Статистическое изучение уровня образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения.
В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:
- собрать и изучить материалы о методах статистического изучения показателей уровня жизни;
- изучить систему образования и образовательный потенциал России;
- рассчитать и проанализировать показатели уровня образования населения РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты статистики уровня образования населения…5
1.1 Источники информации……………………………………………5
1.2 Понятие и система показателей статистики уровня образования.6
2 Характеристика российской системы образования…………………...12
3 Статистический анализ показателей уровня образования
населения РФ………………………………………………………………14
3.1 Анализ динамики и структуры уровня образования населения..14
3.2 Анализ грамотности населения…………………………………..18
3.3 Анализ динамики и структуры количества
учащихся и студентов………………………………………………... 21
Заключение………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………… 28
Приложение ………………………………………... …………………….29

Работа состоит из  1 файл

Статистическое изучение уровня образования в России.doc

— 698.00 Кб (Скачать документ)

 

Показатели уровня образования населения тесно связаны с показателями грамотности. Начиная с 1959 год, уровень грамотности в России повысился и приблизился к 100 % (таблица 3.3). По данным переписи населения 2002 года 99,8 % лиц считаются грамотными. И только 0,2 % лиц по разным причинам не научились читать и писать. Это очень высокий показатель.

Однако уровень грамотности сельского населения несколько ниже грамотности городского населения. По данным переписи 2002 года 99,9 % населения городов были грамотными, тогда как на селе этот показатель составил 99,5 % (рисунок 3.5). Это является результатом низкой социальной обеспеченности сельских жителей в России.

Рассмотрим динамику показателей грамотности населения на рисунке 3.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.4 – Динамика общего уровня грамотности населения России

 

Диаграмма динамики общего уровня грамотности населения России (рисунок 3.4) показала, что в России сумели преодолеть низкую грамотность населения и добиться практически 100 – процентной грамотности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.5- Динамика уровня грамотности по месту проживания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.6 - Динамика уровня грамотности по полу

В России законодательно закреплено равенство полов, и показатели грамотности свидетельствуют о преодолении половой дискриминации на практике. Если в 1897 и 1926 годах наблюдалось существенное различие в уровне грамотности населения России, то 1959 году это неравенство практически выровнялось. В настоящее время уровень грамотности населения разных полов практически не различается. Тем не менее, по данным переписи 2002 года уровень грамотности женщин превысил этот показатель у мужчин на 0,1 %.

 

 

3.3 Анализ динамики и структуры количества учащихся и студентов

 

 

Уровень образования населения зависит от степени доступности профессионального образования основным массам населения. В первую очередь это касается высшего и средне специального образования. Показатели таблицы 7.1 российского статистического ежегодника 2009 сгруппируем в таблице 3.5 по уровням образования [8, c.117]. полученные данные проанализируем с помощью показателей динамики и структуры.

Таблица 3.4 – Количество учащихся и студентов по уровням образования

Показатели

1970

1980

1990

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Количество студентов всего, в том числе:

5386

5828

5221

4835

7218

9182

9596

9761

9923

9958

9836

Начальных профессио-нальных образования

108

140

126

114

115

114

112

106

99

89

79

Средне специальных профессиональ-ных образовательных учреждений

2606

2642

2270

1930

2361

2612

2600

2591

2514

2408

2244

Высших образователь-ных учреждений

2672

3046

2825

2791

4742

6456

6884

7064

7310

7461

7513

Продолжение таблицы 3.4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Охват молодёжи программами начально, среднего, высшего и послеву-

зовского профессио-

нального образования (удельный вес численности студентов в численности населения в возрасте 15-34 года в %)

16,4

17,0

16,1

20,5

24,0

24,6

24,8

25,1

25,1

24,8

 

Рассчитаем и проанализируем показатели динамики численности студентов, получающих высшее образование в таблице 3.5. Для расчётов используем данные о численности населения с высшим образованием таблицы 3.4.

 

Таблица 3.5 – Динамика численности студентов

Показатели

 

Количество студентов, получающих высшее образование

1970

1980

1990

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Численность студентов, получающих высшее образование

2672

3046

2825

2791

4742

6456

6884

7064

7310

7461

7513

Абсолютное изменение, +,-

по сравнению с предыдущим годом

-

374

-221

-34

1951

1714

428

180

246

151

52

по сравнению с 1970 годом

-

374

153

119

2070

3784

4212

4392

4638

4789

4841

Относительный прирост,%

по сравнению с предыдущим годом

-

114,0

92,7

98,8

169,9

136,1

106,6

102,6

103,5

102,1

100,7

по сравнению с 1970 годом

-

114,0

105,7

104,5

177,5

241,6

257,6

264,4

273,6

279,2

281,2

 

Наибольшее количество студентов в России получает высшее образование (таблица 3.4). Однако до 1995 количество студентов вузов  в нашей стране снижалось. Но после 2000 года наблюдаются ежегодные приросты количества лиц, получающих высшее образование. Наибольший прирост наблюдается в 2003 году, когда численность студентов вузов выросла на 1714 чел., что составило 36,1 % по отношению к предыдущему периоду.

Всего, начиная с 1970 год, численность студентов вузов выросла почти в три раза. Прирост составил 4841 тыс. чел.

Такой охват молодёжи высшим населением приведёт к росту уровня образования населения России в будущем периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.6 – Динамика охвата молодёжи профессиональным образованием

 

После 2002 году доля охвата молодёжи высшим образованием резко возросла. После 2004 года этот показатель стабилизировался и в 2008 году составлял четверть молодёжи, получающей профессиональное образование. Однако, в 2008 году наметилось некоторое снижение степени охвата молодёжи высшим населением.

На основании показателей таблицы 3.4 рассчитаем показатели структуры обучающейся молодёжи в таблице 3.6.

Таблица 3.6 - Структура обучающейся молодёжи по уровню получаемого образования

 

1970

1980

1990

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Количество студентов всего, в том числе:

5386

5828

5221

4835

7218

9182

9596

9761

9923

9958

9836

Начальных профессио-нальных образования

2,0

2,4

2,4

2,3

1,6

1,2

1,2

1,1

1,0

0,9

0,8

Средне специальных профессиональ-ных образовательных учреждений

48,4

45,3

43,5

39,9

32,7

28,4

27,1

26,5

25,3

24,2

22,8

Высших образователь-ных учреждений

49,6

52,3

54,1

57,7

65,7

70,3

71,7

72,4

73,7

74,9

76,4

Информация о работе Статистическое изучение уровня образования в РФ