Статистическое наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:12, доклад

Описание

Основной задачей государственной статистики является формирование государственных информационных ресурсов. Это достигается посредством статистического наблюдения, в ходе которого в соответствии с целями и задачами, формируется массив исходных данных об изучаемом объекте, т.е. формируется информационная база исследования.

Работа состоит из  1 файл

Статистическое наблюдение.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

     Статистическое  наблюдение 

     Основной  задачей государственной статистики является формирование государственных  информационных ресурсов. Это достигается  посредством статистического наблюдения, в ходе которого в соответствии с целями и задачами, формируется массив исходных данных об изучаемом объекте, т.е. формируется информационная база исследования.

     Статистическая  информация – это совокупность сведений социально-экономического характера, полученных в результате статистического наблюдения, на основе которых осуществляется учет и контроль, планирование, статистический анализ и управление.

     Статистическое  наблюдение является первым этапом статистического исследования и представляет собой массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, заключающееся в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

     Главной задачей проведения статистического  наблюдения является своевременное получение достоверных данных, отражающих реальное состояние, закономерности и тенденции развития изучаемых процессов и явлений.

     Статистическое  наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими и аналитическими службами различных организационных структур.

      Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

  1. подготовка наблюдения;
  2. выбор формы, способа и вида статистического наблюдения;
  3. проведение статистического наблюдения, сбор данных наблюдения, накапливание статистической информации;
  4. контроль данных статистического наблюдения;
  5. выработка выводов и предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

     Примерами статистического наблюдения могут  служить переписи населения, сельскохозяйственные переписи, бюджетные обследования хозяйств населения, опросы общественного мнения.

     Подготовка  наблюдения включает в себя различные вопросы.

     1. Программно-методологические вопросы:

    • определение цели и объекта наблюдения, состава признаков подлежащих регистрации;
    • разработка документов для сбора данных;
    • выбор отчетной единицы и единицы наблюдения;
    • выбор методов и средств получения данных.

     2. Организационные вопросы:

    • определение органов, проводящих наблюдение и их состава;
    • подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения;
    • составление календарного плана работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения;
    • тиражирование документов для сбора данных;
    • определение источников финансирования работ.
 

     2.1 Программа статистического  наблюдения

     Формулировка  целей и задач  статистического наблюдения является исходным этапом организации и проведения любого статистического наблюдения.

     Цель  наблюдения должна быть сформулирована четко и развернуто, с указанием конкретных задач, стоящих перед проводимым наблюдением.

     Конечной  целью любого статистического наблюдения является получение достоверной информации о состоянии и закономерностях развития реальных социально-экономических явлений и процессов.         

     Например, целью Всероссийской переписи населения 2002 г. было получение данных о численности, размещении, составе населения, а также условиях его проживания, необходимых для планирования и управления экономической и социальной жизнью страны.

      Задачи  статистического  наблюдения предопределяют программу и, организационные формы его проведения.

      В соответствии с целями и задачами определяются объект и единица статистического наблюдения.

      Объект  статистического  наблюдения — это совокупность единиц, изучаемого явления, которая подвергается статистическому наблюдению. Объектом наблюдения может являться, например, совокупность учащихся школы, совокупность промышленных предприятии, совокупность юридических фирм и т.д.

     Единица статистического наблюдения – это первичный составной элемент объекта наблюдения, который является носителем признаков,  подлежащих регистрации. Единицей могут быть человек, семья, крупный рогатый скот, инвентарь, домохозяйство.

     Определяя единицу конкретного статистического  наблюдения, нужно как можно точнее ее охарактеризовать, указав специфические  черты, которые позволили бы легче  отличить ее от близких к ней по виду единиц других объектов, например, при демографических обследованиях единицей наблюдения м. б. человек или семья; при бюджетном обследовании – семья или домашнее хозяйство.

     Отчетная  единица – это субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения.

     Единица наблюдения и отчетная единица могут  совпадать, например, при переписи населения.

      После того как определены объект, единица  наблюдения и единица совокупности, необходимо разработать пpoгpaммy статистического наблюдения.

      Программа наблюдения – это перечень признаков (вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения.

      Программа статистического наблюдения должна строиться с учетом следующих  требований, предъявляемых к ее разработке:

  • программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое социально-экономическое явление или процесс, «его тип, основные черты, специфические особенности и свойства, значения которых будут использованы при разработке материалов статистического наблюдения. Программа наблюдения не должна включать второстепенные или косвенные вопросы так как в многообразии несущественной информации может потеряться главное и существенное в изучаемом явлении или процессе;
  • программа должна включать только те существенные признаки, которые являются отличительными для всех единиц изучаемой совокупности;
  • содержание программы определяется сущностью, спецификой и отличительными признаками объекта наблюдения и зависит от цели и познавательных задач исследования;
  • обеспечение полноты и достоверности сбора необходимых сведений, получаемых в ходе статистического наблюдения. При этом необходимо учитывать и контролировать количество вопросов программы: если отсутствуют уверенность и предпосылки в получении полных и достоверных данных по широкой программе, то целесообразнее ограничить объем собираемых сведении, с тем чтобы получить небольшой, но достоверный статистический материал;
  • вопросы программы наблюдения должны быть сформулированы четко, кратко и ясно, без допущения двусмысленности их толкования;
  • программа должна содержать только те вопросы, на которые реально можно получить объективные и достаточно точные ответы;
  • в программу наблюдения целесообразно включать вопросы контрольного характера, с тем чтобы ответы на одни из них могли использоваться для контроля ответов на другие. Например, для выяснения времени работы строительной фирмы на рынке в исследовании может быть поставлено два вопроса: о дате создания фирмы и о числе лет работы фирмы;
  • вопросы в программе должны быть изложены в логической последовательности;
  • объем программы зависит от материальных, трудовых и финансовых средств, которыми располагают органы, проводящие статистическое наблюдение.

