Статистика отдыха и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:09, реферат

Описание

Цель работы – изучить основные направления статистических исследований в сфере туристической деятельности.
Задачи работы предполагают последовательное рассмотрение:
- основных направлений статистических исследований в сфере туризма и отдыха;
- понятия статистической информации и статистических показателей в сфере туризма и отдыха;
- статистики отдыха и туризма в Российской Федерации в 2009-2010 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные направления статистических исследований в сфере туризма и отдыха 4
2. Статистическая информация и статистические показатели в сфере туризма и отдыха 9
3. Статистика отдыха и туризма в Российской Федерации 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа состоит из  1 файл

Реферат Статистика отдыха и туризма.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

- статистическая отчетность федерального и регионального наблюдения по отраслям экономики: гостиницы и рестораны, транспорт и связь, аренда и предоставление услуг, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг;

- отчетность Минэкономразвития РФ, Госкомспорта России, Министерства культуры РФ, Министерства путей сообщения РФ, Федеральной пограничной службы РФ;

- выборочные обследования, проводимые Госкомстатом России, территориальными комитетами по статистике, другими организациями.

Госкомстат России на основе анализа  информационных потребностей органов управления, финансовых институтов и других структур, используя разнообразные источники, создает информационный фонд в области туризма по следующим направлениям:

- основные индикаторы развития туризма;

- труд и заработная плата в сфере туризма;

- международные туристские потоки;

- туристские перевозки;

- гостиничные предприятия;

- специализированные средства размещения;

- общественное питание;

- производство товаров для туризма;

- платные услуги в сфере туризма;

- цены на туристские услуги;

- финансы туристский сферы;

- инвестиции в сфере туризма;

- деятельность туристских фирм;

- туристские ресурсы;

- туристские зоны федерального значения в России;

- международные сравнения6.

Единицами информации выступают статистические показатели. Статистический показатель – обобщающая количественная характеристика свойства совокупности, особенности общественного явления. Статистический показатель – основная категория, посредством которой познается общественная жизнь. В статистическом показателе отражается мера развития общественных явлений в единстве качественной и количественной сторон. Статистика переводит экономические понятия в статистические показатели. Например, туристские услуги – это экономическое понятие, а объемы экспорта и импорта туристских услуг – статистические показатели, характеризующие данное понятие.

Для комплексной и разносторонней количественной характеристики явлений используется система статистических показателей. Под системой статистических показателей понимается совокупность взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей, характеризующих конкретные экономические явления и экономику в целом. Система статистических показателей используется для отражения сущности социально-экономических явлений, осуществления возможности регулирования видов деятельности, составления социально-экономических прогнозов. Показатели системы могут иметь одноуровневую и многоуровневую структуру. Структура системы определяется поставленными статистическими задачами.

Статистические показатели имеют  разный масштаб. Они могут характеризовать результаты развития экономики в целом (макроэкономические показатели), функционирование сектора или отрасли экономики (мезоэкономические показатели), работы отдельной организации (микроэкономические показатели).

По отношению к туризму целесообразно рассмотреть следующие группы статистических показателей: социально-экономические индикативные показатели; показатели развития туризма; индивидуальные показатели, характеризующие деятельность туристских предприятий и организаций7.

Социально-экономические  индикативные показатели являются в определенной мере индикаторами развития отраслей промышленности, видов услуг, в том числе туристских. По таким показателям судят о месте страны, региона в экономике, дается первоначальная оценка экономического и человеческого потенциала. В некоторой степени индикативные показатели представляют собой основу социально-экономического прогноза развития любого вида деятельности.

Важнейшими индикаторами государственной  социально-экономической политики являются: площадь территории; численность населения; произведенный валовой внутренний продукт (ВВП); объем экспортируемой продукции; среднегодовая численность занятых; среднегодовая численность безработных; среднемесячная начисленная заработная плата; денежные доходы населения; денежные расходы населения; средний уровень образования.

В качестве индикатора развития может выступать и единый интегральный показатель, отражающий уровень экономического развития регионов. Таким показателем, используемым в международной практике межстрановых сравнений, является индекс развития человеческого потенциала. Он рассчитывается на основе трех индексов – долголетия, уровня образования (включая грамотность взрослого населения) и валового внутреннего продукта в расчете на душу населения.

