Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 12:32, курсовая работа
Развитие общественных явлений во времени называется динамикой. Ряд статистических показателей, характеризующих развитие общественных явлений во времени, называется рядами динамики. Значение рядов динамики состоит в том, что они дают возможность выявить закономерности развития явлений, облегчают их анализа. Каждый ряд состоит из 2-х граф: в одной указываются периоды или даты времени, во второй – числовая характеристика изучаемого явления в эти периоды, называемая уровнем ряда.
Для иллюстрации расчета доверительных интервалов обратимся к примеру с динамикой объема продаж (табл. 1.4). Используем следующее выражение для доверительного интервала:
Для экстраполяции используем уравнение тренда, полученное по прямой: . Подставив соответствующее значение t в наше уравнение, получим точечные прогнозы на 2005 - 2007 гг. (графа 2 таблицы 1.6). Для построения интервальных прогнозов рассчитаем среднеквадратическую ошибку тренда () и используем значения К* [1]
Результаты прогноза представлены в таблице (1.6):
Таблица 1.6
Прогнозные значения объема продаж торговой фирмы на 2005-2007гг. (млн. руб.)
Годы | t | K*2 | |||
2005 | 11 | 42,5 | 2,2524 | 1,8 | 40,7-44,3 |
2006 | 13 | 43,0 | 2,3614 | 1,9 | 41,1-44,9 |
2007 | 15 | 43,5 | 2,4827 | 2,0 | 41,5-45,5 |
При анализе рядов динамики иногда приходится прибегать к определению некоторых неизвестных уровней внутри данного ряда динамики, то есть к интерполяции.
Как и экстраполяция, интерполяция может производится на основе среднего абсолютного прироста, среднего темпа роста, а также с помощью аналитического выравнивания. При интерполяции предполагается, что ни выявленная тенденция, ни ее характер не претерпели существенных изменений в том промежутке времени, уровень (уровни) которого нам неизвестны.
[1] Значения К* взяты из книги Е.М. Четыркина "Статистические методы прогнозирования". М., 1975 г., стр. 181.
Таблица 2.1
Среднегодовые данные основных показателей деятельности АТП
Номер АТП | Среднесписочная численность Nсп i , чел. | Фондовооруженность рабочих Фi, тыс. руб./чел. | Среднегодовая выработка на одного работника, Wi, тыс.руб./чел. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 963 | 24,3 | 75,2 |
2 | 385 | 20,7 | 51,5 |
3 | 301 | 32,1 | 91,2 |
4 | 845 | 57,5 | 94,7 |
5 | 652 | 43,9 | 66,3 |
6 | 478 | 39,1 | 57,7 |
7 | 525 | 25,7 | 46,8 |
8 | 584 | 20,9 | 84,7 |
9 | 302 | 42,3 | 77,0 |
10 | 352 | 32,8 | 60,2 |
11 | 235 | 35,8 | 65,6 |
12 | 590 | 49,2 | 68,6 |
13 | 390 | 23,9 | 74,1 |
14 | 1000 | 40,5 | 56,7 |
15 | 980 | 35,7 | 66,1 |
16 | 100 | 34,2 | 78,7 |
17 | 580 | 26,1 | 63,1 |
18 | 400 | 39,8 | 84,5 |
Таблица 2.2
Общие показатели стоимости ОПФ и величины дохода каждого АТП
АТП | Стоимость ОПФ С, тыс.руб. | Величина дохода Д, тыс.руб. |
1 | 2 | 3 |
1 | 23400,9 | 72417,6 |
2 | 7969,5 | 19827,5 |
3 | 9662,1 | 27451,2 |
4 | 48587,5 | 80021,5 |
5 | 28622,8 | 43227,6 |
6 | 18689,8 | 27580,6 |
7 | 13492,5 | 24570 |
8 | 12205,6 | 49464,8 |
9 | 12774,6 | 23254 |
10 | 11545,6 | 21190,4 |
11 | 8413 | 15416 |
12 | 29028 | 40474 |
13 | 9321 | 28899 |
14 | 40500 | 56700 |
15 | 34986 | 64778 |
16 | 3420 | 7870 |
17 | 15138 | 36598 |
18 | 15920 | 33800 |
Всего | 343 676,9 | 673 540,2 |
Таблица 2.3
Распределение АТП по среднесписочной численности работников
Группа | Величина интервала, среднесписочная численность, чел. | Кол-во АТП | Номер АТП | С, тыс. руб. | Д, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | (1000; 820) | 3 | 1,4,15 | 106974,4
| 217217,1
|
2 | (820; 640) | 1 | 5 | 28622,8
| 43227,6
|
3 | (640; 460) | 5 | 6,7,8,12,17 | 88553,9
| 178687,4
|
4 | (460; 280) | 6 | 2,3,9,10,13,18 | 67192,8
| 154422,1
|
5 | (280; 100) | 1 | 11 | 8413
| 15416
|
i = (Хмах-Хмин) / n = (1000-100) / 5= 900 / 5 = 180
Вывод: На основании построенной гистограммы и полигона распределения, можно сделать вывод, что в большинстве случаев на АТП работает от 280 до 460 человек. Единичное количество АТП с числом сотрудников меньше 280 и больше 640 человек.
