Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения.
В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:
- собрать и изучить материалы о методах статистического изучения показателей уровня жизни;
- изучить систему образования и образовательный потенциал России;
- рассчитать и проанализировать показатели уровня образования населения РФ.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты статистики уровня образования населения…5
1.1 Источники информации……………………………………………5
1.2 Понятие и система показателей статистики уровня образования.6
2 Характеристика российской системы образования…………………...12
3 Статистический анализ показателей уровня образования
населения РФ………………………………………………………………14
3.1 Анализ динамики и структуры уровня образования населения..14
3.2 Анализ грамотности населения…………………………………..18
3.3 Анализ динамики и структуры количества
учащихся и студентов………………………………………………... 21
Заключение………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………… 28
Приложение ………………………………………... …………………….29
Показатели уровня образования населения тесно связаны с показателями грамотности. Начиная с 1959 год, уровень грамотности в России повысился и приблизился к 100 % (таблица 3.3). По данным переписи населения 2002 года 99,8 % лиц считаются грамотными. И только 0,2 % лиц по разным причинам не научились читать и писать. Это очень высокий показатель.
Однако уровень грамотности сельского населения несколько ниже грамотности городского населения. По данным переписи 2002 года 99,9 % населения городов были грамотными, тогда как на селе этот показатель составил 99,5 % (рисунок 3.5). Это является результатом низкой социальной обеспеченности сельских жителей в России.
Рассмотрим динамику показателей грамотности населения на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 – Динамика общего уровня грамотности населения России
Диаграмма динамики общего уровня грамотности населения России (рисунок 3.4) показала, что в России сумели преодолеть низкую грамотность населения и добиться практически 100 – процентной грамотности.
Рисунок 3.5- Динамика уровня грамотности по месту проживания
Рисунок 3.6 - Динамика уровня грамотности по полу
В России законодательно закреплено равенство полов, и показатели грамотности свидетельствуют о преодолении половой дискриминации на практике. Если в 1897 и 1926 годах наблюдалось существенное различие в уровне грамотности населения России, то 1959 году это неравенство практически выровнялось. В настоящее время уровень грамотности населения разных полов практически не различается. Тем не менее, по данным переписи 2002 года уровень грамотности женщин превысил этот показатель у мужчин на 0,1 %.
3.3 Анализ динамики и структуры количества учащихся и студентов
Уровень образования населения зависит от степени доступности профессионального образования основным массам населения. В первую очередь это касается высшего и средне специального образования. Показатели таблицы 7.1 российского статистического ежегодника 2009 сгруппируем в таблице 3.5 по уровням образования [8, c.117]. полученные данные проанализируем с помощью показателей динамики и структуры.
Таблица 3.4 – Количество учащихся и студентов по уровням образования
Показатели | 1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Количество студентов всего, в том числе: | 5386 | 5828 | 5221 | 4835 | 7218 | 9182 | 9596 | 9761 | 9923 | 9958 | 9836 |
Начальных профессио-нальных образования | 108 | 140 | 126 | 114 | 115 | 114 | 112 | 106 | 99 | 89 | 79 |
Средне специальных профессиональ-ных образовательных учреждений | 2606 | 2642 | 2270 | 1930 | 2361 | 2612 | 2600 | 2591 | 2514 | 2408 | 2244 |
Высших образователь-ных учреждений | 2672 | 3046 | 2825 | 2791 | 4742 | 6456 | 6884 | 7064 | 7310 | 7461 | 7513 |
Продолжение таблицы 3.4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Охват молодёжи программами начально, среднего, высшего и послеву- зовского профессио- нального образования (удельный вес численности студентов в численности населения в возрасте 15-34 года в %) | … | 16,4 | 17,0 | 16,1 | 20,5 | 24,0 | 24,6 | 24,8 | 25,1 | 25,1 | 24,8 |
Рассчитаем и проанализируем показатели динамики численности студентов, получающих высшее образование в таблице 3.5. Для расчётов используем данные о численности населения с высшим образованием таблицы 3.4.
Таблица 3.5 – Динамика численности студентов
Показатели
| Количество студентов, получающих высшее образование | |||||||||||
1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
Численность студентов, получающих высшее образование | 2672 | 3046 | 2825 | 2791 | 4742 | 6456 | 6884 | 7064 | 7310 | 7461 | 7513 | |
Абсолютное изменение, +,- | по сравнению с предыдущим годом | - | 374 | -221 | -34 | 1951 | 1714 | 428 | 180 | 246 | 151 | 52 |
по сравнению с 1970 годом | - | 374 | 153 | 119 | 2070 | 3784 | 4212 | 4392 | 4638 | 4789 | 4841 | |
Относительный прирост,% | по сравнению с предыдущим годом | - | 114,0 | 92,7 | 98,8 | 169,9 | 136,1 | 106,6 | 102,6 | 103,5 | 102,1 | 100,7 |
по сравнению с 1970 годом | - | 114,0 | 105,7 | 104,5 | 177,5 | 241,6 | 257,6 | 264,4 | 273,6 | 279,2 | 281,2 |
Наибольшее количество студентов в России получает высшее образование (таблица 3.4). Однако до 1995 количество студентов вузов в нашей стране снижалось. Но после 2000 года наблюдаются ежегодные приросты количества лиц, получающих высшее образование. Наибольший прирост наблюдается в 2003 году, когда численность студентов вузов выросла на 1714 чел., что составило 36,1 % по отношению к предыдущему периоду.
Всего, начиная с 1970 год, численность студентов вузов выросла почти в три раза. Прирост составил 4841 тыс. чел.
Такой охват молодёжи высшим населением приведёт к росту уровня образования населения России в будущем периоде.
Рисунок 3.6 – Динамика охвата молодёжи профессиональным образованием
После 2002 году доля охвата молодёжи высшим образованием резко возросла. После 2004 года этот показатель стабилизировался и в 2008 году составлял четверть молодёжи, получающей профессиональное образование. Однако, в 2008 году наметилось некоторое снижение степени охвата молодёжи высшим населением.
На основании показателей таблицы 3.4 рассчитаем показатели структуры обучающейся молодёжи в таблице 3.6.
Таблица 3.6 - Структура обучающейся молодёжи по уровню получаемого образования
| 1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Количество студентов всего, в том числе: | 5386 | 5828 | 5221 | 4835 | 7218 | 9182 | 9596 | 9761 | 9923 | 9958 | 9836 |
Начальных профессио-нальных образования | 2,0 | 2,4 | 2,4 | 2,3 | 1,6 | 1,2 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 0,9 | 0,8 |
Средне специальных профессиональ-ных образовательных учреждений | 48,4 | 45,3 | 43,5 | 39,9 | 32,7 | 28,4 | 27,1 | 26,5 | 25,3 | 24,2 | 22,8 |
Высших образователь-ных учреждений | 49,6 | 52,3 | 54,1 | 57,7 | 65,7 | 70,3 | 71,7 | 72,4 | 73,7 | 74,9 | 76,4 |
Информация о работе Статистическое изучение уровня образования в РФ