Статистика профессионального образования населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:45, реферат

Описание

При оценке качества и уровня образования статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планировать стратегию дальнейшего развития. Анализ статистики профессионального образования позволяет заметить закономерности, присущие структуре высшего образования населения, а также обеспечить развитие и регулирование данной системы. Благодаря сведениям статистики, органы государственного управления имеют возможность выявлять и предотвращать проблемы в образовании, которые могут привести к серьезным негативным последствиям во всех сферах деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Источники информации об уровне образования населения……………....5
2. Уровень образования населения…………………………………………….6
3. Профессиональное образование населения:
3.1. Методологический аспект ………………………………………..11
3.2. Статистика профессионального образования…………………..13
Заключение…………………………………………………………….………..19
Библиографический список……………………………………………….……20

Работа состоит из  1 файл

основная часть.docx

— 45.92 Кб (Скачать документ)

       Исходя  из данных таблицы, можно сделать  выводы о том, что за период 1990-2003 гг. общая численность обучающихся выросла (на 1888,2 тыс. чел. за 10 лет), причем имеет место значительное увеличение числа лиц, обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах) – их число возросло в 2 раза за 10 лет, ‒ и лиц, обучающихся в аспирантуре и докторантуре – их число увеличилось в 2,2 раза за 10 лет. Также следует отметить повышение числа обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, колледжах) и заметное снижение (на 1,15% за 10 лет) численности лиц, проходящих обучение в учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических лицеях, колледжах). Нельзя также не заметить значительное снижение числа учащихся общеобразовательных учреждений на 1410,4 тыс. чел. (или на 7%) за период с 1990 по 2003гг. Подобная динамика, вероятнее всего, связана с демографической ситуацией в стране, а именно с сокращением рождаемости и, возможно, с повышением детской смертности, поскольку общее образование включает в себя дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее (последние три составляющих обычно включены в школьное образование детей).

 

3. Профессиональное образование населения.

3.1. Методологический аспект

       Система профессионального образования  включает разветвленную сеть государственных  высших, средних профессиональных учреждений, учебных заведений начального профессионального  образования, институты повышения  квалификации специалистов; учебные  центры для переобучения безработных, отделения и филиалы зарубежных учебных заведений, негосударственные  учебные заведения, центры дистанционного обучения.

       В целях правильного понимания  структуры профессионального образования  следует дать определения следующим  основным понятиям, которые используются в процессе статистического наблюдения.

       В соответствии с  Федеральным законом  «Об образовании» в Российской Федерации  установлены следующие образовательные  уровни (образовательные цензы):

       I. Общеобразовательный уровень:

  1. Начальное общее образование – образование, полученное при окончании начальной общеобразовательной школы.
  2. Основное общее образование – образование, полученное при окончании неполной средней общеобразовательной школы.
  3. Среднее (полное) общее образование – образование, полученное при окончании средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии и т.п., и подтвержденное аттестатом о среднем (полном) общем образовании.

       II. Профессиональный уровень:

  1. Начальное профессиональное образование – образование, полученное в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня) на базе основного (полного) общего образования.
  2. Среднее профессиональное образование – образование, полученное в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях). К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).
  3. Неполное высшее профессиональное образование – образование, полученное при завершении обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования в объеме не менее 2 лет срока обучения или при наличии диплома о неполном высшем образовании.
  4. Высшее профессиональное образование – образование, полученное в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Высшие учебные заведения – это учреждения, имеющие статус юридического лица и реализующие профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования. Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, институт, колледж. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения.
  5. Послевузовское профессиональное образование – образование, полученное в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

 

3.2. Статистика профессионального образования

       Система профессионального образования  в России в настоящее время значительно расширяется, ведь спрос на подобные услуги непрерывно растет. Вместе с тем в конце 90-х гг. данная ступень обучения существенно сократилась. За период с 1994 по 1998 г. число учреждений начального профессионального образования и прием в них уменьшились на 6% (с 4203 до 3954 учебных заведений, прием с 949 до 893 тыс. человек). Тенденция снижения наблюдается и в период с 2000 по 2002 г.: число учреждений сократилось на 50 (с 3893 до 3843), прием сократился 845 до 842 тыс. человек.

       Государственной статистикой учитываются число  учреждений начального профессионального  образования, численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучаются  движение учащихся, прием и выпуск, численность выпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономики и профессиональным группам.

       Основной  формой подготовки специалистов выступает  обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях, Государственная  статистическая отчетность деятельности учебных заведений данных видов, представляемая на начало учебного года, использует следующую систему показателей:

  • число и состав учебных заведений; показатели численности, состава и движения (прием, отсев, выпуск, перевод) учащихся;
  • результаты конкурса, распределение принятых по формам обучения (дневная, вечерняя, заочная), распределение студентов по формам обучения, по курсам, по отраслевым группам;
  • распределение выпускников по отраслевым направлениям и группам специальностей, их трудоустройство;
  • численность студентов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки.

       К показателям педагогических кадров в статистической отчетности относятся:

  • их численность;
  • распределение педагогов по уровню образования, стажу работы, возрасту, занимаемым должностям и окладам;
  • численность преподавателей, имеющих ученую степень кандидатов или докторов наук.

       Показатели  материально-технического обеспечения  учебных заведений характеризуют:

  • наличие и использование учебных и лабораторных зданий, помещений;
  • обеспеченность учебными местами, оборудованными компьютерами;
  • обеспеченность студентов местами в столовых, общежитиями и библиотеками.

       По  данным на начало учебного года в 2009 г. в России функционировали: 2564 государственных и муниципальных учреждения среднего профессионального образования, в которых обучались 2052,3 тыс. студентов; 662 государственных и муниципальных образовательных учреждения высшего профессионального образования с численностью студентов 6135,6 тыс. человек.

       В международных сопоставлениях используется показатель численности лиц, получающих образование третьего уровня, или третьей ступени (категории 5-7 Международной Стандартной Классификации Образования). Образование  третьей ступени обеспечивает получение среднего профессионального, высшего (университетского) и послевузовского (послеуниверситетского) образования. Значения данного показателя по некоторым странам мира приведены в нижеследующей таблице.

       Сбор  и разработка информации по группам  специальностей, областям знаний (наук), специальностям среднего и высшего  профессионального образования, направлениям подготовки (в высшем образовании) осуществляется в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО).

       Численность студентов третьей  ступени образования  на 1000 человек населения

                         год

  страна

1990 1995 1997 1999 2000 2001 2002
Россия  35 32 37 44 50 56 60
Австралия 29 53 56 561
Белоруссия2 33 31 35 41 43 46 49
Великобритания 23 31 33 34 35
Германия 26 26 26 25
Греция 19 31 36 371
Индия 6 6 10 10
Испания 31 41 44 46 46
Китай 3 5 5 6 4
Норвегия 34 42 42 43 42
Польша 14 19 28 37 41 44
США 55 53 50 48 49
Украина2 32 30 32 36 39 44 47
Франция 30 36 35 34 34
Швеция 23 30 32 39 40
Япония 23 30 31 31 31

   11998 г.

   2 Студенты средних профессиональных и высших учебных заведений.

       Как видно из таблицы, в России за период с 1990 г. по 2002г. число студентов, получающих образование третьей ступени (на 1000 человек населения), возросло почти в 2 раза. В то же время следует отметить такие страны, как Австралия, Греция, Польша, в которых процесс повышения численности таких учащихся за период с 1990 г. по 1999г. протекал гораздо интенсивнее. Одновременно с тем, существуют страны, в которых снижалось число учащихся третьей ступени из расчета на 1000 человек населения: Германия, США. Особо хочется отметить такие страны, как Индия и Китай, в которых численность студентов третьего уровня обучения чрезвычайно мала: 10 учащихся на 1000 человек населения в Индии и 4 учащихся на 1000 человек населения в Китае.

       На  основе данных ведомственной статистики разработана методика определения  рейтинга высших учебных заведений. Система показателей высших учебных заведений, подготовленная Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России совместно с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов, включает следующие разделы:

  • оценка качества подготовки выпускников, их соответствие квалификационным требованиям;
  • характеристика содержания образования;
  • качество набора;
  • эффективность системы оценок качества подготовки выпускников и студентов;
  • состояние кадрового потенциала;
  • состояние структуры вуза;
  • эффективность научно-исследовательских работ;
  • эффективность взаимосвязей учебного и исследовательских процессов;
  • финансовое, материальное обеспечение вуза;
  • состояние технологии обучения;
  • эффективность оценки и аттестации преподавателей.

       Каждый  из приведенных выше разделов содержит определенный набор показателей, раскрывающих содержание данного раздела. Например, первый раздел «Оценка качества подготовки выпускников, их соответствие квалификационным требованиям» включает следующие показатели:

    1. Процент выпускников, решивших комплексное квалификационное задание (по отношению к общему списочному составу).
    2. Средний балл решавших комплексные квалификационные задания.
    3. Процент решивших комплексные контрольные задания на «хорошо» и «отлично».
    4. Средний балл дипломных проектов и работ.
    5. Процент дипломных проектов и работ, защищенных на «хорошо» и «отлично».
    6. Оценка качества подготовки выпускников их руководителями на предприятиях, фирмах.
    7. Процент студентов, подготовка которых осуществляется на основе трехсторонних договоров.
    8. Процент выпускников, имеющих работу по специальности (на основе данных результатов трудоустройства).

Информация о работе Статистика профессионального образования населения