Показатели развития туризма представляют информацию о состоянии индустрии туризма и туристских ресурсов. Перечень основных показателей по туризму выбирается экспертами для характеристики туристского потенциала административно-территориальной единицы.

Разрезность статистической информации и состав показателей развития туризма  на каждом территориальном уровне управления обусловлены функциями, полномочиями и задачами административно-территориальной единицы. Число основных показателей на государственном и окружном уровнях может быть значительно меньше, чем на региональном и местном, где имеется потребность в более широкой оперативной информации. Например, основными показателями развития туризма федерального уровня являются численность прибывших иностранных граждан; граждан, выехавших за границу; экспорт и импорт туристских услуг; среднегодовая численность работников в сфере туризма; стоимость платных услуг населению; число гостиничных предприятий и специализированных средств размещения. На уровне субъекта Федерации и муниципального образования указанные статистические показатели дополняются показателями состояния туристских ресурсов, оценкой финансово-хозяйственной деятельности туристских предприятий и организаций, выплаченными налогами в региональный и местный бюджеты и др.

Индивидуальные показатели характеризуют объект или отдельную единицу наблюдения в сфере туризма – гостиницу, турфирму, туриста. Индивидуальные показатели представлены в формах статистической отчетности и других формах наблюдения.

3. СТАТИСТИКА ОТДЫХА И ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Туризм в России в настоящее  время переживает свой подъём. Большинство туристических центров России сосредоточено в Санкт-Петербурге и Москве, так как в этих городах расположены самые известные достопримечательности страны – Красная площадь, Собор Василия Блаженного, Кремль в Москве, Петропавловская крепость, Эрмитаж, храм Спаса на Крови в Петербурге. Туристов привлекает богатое культурное наследие и прошлое России. Кроме двух столиц большой популярностью пользуются небольшие города, знаменитые своей архитектурой, историей.

С 2005 до 2008 года численность туристов, обслуженных на территории России, увеличилась более чем на 50 процентов. Сейчас по приему иностранных туристов страна находится на 15 месте в мире. По прогнозам ВТО, в 2012 году Россия может переместиться на девятое место, а количество посетивших её туристов составит 29,5 миллиона человек. По данным Росстата, в 2009 году Россию посетили 2 млн. иностранных туристов (на 8 % меньше, чем в 2008 году), тогда как за рубеж отправились 11 млн российских туристов (-15 % к 2008 году).

Несмотря на то что Россия считается  одной из стран с самым холодным климатом, в её территорию входят области  с умеренным климатом, а города побережья Чёрного и Каспийского морей предлагают летние курорты Черноморского побережья Кавказа. Город Сочи известен своими пляжами (и общей дороговизной даже в сравнении со Средиземноморскими курортами). На курортах краснодарского края широко распространен семейный отдых. Несмотря на богатство достопримечательностями и быстрое развитие туризма Россия остаётся достаточно сложной страной для посещений, особенно для туристов из Западных стран. Туристов могут ожидать проблемы, специфические только для России.

В таблице 1 приведены данные по въездному и выездному туризму в России в 2010 году и их изменение  в  процентном выражении по сравнению с 2009 годом. Красным цветом отмечены снижения показателей 2010 года по отношению к предыдущему году, а синим – их увеличение.

 

Таблица 1. Въездной и выездной туризм в России в 2010 году

 

 

Анализ данных, приведенных в  таблице 1 показывает: выездной туризм продолжает набирать обороты довольно внушительными темпами. Практически по всем странам заметно солидное увеличение потока туристов из России. Во многие страны турпоток увеличился на 30-50%, а на Кубу выехало почти в 2 раза больше, чем в 2009 году, россиян. И только Норвегия, Румыния и особенно Словакия потеряли некоторое количество русских туристов.

В целом, выездной туризм увеличился на 32%, т.е. более чем на  треть или на 3 млн. туристов. Всего  же более 12 млн. российских туристов смогли выехать за рубеж в 2010 году. Это, конечно, меньше, чем в докризисные годы, но положительная динамика постепенного наращивания внешнего туризма налицо. В то же время въездной туризм практически не изменился, увеличившись только на 2%, что составило около 33 тыс. человек. Увеличилась популярность поездок в Россию у граждан Китая, Израиля, Турции, Кореи, Румынии, Хорватии, Малайзии, Словакии, Филиппин, Египта и Туниса. Турпоток из этих стран возрос более чем на 20%. В то же время более чем на 20% снизилось количество иностранцев из Канады, Литвы, Швеции и Греции.

