Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения.
В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:
- собрать и изучить материалы о методах статистического изучения показателей уровня жизни;
- изучить систему образования и образовательный потенциал России;
- рассчитать и проанализировать показатели уровня образования населения РФ.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты статистики уровня образования населения…5
1.1 Источники информации……………………………………………5
1.2 Понятие и система показателей статистики уровня образования.6
2 Характеристика российской системы образования…………………...12
3 Статистический анализ показателей уровня образования
населения РФ………………………………………………………………14
3.1 Анализ динамики и структуры уровня образования населения..14
3.2 Анализ грамотности населения…………………………………..18
3.3 Анализ динамики и структуры количества
учащихся и студентов………………………………………………... 21
Заключение………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………… 28
Приложение ………………………………………... …………………….29
2 Характеристика российской системы образования
Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Разнообразие, изменяющиеся потребности учащихся, педагогов, учреждений образования формируют специфический сегмент рынка услуг в области обучения, который не только требует адекватной государственной поддержки, но и содействует развитию предпринимательской деятельности.
Формирование информационного обеспечения этой сферы деятельности зависит от принятой концепции развития образования, Вместе с тем обобщение сложившихся информационных ресурсов, глубокое их изучение, выявление новых направлений развития содействуют формированию современной концепции образования. В настоящее время информационное пространство сферы образования деформировано. В меньшей степени в нем представлены данные, характеризующие спрос на образовательные услуги; в большей степени - ведомственные характеристики развития образования как системы учреждений (т. е. со стороны предложения образовательных услуг). Практически не разработаны методы состыковки различных потоков информации о спросе и предложении, которые позволили бы выявить несоответствия, оценивать варианты решения проблем и находить адекватные управленческие решения, эффективные для всех участников образовательного процесса.
Российская система образования многоступенчатая, охватывающая процесс становления личности от 3 до 30 лет, представляет собой одну из ведущих отраслей экономики рис. 1.1 (приложение А), разработанную Центром исследований и статистики науки (ЦИСН) Миннауки России и РАН.
В ней по данным российского статистического ежегодника за 2009 год на конец 2008 г. обучались 13436 тыс. чел. в общеобразовательных школах, 2244 тыс. руб. в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и 7513 тыс. чел в высших учебных заведениях.
На конец 2008 года в нашей стране действовали 53,6 тыс. школ, 2784 средне специальных профессиональных образовательных учреждения и 1134 вуза.
Существуют два подхода к учету предложения образовательных услуг системой образования. Первый подход - отраслевой, основанный на учете лишь юридических лиц (учебных заведений). Второй подход заключается в учете всего объема услуг в сфере образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако такой подход ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами.
Внедрение компьютерных технологий расширяет возможности информационного обеспечения системы образования. В России при более чем 30 университетах созданы центры Internet, продолжается формирование сети дистанционного обучения. Интенсифицируются создание и распространение новых программных продуктов, среди которых можно выделить следующие направления:
- создание информационных систем для внутривузовского управления; формирование учебных курсов и организация учебного процесса на основе новых компьютерных технологий;
- создание аналитических программ по проблемам перспективного развития регионального образования, оценки уровня подготовки абитуриентов и изучение перспектив по трудоустройству специалистов различных отраслевых направлений и специальностей.
3 Статистический анализ показателей уровня образования населения РФ
3.1 Анализ динамики и структуры уровня образования населения
Данные об уровне образования населения по возрастным группам представлены в Российском статистическом ежегоднике за 2009 в таблице 7.3 [8. c. 219]. Проведём перегруппировку этих данных и представим их в таблицах т3.1 и 3.2.
Таблица 3.1 – Уровень образования населения, имеющего профессиональное образование по возрастным группам
Возрастные группы | Всего чел. данного возраста | в том числе имеют профессиональное образование | ||||
послевузовское | высшее | Неполное высшее | среднее | начальное | ||
Всё население в возрасте 15 лет и более, в том числе: | 121300235 | 369134 | 19009265 | 3739718 | 32929158 | 15366897 |
15-19 | 12800628 | - | 2141 | 404850 | 794318 | 632600 |
20-24 | 11466404 | 19608 | 1327446 | 1472913 | 3109155 | 1567011 |
25-29 | 10612976 | 45802 | 2221992 | 44941 | 3342775 | 1580505 |
30-34 | 9836374 | 37489 | 2050492 | 311211 | 3647247 | 1513283 |
35-39 | 10216384 | 35401 | 2199037 | 240744 | 3820769 | 1606410 |
40-44 | 12546470 | 42435 | 2577184 | 226278 | 4546464 | 2073219 |
45-49 | 11605892 | 40569 | 2310789 | 171760 | 4025255 | 1969185 |
50-54 | 10071198 | 38132 | 1991497 | 141801 | 3355117 | 1539752 |
55-59 | 5347399 | 26163 | 1162310 | 81831 | 1569274 | 712127 |
60-64 | 7983062 | 31607 | 1274898 | 81688 | 1864539 | 866289 |
65-69 | 6344576 | 22658 | 852236 | 52102 | 1253374 | 567122 |
70 и более | 12468872 | 29270 | 1039243 | 104999 | 1600871 | 739394 |
Возраст не указан | 119895 | 182 | 4021 | 1256 | 7067 | 3042 |
Для анализа динамики изменения уровня образования населения России представим показатели таблицы 3.1 на рисунке (рис. 3.1).
Рисунок 3.1 – Структура уровня профессионального образования населения по возрастным группам
На рисунке 3.1 видно, что с возрастом уровень образования растёт. Однако рост в основном происходит в возрасте до 30 лет. Увеличение доли людей с высшим и послевузовским образованием объясняется большей долей лиц данного возраста в общей численности населения станы (рисунок 3.2). Наибольшая доля лиц с высшим образованием у более молодого поколения. Современная молодёжь стремится получить высшее образование.
Доля лиц с начальным профессиональным образованием в России невысокая, что позволяет говорить о высоком показателе среднего уровня образования.
Доля лиц со средним специальным профессиональным образованием значительно превышает долю лиц с высшим образованием. Это говорит о том, что в России имеются значительные резервы повышения уровня образования населения.
Рисунок 3.2 – Изменение доли лиц с высшим образованием по возрастным группам
Таблица 3.2 – Уровень образования населения, не имеющего профессиональное образование по возрастным группам в расчёте на 1000 человек
Возрастные группы | Всего чел. данного возраста | Общее образование | Не имеют начального образования | Не указали уровень образования | ||
среднее (полное) | основное | начальное | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Всё население в возрасте 15 лет и более, в том числе: |
1000 |
175 |
138 |
77 |
10 |
11 |
15-19 | 1000 | 338 | 451 | 53 | 5 | 10 |
20-24 | 1000 | 227 | 91 | 13 | 4 | 11 |
25-29 | 1000 | 174 | 82 | 9 | 3 | 12 |
30-34 | 1000 | 159 | 49 | 7 | 3 | 14 |
35-39 | 1000 | 166 | 39 | 6 | 3 | 13 |
40-44 | 1000 | 181 | 43 | 7 | 3 | 12 |
45-49 | 1000 | 178 | 63 | 11 | 2 | 11 |
50-54 | 1000 | 172 | 93 | 19 | 2 | 12 |
55-59 | 1000 | 150 | 123 | 46 | 3 | 14 |
Продолжение таблицы 3.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
60-64 | 1000 | 127 | 203 | 137 | 7 | 10 |
65-69 | 1000 | 87 | 203 | 249 | 18 | 9 |
70 и более | 1000 | 63 | 190 | 397 | 60 | 9 |
Возраст не указан | 1000 | 43 | 22 | 14 | 6 | 786 |
Данные таблицы 3.2 свидетельствуют о том, что в России довольно заметна доля людей, не имеющих специального и даже начального образования.
Так более 15 % людей в каждой возрастной группе перешедшей школьный порог имеют только среднее полное общее образование. В среднем около 5 % его не имеют и ограничились только основным образованием. Около 1 % населения России наиболее трудоспособного возраста от 20 до 54 лет имеют только начальное образование.
В среднем по стране около 0,1 % населения вообще не имеют никакого образования. При этом доля таких людей в возрастной группе 15- 24 наиболее высокая среди трудоспособного населения.
Рисунок 3.3 - Структура уровня образования населения не имеющего профессионального образования по возрастным группам
На рисунке 3.3 показано, что основная доля лиц трудоспособного возраста не имеющих профессионального образования получили общее среднее образование, то есть закончили 11 классов общеобразовательной школы.
Тем не менее, доля лиц не закончивших даже 11 классов в России высока. После 30 лет она снижается, так как люди начинают понимать, что получить высокооплачиваемую работу можно только имея профессиональное образование.
3.2 Анализ грамотности населения
По данным таблицы 7.4 Российского статистического ежегодника за 2009 составим таблицу 3.3.[8, c.219] В этой таблице проведём анализ динамики и структуры грамотности населения в возрасте 9-49 лет. Показатели в таблице даны по данным переписи населения 2002 года.
Таблица 3.3 – Грамотность населения в возрасте 9-49 лет
Годы | Всё население | Городское население | Сельское население | ||||||
всего | муж-чины | женщи-ны | всего | муж-чины | женщи-ны | всего | муж-чины | женщи-ны | |
1897 | 29,6 | 44,4 | 15,4 | 61,1 | 71,0 | 48,5 | 24,6 | 39,5 | 11,0 |
1926 | 60,9 | 77,1 | 46,4 | 85,0 | 91,9 | 78,4 | 55,0 | 73,3 | 38,8 |
1936 | 89,7 | 96,0 | 83,9 | 94,9 | 98,1 | 91,8 | 86,7 | 94,8 | 79,3 |
1959 | 98,5 | 99,3 | 97,7 | 98,8 | 99,6 | 98,2 | 98,0 | 99,1 | 97,1 |
1970 | 99,7 | 99,7 | 99,6 | 99,8 | 99,9 | 99,8 | 99,4 | 99,5 | 99,3 |
1979 | 99,8 | 99,8 | 99,8 | 99,9 | 99,9 | 99,9 | 99,6 | 99,6 | 99,6 |
1989 | 99,8 | 99,7 | 99,8 | 99,8 | 99,8 | 99,9 | 99,5 | 99,5 | 99,5 |
2002 | 99,8 | 99,7 | 99,8 | 99,9 | 99,8 | 99,9 | 99,5 | 99,5 | 99,6 |
Информация о работе Статистическое изучение уровня образования в РФ