Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:47, курсовая работа
Рынок труда представляет собой важнейший элемент народнохозяйственного рынка, что обусловливает важность изучения основных закономерностей его формирования и функционирования. Именно в его рамках реализуются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства – рабочей силы. В любой стране рынок труда находится под пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственно связан с человеком, его жизнью, благосостоянием, развитием о воспроизводством.
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Рынок труда………………………………………….……...….….…5-21
§ 1.1. Понятие, структура, значение рынка труда, его виды………...….5
§ 1.2. Понятие трудовых ресурсов и занятости…………..………….…..9
§ 1.3. Спрос и предложение на рабочую силу……………….....…...….13
§ 1.4. Рынок труда и заработная плата……….…………….………..….16
§ 1.5. Дискриминация на рынке труда…………………………….….…19
Глава 2. Спрос и предложение на российском рынке труда……………....21-25
§ 2.1. Уровень сбалансированности спроса и предложения на рынке
труда…………………………………………………………………..….21
Глава 3. Статистический анализ показателей оплаты труда и занятости...26-31
§ 3.1. Статистический анализ показателей занятости………………….26
§ 3.2. Статистический анализ оплаты труда……………………………31
Заключение……………………………………………………………………….32
список использованных источников…………………………………...……...34
Под влиянием рыночных преобразований
за последние годы профессионально-
Сдвиги в профессиональном составе работающих отражают изменения в масштабах и отраслевой структуре спроса на рабочую силу. Это обусловлено, во-первых, снижением в результате спада производства доли инженерно-технических специалистов всех профилей и рабочих индустриальных профессий (металлообработчиков, текстильщиков, отдельных групп строителей), во-вторых, увеличением численности финансистов, управленцев, работников, имеющих новые профессии в сфере услуг и в отраслях рыночной инфраструктуры.
Рыночные реформы и экономический кризис в наибольшей степени повлияли на сокращение потребности в рабочей силе двух крупных профессиональных групп, характерных для занятости индустриального типа: инженеров и рабочих-станочников.
Вынужденную профессиональную мобильность демонстрируют также работники науки и научного обслуживания. Объективные обстоятельства (недофинансирование этого сектора, низкая заработная плата) побуждают наиболее активных представителей этой сферы кардинально менять свою профессиональную принадлежность и вид деятельности (другое дело, как это сказывается на научно-техническом и творческом потенциале страны).
Отечественная система профессионального обучения, естественно, реагировала на колебания спроса на рабочую силу. В большей степени это относится к учреждениям высшего и среднего специального образования: менялись структура образовательных заведений (появилось, например, двухступенчатое высшее образование, негосударственные формы обучения), сроки, программы и методы обучения.
Снижение спроса на рабочих в промышленности поставило в сложное положение учреждения профессионально-технического обучения. В середине 90-х годов запаздывающая перестройка системы профессиональной подготовки рабочих кадров усугубила положение на соответствующем профессиональном сегменте рынка труда. В последние годы все более ощутимой становится нехватка высококвалифицированных рабочих кадров, которая может усилиться при переходе к экономическому росту.
Данные 2007 года о приеме
учащихся в профессиональные учебные
заведения страны позволяют составить
представление о том, сколько и каких специалистов
выйдет на рынок труда в 2012 году. Сопоставление
этой информации с возможными структурными
изменениями в профессионально-
Если в первые пореформенные годы в учреждениях начального профессионального образования готовилось около половины квалифицированных рабочих, то к 2007 году - 30%. Количество принятых в техникумы практически не изменилось, а в высшие учебные заведения - возросло с 23 до 40%. По прогнозам, численность выпускников вузов по всем группам специальностей за пять лет увеличится в 1,8 раза.
То, что большее количество российских граждан получит высшее образование, безусловно, положительное явление. Однако возникает опасность неэффективного использования труда дипломированных специалистов. Опыт развитых экономик свидетельствует о том, что существует масса профессий, для овладения которыми достаточно одно-, двухгодичного обучения (медицинские сестры, техники и технологи, организаторы туристического, рекламного, рекреационного обслуживания и так далее). Их подготовка значительно дешевле, нежели специалистов высшей квалификации, при этом труд этой категории работников стабильно востребован.
Ожидается, что в 2012 году выпуск молодых специалистов, получающих инженерные специальности, сократиться вдвое. Тем не менее данная группа останется одной из самых крупных - примерно 22% всех выпускников высшей школы, уступая по численности только группе специалистов в области экономики и управления. Для развитых стран такая ситуация не типична: на долю инженеров там приходится не более 10-15% выпускников. Зато система их подготовки гораздо более гибко реагирует на изменения спроса на рабочую силу.
Сокращение масштабов подготовки инженерных кадров происходит в нашей стране без увязки с перспективными потребностями экономики. Так, начавшееся в 1994 году уменьшение приема студентов по 22 инженерным специальностям в первую очередь затронуло область информационных технологий. Более 40% совокупного снижения объемов подготовки пришлось на специальности: информатика и вычислительная техника, радиотехника и связь, приборостроение. Стоит напомнить, что именно эти специальности в развитых экономиках наиболее востребованы и количество таких специалистов в составе занятого населения увеличивается.
Вместе с тем сохраняется опасность перепроизводства инженерных кадров по ряду традиционных специальностей (энергетика и энергомашиностроение, машиностроение и металлообработка, технологические машины и оборудование), а значит, и увеличения безработицы среди них.
Подготовка кадров по специальности «экономика и управление» увеличится в наибольшей степени: количество выпускников возрастет почти в 2,6 раза; по гуманитарно-социальным специальностям - в 1,7 раза. Такая динамика находится в русле общемировых тенденций гуманитаризации образования и в целом соответствуют потребностям экономики.
Численность выпускников медицинских и педагогических институтов постоянно увеличивается, однако, закончившие вузы в 60% случаев трудоустраиваются не по специальности. Так же поступают до 50% молодых инженеров, 70% выпускников сельхозинститутов, 30-40% врачей, экономистов, юристов. Все это свидетельствует о просчетах в определении перспективной потребности в квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям.
Относительно высокий
доход, получаемый от работы, стал основным
стимулом межотраслевых и межпрофессиональных
перемещений, отодвинув на второй план
такие мотивы выбора рабочего места, как
удовлетворенность характером и содержанием
труда, степенью их соответствия полученному
профессиональному образованию. За исключением
относительно небольшой группы работников
перспективных рыночных профессий, переток
рабочей силы нередко осуществляется
с потерей профессиональной квалификации.
В результате рынок труда в профессионально-
Следует отметить то, что работники, имеющие среднее и особенно высшее профессиональное образование, оказались наиболее мобильными, способными в короткие сроки адаптироваться к рынку труда. Уровень безработицы экономически активных граждан с высшим образованием - самый низкий по сравнению с другими группами населения.
Что касается возрастных критериев, то каждый третий безработный сегодня находится в возрасте до тридцати лет. Основные причины низкой конкурентоспособности молодежи состоят в недостатке профессиональных знаний, отсутствии необходимой квалификации и трудовых навыков. Нежелание работодателей нести дополнительные издержки по повышению профессионального уровня новых сотрудников приводит к тому, что молодежь сейчас является одной из самых уязвимых категорий на рынке труда.
3.Статистический
анализ показателей оплаты
3.1. Статистический анализ показателей занятости
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю октября 2012 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в октябре 2012 года составила 75,5 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 71,5 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев Международных Организаций Труда (МОТ) (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Рисунок 1.
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в октябре 2012 года составил 5,3% (без исключения сезонного фактора).
Рисунок 2.
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в октябре 2012 года составил 64,5%.
Таблица 1. Экономическая активность населения
(без корректировки сезонных
2012 год |
Октябрь 2012 год (+,-) к | ||||||||
III квартал |
август |
сентябрь |
октябрь |
октябрю 2011г. |
сентябрю 2012г | ||||
| |||||||||
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) |
76341 |
76448 |
76172 |
75525 |
-108 |
-647 | |||
занятые |
72319 |
72493 |
72187 |
71501 |
673 |
-686 | |||
безработные |
4022 |
3955 |
3985 |
4023 |
-782 |
38 | |||
| |||||||||
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет) |
68,9 |
69,0 |
68,7 |
68,1 |
-0,1 |
-0,6 | |||
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) |
65,2 |
65,4 |
65,1 |
64,5 |
0,6 |
-0,6 | |||
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения) |
5,3 |
5,2 |
5,2 |
5,3 |
-1,1 |
0,1 |
По сравнению с сентябрём 2012 года численность занятого населения в октябре уменьшилась на 686 тыс.человек, или на 1%, численность безработных увеличилась на 38 тыс.человек, или на 1%. По сравнению с октябрём 2011 года численность занятого населения выросла на 673 тыс.человек, или на 1%, численность безработных сократилась на 782 тыс.человек, или на 16,3%.
Общая численность
безработных, классифицируемых
Как показывают
материалы обследований
Численность безработных снизилась с 5,1 млн.человек в октябре 2010 года до 5,0 млн.человек в ноябре 2010 года; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения - с 6,8% до 6,7%.
Безработица по полу
и виду поселения. Среди
Безработица городского
и сельского населения
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в октябре 2012 года составил 34,5 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 30,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,9%, 20-24 лет - 25,8%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (25,1%) и 20-24 лет (13,9%). По сравнению с октябрем 2011 года уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 8,5 процентных пункта, в возрасте 20-24 лет - увеличился на 1,1 процентный пункт.
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в октябре 2012 года составил 14,9%, в том числе среди городского населения - 13,2%, среди сельского населения - 19,0%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,8 раза, в том числе среди городского населения - 4,3 раза, сельского населения - 3,5 раза.