     Вопросы в программе могут задаваться в различных формах. Они могут  быть открытые и закрытые.

      Для проведения статистического наблюдения разрабатывается инструментарий наблюдения, который включает в себя формуляр и инструкцию.

      Формуляром  статистического  наблюдения называется специальный документ, в котором регистрируются ответы на вопросы программы наблюдения. Формуляр наблюдения представляет собой разграфленный лист бумаги, в котором содержится перечень вопросов программы и оставлены свободные места для записи ответов (с указанием шифров и кодов) на них.

      Формуляр  наблюдения состоит из двух частей: титульной и адресной.

      Титульная часть формуляра включает: наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего, дату и наименование органа; утвердившего данный формуляр.

      Адресная  часть формуляра содержит запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения, их подчиненность, иногда — сроки и место рассылки заполненных формуляров. В зависимости от конкретного содержания и специфических особенностей проводимого статистического наблюдения формуляр наблюдения может, иметь различные формы выражения: бланк, переписной лист, опросный лист, форма отчетности, анкета и т.д.

      В статистике различают две системы  формуляра наблюдения, индивидуальную (формуляр-карточка) и списочную (формуляр-список).

      Индивидуальным  формуляром (формуляр-карточка) называется формуляр, предназначенный для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения только об одной единице наблюдения.

      Списочным формуляром (формуляр-список) называется формуляр, предназначенный для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения о нескольких единицах наблюдения. Примером списочной системы формуляров служат переписные листы переписи населения страны, каждый из которых предназначается для регистрации нескольких лиц и характеризующих их признаков.

      Для обеспечения единообразного толкования вопросов программы наблюдения и облегчения их понимания в статистических формулярах может быть дан статистический подсказ, который выражается либо в перечислении возможных ответов на вопросы, либо в указании методики или способа расчета того или иного показателя.

      Статистическим  подсказом называется перечень возможных ответов на поставленный вопрос. Например, при обследовании коммерческих банков страны после вопроса об уровне рентабельности в скобках необходимо указать методику расчета рентабельности (отношение прибыли к капиталу).

      Полным называется статистический подсказ, содержащий исчерпывающий перечень ответов на поставленный в статистическом формуляре вопрос. Полный подсказ предполагает выбор заполняющим формуляр только одного из перечисленных ответов на вопрос.

      Неполным – называется статистический подсказ, содержащий некоторые (но не все) из возможных ответов на поставленный в статистическом формуляре вопрос.

      Статистической  инструкцией называется документ, разъясняющий вопросы программы статистического наблюдения, порядок заполнения формуляра и частично планово-организационные вопросы. В инструкции отражаются цели и задачи наблюдения, сведения об объекте и единицах, времени и сроках проведения наблюдения, об оформлении результатов и сроков их представления в соответствующие организации. В инструкции, так же как и в формуляре наблюдения, но в более развернутом виде могут быть представлены: толкование того или иного вопроса программы; примерные ответы на вопросы; типичные случаи заполнения формуляров и т.д. Инструкция статистического наблюдения должна быть составлена кратко, просто и ясно. 

      2.2. Организационный  план статистического  наблюдения

      Качество  проведения статистического наблюдения обеспечивается чёткостью, последовательностью и полнотой постановки организационных вопросов, для решения которых разрабатывается организационный план статистического наблюдения.

      Организационный план статистического, наблюдения представляет собой основной документ, в котором определяется порядок организации и проведения статистического наблюдения с указанием перечня и сроков выполнения конкретных мероприятий.

      Организационный план статистического наблюдения содержит сведения:

  • об объекте наблюдения (его описание, определение, отличительные признаки);
  • о целях и задачах наблюдения;
  • об органах наблюдения;
  • о месте и времени проведения наблюдения;
  • о сроках наблюдения;
  • о кадрах, отвечающих за проведение наблюдение;
  • перечень подготовительных работ по проведению наблюдения, который включает в себя порядок комплектования и обучения кадрового состава, необходимого для проведения наблюдения;
  • установление сроков и порядка приема, оформления и сдачи материалов наблюдения;
  • порядок получения и представления промежуточных и окончательных результатов наблюдения;
  • др. практические вопросы, связанные с подготовкой, организацией и проведением статистического, наблюдения.

Информация о работе Статистическое наблюдение