На рис. 1 представлены наиболее популярные у российских туристов зарубежные страны в 2010 году.

 

Рис. 1. Выезд граждан России за рубеж  в 2010 г., чел.

 

Как видно, лидируют  Египет, Турция и Китай, вкусы и предпочтения россиян  в этом отношении практически не меняются на протяжении последних лет. Никакие негативные события в этих странах не могут повлиять, судя по статистике, на их популярность в качестве самых привлекательных мест отдыха (или шопинга, если рассматривать Китай).  По остальным странам также существенных перераспределений предпочтений россиян по сравнению с 2009 годом не произошло.

Далее (рис. 2) рассмотрим данные относительно въездного туризма.

 

Рис. 2. Въезд иностранных граждан  в Россию в 2010 г., чел.

 

 

 

Германия продолжает лидировать по количеству прибывших в Россию иностранцев. По-прежнему, наибольшим спросом пользуется Россия у граждан США, Китая, Великобритании, Финляндии и Италии, причем произошли небольшие перераспределения среди этих стран, и Китай вышел на третье место по количеству посетивших нашу страну иностранных туристов.

Подводя итоги проведенному анализу, можно отметить дальнейшее наращивание в 2010 году темпов выездного туризма и некоторую относительную стабильность въездного туризма.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с международными стандартами  различаются следующие три основных вида туризма:

- внутренний – путешествия жителей по собственной стране;

- въездной – путешествие по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;

- выездной – путешествия жителей какой-либо страны в другие страны.

Эти три основные виды туризма, по-разному  сочетаясь, составляют следующие категории:

- туризм в пределах страны – включает внутренний и въездной туризм;

- национальный туризм – охватывает внутренний и выездной туризм;

- международный туризм – состоит из въездного и выездного туризма.

При статистическом изучении туризма как отрасли социальной сферы предметом наблюдения становится прежде всего внутренний туризм – путешествия жителей по собственной стране. Непосредственно единицами наблюдения являются как туристские организации, так и потребители их услуг – отдельные лица или домашние хозяйства.

На территории России сбор и обработка  сведений о туристских (туристско-экскурсионных) учреждениях, туристских комплексах, гостиницах, базах, кемпингах, пансионатах осуществляются органами статистики на основе статистических отчетов, представляемых круглогодичными и сезонными туристско-экскурсионными учреждениями всех форм собственности (при наличии лицензии). Приказом Росстата от 10 августа 2011 № 351 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере платных услуг, туризма и правонарушений» введены в действие формы отчетов о деятельности туристической фирмы, обязательные к заполнению и сдаче в уполномоченный орган. Устанавливается количество туристских организаций и мест для отдыха, численность обслуженных туристов и экскурсантов, в том числе по видам маршрутов (автобусные, теплоходные и т.п.).

Более широкие сведения о состоянии  материальной базы туристских организаций, фактическом использовании сети, финансовой деятельности, видах предоставляемых услуг могут быть получены на основе специальных единовременных выборочных обследований. При этом в программу единовременного обследования наряду с показателями отчетности о числе мест коечного фонда и его использовании (числе предоставленных койко-суток) и численности обслуженных туристов включаются данные о числе спальных комнат и мест в них, благоустройстве мест проживания (наличие водопровода, горячего водоснабжения, душевых (ванн), канализации, отопления, телефонной связи и др.); о видах отдыха и развлечений, в том числе предоставляемых за отдельную плату; а также финансовые показатели деятельности туристского учреждения – стоимость одного койко-дня (туро-дня), доходы и их источники, расходы и их состав, количество выплат компенсаций туристам за нарушение условий договора.

Анализ приведенных данных позволяет  охарактеризовать туристские ресурсы, которыми располагают обследуемые объекты, их использование, уровень качества предоставляемых услуг, эффективность работы, соответствие предлагаемых туристских услуг спросу населения.

Для полноты характеристики рынка платных услуг одновременно с обследованием туристических организаций проводится социологический опрос туристов, который позволяет получить дополнительные данные об удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг, например, в части проживания, экскурсионного и транспортного обслуживания.

Выводы, сделанные на основе анализа  статистических данных, используются как для непосредственного улучшения деятельности туристских организаций, так и для разработки мероприятий при формировании или совершенствовании государственной политики в области туризма.

Информация о работе Статистика отдыха и туризма