Таблица 2.4
Распределение АТП по типам
Тип АТП | Кол-во АТП, ед. | Среднесписочная численность, N, чел. | Стоимость ОПФ, тыс. руб. | Доход, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
средние | 6 | 1675 | 50331,2 | 112127,9 |
крупные | 6 | 2957 | 88220,5 | 194802,8 |
особо крупные | 6 | 5030 | 205125,2 | 366609,5 |
Вывод: На основании построенной диаграммы Вазара, видно, что чем больше численность сотрудников АТП, тем выше доход и стоимость ОПФ.
Таблица 2.5
Структурная группировка по среднесписочной численности работников
Гру-ппы | Величина интервала среднесписочная численность, чел. | Кол-во АТП, ед. | Кол-во АТП, % | С, тыс. руб. | С, % | Д, тыс. руб. | Д, % |
1 | (1000; 820) | 3 | 19 | 106974,4
| 53 | 217217,1
| 37 |
2 | (820; 640) | 1 | 1,5 | 28622,8
| 9 | 43227,6
| 4 |
3 | (640; 460) | 5 | 38 | 88553,9
| 18 | 178687,4
| 30 |
4 | (460; 280) | 6 | 40 | 67192,8
| 15 | 154422,1
| 28 |
5 | (280; 100) | 1 | 1,5 | 8413
| 5 | 15416
| 1 |
Вывод: На основании построенных диаграмм можно сделать вывод, что максимальный доход и стоимость ОПФ наблюдаются у АТП с численностью сотрудников в диапазоне (1000;820) человек.
Задача 2
Таблица 2.6
Среднемесячные объемы перевозок грузов АТП по годам, т.
Месяц
| Годы | ||
2007 | 2008 | 2009 | |
Январь | 44183 | 43186 | 46242 |
Февраль | 43129 | 43589 | 44810 |
Март | 43789 | 42621 | 43111 |
Апрель | 44925 | 45123 | 45827 |
Май | 46812 | 46827 | 49682 |
Июнь | 48110 | 46918 | 52119 |
Июль | 50017 | 49215 | 54723 |
Август | 54243 | 56426 | 59475 |
Сентябрь | 61829 | 61237 | 60197 |
Октябрь | 56243 | 51481 | 56815 |
Ноябрь | 50110 | 43242 | 45637 |
Декабрь | 51816 | 42845 | 44438 |
Таблица 2.7
Среднесуточные объемы перевозок грузов АТП по годам, т
Месяц
| Количество дней в месяце | Годы | <Yi>
| ||
2007 | 2008 | 2009 | |||
Январь | 31 | 1425,3 | 1393,1 | 1491,7 | 1436,7 |
Февраль | 28 | 1540,3 | 1556,8 | 1600,4 | 1565,8 |
Март | 31 | 1412,5 | 1374,9 | 1390,7 | 1392,7 |
Апрель | 30 | 1497,5 | 1504,1 | 1527,6 | 1509,7 |
Май | 31 | 1510,1 | 1510,5 | 1602,6 | 1541,1 |
Июнь | 30 | 1603,7 | 1563,9 | 1737,3 | 1635,0 |
Июль | 31 | 1613,5 | 1587,6 | 1765,3 | 1655,5 |
Август | 31 | 1749,8 | 1820,2 | 1918,5 | 1829,5 |
Сентябрь | 30 | 2061,0 | 2041,2 | 2006,6 | 2036,3 |
Октябрь | 31 | 1814,3 | 1660,7 | 1832,7 | 1769,2 |
Ноябрь | 30 | 1670,3 | 1441,4 | 1521,2 | 1544,3 |
Декабрь | 31 | 1671,5 | 1382,1 | 1433,5 | 1495,7 |
Вывод: На основании вышеприведенных диаграмм, можно сделать вывод, что самым производительным месяцем за 2007, 2008, 2009 года является Сентябрь. Самые низкие среднесуточные объемы перевозок АТП за 2007, 2008, 2009 года были зафиксированы в Марте. В целом, анализируя ситуацию за все три года, стоит отметить, что самые высокие показатели по месяцам отмечаются в 2007 году, а самые низкие в 2008 г.
Таблица 2.8
Значения индексов сезонности
Месяц | Индекс сезонности |
Январь | 89% |
Февраль | 97% |
Март | 86% |
Апрель | 93% |
Май | 95% |
Июнь | 101% |
Июль | 102% |
Август | 113% |
Сентябрь | 126% |
Октябрь | 109% |
Ноябрь | 95% |
Декабрь | 92% |
Y0 = (Y1 *31 + Y2 *28 + Y3 *31 + Y4 * 30 + Y5 *31 + Y6 *30 + Y7 * 31 + Y8 * 31 + Y9 *30 + Y10 * 31 + Y11 * 30 + Y12 *31 ) / 365 = 1617,35
Информация о работе Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений