Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:09, реферат
Цель работы – изучить основные направления статистических исследований в сфере туристической деятельности.
Задачи работы предполагают последовательное рассмотрение:
- основных направлений статистических исследований в сфере туризма и отдыха;
- понятия статистической информации и статистических показателей в сфере туризма и отдыха;
- статистики отдыха и туризма в Российской Федерации в 2009-2010 г.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные направления статистических исследований в сфере туризма и отдыха 4
2. Статистическая информация и статистические показатели в сфере туризма и отдыха 9
3. Статистика отдыха и туризма в Российской Федерации 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
СОДЕРЖАНИЕ
Статистика представляет собой отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных. Сбор и обработка статистических данных по отдыху и туризму осуществляются соответствующими отраслевыми государственными органами, на которые возложена реализация государственной политики и координация деятельности туристических организаций.
Туризм является одной из наиболее распространенных форм отдыха населения, который развивается более быстрыми темпами, чем другие виды аналогичных услуг. В связи с этим возрастает потребность в специализированной статистической информации, необходимой для анализа рынка туристских услуг, измерения туристских ресурсов и туристских потоков в местах назначения и на маршруте, объема и интенсивности поездок местных жителей, удовлетворения потребности населения в данных услугах, отраслевых инвестиций и т.д. Поэтому ведение статистики отдыха и туризма представляется весьма актуальным.
Объект исследования в работе – вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических данных.
Предмет исследования – статистика отдыха и туризма.
Цель работы – изучить основные направления статистических исследований в сфере туристической деятельности.
Задачи работы предполагают последовательное рассмотрение:
- основных направлений статистических исследований в сфере туризма и отдыха;
- понятия статистической
- статистики отдыха и туризма
в Российской Федерации в 2009-
В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» раскрываются основные понятия в области туризма. Туризм в этом документе определяется как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Под туристской деятельностью понимаются туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
В этом Законе также выделяются различные виды туризма:
- туризм внутренний – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
- туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
- туризм въездной – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
- туризм социальный – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
- туризм самодеятельный – путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.
Субъектом туристской деятельности в соответствии с Законом является турист. Турист – гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 ч до 6 мес. подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.
Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и других, предоставляемых в зависимости от целей путешествия.
Очевидно, к туризму можно отнести весь комплекс материально-вещественных, информационных, организационных и других предпосылок, обеспечивающих туристу условия, позволяющие удовлетворить туристский интерес и сформировать цели, которые побудили его к данному виду рекреации1.
Перечисление этих основных понятий показывает, что туризм – явление сложное, зависящее от многих социально-экономических, юридических, природно-климатических факторов и регулируемое ими. Опыт исследования подобных явлений свидетельствует, что наиболее перспективным здесь является системный подход.
Статистический подход к туризму делает возможным построение качественной модели его развития, где имеет место учет наиболее важных составляющих элементов.
Важнейшими составляющими
- туристские ресурсы;
- туристская индустрия;
- турист;
- туристский продукт;
- продвижение туристского продукта;
- туроператорская и турагентская деятельность2.
Первичным в туризме, на наш взгляд, можно считать объект туристского интереса. Таким объектом в самом общем понимании является некоторый территориально закрепленный комплекс свойств, обусловливающий у туристов интерес, побуждающий их предпринять туристскую поездку или другие действия для ознакомления с этим объектом. Под данное определение подпадают самые разнообразные объекты туристского интереса: зарубежные страны, отечественные культурно-исторические памятники (церкви, монастыри, уникальные объекты архитектуры, объекты, связанные с жизнью выдающихся исторических деятелей, и др.), природно-ландшафтные комплексы (парки, уникальные природные объекты: рощи, пещеры, водопады, озера, минеральные источники и т.п.); территории, характеризующиеся определенными природно-климатическими условиями (побережья морей, степи, пустыни, горы и др.). Территории, имеющие значительное число объектов туристского интереса или туристские ресурсы, обладают высоким потенциалом развития туризма, прежде всего уже тем, что в состоянии привлечь огромное число туристов.
Туристский интерес может
При более активном подходе к развитию туризма речь может идти уже об искусственном создании объектов туристского интереса с интенсивным использованием технологий воздействия на общественное сознание средств массовой информации. Примерами могут служить создание крупных развлекательных центров, инициирование традиций проведения различных мероприятий и т.п.3
В Российской Федерации статистический инструментарий в сфере туризма закреплен на государственном уровне. Приказом Росстата от 10 августа 2011 № 351 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере платных услуг, туризма и правонарушений» введены в действие формы отчетов о деятельности туристической фирмы, обязательные к заполнению и сдаче в уполномоченный орган.
