 млн. человек, или 15% экономически активного населения), после чего отмечается ее снижение. За последний год численность безработных сократилась на 0,7 млн. человек, или на 10%.
Таблица 1. - Динамика общей численности безработных (тыс. человек)
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Городские жители |
Сельские жители | |
Октябрь 2004 |
3877 |
2026 |
1851 |
3226 |
651 |
Октябрь 2005 |
6712 |
3616 |
3096 |
5320 |
1392 |
Октябрь 2006 |
8902 |
4793 |
4110 |
6811 |
2091 |
Ноябрь 2007 |
9094 |
4801 |
4293 |
6868 |
2225 |
Ноябрь 2008 |
6999 |
3781 |
3219 |
5143 |
1856 |
Ноябрь 2009 |
6303 |
3411 |
2893 |
4460 |
1843 |
На женщин приходится 51,3% общего снижения
численности безработных. За последний
год численность безработных-
Средний возраст безработных в ноябре 2010 г. составлял 34,8 года и за последний год снизился на 0,3 года. При этом средний возраст безработных мужчин не изменился, а безработные-женщины за последний год стали в среднем моложе на 0,7 года. По сравнению с 2004г. безработные стали старше в среднем на 2,4 года. Модальное значение возраста среди безработных составляет 20 лет.
Безработные в России в среднем моложе занятого населения. Самая большая пятилетняя группа в составе безработных – это лица в возрасте от 20 до 24 лет, на их долю приходится 17,7% общей численности безработных, а всего в возрасте до 30 лет находится 38,7% безработных.
Среди занятых доля лиц в возрасте до 30 лет значительно меньше – 24,2%.
Таблица 2. - Возрастной состав безработных в ноябре 2001 г. (в процентах)
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Уровень безработицы | |||
Всего |
Мужчины |
Женщины | ||||
Безработные, лет |
100 |
100 |
100 |
8,9 |
9,3 |
8,5 |
моложе 20 |
8,6 |
8,5 |
8,6 |
28,8 |
26,4 |
32,3 |
20-24 |
17,7 |
17,6 |
17,8 |
15,2 |
14,9 |
15,6 |
25-29 |
12,4 |
13,2 |
11,5 |
8,8 |
9,3 |
8,2 |
30-34 |
12,0 |
12,0 |
11,9 |
9,1 |
9,1 |
9,1 |
35-39 |
13,0 |
12,5 |
13,6 |
8,1 |
8,3 |
7,9 |
40-44 |
13,8 |
13,7 |
13,9 |
7,7 |
8,4 |
7,0 |
45-49 |
10,7 |
10,9 |
10,5 |
6,7 |
7,6 |
5,8 |
50-54 |
6,7 |
6,2 |
7,3 |
5,6 |
5,7 |
5,4 |
55-59 |
2,6 |
3,0 |
2,0 |
6,1 |
6,7 |
5,4 |
60-72 |
2,6 |
2,3 |
2,9 |
5,7 |
5,1 |
6,3 |
Средний возраст, лет |
34,8 |
34,7 |
34,9 |
Около 39,5% безработных имеют высшее или среднее профессиональное образование. Среди женщин такое образование имеют 45,8%, среди мужчин – 34,1%. Уровень образования женщин выше, чем у мужчин, во всех группах безработных.
Таблица 3. - Численность безработных по уровню образования в ноябре 2001 г.
Всего |
в том числе | ||||||
Тыс. человек |
В % к итогу |
мужчины |
женщины | ||||
Тыс. человек |
В % к итогу |
Тыс. человек |
В % к итогу | ||||
Безработные |
6303 |
100 |
3411 |
100 |
2893 |
100 | |
из них имеют образование: высшее профессиональное |
700 |
11,1 |
350 |
10,3 |
351 |
12,1 | |
неполное высшее профессиональное |
199 |
3,2 |
75 |
2,2 |
124 |
4,3 | |
среднее профессиональное |
1588 |
25,2 |
737 |
21,6 |
850 |
29,4 | |
начальное профессиональное |
834 |
13,2 |
523 |
15,3 |
312 |
10,8 | |
среднее (полное) общее |
2102 |
33,3 |
1168 |
34,2 |
934 |
32,3 | |
основное общее |
813 |
12,9 |
508 |
14,9 |
305 |
10,5 | |
начальное общее, не имеют началь- ного общего |
67 |
1,1 |
49 |
1,4 |
18 |
0,6 |