Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:10, контрольная работа
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ является органом, ответственным за предоставление информации о состоянии государственных и муниципальных финансов.
По характеру предоставляемой информации в настоящее время можно выделить два основных ее вида:
• информация, составляемая и предоставляемая в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
• информация, составляемая по правилам руководства Международного валютного фонда по статистике государственных финансов 2001 г.
1 СОВРЕМЕННАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ ФИНАНСОВ.
Министерство
финансов Российской Федерации в
соответствии с Бюджетным кодексом
РФ является органом, ответственным
за предоставление информации о состоянии
государственных и
По
характеру предоставляемой
• информация, составляемая и предоставляемая в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
• информация, составляемая по правилам руководства Международного валютного фонда по статистике государственных финансов 2001 г.
Информация, составляемая и предоставляемая в соответствии с бюджетным законодательством РФ, формируется каждым бюджетом бюджетной системы РФ самостоятельно. При этом информация о состоянии местных бюджетов аккумулируется на уровне субъекта РФ, консолидируется с данными о состоянии субъекта РФ и предоставляется в Федеральное казначейство в виде ежемесячного либо годового отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ.
Федеральное казначейство РФ составляет отчет об исполнении федерального бюджета.
После выверки указанных отчетов, исключения всех взаимных потоков Федеральное казначейство РФ составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета представляет их в Минфин России.
При этом Минфин России, получив указанную информацию, проводит анализ показателей и представляет ее в Правительство РФ, а также осуществляет ее публикацию.
Для успешного выполнения указанных функций Минфин России устанавливает правила ведения бюджетного учета, формирования бюджетной отчетности и сроки ее представления в Минфин России.
В то же время органы исполнительной власти, организующие исполнение соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, вправе самостоятельно осуществлять публикацию сведений об исполнении бюджетов.
Бюджеты
государственных социальных внебюджетных
фондов также являются бюджетами
бюджетной системы Российской Федерации
и входят в состав сектора государственного
управления, однако они не представляют
отчетность в Федеральное казначейство.
Отчетность государственных внебюджетных
фондов представляется в Федеральную
службу государственной статистики
РФ, которая предоставляет
В связи с участием России в международных финансовых организациях возникла необходимость представления отчетности по международным стандартам.
В настоящее время Федеральное казначейство является органом, ответственным за составление данных по статистике государственных финансов в соответствии с методологией Международного валютного фонда.
На основании данных об исполнении федерального бюджета составляется ежемесячный Отчет по финансовой статистике, содержащий только данные по кассовым потокам. Он подлежит публикации в ежемесячном издании Международного валютного фонда 1п1етатлопа1 Ртапс1а1 8т.атл8тлс8. Указанный отчет является источником оперативной информации о состоянии государственных финансов Российской Федерации.
Вместе с тем ежегодно на основании данных, полученных от субъектов РФ, от государственных внебюджетных фондов и данных по исполнению федерального бюджета, Федеральным казначейством составляется Отчет по статистике государственных финансов, который основан на Руководстве по статистике государственных финансов 2001 г. и включает в себя показатели активов, обязательств, финансового результата, а также все операции сектора государственного управления. Отчет по статистике государственных финансов подлежит опубликованию в ежегодном сборнике Международного валютного фонда по статистике государственных финансов.
При этом Министерство финансов РФ предоставляет Федеральной службе государственной статистики показатели, необходимые для составления национальных счетов.
В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк
России является организацией, ответственной за составление и предоставление всем пользователям банковской и денежной статистики, а также статистики платежного баланса Российской Федерации. Статистика Банка России подразделяется на две группы:
• статистика по банковской системе;
• статистика по денежно-кредитной сфере.
Для составления статистики по банковской сфере Банк России устанавливает формы и сроки предоставления кредитными организациями статистической отчетности. Кроме того, кредитные организации представляют бухгалтерскую отчетность в Банк России, которая также является источником формирования статистических данных.
При
этом в настоящее время
В
течение 2004 и 2005 гг. финансовая отчетность
кредитных организаций в
• Банком России для осуществления анализа деятельности кредитных организаций при выполнении надзорных функций, а также для применения мер надзорного реагирования в процессе надзора с 1 января 2006 г.;
• руководством кредитных организаций для целей анализа деятельности кредитных организаций.
Необходимо отметить, что переход банковского сектора на МСФО значительным образом повысит качество показателей отчетности, прозрачность отчетности и, следовательно, сыграет позитивную роль в формировании статистики по банковской системе.
Помимо статистики банковской деятельности, Банк России также предоставляет статистические данные по финансово-кредитным институтам, таким как финансовые компании, частные пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды.
Для составления статистических данных по денежно-кредитной сфере, ЦБ РФ имеет право запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц необходимую информацию.
Указанная информация является ключевой для составления следующих основных видов статистических отчетов:
Платежного баланса Российской Федерации;
Международной инвестиционной позиции Российской Федерации;
информации
по иностранным активам и
В
связи с этим Банк России наравне
с Росстатом и Минфином России
участвует в представлении
Стоит отметить следующие проблемы организации статистики финансов, существующие в настоящее время:
•
отсутствует единое законодательство
в области государственной
• существует дублирование функций по составлению и предоставлению статистических данных, не до конца налажен механизм выверки статистических данных между Минфином России, ЦБ РФ и Росстатом;
• ввиду отсутствия единой системы государственной статистики имеет место несогласование сроков представления статистической отчетности, из-за чего статистическая информация предоставляется несвоевременно.
Однако,
несмотря на указанные недостатки,
статистика финансов в Российской Федерации
является высококачественной информацией,
о чем постоянно
Формирование
единого экономического пространства,
появление международных
В
настоящее время разработкой
и принятием международных
Одним из самых известных статистических стандартов является система национальных счетов, разработанная и принятая в 1993 г. совместно
МВФ, ООН, ОЭСР, КЕС и ВБ. Система национальных счетов является основой, как терминологической, так и методологической, для большей части статистических стандартов, существующих в настоящее время - Статистика государственных финансов, статистика платежного баланса, Статистика внешнего долга.
Кроме
того, страны Европейского союза используют
Европейскую систему
Данные,
составленные по указанным стандартам,
регулярно публикуются
Международный валютный фонд осуществляет ежемесячную публикацию обзора статистики финансов стран-членов на основании представленных отчетов. Кроме того, ежегодно Международный валютный фонд осуществляет публикацию отраслевых сборников — по статистике государственных финансов, по платежному балансу и т. п.
Международный
валютный фонд и Всемирный банк уделяют
очень большое внимание обеспечению
качества публикуемой государствами-
Кроме того, существует программа технической помощи статистическим работникам государств-членов международных организаций.
Стоит также отметить, что применение в большинстве стран мира общепризнанных стандартов статистической информации послужило серьезным основанием для проведения бухгалтерских реформ, поскольку существующие системы не могли производить достаточные данные для составления статистической отчетности. В том числе, в основу бюджетной реформы в Российской Федерации положены понятия секторов экономики, метода начислений, которые даны в Руководстве по статистике государственных финансов 2003 г.
Кроме
упомянутых стандартов по составлению
статистических данных, существуют еще
стандарты распространения
Специальный стандарт распространения данных предназначен для стран переходного периода и предоставляет возможность гибкости в определении указанных параметров. В то же время Общий стандарт предполагает жесткое следование принципам и правилам, установленным Международным валютным фондом.
В
отличие от статистических стандартов,
стандарты распространения