Респондентами по форме федерального статистического наблюдения № 1 «турфирма» являются юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), за исключением микропредприятий, занимающиеся туристской деятельностью, если они зарегистрированы в Едином федеральном реестре туроператоров.
Респондент заполняет форму и предоставляет ее в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения. При наличии у респондента обособленных подразделений, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, форма заполняется как по каждому такому обособленному подразделению, так и по респонденту в целом без обособленных подразделений, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации. Заполненная форма по обособленному подразделению предоставляется респондентом в территориальный орган Росстата по месту нахождения этого обособленного подразделения, по респонденту в целом (без обособленных подразделений) – по месту нахождения респондента.
В случае, когда респондент (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности.
Руководитель юридического лица/индивидуальный
предприниматель назначает долж
В адресной части формы указывается полное наименование респондента в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках – краткое наименование. На бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и респондента, к которому оно относится.
Фирма-туроператор, имеющая собственные турагентства, выделенные на отдельный баланс, во избежание повторного счета предоставляет сведения без учета данных по этим агентствам и в качестве фактического вида туристской деятельности указывает туроператорскую. Если турагентства не выделены на отдельный баланс, то головная фирма должна включить данные по ним в свой отчет. Сами турагентства в этом случае форму не заполняют.
Турфирмы с сезонным характером работы (работающие не полный календарный год) предоставляют форму на общих основаниях.
Все стоимостные показатели в форме приводятся в тысячах рублей, с одним десятичным знаком, остальные показатели – в целых числах.
Турфирмы, которые в отчетном году, кроме туристской, занимались другими видами деятельности, показывают численность персонала без работников, выполняющих работу, связанную с другими видами деятельности. Турфирмы также выделяют: численность работников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование в сфере туризма (по специальностям: туризм, социально-культурный сервис и туризм и др.), женщин, работников в возрасте до 30 лет включительно, а также приводят среднюю численность работников по занимаемым должностям (менеджеры, гиды-переводчики, экскурсоводы).
Далее, турфирмы показывают все средства, поступившие от реализации туристского продукта (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Отдельно выделяются суммы полученных комиссионных, агентских и иных вознаграждений. Турфирмы, которые, кроме туристской деятельности, дополнительно занимаются реализацией авиа- или железнодорожных билетов, свои комиссионные, агентские и иные вознаграждения за их реализацию не показывают.
В форме № 1, помимо прочего, показываются средства, перечисленные поставщикам туристского продукта – резидентам российской экономики за услуги, оказанные на территории Российской Федерации.
Таким образом, анализ и обобщение статистической информации в сфере туризма и отдыха поставлены на государственный контроль, а обязательность предоставления субъектами туристического рынка статистической информации уполномоченному органу закреплена в нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Статистическая информация содержит совокупность сведений социально-экономического характера, которые поддаются наблюдению, передаются, преобразовываются, хранятся и используются для управления экономическими процессами. Характерными особенностями статистической информации являются массовость, периодичность получения и обработки данных, возможность длительного хранения.
Статистическая информация классифицируется по ряду общих признаков:
- место возникновения (предприятия и организации на областном уровне; министерства и ведомства, отчетность которых не централизована в органах государственной статистики);
- принадлежность к отраслям экономики;
- способ представления (почтовая, телеграфная связь);
- периодичность поступления (ежегодная, декадная, месячная, квартальная, полугодовая, годовая)4.
Статистика туризма исследует два взаимосвязанных потока информации. Один поток определяет спрос на туристские услуги со стороны потребителей. Изучается информация о социально-экономическом составе потребителей туристских услуг, в том числе их ориентации и предпочтения, объем и частота потребляемых услуг, возможные туристские расходы. Проводится анализ бюджетов времени населения, где определяются объем свободного времени, приоритетные виды и направления отдыха и досуга. Потребляемые услуги дифференцируются по социально-демографическим группам населения. По отдельным группам населения, например с разным уровнем платежеспособности и возраста, выявляются качество и частота потребляемых туристских услуг, предпочтения и намерения.
Другой поток информации определяет предложение туристских ресурсов и туристских услуг. Туристские ресурсы условно подразделяются на природные, исторические, социально-культурные. К туристским услугам относятся услуги по размещению, экскурсионные, транспортные, медицинские, финансовые, услуги по страхованию, обеспечению безопасности и др.
В последнее время появилась потребность в информации, характеризующей воздействие туризма на развитие национальной экономики. Такая информация должна быть текущей, т. е. иметь регулярный характер, формироваться на базе статистической отчетности, иметь одинаковую методологию исчисления, быть сопоставимой в разные временные периоды на уровне национальной экономики и на международном уровне. Макроэкономические показатели такой информации должны соответствовать Системе национальных счетов ООН 1993 г. (СНС-93)5.
Поскольку туризм представляет собой
собирательную отрасль или межв